УДК 159.9.072
Kholodkova O.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Kabanchenko E.A., teacher-psychologist, MBU DO "DOO (p) C" "Valeological Center" (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE PARTICULAR FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF TEENAGERS. The problem of psychological competence of parents of teenagers is examined in the work. The age-related features of modern teenagers are analysed and specified. The authors describe the complexity of the relationship between parents and adolescents at the present stage of the development of society. The article gives a new definition of the psychological competence of parents. The authors underline the relevance of the research of psychological competence of parents in connection with the Federal Standard and new Conception of development of psychological service of education in Russian Federation. In the article the results of research of features of psychological competence of parents are described from the standpoint of its three components: cognitive, emotional and behavioral. As a result of the research the authors reveal the specific features of psychological competence of parents that can be developed and adjusted within the service of practical psychology of education.
Key words: child-paternal relations, teens, psychological competence of parents.
О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет»,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Е.А. Кабанченко, педагог-психолог, МБУДО «ДОО(п)Ц» «Валеологический центр», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается проблема психологической компетентности родителей подростков. Анализируются и уточняются возрастные особенности современных подростков. Обозначаются сложности взаимоотношений родителей и подростков на современном этапе развития общества. Даётся определение психологической компетентности родителей. Авторы подчёркивают актуальность исследования психологической компетентности родителей в связи с ФГОС и новой концепцией развития психологической службы образования в РФ. В статье описываются результаты исследования особенностей психологической компетентности родителей в русле изучения трёх её компонентов: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В результате выделяются дефицитарные особенности психологической компетентности родителей, которые могут быть развиты и скорректированы в рамках деятельности практической службы психологии образования.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, психологическая компетентность родителей.
Подростковый возраст является наиболее трудным периодом в жизни ребёнка и его родителей, в этот период происходит наибольшее количество конфликтов в отношениях детей и родителей, что связано с особенностями возраста - переходом ребёнка от детства во взрослую жизнь.
Вместе с известными проблемами подросткового возраста (проблемы самосознания, поиска собственной идентичности, осмысление своих эмоций, освоение ведущей деятельности, развитие рефлексии и самосознания) современное подростни-чество обнаруживает новые психологические особенности.
Всё возрастающую экономическую состоятельность подростка (зарабатывает себе на жизнь с помощью ведения блога) отмечает К.Д. Хломов. На контекстуальную идентичность образа Я современных подростков указывает К.Н. Поливанова, объясняя этот феномен многообразием социальных ролей подростка [1].
Дефицит близких отношений подростков и родителей (из-за занятости последних на работе, либо из-за собственного неумения строить эмоционально близкие отношения), как считает С.В. Кривцова, приводит к эмоциональной отчуждённости подростка и отсутствию определённости, нехватке внутренних и внешних опор в построении своей взрослой жизни [2].
К изменениям в жизни современного подростка следует отнести и изменения в семейной среде и детско-родительских отношениях. К.Д. Хломов выделяет семьи с одним родителем, семьи, в которых подростка воспитывает община, сложносочинённые семьи (семья мамы и отчима, семья папы и мачехи). Л.А. Назарова, О.А. Сковычева, Н.Г. Инсарова отмечают тенденцию исключения подростка из решения бытовых проблем и задач семьи, наличие приоритета учёбы. К особенностям взаимоотношений подростков и родителей А.А. Бочавер, К.Д. Хломов и А.В. Жилинская относят множественность и временность форм существования семьи, понимание семьи как «психотерапевтического союза», размывание детско-родительских ролей, «кризис родительства» и сложности использования собственного опыта родителя для поддержки и помощи ребёнку в силу изменения общества. Поколения подростков и родителей, имеющие отдельные пространства для общений, занятий, становятся всё более изолированными друг от друга [3].
Тем не менее, пространство семьи и родители, как отмечают Т.Д. Марцинковская и И.В. Чумичева в своих исследованиях, остаются для современных подростков одним из важнейших институтов социализации, оказывают большое влияние на формирование идентичности [4].
Данные особенности подросткового возраста сопровождают изменения родительских позиций и взглядов. Подростковый возраст ставит перед родителями задачи собственных изменений, изменений позиций в отношениях с ребёнком, что невозможно без работы над собой, собственным личностным ростом и развитием.
Все вышеуказанные проблемы, а также современные социально-экономические преобразования, наличие стрессоген-ных факторов (экономическая нестабильность, кризис семьи, увеличение числа разводов) являются основанием для потери современными родителями уверенности в собственных силах, возникновению потребности (а затем и привыканию) обращаться за информацией по воспитанию и развитию ребенка к Интернет-ресурсам и собственным родителям. Однако старшее поколение воспитывало своих детей в условиях другой социально-экономической реальности, и в опыте бабушек и дедушек нет знаний о современной действительности. А Интернет-ресурсы не могут учесть индивидуальных особенностей конкретной семьи и ребёнка, гарантировать достоверность информации. Даже несмотря на обилие литературы по вопросам развития, воспитания детей и отношения с подростками, теоретическая подкованность в вопросе воспитания не гарантирует успех родителям на практике.
Родитель нуждается в психологической поддержке с целью формирования психологической компетентности, осознания ценности собственного родительского опыта, приобретения новых знаний и навыков эффективной коммуникации, взаимодействия с ребёнком.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором идёт речь о необходимости создания условий для развития психолого-педагогической компетентности не только педагогических работников, но и родителей, а также на концепцию развития психологической службы образования
в Российской Федерации на период до 2025 года, где одной из целей является повышение уровня психологической культуры и компетентности родителей как участников образовательного процесса, мы считаем, что повышение и развитие психологической компетентности родителей - одна из задач психологической службы образовательного учреждения.
Для психологической науки проблема психологической компетентности родителей является новой, недостаточно изученной. На сегодняшний день ещё нет единства в определении того, что представляет собой психологическая компетентность родителей. В научной литературе исследуются близкие понятия и категории, такие как феномен родительства (Р.В. Овчарова), особенности проявления отцовства (И.С. Кон), проблема материнства (В.И. Брутман, В.А. Рамих, М.С. Радионова). Исследуются стили семейного воспитания такими учёными, как А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.Я. Варга, А.И. Захаров. Проблемы родительства и детско-родительских отношений изучали А. Адлер, Т.П. Гаврилова, В.И. Гарбузов, А.Н. Елизаров. Об особенностях психического развития детей подросткового возраста и роли данного периода в становлении личности человека упоминается в работах Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.А. Реана, Д.И. Фельдштейна, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконина.
Как считает Д.И. Фельдштейн, развитию родительской неэффективности способствуют низкий уровень развития навыков конструктивного общения с детьми, сниженная родительская мотивация, перенос личных проблем на ребёнка. При этом «возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности» [5, с. 48].
На наш взгляд, в рамках психолого-педагогического сопровождения могут не только решаться конкретные трудности обучения, развития и воспитания детей, но и происходить становление и формирование психологической компетентности родителей.
Рассмотрев психологические проблемы родительства и детско-родительских отношений, мы пришли к выводу, что для современной семьи характерна проблема психологически несостоятельного, некомпетентного родительства, проявляющегося в нарушении детско-родительских отношений, незнании возраст-но-психологических особенностей детей, конструктивных приёмов и методов взаимодействия, недооценке значения семейного воспитания для личности ребёнка, невозможности создать условия для гармоничного развития личности ребёнка.
Ресурсом развития гармоничных детско-родительских отношений, функциональных семейных отношений, по мнению учёных, может стать развитие психологической компетентности родителей. Однако данный феномен в психологической науке мало исследован. Мы считаем, что для изучения психологической компетентности родителей стоит рассмотреть близкие понятия.
В исследовании педагогической компетентности родителя В.В. Селина выделяет личностно-деятельностные характеристики компетентного родителя: готовность и способность принимать ребёнка как ценность, наличие базовых психолого-педагогических знаний, применение разнообразных способов сотрудничества с ребёнком в процессе деятельности, выполнение функции социализации ребёнка в процессе семейного воспитания [6]. Проявлением родительской компетентности, по мнению М.А. Евдокимовой, является способность родителя организовать семейную социально-педагогическую среду, в которой произойдет формирование социальных навыков ребёнка [7].
Как характеристики компетентного родителя Г.Г. Филиппова выделяет способность установить доверительный контакт, умение чувствовать состояние ребёнка и понимать его поведение, умение точно определить, что и как надо сделать для своего ребёнка именно сейчас, уверенность в своих действиях [8].
Говоря о структуре родительской компетентности, Р.В. Овчарова, Н.И. Мизина и М.О. Ермихина рассматривают три её составляющих: когнитивная компетентность, эмоциональная компетентность, поведенческая компетентность. Компетентный родитель, по мнению Р.В. Овчаровой, способен видеть реальную ситуацию роста и развития ребёнка, вносить изменения, он не склонен переживать страх за то, что он «плохой», переносить этот страх на ребёнка. Компетентный родитель знает и понимает, что необходимо меняться, учиться самому [9].
Проанализировав научную литературу по проблемам психологической компетентности, родительской компетентности, педагогической компетентности родителей, а также по проблемам родительства, мы определили психологическую компетентность родителей как систему психологических знаний, умений и навыков родителей в вопросах развития и воспитания ребёнка,
представлений о родительстве, о себе в роли родителя, а также эффективное применение данной системы в процессе решения воспитательных задач и задач развития, возникающих в детско-родительских отношениях. Отличительной чертой психологической компетентности родителей является осуществление эффективного взаимодействия родителей с детьми, создание атмосферы доверия, положительного и позитивного эмоционального фона в отношениях. Наличие психологической компетентности позволяет родителям использовать, применять и опираться не только на знания и опыт, накопленный общественно-историческим опытом и наукой, но и признавать приоритет собственного опыта, знаний, представлений и своих родительских чувств.
В структуре психологической компетентности мы выделяем 3 компонента:
1. Когнитивный компонент отвечает за наличие знаний и представлений о родительстве, о себе как о родителе, о своём ребёнке, о возрастно-психологических особенностях развития детей, о конструктивных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о том, какие чувства родитель должен испытывать к своему ребёнку, знания об ответственном и безответственном поведении родителя.
2. Эмоциональный компонент включает в себя субъективное ощущение и переживание себя как родителя, чувства и отношение к ребёнку, эмоциональный фон родителя при осуществлении воспитательных функций, при общении и взаимодействии с ребёнком, эмоциональные переживания при оценивании себя как родителя, а также умение конструктивно реагировать на собственные отрицательные эмоции и эмоции ребёнка, навыки саморегуляции.
3. Поведенческий компонент раскрывается через деятельность, умения и навыки родителя по осуществлению родительских функций и обязанностей, проявляющихся в стиле воспитания, формах и способах взаимодействия с ребёнком, в характере обращения с ним. Так же поведенческий компонент включает в себя контроль своего поведения и эмоций.
Цель нашего исследования - изучить особенности психологической компетентности родителей подростков. Выборку исследования составили 56 матерей в возрасте от 31 до 51 года, имеющие ребёнка-подростка.
Психологическая компетентность родителей измерялась нами по трём параметрам. Когнитивный компонент измерялся с помощью методики «Представления об идеальном родителе» РВ. Овчаровой. Автор выделяет три составляющих когнитивного компонента: когнитивный аспект, эмоциональный аспект и поведенческий аспект. Эмоциональный компонент психологической компетентности родителей измерялся с помощью опросника «Сознательное родительство», разработанного М.О. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой. В нашем исследовании мы анализировали показатели по таким шкалам, как родительские позиции, чувства, ответственность, отношение. Мы считаем, что данные шкалы наиболее полно раскрывают эмоциональный компонент психологической компетентности родителей. Поведенческий компонент психологической компетентности родителей измерялся с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис (опросник для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года).
Данные, полученные в ходе исследования когнитивного компонента психологической компетентности родителей, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования когнитивного компонента психологической компетентности родителей подростков
(Опросник «Представления об идеальном родителе», разработанного Р.В. Овчаровой)
Аспекты когнитивного компонента психологической компетентности Уровни
низкий, % средний, % высокий, %
Когнитивный аспект 25,00% 64,29% 10,71%
Эмоциональный аспект 69,64% 25,00% 5,36%
Поведенческий аспект 35,71% 41,07% 23,21%
Мы видим, что у большинства матерей был выявлен средний уровень когнитивного и поведенческого аспекта когнитивного компонента психологической компетентности, низкий уровень эмоционального аспекта когнитивного компонента психологической компетентности. Остановимся на каждом из них подробнее.
Первый аспект - когнитивный, то есть знания и представления родителей о процессе воспитания ребёнка, о родительстве в целом, о себе в роли родителя, родительских функциях и ответственности. Так, низкая выраженность данного аспекта характерна для 25% испытуемых, средний уровень (норма) наблюдается у 64,29% испытуемых, высокий - у 10,71% респондентов. Можно сделать вывод, что большинство матерей подростков обладают достаточным количеством знаний, опыта и представлений о процессе развития и воспитания ребёнка. Знают о том, какие функции и роли выполняет родитель, в чём зона его ответственности. Но родители испытывают дефицит знаний и представлений о процессе родительства, роста, развития и воспитания ребёнка.
Следующий аспект, который был проанализирован в когнитивном компоненте психологической компетентности родителей - это эмоциональный аспект. Итак, здесь низкий уровень выраженности характерен для 69,64% испытуемых, средний уровень (норма) показали 25% испытуемых, а высокий уровень был выявлен у 5, 36%. Можно говорить о том, что родители обладают недостаточным количеством знаний об эмоциональной составляющей детско-родительских отношений, о приоритетности, важности родительской любви, доверительном контакте с ребёнком, о способах отреагирования на эмоциональные состояния подростка, представлений о том, как работать со своими эмоциями, которые возникают по отношению к ребёнку, к себе (как к родителю), к воспитательным ситуациям.
Большинство матерей со средним и высоким уровнем выраженности поведенческого аспекта когнитивного компонента психологической компетентности родителей (41,07% и 23,21% соответственно) разбираются в вопросах приоритетности типов и форм поведения, способах взаимодействия в отношениях с ребёнком, конструктивности и деструктивности определённых стилей воспитания, однако, у 35,71% матерей проявляется низкий уровень осведомлённости в данном аспекте. Это может указывать на то, что родители могут выбирать негармоничные стили и типы семейного воспитания, не учитывая возрастно-психологи-ческих особенностей подростков.
Проанализировав различные аспекты когнитивного компонента психологической компетентности родителей (знания и представления о развитии и воспитании ребёнка, об эмоциональной составляющей детско-родительских отношений, о приоритетности форм взаимодействия и стилей воспитания ребёнка), мы можем говорить о том, что для испытуемых характерно наличие знаний и представлений о психологических особенностях развития, воспитания детей, о своих родительских функциях, ответственности и о своей роли родителя. Стоит отметить, что наблюдается серьёзный дефицит знаний и представлений в области эмоционального аспекта, нехватка знаний в области когнитивного и поведенческого аспекта для некоторых респондентов.
Анализируя эмоциональный компонент психологической компетентности, мы выявили, что степень проявления у родителей таких составляющих, как родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительское отношение, стремиться к максимальному значению. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования эмоционального компонента психологической компетентности родителей подростков (Опросник «Сознательное родительство», разработанного М.О. Ермихиной)
Опираясь на средние показатели выборки и среднее значение по шкале, мы можем говорить о высокой степени проявления у матерей положительных эмоциональных переживаний, сопровождающих процессы родительства и воспитания детей, о проявлении положительных чувств и отношении к себе как к родителю, к своим родительским обязанностям и функциям, к своему ребёнку.
Результаты исследования поведенческого компонента психологической компетентности родителей подростков представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования поведенческого компонента психологической компетентности родителей подростков (Опросник «Анализ семейных взаимоотношений», разработанный Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкис)
Чрезмерная выраженность диагностиче-
ского значения
Стили семейного воспитания n %
1. Гиперпротекция (Г+). 6 10,71%
2. Гипопротекция (Г-) 0 0,00%
3. Потворствование (У+). 0 0,00%
4. Игнорирование потребностей подростка (У-). 0 0,00%
5.Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+). 2 3,57%
6. Недостаточность обязанностей подростка (Т-). 10 17,86%
7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). 8 14,29%
8. Недостаточность требований-запретов к ребёнку (3-). 19 33,93%
9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+). 2 3,57%
10. Минимальность санкций (С-). 31 55,36%
11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). 10 17,86%
Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, 3-, С-). 0 0,00%
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). 1 1,78%
Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, З±, С±) 0 0,00%
Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+, З±, С±) 0 0,00%
Гипопротекция (гипоопека, безнадзорность) (Г-, У-, Т-, 3-, С±). 0 0,00%
Жестокое обращение (Г-, У-, Т±, 3±, С+) 0 0,00%
Структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи
12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). 4 7,14%
13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК). 2 3,57%
Проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств (ПНК). 3 5,36%
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). 0 0,00%
Особенности функционирования системы взаимных влияний
Родительские позиции Родительские чувства Родительская ответственность Родительское отношение
Среднее значение составляющих эмоц. компонента 23,16 23,67 24,92 26,21
Максимальное значение по шкале 30 30 30 30
14. Воспитательная неуверенность родителей (ВН). 3 5,36%
15. Фобия утраты ребёнка (ФУ). 3 5,36%
Работа механизмов семейной интеграции
16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 0 0,00%
19. Предпочтение мужских качеств (ПМК). 9 16,07%
20. Предпочтение женских качеств (ПЖК). 0 0,00%
Результаты, полученные с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис, позволяют выделить в поведенческом компоненте психологической компетентности родителей подростков следующие тенденции:
1) Наличие родительской неуверенности, неустойчивости и противоречивости в стиле воспитания. Возможно, это является следствием недостаточной информированности родителей о конструктивных способах взаимодействия с ребёнком, сниженном уровне когнитивного компонента психологической компетентности родителей.
2) Проявление «навязчивой заботы», гиперопеки, ограничение подростка в его свободе, ограждение от возможных трудностей и проблем, излишний уход за ребёнком.
3) Сохранение отношений к подростку как к младшему школьнику, восприятие его незрелым, несамостоятельным, неспособным решать задачи своего возраста, вместо того, чтобы помочь подростку осуществить постепенный переход к взрослости, помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни.
4) Недостаточность требований, санкций, запретов, границ и рамок в детско-родительских отношениях дезорганизуют подростка, что может вести к ухудшению процессов адаптации и социализации в среде сверстников, школе, социуме.
5) Наличие ожиданий от ребёнка помощи в решении собственных проблем (супружеские отношения, личностный рост).
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что психологическая компетентность родителей подростков характеризуется рядом особенностей.
Большинство родителей обладают достаточным количеством знаний и представлений о процессах развития, воспитания и родительства. Однако родители испытывают дефицит знаний об эмоциональной составляющей отношений с ребёнком, то есть о том, как правильно отреагировать на эмоциональные проявления подростка, как справиться с собственными отрицательными чувствами, возникающими в различных воспитательных ситуациях, о роли доверия и любви в детско-родительских отношениях. При этом родители склонны обладать высокой степенью положительных переживаний и эмоций по отношению к родительству и воспитанию детей, к себе как к родителю, к своим родитель-
Библиографический список
ским обязанностям и функциям, к своему ребёнку. Данное противоречие между знаниями об эмоциональной составляющей детско-родительских отношений (когнитивный компонент) и наличием высокий степени положительных, позитивных переживаний, чувств, эмоций по отношению к родительству, воспитанию, ребёнку и к себе, как к родителю (эмоциональный компонент), указывает на недостаточную ориентированность родителей в данном вопросе. Так, родители склонны ориентироваться, брать во внимание и ожидать только положительный и позитивный фон в ситуациях родительства, в отношении к себе как к родителю, к своему ребёнку, что является невозможным. А столкновение с отрицательными эмоциями, возникающими в ответ на воспитательную ситуацию, ребёнка или себя самого, возможно, не находит конструктивного выхода в силу отсутствия знаний о способах саморегуляции, поэтому родитель может переносить данное эмоциональное напряжение в сферу воспитания.
Недостаток знаний о способах конструктивного взаимодействия в отношениях с ребёнком проявляется у родителей в наличии родительской неуверенности, неустойчивости и противоречивости в стиле воспитания, стремлении освободить подростка от возможных трудностей и проблем, сохранении отношений к подростку как к младшему школьнику, недостаточности требований, санкций, запретов, границ и рамок в детско-роди-тельских отношениях, наличии ожидания от ребёнка помощи в решении собственных проблем (супружеские отношения, личностный рост).
Мы считаем, что зоной развития психологической компетентности родителей подростков становится: когнитивный компонент (как область знаний об эмоциональной составляющей детско-родительских отношений), эмоциональный компонент (в области развития гибкости и толерантности к ощущению и переживанию и положительных, и отрицательных эмоций, а также развитию навыков эмоциональной саморегуляции), поведенческий компонент (вопросы последовательности и устойчивости стиля воспитания, предъявляемых родителями по отношению к подростку требований и обязанностей, запретов, поощрений и наказаний в воспитании).
На основании проделанной работы были найдены новые направления исследования в рамках данной тематики. Проанализировав теоретические материалы по проблеме психологической компетентности родителей, мы обнаружили, что не изученным является вопрос ресурсов психологической компетентности родителей, нет единого инструментария для исследования данного феномена. Интересным нам представляется и вопрос личностных особенностей родителей, которые оказывают влияние на становление их психологической компетентности, различия в особенностях психологической компетентности отцов и матерей, а также родителей детей разного возраста. Данная информация будет представлять интерес для специалистов практической службы психологии образования в деятельности, связанной с групповой работой или индивидуальной работой с родителями подростков.
1. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития. psyjournals. ru: портал психологических изданий. Available at: http://psyjournals.ru/files/67972/01_Khlomov_psyedu_1_2014.pdf
2. Кривцова С.В. Вызовы неопределённости и становление внутренней прочности личности в процессе онтогенеза (экзистенциально-аналитический подход). psystudy.ru: электронный журнал «Психологические исследования». Available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2015v8n40/1116-krivtsova40.html
3. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. psyjournals. ru: портал психологических изданий. Available at: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp.2016050204
4. Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве. psystudy.ru: электронный журнал «Психологические исследования». Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1094-martsinkovskaya39.html
5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Вестник практической психологии образования. 2011; 1: 45 - 54.
6. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2009.
7. Евдокимова М.А. Дефицит родительской компетентности как генетический источник личной виктимности ребёнка. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16 - 18 апреля, Новосибирск: НГПУ, 2013: 267 - 270.
8. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002.
9. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.
References
1. Hlomov K.D. Podrostok na perekrestke zhiznennyh dorog: socializaciya, analiz faktorov izmeneniya sredy razvitiya. psyjournals.ru: portal psihologicheskih izdanij. Available at: http://psyjournals.ru/files/67972/01_Khlomov_psyedu_1_2014.pdf
2. Krivcova S.V. Vyzovy neopredelennosti i stanovlenie vnutrennej prochnosti lichnosti v processe ontogeneza ('ekzistencial'no-analiticheskij podhod). psystudy.ru: 'elektronnyjzhurnal«Psihologicheskie issledovaniya». Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1116-krivtsova40.html
3. Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Hlomov K.D. Perspektivy sovremennyh podrostkov v kontekste zhiznennoj traektorii. psyjournals.ru: portal psihologicheskih izdanij. Available at: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp.2016050204
4. Marcinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. Problema socializacii podrostkov v sovremennom mul'tikul'turnom prostranstve. psystudy. ru: 'elektronnyj zhurnal «Psihologicheskie issledovaniya». Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1094-martsinkovskaya39.html
5. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo Detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2011; 1: 45 - 54.
6. Selina V.V. Razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej detej rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2009.
7. Evdokimova M.A. Deficit roditel'skoj kompetentnosti kak geneticheskij istochnik lichnoj viktimnosti rebenka. Materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16 - 18 aprelya, Novosibirsk: NGPU, 2013: 267 - 270.
8. Filippova G.G. Psihologiya materinstva: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii, 2002.
9. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kakpsihologicheskij fenomen: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 316.334.2+331.5
Arskieva Z.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ACTIVITY AS A FACTOR AFFECTING THE CHOICE OF PROFESSION AMONG SCHOOL GRADUATES.
The article reflects upon the theoretical foundations of professional orientation, distinguishes the role of career guidance in the choice of profession by a teenager. The work reveals the results of studying of propensity to a trade of teenagers on the basis of a computer complex "Proforientator". The results of the study confirm the hypothesis about the importance of organizing career-oriented work for defining adolescents' propensity for the profession with regards to its natural data.
Key words: professional orientation, motivational sphere, social activity, professional counseling.
З.А. Арскиева, ст. преп. каф. «Педагогика и психологии», Чеченский государственный университет, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫБОР ПРОФЕССИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
В данной статье отражены теоретические основы профессиональной ориентации, говорится о роли профориентационной работы при выборе профессии подростком. Далее в работе даны результаты изучения склонности к профессии подростков на основе компьютерного комплекса «Профориентатор». Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о важности организации профориентационной работы, так как результаты первичного исследования подтверждают тот факт, что подростки затрудняются с определением профессией из-за незнания своих способностей, а также требований каждой профессии.
Результаты профориентационной деятельности способствуют определению подростками склонности к профессии с учётом их природных данных.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, мотивационная сфера, социальная активность, профконсуль-тация.
Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой, профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание [1, с. 11 - 12].
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников [2, с. 49 - 56].
Формирование мотивационной сферы школьников заключается не в том, что они овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, и правилах поведения, а в индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, потребность в овладении конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и осознанным [3, с. 13 - 14].
В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение "человек - профессия" анализировалось только в направлении
от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.
Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть "диагностическим" и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации [4, с. 32].
При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями [5, с. 2 - 3].
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость орга-