Научная статья на тему 'Особенности психологической готовности к службе призывников сельской и городской местности'

Особенности психологической готовности к службе призывников сельской и городской местности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АДАПТАЦИЯ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / PSYCHOLOGICAL RESOURCES / ADAPTATION / NEURO-PSYCHOLOGICAL STABILITY / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верховцева Татьяна Николаевна, Ильинский Сергей Владимирович

В статье рассмотрено понятие психологической готовности призывников различных групп, а также факторы, которые ее могут обеспечивать: нервно-психическая устойчивость, адаптивность, тревожность. Выявлено, что у респондентов из городской и сельской местности имеются различия в психологической готовности к службе в ВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верховцева Татьяна Николаевна, Ильинский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SERVICE OF RECRUITS OF RURAL AND URBAN AREAS

The article discusses the concept of psychological readiness, causing various groups that also provide: neuropsychic stability, adaptability, anxiety. It turned out that we have differences in psychological readiness for service in the RF Armed Forces

Текст научной работы на тему «Особенности психологической готовности к службе призывников сельской и городской местности»

_СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ_

SOCIAL PSYCHOLOGY

УАК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖБЕ ПРИЗЫВНИКОВ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ

© Т. Н. Верховцева © С. В. Ильинский

Верховцева Татьяна Николаевна бакалавр психологии e-mail: tanya0999@mail.ru

Ильинский

Сергей Владимирович кандидат

психологических наук доцент кафедры психологии управления Самарская

гуманитарная академия e-mail: ilinskyy@mail.ru

В статье рассмотрено понятие психологической готовности призывников различных групп, а также факторы, которые ее могут обеспечивать: нервно-психическая устойчивость, алаптивность, тревожность. Выявлено, что у респонлентов из горолской и сельской местности имеются различия в психологической готовности к службе в ВС РФ.

Ключевые слова: психологическая готовность, психологические ресурсы, адаптация, нервно-психическая устойчивость, тревожность.

Современная молодежь, ввиду открытого мира посредством интернета, всемирной глобализации и замещений культур, субкультур, практически отвергает воинскую дисциплину и совершенно не готова посвятить себя службе Родине. Юноши, достигшие призывного возраста, психологически не готовы к службе, из-за этого сотрудники военного комиссариата сталкиваются с рядом проблем на разных уровнях взаимодействия с призывниками.

Психологическая готовность считается одним из ведущих моментов в рамках структурных компонентов человеческой деятельности.

Понятие «психологическая готовность» включает иное объяснение в литературе.

Таковым образом, понятие «готовность» к продуктивной деятельности в единственной области труда, общественной жизни Б. Ананьев определяет как «проявление способностей» [2, с. 150].

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2019. No 1 (25)

В. H. Дружининым было описано более менее подробное описание психологической готовности, где он подчеркивает свойство мобилизации ресурсов субъекта: «»Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности» [7, с. 98].

Психологическая готовность призывника к прохождению воинской службы - это одна из составляющих его общей готовности к ее прохождению, определяемая психологическими факторами.

Снижение адаптационных возможностей индивида, которое в обычных условиях частично компенсируется, может проявляться в изменении активности. Вполне возможно, что нервный срыв произойдет, если возникнет стрессовая ситуация или если потребуются значительные физические усилия. Обязательная военная служба может стать для молодых людей стрессовой средой, которая вызовет все виды дезадаптационных процессов. Таким образом, молодые люди призывного возраста обязаны выполнять психологическую работу, чтобы преодолеть тяготы военной службы, воспитать в себе навыки эмоционального самоконтроля и использовать совладение со стрессовыми ситуациями [8].

Грамотное решение проблемы психологической подготовки старшеклассников к службе в армии связано с повышением адаптационных резервов организма. Возможности адаптационных резервов старшеклассников, позволяющих «нормально» функционировать в гражданской жизни, в условиях армии, а тем более при военных действиях, подвергаются серьезным испытаниям. Служба в армии, это резкая смена образа жизни для многих молодых людей. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становится непосильным испытанием [1, с. 67].

Из литературных источников мы получаем определение о субъективной сформированной психологической готовности, которая характеризуется наличием когнитивной дифференцированной представлений о себе и своих возможностях, адекватных личных качеств: физических, социальных, духовных. Так же положительным отношением к социальной военной среде, общим уровнем подготовки [5, с. 87].

Понятие о психологической готовности было рассмотрено в трудах H. Г. Бондаря, по его мнению, психологическая зрелость к прохождению службы в вооруженных силах — это комплексное воспитание, предполагающее довольно высокую степень становления умственной, нравственной и мотивационной сферы. Из-за неадекватного уровня одного компонента целой системы, система приводит к искажению другие компоненты. Большое внимание H. Г. Бондарь выделил учениям о когнитивных способностях, агрессии, тревоге, психической устойчивости и т. д. [4, с. 4].

Нервно-психическая устойчивость, уровень развития толерантности к стрессу, самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляциии определяющею уровень адекватности восприятия критерия работы и своих возможностей. Определение компонентов адаптационного потенциала, как внутренних ресурсов личности, подразумевает выделение индивидуально-

психологических качеств, содействующих прогрессивному, продуктивному протеканию процесса адаптации. Именно так определял адаптацию А. Г. Маклаков, разрабатывая психодиагностический инструментарий для определения адаптационного потенциала личности всевозможных обстановках, в своих работах он это подчеркнул, выделил надлежащие значимые для его объективизации психологические свойства.

Главными характеристиками личностного адаптационного потенциала относят то, что рассматривается как интегральная переменная и характеризует совокупность индивидуально-психологических симптомов, обуславливающих эффективность психологической адаптации. Ресурсной почвой психологической готовности призывников к обязательной военной службе считается адаптационный потенциал, совладение со стрессом [9, с. 16].

Результаты психофизиологического и психологического исследования готовности к военной службе считаются основанием для экспертного заключения о пригодности к военной службе [6, с. 20].

Призывников можно распределить на три типа, по их возможному карьерному росту и индивидуальным способностям. Относим к первому типу тех, кто стабильно растет и развивается к периоду своего переходного возраста, а затем без переломного момента, не испытывая психологического дискомфорта включаются в новую систему социальный отношений.

Их больше интересуют общепринятые ценности, они больше ориентированы на оценку других, полагаются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, и они не доставляют особых проблем учителям. Есть еще два варианта развития призывников. Прежде всего, это ученики старших классов с быстрыми, спастическими изменениями.

Есть еще два варианта развития призывника. Во-первых, это ученики старших классов с быстрыми спастическими изменениями, хорошо контролируемыми высоким уровнем саморегуляции, не вызывающим внезапных эмоциональных срывов. Они заранее определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высоком произволе, самодисциплине они имеют менее развитую рефлексию и эмоциональную сферу [3, с. 157].

Таким образом, оценка психологической готовности включает в себя изучение адаптивных возможностей личности, то есть, его устойчивость к стрессовому воздействию неблагоприятных факторов, способности мобилизовать и повысить активность.

Цель исследования — выявить особенности психологической готовности призывников.

Объект исследования — психологическая готовность к службе призывников.

Предмет исследования — особенности психологической готовности к службе призывников сельской и городской местности.

Гипотеза — нервно-психическая устойчивость и адаптивные характеристики призывников из сельской и городской местности имеют различия.

Описание выборки и методов исследования

Исследование проводилось в районных военных комиссариатах г. Самары. В нем принимали участие молодые люди, достигшие призывного возраста, в количестве 40 человек, в возрасте 18 лет, из них 20 призывников проживающих в сельской местности, и 20 призывников проживающих в городе Самара.

Военный комиссариат является государственным учреждением, которое занимается первоначальной постановкой граждан на воинский учет, подготовкой молодых людей к будущему несению службы, организацией призыва граждан (на военные сборы, на службу в рядах Российской армии), организацией прима желающих на военную службу по контракту и т. д.

Исследование проводилось в рабочие дни. Условия проведения: тестирование проводилось как группе, так и индивидуально и предполагало определенный алгоритм действий с респондентами.

При проведении диагностики большинство испытуемых испытывали беспокойство, неуверенность и не проявляли интереса, тем не менее, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

При выявлении уровня психологической готовности призывников использовалась анкета, где призывники отвечали на вопросы личного характера. Результаты опроса по анкете призывников из сельской местности представлены на рисунке 1, из рисунка видно, что 50% призывников психологически готовы пойти на службу. На рисунке 2 мы видим, что призывники из городской местности готовы нести службу всего 30%.

Рис. 1. Готовность призывников сельской местности к прохождению службы

■ Готовы служить

■ Не могут служить по состоянию здоровья Готовы служить рядом с дом ом

■ Вовсе не готовы к службе

10%

Ш Готовы пойти служить

■ Не могут служить по состоянию здоровья И м еют судим ость

■ Вовсе не готовы к службе

30% 30%

Рис. 2. Готовность призывников городской местности к прохождению службы

Для проведения исследования применялись следующие методики:

1. Методика Дж.Тейлора предназначена для измерения проявлений тревожности. Подобные состояния возникают у человека в результате изменения сознательной оценки окружающих и себя. На основании результатов можно сделать вывод об уровне тревожности в той или иной деятельности.

2. Методика «Адаптивность» А. Г. Маклакова предназначена для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

3. Методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз». Данная методика позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

4. Авторская анкета. Предназначена для более полной характеристики выборки.

Обработка данных проводилась в программе БТАТКТГСА 10 с использованием И-критерия Манна-Уитни.

Таким образом, был подобран инструментарий для эмпирического исследования, соответствующий поставленным целям и задачам исследования, состоящий из трех диагностических методик на выявление особенностей психологической готовности призывников к службе.

Анализ полученных результатов

Исследование проводилось по трем методикам. Результаты исследования нервно-психической устойчивости у призывников по методике «Прогноз» представлены на рисунке 3.

■ Призывники из с/м Призывники из г/м

45%

Высокая НПУ Хорошая НПУ Удовлетв.НПУ

Рис. 3. Результаты исследования нервно психической устойчивости

На рисунке 3 видно, что у призывников из сельской местности, высокая нервно-психическая устойчивость у 5 (25%) человек, а у призывников из городской местности у 2 (10%) людей. У таких людей высокая нервно-психическая устойчивость и адаптивные возможности, так же маловероятны психопатологические проявления, хорошая стрессоустойчивость, данные лица пригодны для действий в экстремальных условиях.

Хорошая нервно-психическая устойчивость у 8 (40%) человек из сельской местности, у призывников проживающих в городе хорошая нервно-психическая устойчивость у 7 (35%) людей. У людей занимающих данный уровень низкая вероятность нервно-психических срыв, адекватная самооценка и оценка окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях.

Удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости у призывников из сельской местности у 7 (35%) человек, а у призывников из городской местности 9 (45%) людей. Данный результат говорит о том, что нервно-психическая устойчивость снижена. В обычных условиях и при благополучном окружении могут быть хорошо адаптированы. В условиях экстремальных ситуаций могут возникать нервно-психические срывы.

Таким образом, результаты нервно-психической устойчивости нашей выборки показали, что в целом большая часть призывников готова к обязательному прохождению службы по данному критерию, так как контрольная и экспериментальная группы имеют хорошую нервно-психическую устойчивость.

На рисунке 4 приведены результаты по методике «Адаптивность». У призывников из сельской местности отмечается высокий уровень адаптации у 20 (100%) человек, у призывников из города имеют высокий уровень адаптации 18 (90%) человек. Лица данной группы достаточно быстро адаптируются, положительно относятся к новой обстановке, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации.

Так же призывники из города имеют удовлетворительный и низкий уровни адаптации. Призывник из сельской местности находится на удовлетворительном уровне, что говорит о его невысокой эмоциональной устойчивости, возможности срывов, процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.

■ Призывники из с/м ■ Призывники из г/м

100%

90%

5% 5% 0% 0%

Высокий у ровень Удов, уровень Низкий уровень

Рис. 4. Результаты исследования адаптивных характеристик призывников

Низкий уровень адаптивности имеют призывники из города. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.

На рисунке 5 показаны результаты исследования тревожности. У призывников из сельской местности выявлено, что у 1 (5%) человека низкий уровень тревожности, группа призывников из города так же имеет 1 (5%) человека с низкой тревожностью, такие люди могут показаться бесчувственными,

они также способны испытывать страх и напряжение, только при потенциально опасной ситуации. Низкая степень тревожности позволяет субъекту расслабиться, чтобы потом мобилизовать все свои силы в конкретный момент.

■ Призывники из с/м ■ Призывники из г/м

45%

Низкий уровень Ср. уровень с Ср. уровень с Высокий уровень Очень высокий тенденц. к тенденц. к уровень

низкому уровню высокому уровню

Рис. 5. Результаты исследования тревожности у призывников

Средний уровень с тенденцией к низкому уровню выявлено у 5 (25%) призывников из сельской местности, и у 6 (30%) призывников из города. У таких людей высокая самооценка и независимость взглядов, имеют свое собственное мнение и умеют его отстаивать, спокойно относятся к критике, имеется склонность к лени.

Средний уровень с тенденцией к высокому уровню выявлено у 9 (45%) призывников из сельской местности и у 4 (20%) призывников проживающих в городе. Характеризуется спокойным эмоциональным состоянием, общительностью, умеренной самооценкой. Это более открытые люди, в отличии тех, у кого высокая тревожность. Они могут испытывать беспричинное беспокойство, когда для этого нет видимых причин.

Высокий уровень тревожности наблюдается у 3 (15%) призывников из сельской местности и 4 (20%) призывников из города. Личности этой группы обладают высокой эмоциональностью, низкой самооценкой. Они восприимчивы к критике, боятся высказывать свое мнение и выражать чувства. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях. Они испытывают необходимость в признании. Могут наблюдаться физические проявления тревожности.

Очень высокий уровень тревоги у 1 (5%) призывника из сельской местности и у 1 (5%) призывника из города. Может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Субъект чувствует угрозу, испытывает дискомфорт, беспокойство даже в тех жизненных ситуациях, которые к этому не располагают. Он очень критичен к себе. Появляются трудности в учебе, работе, общении с людьми, агрессии по отношению к ним.

Различия между призывниками, проживающими в селе и городе, обуславливается тем, что юноши, проживающие в селе, растут более самостоятельными личностями, чем городские. Уже с ранних лет сельским ребятам дается больше свободы и право выбора. Городские юноши до подросткового возраста растут под опекой близких, что сказывается на их воспитании, и отсутствие самостоятельности. Тем самым у городских появляется не желание нести обязательную службу.

Так же при обработки данных в программе 5ТЛТ15Т1СЛ 10 с использованием И-критерия Манна-Уитни были получены показатели, свидетельствующие о том, что у респондентов этих групп не наблюдается значимых различий. Это можно объяснить тем, что призывники из сельской местности и призывники из городской местности находятся в одной возрастной группе, в одинаковых социальных условиях, и проживают в одном регионе.

Отсутствие различий в среднем по выборке еще не говорит, что действительно их нет. В психологии часто используется типологический подход, при котором вся выборка испытуемых разделяется на несколько типов личности. Для выделения типов личности по психологической готовности к несению службы был использован кластерный анализ, результаты которого представлены на рисунке 6. В результате анализа было выявлено три типа личности призывников.

2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 -0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5 График средних для кажд кп

-е- кластер 1 -е- Кластер 2 -а- Кластер 3

НПУ НПУ КП МН Тревожность Перемен

Рис. 6. Типы личности призывников из сельской и городской местности

Из рисунка 6 видно, что первый тип личности по шкале нервно-психической устойчивости (НПУ) имеет высокие значения. Одним из важных психологических качеств личности призывника является нервно-психическая устой-

чивость. Такие призывники с крепким характером и хорошей нервной системой, они способны регулировать свое взаимодействие с окружающей средой, нервно-психические срывы маловероятны, этих призывников можно рекомендовать на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости. При значительных психических и физических нагрузках, характеризуется малой вероятностью нарушений психической деятельности, сохраняя высокий уровень поведенческой регуляции. Быстро приспосабливаются к новым условиям.

Кроме того, по рисунку 6 видно, что высокое значение шкалы коммуникативного потенциала (КП) свидетельствует о том, что данный тип личности призывников не конфликтны, активно расширяют кругозор и круг своего общения, легко устанавливают контакт с окружающими, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, у них высокий уровень организаторских способностей, способность быстро принимать решения, адекватно ориентируются в ситуации.

В то же время в третьем типе личности результаты по шкале моральной нормативности (МН) и коммуникативного потенциала (КП) имеют низкие значения. Иначе говоря, при низкой моральной нормативности призывники не чувствуют уверенности, имеют низкий уровень социализации, не могут адекватно оценивать свою роль в коллективе, обладают низкой эмоциональной устойчивостью. Чаще всего такие подростки делинквентны, т.к. у них снижено соблюдение общепринятых норм поведения, что ведет к не управляемости и отсутствию адекватного поведения.

По аналогии с моральной нормативностью, низкое значение занимает шкала коммуникативного потенциала (КП). По данной шкале можно отметить, что призывники данного типа личности имеют низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение построения контакта с окружающими, предпочитают проводить время с собой наедине, ограничивают свои знакомства, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, избегают проявление самостоятельных решений и инициативы, у них повышенная конфликтность, помимо этого они обладают высокой агрессивностью, можно предположить, что они обладают низким интеллектом.

Чтобы определить существует ли различия в психологической готовности к службе между сельскими и городскими призывниками, мы провели тестирование по трем методикам которые показали следующие результаты (табл.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Результаты по шкалам призывников из сельской местности

Прогноз Адаптивность Тревожность

НПУ НПУ КП МН ЛАП ТР

Сельские 11,15 12 7,85 5,85 25,7 16,25

Городские 13,45 19,25 10,6 7,2 37,05 20,25

Полученные результаты в опроснике «Прогноз» свидетельствуют о том, что у призывников проживающих в сельской местности средний балл нервно-психическую устойчивость (11,15) , что означает хорошую нервно-психическую устойчивость т. е. низкая вероятность нервно-психических срывов, адекватная самооценка и оценка окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.

Результаты методики «Адаптивность» показали средний балл (25,7), данная группа обладает высокой и нормальной адаптацией. Легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию поведения и социализации.

Результаты по шкалам адаптивности показали следующее: средний балл нервно-психической устойчивости НПУ (12), что говорит о высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности;

Коммуникативный потенциал (КП) равен (7,85), это говорит о высоком уровне коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтны; моральная нравственность (МН) показала средний балл (5,85) высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Исследование на тревожность выявило её средний уровень с тенденцией к высокой тревожности. Данный уровень свидетельствует о том, что в жизни испытуемых существует наличие каких-то ситуаций, которые выводят их из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними.

Таким образом, из полученных нами данных мы видим, что есть различия между призывниками из сельской и городской местности, данные различия присутствуют только в методиках «Адаптивность» и «Тревожность», где показано, что призывники из сельской местности более приспособлены к адаптации и менее тревожны по сравнению с городскими призывниками. По методике «Прогноз» различий не выявлено, так как призывники из сельской и городской местностей имеют хороший уровень нервно-психической устойчивости.

Выводы

1. У призывников из сельской и городской местностей хорошая нервно-психическая устойчивость, которая не имеет различий. Можно предположить, что данный феномен связан с тем, что юноши входят в одну возрастную группу и находятся в похожих социальных условиях, и проживают в одном регионе. Кроме того, стоит предположить, что их кандидатуры уже предварительно отобраны для прохождения службы.

2. У призывников, проживающих в сельской местности наиболее быстро проходит адаптация. Это связанно с тем, что человек из села привык приспосабливаться к разным и регулярным физическим нагрузкам. Большую роль играет возраст, так как молодым людям удается намного легче адапти-

роваться к новым условиям, нежели возрастным, которые предпочитают проживать в привычных для них условиях.

3. Обе группы имеют средний уровень тревожности, но призывники из сельской местности менее тревожны, чем городские, что может быть связано со многими причинами, одна из которых более размеренный образ жизни, и ранняя самостоятельность.

4. Присутствуют различия между призывниками из сельской и городской местности. Данные различия присутствуют по результатам исследования их адаптивности и тревожности, где показано, что призывники из сельской местности более приспособлены к адаптации в новых условиях и менее тревожны по сравнению с городскими призывниками.

Таким образом, на основании проведенного анализа данных, можно заключить, что существуют различия у призывников из сельской и городской местности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Москва : Аспект Пресс, 2005. 200 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург : Лань, 1999. 340 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Москва : Аспект Пресс, 2002. 267 с.

4. Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации // Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 4—5.

5. Белановский С. А. Дедовщина в армии // Сборник социологических материалов / под ред. С. А. Белановского. Москва : Воениздат, 1991. С. 173—193.

6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург : Питер, 2009.

336 с.

7. Дружинин В. Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 656 с.

8. Кабеле С. Психолого-педагогическое исследование адаптации молодых солдат на пограничных заставах чехословацких пограничных войск. Москва : Наука, 1999. 203 с.

9. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16—24.

REFERENCES

1. Abramova G.S. Vozrastnayapsihologiya [Developmental Psychology]. Moskva: Aspekt Press, 2005. 200 p. (in Russian).

2. Anan'ev B.G. CHelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. Sankt-Peterburg: Lan', 1999. 340 p. (in Russian).

3. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij [Social psychology: a textbook for higher education]. Moskva: Aspekt Press, 2002. 267 p. (in Russian).

4. Bondar' N.G. Gumanitarnye nauki [Humanities.]. 2008. No. 6. Pp. 4—5 (in Russian).

5. Belanovskij S.A. Sbornik sociologicheskih materialov / pod red. S.A. Belanovskogo [Collection of sociological materials ed. S.A. Belanovsky]. Moskva: Voenizdat, 1991. Pp. 173—193 (in Russian).

6. Vodop'yanova N.E. Psihodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress]. Sankt-Peterburg: Piter, 2009. 336 p. (in Russian).

7. Druzhinin V.N. Psihologiya: uchebnik dlya gumanitarnyh vuzov [Psychology: a textbook for humanitarian universities]. Sankt-Peterburg; Piter, 2001. 656 p. (in Russian).

8. Kabele S. Psihologo-pedagogicheskoe issledovanie adaptacii molodyh soldat na pogranichnyh zastavah chekhoslovackih pogranichnyh vojsk [A psychological and pedagogical study of the adaptation of young soldiers at the frontier posts of the Czechoslovak frontier troops]. Moskva: Nauka, 1999. 203 p. (in Russian).

9. Maklakov A.G. Psihologicheskijzhurnal [Psychological Journal]. 2001. No. 1. Pp. 16—24 (in Russian).

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SERVICE OF RECRUITS OF RURAL AND URBAN AREAS

T. Verkhovtseva, S. Ilyinsky

The article discusses the concept of psychological readiness, causing various groups that also provide: neuropsychic stability, adaptability, anxiety. It turned out that we have differences in psychological readiness for service in the RF Armed Forces

Key words: psychological readiness, psychological resources, adaptation, neuropsychological stability, anxiety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.