Научная статья на тему 'Особенности психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба'

Особенности психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
767
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЩЕЛИНА ГУБЫ / РАСЩЕЛИНА НЕБА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОДНОЭТАПНАЯ УРАНОПЛАСТИКА / ДВУХЭТАПНАЯ ПЛАСТИКА ДЕФЕКТА НЕБА / CLEFT LIP / CLEFT PALATE / QUALITY OF LIFE / ONE-STEP PALATOPLASTY / TWO-STEP PALATOPLASTY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фоменко И.В., Краевская Наталия Стефановна, Вологина М.В., Касаткина А.Л.

В статье представлены результаты исследования особенностей психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба в возрасте 14-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фоменко И.В., Краевская Наталия Стефановна, Вологина М.В., Касаткина А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STATE AND SELF-ESTEEM IN CHILDREN WITH CONGENITAL UNILATERAL CLEFT LIP AND PALATE

The article presents the results of evaluation of the psychological state and self-esteem in 14-17 aged children with congenital unilateral cleft lip and palate.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба»

^^ggmtjpifa jwfW

УДК 616.315-007.254:15

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ ОДНОСТОРОННЕЙ РАСЩЕЛИНОЙ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА

И. В. Фоменко, Н. С. Краевская, М. В. Вологина, А. Л. Касаткина

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра стоматологии детского возраста

В статье представлены результаты исследования особенностей психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба в возрасте 14—17 лет.

Ключевые слова: расщелина губы, расщелина неба, качество жизни, одноэтапная уранопластика, двухэтапная пластика дефекта неба.

PSYCHOLOGICAL STATE AND SELF-ESTEEM IN CHILDREN WITH CONGENITAL UNILATERAL CLEFT LIP AND PALATE

I. V. Fomenko, N. S. Kraevskaya, M. V. Vologina, A. L. Kasatkina

Volgograd State of Medical University, Department for Children's Dentistry

The article presents the results of evaluation of the psychological state and self-esteem in 14—17 aged children with congenital unilateral cleft lip and palate.

Key words: cleft lip, cleft palate, quality of life, one-step palatoplasty, two-step palatoplasty.

Несмотря на достижения современной медицины в вопросе комплексного лечения детей с врожденной патологией лица, у пациентов данной категории сохраняется риск возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений, трудностей в обучении и адаптации [1, 2, 5]. Центральным изменением в подростковом возрасте является развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки [4].

Чувствительная психика ребенка может болезненно воспринять все негативно сказанное. Подросток должен концентрировать свое внимание не только на отрицательном опыте, но и на положительном, что позволяет ему самостоятельно оценить свои действия или ситуацию, в которой он оказался [4].

Дети с врожденной патологией нередко чувствуют себя некомфортно в окружающем школьном коллективе. По какой-то причине им не удается построить дружеские, доверительные отношения с одноклассниками. Главное — ребенок должен научиться правильно оценивать свои возможности, рассчитывать силы. Такое внутреннее равновесие поможет ему координировать свои действия, обдумывать поступки в будущем, и, конечно, развить адекватную самооценку и самокритичность [3].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить особенности психологического состояния и самооценки у детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба в возрасте 14—17 лет.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Был опрошен 51 пациент с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба, которые на-

ходятся на лечении в Волгоградском областном центре диспансеризации детей с врожденной патологией лица.

Пациенты были разделены на две группы. В 1-ю группу вошли пациенты, которым проводилась закрытие дефекта неба в два этапа (27 человек), во 2-ю группу вошли пациенты, которым осуществлялась пластика дефекта неба в один этап (24 человека). Пациентам были выданы анкеты, разработанные совместно с кафедрой психологии ВолгГМУ, по результатам анализа которых делались выводы об особенностях психологического состояния и самооценки у детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба. Данные критерии также являются характеристикой качества жизни пациентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уранопластика пациентам 1-й группы была выполнена в возрасте (34 ± 3,38) месяцев, пациентам 2-й группы — в возрасте (54 ± 7,12) месяцев.

Не удовлетворены состоянием прикуса и своих зубов в первой группе были (33,33 ± 9,62) % детей, во второй группе — (62,5 ± 9,88) % пациентов. Стесняются улыбаться (14,28 ± 7,14) % и (60 ± 10) % детей первой и второй групп соответственно.

Хотели бы продолжить исправление прикуса (66,6 ± 9,6) % детей 1 -й группы. (22,2 ± 8,4) % не хотят продолжать исправление прикуса, из-за того что их устраивает состояние своих зубов. Затруднились ответить на этот вопрос (11,1 ± 6,4) % детей первой группы.

Пациенты 2-й группы хотели бы продолжить исправление прикуса в 100 % случаев.

При оценке внешнего вида лица (55,5 ± 10,1) % детей первой и (62,5 ± 9,88) % второй групп отметили,

что наличие рубца на верхней губе влияет на их внешний вид.

Наличие рубца на верхней губе не влияет на внешний вид лица, по мнению обследуемых, в (44,44 ± 10,1) % и (37,5 ± 9,88) % случаев соответственно.

Дети 1-й группы были не удовлетворены внешним видом верхней губы из-за того, что рубец на губе вызывает нездоровый интерес у окружающих [(44,4 ± 10,1) % опрошенных]. Пациенты первой группы стесняются, что у них есть рубец на лице в (22,22 ± 8,4) % случаев. Наличие рубца делает некрасивой верхнюю губу в (11,11 ± 6,4) %. Рубец в области верхней губы делает непривлекательным все лицо у (11,11 ± 6,4) % детей первой группы.

У (60 ± 10) % пациентов 2-й группы считают, что наличие рубца на верхней губе вызывает нездоровый интерес у окружающих. (40 ± 10) % детей отмечали, что наличие рубца делало верхнюю губу некрасивой.

Конфликтные ситуации со сверстниками из-за наличия врожденного дефекта у пациентов 1 -й группы, по сравнению со 2-й группой, были и раньше, встречаются и сейчас [(33,33 ± 9,62) % и (25 ± 8,8) %]; были раньше, но сейчас их не стало [(33,33 ± 9,62) % и (25 ± 8,8) %]; их не было раньше, нет и сейчас [(33,33 ± 9,62) % и (50 ± 10,2) % соответственно]. Конфликтные ситуации являются эпизодическими [(83,3 ± 7,61) % и 100 % соответственно].

Часто болели (11,1 ± 6,4) % пациентов 1-й группы. Проблемы с питанием отмечают также (11,1 ± 6,4) % детей, которым уранопластика проводилась в один этап. (22,2 ± 8,4) %. Пациентам первой группы было трудно заниматься теми видами спорта, которые им нравились

Во второй группе часто болели (28,5 ± 9,2) % детей, были очень стеснительными (42,8 ± 10,09) % обследуемых. (14,2 ± 7,12) % пациентов второй группы было трудно заниматься теми видами спорта, которые им нравились.

По результатам анкетирования также было выявлено, что наличие врожденного дефекта отрицательно повлияло на учебу в школе [(22,22 ± 8,4) % и (50 ± 10,2) % детей соответственно]. Никак не повлияло у (77,77 ± 8,4) % и (50 ± 10,2) % респондентов 1 -й и 2-й групп.

Пациентам 1-й группы было труднее учиться в школе в (60 ± 8,1) % случаев. Пациентам второй группы было труднее учиться в школе в (25,0 ± 8,8) %, им ставили заниженные оценки (25,0 ± 8,8) %. По их мнению, данная ситуация негативно сказалась на их судьбе после школы (50,0 ± 10,2) %.

На вопрос: «Как вы реагируете, если сталкиваетесь с ситуацией, напоминающей Вам о наличии заболевания?», пациенты 1-й и 2-й групп ответили следующим образом. Они стараются не обращать внимания [(11,1 ± 6,4) % и (75 ± 8,8) % соответственно], с подобными ситуациями практически не сталкиваются [(22,22 ± 8,4) % и (25,0 ± 8,8) % соответственно]. Также (33,33 ± 9,62) % пациентов 1-й группы ответили, что стараются переключиться на другие мысли, и у них возникает желание наказать обидчика, но они себя сдерживают.

Вышеизложенные результаты представлены в таблице.

Результаты исследования, представленные в таблице, демонстрируют достоверные отличия между исследуемыми показателями, полученными при анкетировании детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение пластики неба в два этапа способствуют улучшению психологического состояния детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба. Дети первой группы чаще были удовлетворены состоянием своих зубов и прикусом. В большинстве случаев, они не стеснялись улыбаться, не заостряли

Показатели психологического состояния и самооценки детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба

N п/п Вопрос Среднее значение (М ± т), % t (между 1-й и 2-й группами) Р

1-я группа 2-я группа

1 Дети, которые чаще не удовлетворены состоянием своих зубов и прикусом 33,3 ± 9,6 62,5 ± 9,8 2,12 <0,01

2 Дети, которые считают, что врожденная патология лица никак не повлияла на качество их жизни 55,5 ± 9,1 12,5 ± 7,3 3,55 <0,01

3 Дети, которые считают, что у них зубы не совсем ровные 57,1 ± 7,2 40 1,2 >0,05

4 Дети, которые стесняются улыбаться 14,28 ± 7,10 60 ± 10 3,72 <0,01

5 Дети, у которых рубец на губе вызывает нездоровый интерес у окружающих 44,4 ± 10,1 60 ± 10 1,09 >0,05

6 Дети, которые считают, что рубец на губе делает некрасивой верхнюю губу 11,11 ± 6,40 40 ± 10 2,44 <0,01

7 Дети, которые считают, что наличие стоматологического заболевания повлияло на их учебу в школе 22,2 ± 8,4 50,0 ± 10,2 2,1 <0,01

I^rnpfe ©©СаГГГМЩ

внимания на своем внешнем виде, чувствовали себя уверенно среди окружающих, обладали хорошей самооценкой.

Проведенное исследование позволяет рекомендовать использовать показатели психологического статуса и определение самооценки как критерии эффективности реабилитационных мероприятий при лечении детей с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виссарионов В. А. Комплексный подход к организации медико-педагогической помощи детям с врожденными расщелинами лица в современных условиях / В. А. Виссарионов, М. Ш. Мустафаев // Врожденная и наследственная патология головы лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, — М., 2012. — С. 60—63.

2. Водолацкий М. П. Устранение деформации наружного носа у больных с врожденной односторонней расщелиной верхней губы./ М. П. Водолацкий, В. А. Зеленский, И. В. Бочкова // Актуальные вопросы стоматологии.

Сборник научных трудов Волгоградской медицинской академии. — Волгоград, 1994. — С. 20—24.

3. Кондрашов С. П. Проблемы психологической реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба / С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, С. В. Яковлев // Российский стоматологический журнал. — 2000. — № 3. — С. 19—21. [Problems of psychological rehabilitation of children with congenital cleft upper lip and palate/Kondrashev S. P., Diakova S. V., Yakovlev S. V. // Russian Journal of Stomatology — M., 2000. — № 3. — P. 19—21].

4. Новик, А. А. Исследование качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. — М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. — 304 с.

5. Augsomwan D. Quality of life in patients with cleft lip and palate after operation / D. Augsomwan, S. Namedang, S. Pongpagatip, P. Surakunprraha. // J. Med. Assoc. Thai. — Vol. 94, Suppl. 6. — 2011. — P. 124—128.

Контактная информация

Краевская Наталия Стефановна — аспирант кафедры стоматологии детского возраста, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: varrrvara123@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.