Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТСМЕН / СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евсеева Елизавета Константиновна, Колесникова Наталья Владимировна

Высокий уровень стресса, постоянные физические и психо - эмоциональные переутомления, нарушение циркадных ритмов представляют собой хорошо изученные и часто встречаемые феномены в профессиональном спорте. Физической подготовке профессиональных спортсменов уделяется достаточное количество времени и сил, однако снижении психологических параметров состояния здоровья спортсмена не всегда вызывает должного внимания. Данная статья посвящена некоторым особенностям психологического сопровождения спортсменов и их задачам при организации жизни спортсменов, установке на достижения лучших спортивных результатов, а также подходам к восстановлению спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евсеева Елизавета Константиновна, Колесникова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL SPORTS

High levels of stress, constant physical and psychoemotional overwork, disturbance of circadian rhythms are wellstudied and frequently encountered phenomena in professional sports. A sufficient amount of time and effort is devoted to the physical training of professional athletes, however, a decrease in the psychological parameters of an athlete's health does not always cause due attention. This article is devoted to some of the features of the psychological support of athletes and their tasks in organizing the life of athletes, the attitude towards achieving the best sports results, as well as approaches to the recovery of athletes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ»

796.071.424.4

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL SPORTS

Евсеева Елизавета Константиновна

студент

Кемеровский Государственный Университет

г. Кемерово, Россия Evseeva Elizaveta Konstantinovna

student

Kemerovo State University Kemerovo, Russia

Колесникова Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедра физического воспитания Кемеровский государственный университет

г. Кемерово, Россия Kolesnikova Natalia Vladimirovna senior teacher department of physical education Kemerovo State University Kemerovo, Russia

Аннотация. Высокий уровень стресса, постоянные физические и психоэмоциональные переутомления, нарушение циркадных ритмов представляют собой хорошо изученные и часто встречаемые феномены в профессиональном спорте. Физической подготовке профессиональных спортсменов уделяется достаточное количество времени и сил, однако снижении психологических параметров состояния здоровья спортсмена не всегда вызывает должного внимания. Данная статья посвящена некоторым особенностям психологического сопровождения спортсменов и их задачам при организации жизни спортсменов, установке на достижения лучших спортивных результатов, а также подходам к восстановлению спортсменов.

Abstract. High levels of stress, constant physical and psycho-emotional overwork, disturbance of circadian rhythms are well-studied and frequently encountered phenomena in professional sports. A sufficient amount of time and effort is devoted to the physical training of professional athletes, however, a decrease in the psychological parameters of an athlete's health does not always cause due attention. This article is devoted to some of the features of the psychological support of athletes and their tasks in organizing the life of athletes, the attitude towards achieving the best sports results, as well as approaches to the recovery of athletes.

Ключевые слова: профессиональный спортсмен, спортивный психолог, психологическое сопровождение, психологическое консультирование, психологическое тренинг

Keywords: professional athlete, sports psychologist, psychological support, psychological

counseling, psychological training

Подготовку профессионального спортсмена на современном этапе невозможно представить без психологического сопровождения спортивной деятельности. Виды такого сопровождения многогранны и включают психологическую поддержку, психологическое консультирование и самые разные тренинговые виды работы. Цели психологического сопровождения направлены на создание психологической основы спортивного поведения, настрой спортсмена на более высокий результат, разрешение психологических проблем, препятствующих достижению спортивных побед[2].

В данной статье конспективно рассмотрены основные подходы к психологическому сопровождению спортсменов, особенности такой работы в организационном и содержательном плане.

В научной литературе по вопросам психологического сопровождения предлагаются разнообразные подходы к определению таких понятий, как психологическое консультирование, психологическая поддержка, тренинговая работа, и собственно -психологическое сопровождение.

Основываясь на трудах отечественных психологических школ, определимся в понятиях.

Психологическая помощь [1], такой вид профессиональной деятельности, близкий к понятиям консультирования и психотерапия, где специалист психолог оказывает помощь клиенту в разрешении наиболее острых психологических проблем, состояний стресса, тяжелых фрустраций и внутриличностных и социальных конфлик-

n W w

тов. В плане спортивной психологии занимает одно из ведущих направлений деятельности по преодолению стресса, связанного с ответственностью за результат, направленно на обучение профессионального спортсмена навыкам психологической саморегуляции, концентрации на победу.

Психологическое консультирование, наиболее поздно сформировавшиеся как отдельный вид психологической деятельности (50е года прошлого столетия) представляет собой специально организованную беседу психолога и клиента, в ходе которой разрешаются актуальные проблемы, моделируются альтернативные способы разрешения травмирующих ситуаций, позволяет клиенту увидеть ситуацию как бы со стороны и объективно оценить ее.

Психологический тренинг [1] большинством авторов определяется как специально организованное воздействие на человека или группу людей в целях формирования новых навыков, изменения целевых и мотивационных компонентов деятельности. Отдельно рассматривается социально-психологический тренинг, когда совершенствуются социальное взаимодействие участников группы, улучшаются навыки общения и работы в группе.

И наконец, основное понятие данной работы - психологическое сопровождение [1]. В широком смысле, психологическое сопровождение очень широкое понятие, включающее в себя психологическую помощь, консультирование, тренинги, а также психологическую диагностику и прогноз динамики изменений личности в ходе психологической работы.

Психологическое сопровождение это комплекс методов и подходов способствующих адаптации личности к новым условиям деятельности, предупреждение, а иногда и коррекция личностных, поведенческих отклонений, механизм индивидуального подхода к каждому участнику условной группы, коллектива. В силу специфичности спортивной деятельности - соревновательный дух, стремление к преодолению достигнутого, высокие требования к волевым и эмоциональным составляющим личности спортсмена. Высокие достижения и неизбежные неудачи, фрустрации в достижении цели, полная самоотдача и ориентация на конкретный результат, чувство ответственности перед коллективом, болельщиками предъявляют особые требования системе оказания психологической поддержки на всех этапах спортивной карьеры. Таким образом, психологическое сопровождение рассматривается нами как создание психологических условий для достижения наилучшего результата каждым конкретным спортсменом, содействие полноценному развитию личности и предупреждение психических срывов и нарушения приспособительных механизмов [3].

Проведя анализ существующих подходов к осуществлению психологической поддержки в спорте, нами выделен ряд задач решаемых психологией в спортивной деятельности.

1. Формирование и поддержание необходимой мотивации на продуктивную тренировочную и соревновательную деятельность.

2. Конкретизация целей спортивной карьеры,

3. Формирование ценностно-смыловой сферы спортсмена, создание нравственной основы спортивной деятельности.

4. Повышение стрессоустойчивости и формирование навыков саморегуляции.

5. Развитие особого, «спортивного» характера, с выраженной соревновательностью, волевыми качествами, способность соподчинить свою жизнь требованиям достижения результата.

6. Индивидуальная и групповая психологическая готовность к проведению спортивных соревнований, настрой на победу.

7. Разрешение личностных, групповых, семейных проблем, препятствующих достижения высоких результатаов.

8. Ранняя диагностика и коррекция психологических проблем спортсмена.

9. Создание позитивного психологического климата в спортивных коллективах.

10. Сплочение команды.

11. Прочие состояния и ситуации требующие интервенции профессионального психолога.

Перечисленные задачи вытекают из основных характеристик спортивной деятельности по Попову А. Л.

Первое и самое главное - это мотивация спортсмена, которая способствует многолетним, зачастую изматывающим тренировкам, направленным на достижение спортивного результата, самореализации и самовоплощении в спортивной деятельности, спорт как мировоззрение, как наиболее желательный способ жизнедеятельности, подчинение отвлеченных мотивов деятельности единой задаче

- достижение результата. Соответственно второе - высокие требования к волевым качествам спортсмена, способность преодолевать трудности на исходе сил и мотивации. Целеустремленность спортсмена, способность придерживаться намеченного курса в спортивной карьере, правильное распределение сил и возможностей, способность проявить свои навыки и характер одномоментно в рамках соревнований. Немаловажным является групповая сплоченность, особенно в групповых видах спорта. Понимать несказанное, «чувство локтя», работа на общий результат, примат целей команды над собственными целями и установками. И конечно, спортивная деятельность является крайне стрессогенной, требующая сохранять продуктивность деятельности под постоянным давлением удач и промахов, влияния болельщиков и всего общества в целом (в спорте высоких достижений).

Делая выводы из теоретического обзора существующих методов и задач психологического сопровождения спортивной деятельности, очевидно, что профессиональная работа психолога с отдельными спортсменами и спортивными коллективами имеет множество точек приложения. Действительно, современный спорт больших достижений невозможно представить без психологического сопровождения хотя бы в одной из перечисленных моделей - психологической помощи, психологического консультирования, тренинговой работы. Однако наиболее перспективным видится развитие психологического сопровождения как наиболее комплексного подхода решению задач спорта, многогранной, с упором на личностные качества спортсмена подготовка к достижению максимальных спортивных достижений.

Литература

1. Байкова И. А., Головач А. А., Тарасевич Е. В., Порахонько С. А., Чистов А. В. Психотерапия в спорте. Минск i Белорусская медицинская академия последипломного образования, 200S. SS с.

2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта i учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва i Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

3. Козин А. П. Психогигиена спортивной деятельности. Киев : Здоров'я, 1985.128 с.

4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Москва i Педагогика, 1984. 472 с.

References

1. Baikova I. A., Golovach A. A., Tarasevich E. V., Porakhonko S. A., Chistov A. V. Psihoterapija v sporte [Psychotherapy in sports]. Minsk, Belarusian Medical Academy of Postgraduate Education Publ., 200S, SS p.

2. Gogunov E. N., Martjanov B. I. Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta [Psychology of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2000, 288 p.

3. Kozin A. P. Psihogigiena sportivnoj dejatel'nosti [Psychohygiene of sports activities]. Kiev, Zdorov'ya Publ., 198S, 128 p.

4. Stouns Je. Psihopedagogika. Psihologicheskaja teorija i praktika obuchenija [Psychological theory and practice of teaching]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, 472 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.