Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ / УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMPLOYEES / CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитская Оксана Николаевна

Психологическое благополучие рассматривается как важный показатель актуального состояния сотрудников, занятых процессом исправления и ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы. В статье предоставляются данные эмпирического исследования психологического благополучия сотрудников и личностных условий, с которыми оно связано. Доказывается, что связи условия психологического благополучия различаются у сотрудников с разным стажем трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CORRECTIONAL INSTITUTION STAFF WITH DIFFERENT SERVICE EXPERIENCE

Psychological well-being is considered as an important indicator of the current state of employees engaged in the process of correction and re-socialization of persons sentenced to imprisonment. The article provides data from an empirical study of the psychological well-being of employees and the personal conditions with which it is associated. It is proved that the main conditions of psychological well-being differ among employees with different work experience.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ракитская Оксана Николаевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ

Аннотация. Психологическое благополучие рассматривается как важный показатель актуального состояния сотрудников, занятых процессом исправления и ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы. В статье предоставляются данные эмпирического исследования психологического благополучия сотрудников и личностных условий, с которыми оно связано. Доказывается, что связи условия психологического благополучия различаются у сотрудников с разным стажем трудовой деятельности.

Ключевые слова: психологическое благополучие, психологическое сопровождение сотрудников, условия психологического благополучия.

Annоtation. Psychological well-being is considered as an important indicator of the current state of employees engaged in the process of correction and re-socialization of persons sentenced to imprisonment. The article provides data from an empirical study of the psychological well-being of employees and the personal conditions with which it is associated. It is proved that the main conditions of psychological well-being differ among employees with different work experience.

Keywords: psychological well-being, psychological support of employees, conditions of psychological well-being.

Введение. Проблема позитивного психологического функционирования личности привлекает внимание исследователей, начиная с середины двадцатого века. Подходы к исследованию феномена психологического благополучия, делятся на несколько групп, а само понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие [1].

Мы предлагаем рассматривать психологическое благополучие в качестве индикатора актуального состояния сотрудников уголовно-исполнительной системы, изучение которого будет способствовать научно обоснованному мониторингу актуального состояния сотрудников, профилактике психологического неблагополучия и его коррекции. Психологически благополучный сотрудник представляет собой не только эффективного работника, но и личность, ориентированную на развитие и конструктивную коммуникацию, как с коллегами, так и с осудленными.

Для составления диагностических и коррекционных программ необходима операционализация феномена психологического благополучия, а также выяснение условий его переживания.

В качестве базовых составляющих психологического благополучия принято выделять следующие показатели, предложенные в качестве его компонентов К.Д. Рифф: позитивные отношения с другими; принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни); автономия (способность следовать своим собственным убеждениям); компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью); наличие целей, придающих жизни направленность и смысл; личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.

В настоящее время многомерная модель К.Д. Рифф принимается многими исследователями, а разработанная ею методика измерения психологического благополучия активно используется в исследовательской практике [2].

Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности [1].

Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, мы пришли к выводу, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самоотношения и ценности, которые значительно меняются с опытом в рамках профессионального становления сотрудников.

Изложение основного материала статьи. Для того чтобы описать особенности психологического благополучия у сотрудников исправительного учреждения на разных этапах профессионализации, мы определили в качестве критерия выделения экспериментальных групп стаж службы в УИС - до 5 лет (соответствующий этапу профессионального развития адаптанта или интернала) и от 5 до 10 лет (этап профессионального мастерства).

Мы предположили, что сотрудникам с разным стажем службы в УИС присущи разные личностные характеристики, связанные с уровнем их психологического благополучия.

Базой эмпирического исследования выступили исправительные учреждения УФСИН России по Республике Коми, г. Сыктывкар. В исследовании принимали участие сотрудники со стажем профессиональной деятельности до 5 лет (21 человек - ЭГ-1) и сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (21 человек -ЭГ-2).

Часто к ресурсам, обеспечивающим гармоничное состояние человека и его взаимодействие со средой, исследователи относят следующие: осмысленность жизни, самоотношение, ценностные ориентации. Поэтому мы подобрали определенный перечень психодиагностических методик, которые помогут нам определить факторы, оказывающие влияние на психологическое благополучие сотрудников УИС.

При этом, как показал анализ исследований, психологическое благополучие одновременно выступает и условием, и индикатором полноценного функционирования личности.

Для выяснения личностных особенностей, связанных с психологическим благополучием, мы применяли следующие психодиагностические методы: опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, опросник тревожности Спилбергера-Ханина, методику оценки уровня конфликтности В.В. Ряховского, тест

смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, методику Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций.

При математической обработке использовались методы первичной статистики, а также непараметрический критерий Манна-Уитни (и- критерий) и коэффициент корреляции Пирсона (г).

Сравнительный анализ результатов, полученных по опроснику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), у сотрудников экспериментальных групп представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ значений по опроснику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф

в экспериментальных группах

ЭГ-1 ЭГ-2 Уровень

Шкалы методики Ср. знач. Ст. откл. Ср. знач. Ст. откл. значимости Ц-

критерия

Положительные отношения с другими 50,57 12,63 61,2 9,2 0,01

Автономия 52,61 9,8 58,2 7,4 0,05

Управление окружением 47,0 8,6 60,7 7,6 0,01

Личностный рост 61,95 7,2 59,8 5,1 -

Цель в жизни 61,71 6,7 64,7 6,7 -

Самопринятие 58,38 6,3 57,9 10,1 -

В соответствии с полученными данными испытуемые разных групп не различаются по показателям личностного роста, наличия цели в жизни и самопринятию - в обеих группах по данным параметрам получены высокие значения. В не зависимости от стажа работы сотрудники исправительного учреждения стремятся к развитию, воспринимают себя развивающимися и реализовывающими свой потенциал, открытыми новому опыту. Респонденты имеют цель в жизни и чувство направленности, относятся к себе позитивно, считая, что знают и принимают различные стороны своей личности, включая хорошие и плохие качества.

Что касается различающихся показателей, то они получены по остальным трем шкалам. У сотрудников со стажем от 5 до 10 лет результаты таких компонентов психологического благополучия, как «Положительное отношение к другим», «Автономия», «Управление окружением» соответствуют высоким значениям, а у испытуемых с меньшим стажем - средним.

Более опытные сотрудники в большей степени имеют доверительные отношения с окружающими, в состоянии заботиться о благополучии других, способны сопереживать и допускать эмоционально близкие отношения, при этом понимая, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках. Видимо, с опорой на межличностные отношения обеспечивается у них высокая компетенция в управлении окружением. Стремясь контролировать внешнюю деятельность, они эффективно используют представляющиеся возможности, учитывают или создают условия, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения поставленных целей. Им присущ высокий уровень самостоятельности и независимости. Они способны противостоять внешним попыткам заставить их думать и действовать определенным образом, поскольку самостоятельно регулируют собственное поведение и оценивают себя в соответствии с личными критериями.

В силу указанных особенностей общий показатель психологического благополучия тоже получился выше (при р<0.01) у сотрудников со стажем более 5 лет (367,5), нежели, чем у сотрудников со стажем до пяти лет (332,2). С помощью опросника самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева мы изучили особенности самоотношения у сотрудников УИС на разных этапах профессионализации. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Значимые различия по показателям самоотношения (опросник В.В. Столина, С.Р. Пантилеева) в

экспериментальных группах

Параметры Ср.знач. ЭГ-1 Ср.знач. ЭГ-2 Ц-эмп. Уровень значимости Ц-критерия

Шкала S. Интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» 22,2 26,8 109,5 р<0.01

Шкала I. Самоуважение 8,0 10,1 81 р<0.01

Шкала II. Аутосимпатия 8,3 10,5 64 р<0.01

Шкала III. Ожидание положительного отношения от других 7,3 9,3 77,5 р<0.01

Шкала IV. Самоинтерес 5,1 6,8 55,5 р<0.01

Шкала 1. Самоуверенность 5,4 7,0 63 р<0.01

Шкала 2. Отношение других 5,3 8,0 58 р<0.01-

Шкала 3. Самопринятие 5,4 5,9 161,5 -

Шкала 4. Саморуководство, самопоследовательность 4,3 6,0 42 р<0.01

Шкала 5. Самообвинение 5,7 5,9 195 -

Шкала 6. Самоинтерес 4,1 5,7 55,5 р<0.01

Шкала 7. Самопонимание 3,4 5,5 25 р<0.01

Значимых различий в результатах не получено только по шкалам «Самопринятие» и «Самообвинение», которые отражают умеренный уровень данных показателей. По остальным шкалам у испытуемых с большим стажем получены более высокие показатели, хотя часть результатов и у тех, и у других сотрудников находится в зоне высоких значений (самоуважение, аутосимпатия). Глобальное самоотношение, представленное в интегральном чувстве «за» или «против» собственного «я», в обеих группах отражает наличие у испытуемых недифференцированной самоподдержки.

Так, наши испытуемые относятся к себе с симпатией и уважением, верят в наличие у себя сил и возможностей жить и действовать самостоятельно. Респонденты считают, что окружающие относятся к ним положительно. Особенно выражено ожидание положительного отношения от других людей у представителей 2 экспериментальной группы, что согласуется с данными предыдущей методики.

Несколько менее выражены полученные значения по шкалам «Самопонимание» и «Самоинтерес», отражая умеренную заинтересованность сотрудников в самопознании, осознании своих мыслей и чувств, все-таки более присущих сотрудникам со стажем более 5 лет.

Довольно позитивное самоотношение без выраженной склонности к самоанализу, вероятно, связано с данными, полученными по методике Спилбергера-Ханина. Так, по шкале личностная тревожность у сотрудников со стажем профессиональной деятельности до 5 лет и респондентов со стажем более 5 лет выявлен средний уровень выраженности данного параметра (42,2 и 44,1 соответственно). А вот по шкале ситуативной тревожности выявлено значимое различие (при р<0.05). Если у сотрудников с меньшим стажем профессиональной деятельности выявлен средний уровень ситуативной тревоги, то более опытным сотрудникам оказался присущ высокий уровень (46,8). Вероятно, ориентированность на отношения с окружающими людьми обусловливает данную особенность, поскольку при взаимодействии всегда возникают конфликтные ситуации, нуждающиеся в урегулировании, поиске решения устраивающего обоих партнеров.

Действительно, согласно результатам методики В. Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности», в обеих группах конфликтность не выражена, поскольку респонденты не любят конфликтов и споров, стремятся вести себя тактично, так как это может отразиться на взаимоотношениях с окружающими.

Но при этом средний показатель у сотрудников со стажем свыше 5 лет близок (17,1 балла) к значениям людей, которым свойственно избегать конфликтных ситуаций вплоть до отказа от своих интересов во имя сохранения отношений (менее 15 баллов). А у группы сотрудников со стажем до 5 лет уровень конфликтности (28,3 балла) приближается к значениям, отражающим при низкой конфликтности способность людей отстаивать свои интересы. Значимость различий подтверждена на уровне р<0.05.

Далее опишем ценности, выявленные с помощью методики Ш. Шварца, у сотрудников, принявших участие в исследовании. На основе средних значений мы присвоили каждой ценности определенный ранг, где ценность, набравшая наибольший результат получила первое ранговое значение (таблица 3).

При ранжировании показателей у сотрудников со стажем профессиональной деятельности до 5 лет доминирующими ценностями определились следующие: безопасность (4,53), конформность (4,29), самостоятельность (4,05). Вероятно, приверженность общественному мнению обеспечивает в определенной мере безопасность самих испытуемых, отражая самостоятельный выбор конформной позиции. При этом данные ценности могут быть связаны с обеспечением безопасности других людей, поскольку это одна из задач в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. А конформность может быть необходимой при соблюдении режимных требований и правил в исправительных учреждениях. Самостоятельность как ценность отражает позицию взрослого человека, актуализированную в условиях четкой регламентации и подчинения деятельности сотрудников.

Таблица 3

Сравнительный анализ ценностей у испытуемых экспериментальных групп (средние значения, ранги)

№ Типы ценностных ориентаций Ранговые значения уровень значимости Ц-критерия

ЭГ-1 ЭГ-2

Ср. знач. Ранг Ср. знач. Ранг

1. Конформность 4,29 2 3,59 3 -

2. Традиции 3,38 10 2,88 9 -

3. Доброта 3,92 5 3,01 8 -

4. Универсализм 3,66 8 2,87 10 -

5. Самостоятельность 4,05 3 3,4 6 -

6. Стимуляция 3,58 9 3,44 5 -

7. Гедонизм 4,17 4 3,97 1 -

8. Достижения 3,91 6 3,74 2 р<0.05

9. Власть 3,69 7 3,02 7 -

10. Безопасность 4,53 1 3,56 4 р<0.05

У сотрудников со стажем более 5 лет обнаружены несколько другие доминирующие ценности: гедонизм (3,97), достижение (3,74) и конформность (3,59). Получилось, что в основе поведения более опытных испытуемых лежит стремление к чувственному удовлетворению, личному успеху через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам, а также стремление к принятию окружающими. Ранее выявленная ориентация на других людей у представителей данной группы еще раз подтвердилась при обнаружении указанных ценностей.

Разница в ценностях «безопасность», в большей степени присущей более «молодым» сотрудникам, и «достижения», которая более значима «опытным» сотрудникам, объясняется разницей в опыте. Молодым сотрудникам важно корректно выполнять служебные обязанности, поскольку при нарушениях следует наказание в виде взысканий. Помимо этого, взаимодействие с осужденными может рассматриваться как опасное. А стаж испытуемых 2 экспериментальной группы обусловливает высокую вероятность достижений

в силу развитых умений и навыков, а также ожидание их оценки со стороны руководства в виде званий, наград, повышения по службе.

Результаты по методике смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева у сотрудников УИС с разным стажем отличаются по «цели», «процессу», «локусу-контроля жизни» (таблица 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ данных, полученных по методике СЖО Д.А. Леонтьева у испытуемых

экспериментальных групп

Шкалы СЖО Ср.значения (ЭГ-1) Ср.значения (ЭГ-2) уровень значимости и-критерия

Цели в жизни 25,7 31,0 р<0.01

Процесс жизни 30,5 34,0 р<0.01

Результативность жизни 27,1 29,0 -

Локус контроля-Я 20,1 21,9 -

Локус контроля-Жизнь 25,0 29,6 р<0.01

Общий показатель осмысленности жизни 82,5 87 р<0.01

Так, более выраженные показатели выявлены у более опытных сотрудников (31,0). Следовательно, их характеризует более выраженная целеустремленность, чем представителей другой группы, их цели в будущем придают жизни большую осмысленность, направленность и временную перспективу. При этом они чуть более ярко, эмоциональнее воспринимают процесс своей жизни, искренне считая, что могут ее контролировать, свободно принимая решения и реализовывать их.

Для того чтобы определить связь психологического благополучия с теми факторами, которые, по нашему мнению, могут оказывать влияние на переживание психологического благополучия, мы провели корреляционный анализ, рассчитав коэффициент Пирсона для каждой экспериментальной группы. В установленных взаимосвязях можно рассматривать параметры личности в качестве условий переживания психологического благополучия.

Так, сотруднику со стажем профессиональной деятельности до пяти лет чтобы переживать психологическое благополучие необходимо ощущать себя в безопасности, иметь конкретные и определенные цели на будущее, адекватно воспринимать себя и окружающих людей, уметь стравляться со своим эмоциональным состоянием, возникающим в стрессовых ситуациях (таблица 5).

Таблица 5

Взаимосвязь психологического благополучия с некоторыми параметрами личности в экспериментальной группе сотрудников со стажем менее 5 лет

№ Параметры Коэффициент корреляции (г) Уровень значимости

1. Самоуважение 899 р<0.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Безопасность 817 р<0.01

3. Самопринятие 737 р<0.01

4. Цели жизни 724 р<0.01

5. Автономия 603 р<0.05

6. Конфликтность 564 р<0.05

7. Ситуативная тревожность 504 р<0.05

Таким образом, у сотрудников с опытом работы до пяти лет, мы обнаружили, что на психологическое благополучие оказывают влияние ценностные и смысложизненные ориентации, самоотношение и такие эмоциональные компоненты, как низкий уровень ситуативной тревожности и конфликтности.

Между общим показателем психологического благополучия у сотрудников со стажем профессиональной деятельности от пяти до десяти лет тоже установлены связи с некоторыми личностными параметрами, но их меньше, чем в предыдущем случае (таблица 6).

Таблица 6

Взаимосвязь психологического благополучия с некоторыми параметрами личности в экспериментальной группе сотрудников со стажем от 5 лет до 10 лет

№ Параметры Коэффициент корреляции (г) Уровень значимости

1. Гедонизм 896 р<0.01

2. Положительное отношение к другим 809 р<0.01

3. Локус контроля - жизнь 797 р<0.01

4. Конформность 638 р<0.05

5. Достижение 581 р<0.05

Общий показатель психологического благополучия более опытных сотрудников имеет положительные корреляционные связи с ценностно-смысловыми ориентациями. Мотивационной целью сотрудников

выступает удовольствие, наслаждение жизнью, в том числе проявляющееся при общении с другими людьми в виде положительного отношения к ним. Для данной группы сотрудников важно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. При этом они убеждены в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю. Данные сотрудники ориентированы на личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам. Им важно разделять общественное мнение и соответствовать ему. В случае наличия указанных условий сотрудник будет чувствовать себя благополучно.

Выводы. На основе проведенного эмпирического исследования мы подтвердили предположение о том, что сотрудникам с разным стажем службы в УИС присуще переживание психологического благополучия, обусловленного разными компонентами. Так, у сотрудников со стажем службы до пяти лет на переживание психологического благополучия оказывают влияние реализация ценности в безопасности и автономии, смысл жизни, связанный с целью в жизни, самоуважение и принятие, обеспечивающие позитивное самоотношение, и такие эмоциональные компоненты, как низкий уровень ситуативной тревожности и конфликтности. Тогда как у сотрудников со стажем от пяти до десяти лет на психологическое благополучие оказывают большее влияние возможность переживать удовольствие, в том числе от контроля и управления текущими событиями жизни, наличием в ней достижений и позитивной оценки окружающих.

Литература:

1. Водяха, Н.А. Современные концепции психологического благополучия личности / Н.А. Водяха // Дискуссия. Педагогика и психология. - 2012. - №2 (20). - С. 132-138. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-kontseptsii-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti/viewer (дата обращения 16.11.20).

2. Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская // Психологический журнал. - Т. 32. - 2011. - № 2. - С. 82-93.

Психология

УДК 159. 9

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Мурзина Ксения Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (г. Нижний Новгород) студент Сазикова Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья знакомит с результатами исследования показателей жизнестойкости у студентов-первокурсников в период адаптации в вузе. Приведены данные адаптированности студентов к новым условиям общения в учебной группе и требованиям учебной деятельности в высшей школе. Представлены данные измерения общего уровня жизнестойкости и ее компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска. Количественные показатели дополнены результатами контент-анализа ответов студентов, в которых отражены их представления о жизнестойкости, образцах поведения и ресурсах ее развития у себя и окружающих. Также приведены результаты корреляционного анализа компонентов жизнестойкости и показателей адаптированности студентов, которые подтверждают наличие значимых положительных связей. Выполненное исследование имеет практическую значимость и позволяет в дальнейшем проектировать и реализовывать программы психологической поддержки и развития у студентов жизнестойкости в период адаптации в вузе.

Ключевые слова: жизнестойкость, компоненты жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска, адаптация, адаптированность.

Annоtation. The article introduces the results of the study of indicators of vitality in first-year students during the period of adaptation at the university. The data on the adaptation of students to the new conditions of communication in the study group and the requirements of educational activities in higher education are given. The data on measuring the general level of resilience and its components: involvement, control and risk acceptance are given. These indicators are supplemented with data of content analysis of students' responses regarding the assessment of resilience, behavior patterns and support resources in themselves and those around them. The results of the correlation analysis of the components of resilience and adaptation indicators of students are also presented, which confirm the presence of significant positive relationships. The research carried out has practical significance and allows in the future to design and implement programs of psychological support and development of students' resilience during the period of adaptation at the university.

Keywords: resilience, components of resilience: involvement, control, risk taking, adaptation, adaptability.

Введение. В настоящее время - время жесткой конкуренции специалистов на рынке труда - актуальным становится успешная профессиональная подготовка в период обучения у будущих профессионалов. Важным условием эффективного обучения в вузе является быстрая адаптация студентов-первокурсников: способность включиться в новый коллектив, овладеть всеми формами новой учебно-профессиональной деятельности, уметь справляться с трудностями. Однако результаты исследований свидетельствуют, что многие студенты на начальном этапе обучения, когда значительно увеличиваются нагрузки и резко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.