Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ И МОТИВАЦИЕЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ И МОТИВАЦИЕЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанов Сергей Владимирович, Алмазова Ольга Викторовна, Поскребышева Наталия Николаевна

Психологическое благополучие является показателем реализации потенциала личностного развития. Оно связано с активностью субъекта и требует особого внимания к содержанию деятельности. Возрастно-психологическая специфика подросткового возраста определяется процессами самоопределения и дальнейшей самореализации, где собственная активность субъекта психического развития становится важнейшим условием. Волонтерская активность как добровольная деятельность по оказанию помощи нуждающимся представляет широкие возможности для самореализации личности. Цель данного исследования: изучить особенности психологического благополучия подростков с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности. В нем приняли участие 329 человек в возрасте от 14 до 18 лет, из которых 57,4 % юношей и 42,6 % девушек, учащиеся средних образовательных школ. Основной гипотезой исследования выступило предположение, что участие и особенности мотивации волонтерской деятельности подростков связаны с более высоким уровнем психологического благополучия. Были использованы три методики: опросник мотивации волонтерской деятельности Э. Клери, шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург, шкала депрессии, тревоги и стресса С. Ловибонд. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Различные компоненты психологического благополучия связаны с опытом и мотивацией волонтерской деятельности. Опыт волонтерской деятельности способствует более четкому осознанию мотивации волонтерства и, как следствие, более высокому уровню психологического благополучия. Были обнаружены гендерные различия в характере взаимосвязи уровня психологического благополучия и участия и мотивации волонтерской деятельности. Выраженность разнообразной мотивации волонтерства связана со снижением депрессивных настроений у девушек больше, чем у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанов Сергей Владимирович, Алмазова Ольга Викторовна, Поскребышева Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN YOUTH WITH DIFFERENT EXPERIENCE AND MOTIVATION IN VOLUNTEERING ACTIVITY

Psychological well-being is an indicator of the realization of the potential of personal development. Psychological well-being is associated with the activity of the subject and requires special attention to the content of the activity. Age-psychological specifity of adolescence and youth is defined by selfdetermination and self-realization processes and personal subject’s activity becomes an important factor. Volunteer activity as a voluntary activity to help those in need provides ample opportunities for self-realization of the individual. The purpose of this research is to study the characteristics of the psychological well-being of adolescents with different experience and motivation for volunteering. The study involved 329 adolescents aged 14-18, of which 57.4 % were boys and 42.6 % were girls. The main hypothesis of the study was the assumption that the participation and motivation of youth volunteering are associated with a higher level of psychological well-being. Three methods were used: E. Clary’s Volunteering Motivation Questionnaire, the Warwick-Edinburgh Psychological Well-Being Scale, and the S. Lovibond Depression, Anxiety and Stress Scale. The results obtained allowed us to draw the following conclusions. Various components of psychological well-being are associated with the experience and motivation of volunteering. Gender differences were found in the nature of the relationship between the level of psychological well-being and participation and motivation for volunteering.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ И МОТИВАЦИЕЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 6 (46). С. 181-192 Pedagogical Review. 2022, 'vol. 6(46), pp. 181-192

Научная статья УДК 159.922.8 159. 923. 2

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-6-181-192

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ И МОТИВАЦИЕЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сергей Владимирович Молчанов1, Ольга Викторовна Алмазова2,

Наталия Николаевна Поскребышева3

12•3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация

Психологическое благополучие является показателем реализации потенциала личностного развития. Оно связано с активностью субъекта и требует особого внимания к содержанию деятельности. Возрастно-психологическая специфика подросткового возраста определяется процессами самоопределения и дальнейшей самореализации, где собственная активность субъекта психического развития становится важнейшим условием. Волонтерская активность как добровольная деятельность по оказанию помощи нуждающимся представляет широкие возможности для самореализации личности. Цель данного исследования: изучить особенности психологического благополучия подростков с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности. В нем приняли участие 329 человек в возрасте от 14 до 18 лет, из которых 57,4 % юношей и 42,6 % девушек, учащиеся средних образовательных школ. Основной гипотезой исследования выступило предположение, что участие и особенности мотивации волонтерской деятельности подростков связаны с более высоким уровнем психологического благополучия. Были использованы три методики: опросник мотивации волонтерской деятельности Э. Клери, шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург, шкала депрессии, тревоги и стресса С. Ловибонд. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Различные компоненты психологического благополучия связаны с опытом и мотивацией волонтерской деятельности. Опыт волонтерской деятельности способствует более четкому осознанию мотивации волонтерства и, как следствие, более высокому уровню психологического благополучия. Были обнаружены гендерные различия в характере взаимосвязи уровня психологического благополучия и участия и мотивации волонтерской деятельности. Выраженность разнообразной мотивации волонтерства связана со снижением депрессивных настроений у девушек больше, чем у юношей.

Ключевые слова: волонтерство, психологическое благополучие, подростковый возраст

Источник финансирования: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00439.

Для цитирования: Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Особенности психологического благополучия молодежи с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 6 (46). С. 181-192. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-6-181-192

© С. В. Молчанов, О. В. Алмазова, Н. Н. Поскребышева, 2022

С. В. Молчанов, О. В. Алмазова, Н. Н. Поскребышева. Особенности психологического благополучия... Original article

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN YOUTH WITH DIFFERENT EXPERIENCE AND MOTIVATION IN VOLUNTEERING ACTIVITY

Sergey V. Molchanov1, Olga V. Almazova2, Nataliya N. Poskrebysheva3

12•3 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract

Psychological well-being is an indicator of the realization of the potential of personal development. Psychological well-being is associated with the activity of the subject and requires special attention to the content of the activity. Age-psychological specifity of adolescence and youth is defined by self-determination and self-realization processes and personal subject's activity becomes an important factor. Volunteer activity as a voluntary activity to help those in need provides ample opportunities for self-realization of the individual. The purpose of this research is to study the characteristics of the psychological well-being of adolescents with different experience and motivation for volunteering. The study involved 329 adolescents aged 14-18, of which 57.4 % were boys and 42.6 % were girls. The main hypothesis of the study was the assumption that the participation and motivation of youth volunteering are associated with a higher level of psychological well-being. Three methods were used: E. Clary's Volunteering Motivation Questionnaire, the Warwick-Edinburgh Psychological Well-Being Scale, and the S. Lovibond Depression, Anxiety and Stress Scale. The results obtained allowed us to draw the following conclusions. Various components of psychological well-being are associated with the experience and motivation of volunteering. Gender differences were found in the nature of the relationship between the level of psychological well-being and participation and motivation for volunteering.

Keywords: psychological well-being, volunteering, youth

For citation: Molchanov S. V., Almazova O. V, Poskrebysheva N. N. Psychological well-being in youth with different experience and motivation in volunteering activity [Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya molodezhi s razlichnym opytom i motivatsiey volonterskoy deyatelnosti]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 6 (46), pp. 181-192. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-6-181-192

Психологическое благополучие является интегративным показателем оценки личностью уровня своей самореализации в рамках существующих потенциальных возможностей, может рассматриваться как потенциал личностного развития, что отражается в различных представлениях об этом конструкте [1]. Выделяются два основных направления в понимании психологического благополучия. Первое направление связано с определением психологического благополучия как эмоционально-оценочной составляющей состояния человека, что часто связано с переживанием удовольствия [2, 3]. Второе направление - с развитием идеи значимости осмысленности жизни в рамках гуманистической и экзистенциальной традиций, что смещает фокус внимания на полноту самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. Популяризация второго направления во многом связана с широким распространением модели К. Рифф, в которой были выделены шесть составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия [4]. Исследования показывают, что психологическое благополучие в ценностной составляющей выступает как система базисных убеждений личности. Сбалансированный вид психологического благополучия предполагает восприятие мира как доброжелательного и справедливого, позитивный образ Я и уверенность в контроле над жизнью [5]. Также отмечается минимизация негативных со-

стояний и переживаний при высоком уровне психологического благополучия. Люди с высоким уровнем психологического благополучия обычно являются активными субъектами деятельности [6; 7]. Можно говорить о том, что психологическое благополучие тесно связано с активной жизненной позицией человека, обеспечивающей возможность самореализации. Важным также становится учет возрастно-психологических особенностей подросткового возраста, значимых для самореализации. В периодизации психосоциального развития Э. Эриксона подростковый возраст определяется в широких возрастных рамках от 12 до 19 лет [8]. Процесс самоопределения в подростковом возрасте включает развитие эго-идентичности (Э. Эриксон), чувства взрослости (Д. Б. Эльконин), самосознания [9]. В указанных базовых психологических новообразованиях присутствует эмоциональная составляющая, связанная с оценкой собственного психологического благополучия в условиях реализуемых личных жизненных выборов. Таким образом, вопрос о поиске видов активности, способствующих самореализации и возрастанию уровня психологического благополучия личности, приобретает особую актуальность. Это соответствует традиционному пониманию подросткового возраста как периоду поиска себя через деятельность с наличием моратория на принятие важных жизненных решений [10].

Определим, каким условиям должна отвечать деятельность, обеспечивающая рост уровня психологического благополучия современных российских подростков. Представляется, что можно выделить следующие критерии деятельности, которые будут положительно связаны с ростом психологического благополучия:

- добровольность участия и свобода в выборе конкретного вида деятельности в соответствии с собственными интересами;

- самостоятельное определение интенсивности вовлеченности в активность с возможностью «легкого» выхода из нее при необходимости;

- наличие фиксируемого и «видимого» результата своей деятельности;

- помогающий характер реализуемого поведения - возможность проявления заботы, фокусировки на другом человеке и его благополучии.

Названные критерии во многом связаны со спецификой иерархии ценностей, типичной для подросткового возраста. Можно говорить о приоритете в подростковом возрасте таких ценностей, как достижение, саморегуляция, благосклонность [11]. Напомним, что в модели ценностных ориентаций С. Шварца достижение связано со стремлением к личному успеху в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением; саморегуляция - с автономностью и независимостью мыслей и поведения; благосклонность - с взаимодействием со значимыми для человека людьми и заботой об их благополучии. Таким образом, указанные выше критерии соответствуют значимым ценностям российских подростков. Последний критерий, связанный с идеей помогающего поведения, представляется особенно важным. С позиции многих психотерапевтических школ и опыта психологической практики активность человека, направленная на кого-то или что-то вне его самого, является важным условием для преодоления существующих негативных психологических состояний. Уход от гиперфокусировки на себе, процессы самотрансценденции, обнаружение возможностей для самореализации через отношения с другим или действие для другого, достаточно часто выступают как стратегии психотерапевтической практики [12; 13]. Это позволяет преодолевать эгоцентрическую фиксацию на самом себе, чрезмерное фокусирование на собственном состоянии, установки эгоизма, а также создает условия для обретения нового опыта, который может стать основой роста психологического благополучия личности. Активная позиция волонтера с проявлением заботы об окружающем мире и людях тесно связана с развитием моральных принципов, изменением характера моральных суждений и общей моральной ориентации [14; 15].

Волонтерство соответствует указанным выше критериям самореализации личности и росту уровня психологического благополучия современных российских подростков. Волонтерство предполагает добровольное участие в видах активности, которые направлены на помощь другим людям, животным, природе. В современной России интенсивность волонтерской деятельности возрастает. Это касается как роста участников волонтерского движения, так и разнообразия видов добровольческой активности. Принятый в 2018 г. Федеральный закон о волонтерской деятельности легализовал и структурировал возможности добровольческой активности, способствовал значительному росту интереса к помогающему поведению в обществе, в частности в молодежной среде. В зарубежной психологии реализовано большое число исследований роли участия в добровольческой активности для соматического и психологического благополучия человека. В рамках лонгитюдного исследования было получено свидетельство того, что добровольческая активность взаимосвязана с хорошим уровнем физического здоровья [16; 17]. Выявлена взаимосвязь волонтерской активности и различных психологических характеристик. Вовлеченность в во-лонтерство связана с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью и переживания счастья, позитивной самооценкой, уменьшением вероятности депрессивных расстройств, снижением дистресса, повышением уровня морального развития [18-22]. Получены результаты, свидетельствующие о кумулятивном эффекте повышения уровня физического и психического здоровья активных участников волонтерской активности [23]. Таким образом, можно говорить о том, что существуют различные данные, которые свидетельствуют о взаимосвязи уровня психологического благополучия и участия в волонтерской деятельности. Вместе с тем изучение связи между характером мотивации волонтерской деятельности подростков и уровнем их психологического благополучия еще не стало предметом специального исследования, что определило цель и новизну данной работы.

Цель: изучить особенности психологического благополучия подростков с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности.

Гипотеза 1: особенности мотивации волонтерской деятельности как ценности, источника компетенций и вовлеченности в социальное взаимодействие связаны с более высоким уровнем психологического благополучия.

Гипотеза 2: существуют гендерные различия в характере взаимосвязи опыта участия и мотивации волонтерской деятельности и уровня психологического благополучия: девушки с опытом волонтерской деятельности демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия, чем юноши.

Для исследования применялся опросник мотивации волонтерской деятельности, основанный на функциональной теории мотивации, предложенной группой американских психологов во главе с Э. Клэри (в русской адаптации С. В. Молчанова, О. В. Алмазовой, Н. Н. Поскребышевой [24]). Опросник включает в себя 6 шкал, описывающих различные основания мотивации волонтерской активности: волонтерство как защита, волонтерство как ценность, волонтерство как карьерная возможность, волонтерство как социальная функция вовлеченности в общение и социальное взаимодействие, волонтерство как источник приобретения компетенций, волонтерство как источник развития.

Исследование психологического благополучия основывалось на двух методиках:

1. Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург [25; 26], которая охватывает широкий диапазон концептуальных представлений о психологическом благополучии, включая аффективную и когнитивную составляющие, а также оценку психологического функционирования. Методика содержит 14 вопросов, касающихся субъективного благополучия и психологического функционирования, которые сформулированы в позитивном ключе и направлены на оценку положительных аспектов психического здоровья.

2. Шкала депрессии, тревоги и стресса Ловибонд [27]. Краткая версия методики включает 21 пункт: по 7 пунктов на каждую субшкалу. Шкала депрессии оценивает дисфорию, безнадежность, девальвацию жизни, самоуничтожение, отсутствие интереса. Шкала тревожности оценивает вегетативное возбуждение, воздействие на скелетные мышцы, ситуационную тревогу и субъективное переживание тревожного аффекта. Шкала стресса чувствительна к уровням хронического неспецифического возбуждения и оценивает трудности релаксации, нервное возбуждение, легкое возбуждение, раздражительность, перегрузку и нетерпение.

В исследовании приняли участие 329 подростков 14-18 лет, из которых 57,4 % юношей и 42,6 % девушек. У 43,8 % подростков есть опыт волонтерской деятельности, а у 56,2 % такого опыта нет.

По всем шкалам всех опросников распределение проводилось по критерию Колмогорова -Смирнова, что позволяет использовать параметрические методы анализа данных.

В табл. 1 приведены средние медианы и стандартные отклонения оценок отношения к волон-терству у респондентов с опытом и без опыта участия в волонтерской деятельности и результат сравнения оценок в этих двух группах ^-критерий для независимых выборок).

Таблица 1

Описательные статистики для оценок мотивации волонтерства у подростков, имеющих и не имеющих опыта волонтерской деятельности, различия между ними

Шкала/группа Есть опыт Нет опыта Различия

M Me SD M Me SD t Р

Защита 4,20 4,00 1,409 3,47 3,40 1,354 3,458 0,001

Ценность 6,08 6,20 0,840 5,33 5,60 1,211 4,316 <0,001

Карьерная возможность 4,16 4,30 1,574 3,82 3,80 1,414 2,004 0,049

Социальная функция 4,96 5,00 1,317 3,94 4,00 1,480 5,230 <0,001

Источник компетенции 5,88 6,00 0,978 5,13 5,20 1,242 4,720 <0,001

Источник развития 4,81 4,80 1,355 4,28 4,40 1,330 2,536 0,012

Значимые различия получены по всем шкалам опросника. При этом для оценок по всем шкалам они выше у подростков, имеющих опыт волонтерской деятельности. Опыт волонтерской деятельности позитивно связан с выраженностью различных видов мотивации волонтерства. При помощи коэффициента корреляции Пирсона было выявлено, что оценки по всем шкалам опросника связаны между собой (г - от 0,21 до 0,67 при р < 0,001).

Анализ гендерных различий показал следующее. При помощи ^критерия для независимых выборок было выявлено, что оценки девушек «волонтерство как социальная функция» ^ = -2,186; р = 0,029) и «волонтерство как карьерная возможность» ^ = -4,170; р < 0,001) выше, чем оценки юношей.

Психологическое благополучие подростков оценивалось при помощи двух методик. Прежде всего были проверены связи между оценками двух методик (коэффициент корреляции Пирсона). На рис. 1 приведена соответствующая корреляционная плеяда (р < 0,001).

Все оценки связаны между собой. Выраженность депрессии, стресса и тревожности связана друг с другом прямо, а с оценками психологического благополучия - обратно. Таким образом, подтверждаются данные зарубежных исследований о том, что высокий уровень психологического благополучия сочетается с низкой вероятностью негативных эмоциональных состояний и переживаемым стрессом. Рассмотрим особенности психологического благополучия у подростков с опытом и без опыта участия в волонтерской деятельности.

В табл. 2 приведены средние медианы и стандартные отклонения оценок психологического благополучия у респондентов с опытом и без опыта участия в волонтерской деятельности и результат сравнения оценок в этих двух группах ^-критерий для независимых выборок).

Рис . 1. Корреляционная плеяда оценок психологического благополучия, измеренного опросниками «Шкала депрессии, тревоги и стресса» и «Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург»

Таблица 2

Описательные статистики для оценок психологического благополучия подростков, имеющих и не имеющих опыта волонтерской деятельности, различия между ними

Шкала/группа Есть опыт Нет опыта Различия

М Ме SD М Ме SD Р

Шкала психологического благополучия 60,89 61,00 6,141 58,28 58,00 7,122 3,497 0,001

Депрессия 16,60 16,00 2,907 19,01 18,00 5,341 -4,876 <0,001

Тревожность 16,71 16,00 3,575 17,87 16,00 5,007 -2,356 0,019

Стресс 21,24 20,00 5,612 22,43 22,00 6,516 -1,754 0,080

Оценки психологического благополучия выше, а выраженности депрессии и тревожности ниже у подростков, имеющих опыт волонтерской деятельности, чем у подростков, не имеющих такого опыта. Отметим, что интенсивность переживания стресса оказывается не связана с опытом волонтерской деятельности. Были получены гендерные различия в оценке психологического благополучия. При помощи ^критерия для независимых выборок было выявлено, что оценки психологического благополучия у девушек выше ^ = -2,602; р = 0,010), чем оценки юношей.

Были проверены связи между оценками мотивации волонтерства, оценками психологического благополучия и выраженностью депрессии, тревожности и стресса (коэффициент корреляции Пирсона). Результаты приведены в виде корреляционной плеяды на рис. 2 (показаны связи, для которых г > 0,2, р < 0,01).

Оценки психологического благополучия связаны прямо с мотивами «волонтерство как ценность», «волонтерство как социальная функция» и «волонтерство как источник компетенции».

Для получения дополнительной информации о связи психологического благополучия и отношения к волонтерству были проверены связи отдельно для юношей и отдельно для девушек (коэффициент корреляции Пирсона). На рис. 3 и 4 приведены соответствующие корреляционные плеяды (показаны связи, для которых г > 0,2, р < 0,01).

Для юношей, кроме установленных для всей выборки закономерностей, выраженность стресса связана обратно с оценками «волонтерство как источник компетенции», что позволяет предположить, что возможность обретения новых компетенций как основы устойчивости в ситуации стресса становится для них значимым мотивом участия в добровольческой активности.

Волонтерсгво как карьерная возможность

Волонтерсгво как источник развития

Рис. 2. Связи оценок отношения к волонтерству и психологического благополучия подростков(р< 0,01;г>0,2)

Рис . 3 . Связи оценок отношения к волонтерству и психологического благополучия у юношей (р < 0,01; г > 0,2)

Волонтерство как карьерная возможность

Волонтерство как источник компетенции

Волонтерство как защита

Волонтерство как источник развития

Рис . 4 . Связи оценок отношения к волонтерству и психологического благополучия у девушек (р < 0,01; г > 0,2)

Для девушек связи между оценками психологического благополучия и волонтерства как источника компетенции не выявлено при том, что такая связь зафиксирована для всей выборки. Для девушек обнаружены связи (обратные) между выраженностью депрессии и мотивацией волонтерства как источника компетенций и как способа защиты, что позволяет предположить, что участие в добровольческой активности девушек мотивировано стремлением избежать депрессии и внутрилич-ностного конфликта.

Полученные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что такие особенности мотивации волонтерской деятельности, как ценности, источник компетенций и вовлеченности в социальное взаимодействие, связаны с более высоким уровнем психологического благополучия. Выраженность мотивов волонтерства как ценности и социальной функции, позволяющей включиться в социальное взаимодействие и общение, снижает выраженность депрессивной симптоматики. В изученной иерархии мотивов добровольческой активности мотивы волонтерства как ценности, источника обретения компетенций, вовлеченности в социальное взаимодействие занимают три первых места и могут рассматриваться как высокозначимые. Выраженность этих мотивов, как и уровень психологического благополучия, значительно выше у подростков с опытом волонтер-ства. Отметим также, что показатели депрессии и тревожности ниже у подростков, имеющих опыт волонтерской деятельности, чем у подростков, не имеющих опыта добровольческой активности. С учетом ограничений корреляционного анализа в вопросах направленности причинно-следственных связей отметим, что в ходе данного исследования мы получили разнообразные подтверждения гипотезы о взаимосвязи разных сторон психологического благополучия и участия в волонтерской деятельности.

Выявлены представляющие интерес гендерные особенности мотивации волонтерства и уровня психологического благополучия, свидетельствующие о подтверждении второй гипотезы. Общие параметры психологического благополучия выше у девушек, при этом характер взаимосвязи характеристик психологического благополучия и мотивации волонтерства различаются у девушек и юношей. Значение таких мотивов волонтерства, как карьерный рост и реализация социальной функции вклю-

ченности в группу и социальное взаимодействие, выше у девушек. Мотивация волонтерства у девушек чаще связана со снижением депрессивных настроений, чем у юношей, для которых мотив обретения компетенций в добровольческой активности чаще выступает как основа стрессоустойчивости. Таким образом, гипотеза о наличии гендерных различий в характере взаимосвязи мотивации волонтерской деятельности и уровня психологического благополучия также получила подтверждение.

Список источников

1. Рикель А. М., Туниянц А. А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 64-82. doi: 10.11621/vsp.2017.0

2. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

3. Пахоль Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психол. журнал. 2017. № 1. С. 80-104.

4. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 50. Р. 1192-1198.

5. Митрофанова Е. Н. Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов // Сибирский психол. журнал. 2017. № 64. С. 94-105.

6. Павленко К. В., Бочавер А. А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 51-62. doi: 10.17759/pse.2020250605

7. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. С. 22-35. doi: 10.17759/pse.2019240402

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

10. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник. М.: Юрайт, 2018. 406 с.

11. Молчанов С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10, № 3. С. 16-25.

12. Лукас Э. Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. М.: Когито-центр, 2021. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный смысл. М.: Альпина Дижитал, 2017. 344 с.

14. Молчанов С. В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 75-79.

15. Молчанов С. В., Поскребышева Н. Н., Запуниди А. А., Маркина О. С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 22-29.

16. McDougle L., Handy F., Konrath S., Walk M. Health outcomes and volunteering: the moderating role of religiosity // Social Indicators Research. 2014. Vol. 117. Р. 337-351. doi: 10.1007/s11205-013-0336-5

17. Piliavin J. A., Siegl E. Health benefits of volunteering in the Wisconsin longitudinal study // Journal of Health and Social Behavior. 2007. Vol. 48, Iss. 4. Р. 450-464. doi: 10.1177/002214650704800408

18. Borgonovi F. Well by doing good: the relationship between formal volunteering and self- reported health and happiness // Social Science and Medicine. 2008. Vol. 66, Iss. 11. Р. 2321-2334. doi: 10.1016/j.socscimed.2008.01.011

19. Greenfield E. A., Marks N. F. Formal volunteering as a protective factor for older adults' psychological well-being // Journal of Gerontology. Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2004. Vol. 59B, Iss. 5. Р. 258264. doi: 10.1093/geronb/59.5.S258

20. Kim J., Pai M. Volunteering and trajectories of depression // Journal of Aging Health. 2010. Vol. 22, Iss. 1. Р. 84105. doi: 10.1177/0898264309351310

21. Musick M. A., Wilson J. Volunteering and depression: the role of psychological and social resources in different age groups // Social Science Medicine. 2003. Vol. 56, Iss. 2. Р. 259-269. doi: 10.1016/S0277-9536(02)00025-4

22. Thoits P. A., Hewitt L. N. Volunteer work and well-being // Journal of Health and Social Behavior. 2001. Vol. 42, Iss. 2. Р. 115-131. doi: 10.2307/3090173

23. Jerf W., Yeung K., Zhang Z., Kim T. Volunteering and health benefits in general adults: cumulative effects and forms // BMC Public Health. 2018. Vol.18, Iss. 8. doi: 10.1186/s12889-017-4561-8 (дата обращения: 10.04.2022).

24. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Отношение к цифровому волонтерству российской молодежи // International Journal of Open Information Technologies. 2021. № 12. C. 83-88.

25. Tennant R., Hiller L., Fishwick R., Platt S., Joseph S., Weich S., Parkinson J., Secker J., Stewart-Brown S. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation // Health and Quality of Life Outcomes. 2007 Vol. 5, Iss. 63. URL: http://www.hqlo.com/content/5/1/63 (дата обращения: 10.04.2022).

26. Шилко Р. С., Долгих А. Г., Алмазова О. В. Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: материалы I Международной научно-практ. конф. (10-11 октября 2018 г., Санкт Петербург). СПб., 2018. Ч. 1. С. 278-283.

27. Lovibond S. H., Lovibond P. F. Manual for the Depression Anxiety and Stress Scales. Psychology Foundation. Sidney, NSW, 1995. 103 p.

References

1. Rikel' A. M., Tuniyants A. A., Batyrova N. Ponyatiye sub"ektivnogo blagopoluchiya v gedonisticheskom i evdemonisticheskom podkhodakh [Definition of subjective well-being in hedonistic and eudemistic approaches].

Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya - The Moscow Univeristy Herald. Series 14: Psychology, 2017, vol. 2, pр. 64-82 (in Russian). doi: 10.11621/vsp.2017.0

2. Argail M. Psikhologiya schast'ya [Psychology of happiness]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 271 p. (in Russian).

3. Pakhol' B. E. Sub"ektivnoye i psikhologicheskoye blagopoluchiye: sovremennye i klassicheskiye podkhody, modeli i faktory [Subjective and psychological well-being: modern and classic approaches, models and factors]. Ukrainskiypsikhologicheskiy zhurnal, 2017, vol. 1, рp. 80-104 (in Russian).

4. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 50, pp. 1192-1198.

5. Mitrofanova E. N. Aktivnost' individual'nosti, psikhologicheskoye blagopoluchiye i udovletvorennost' zhizn'yu studentov [Individual activity, psychological well-being and life satisfaction of students]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 2017, no. 64, рp. 94-105 (in Russian).

6. Pavlenko K. V., Bochaver A. A. Sub'ektivnoye blagopoluchiye shkol'nikov v situatsii samoopredeleniya [Subjective well-being of pupils in self-determintation situation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye -Psychological Science and Education, 2020, vol. 25, no. 6, рp. 51-62 (in Russian). doi:10.17759/ pse.2020250605

7. Molchanov S. V., Almazova O. V., Poskrebysheva N. N. Moral'nye suzhdeniya podrostkov s raznym urovnem psikhologicheskogo blagopoluchiya [Moral judgements of adolescents with different level of psychological well-being]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2019, vol. 24, no. 4, рp. 22-35 (in Russian). doi:10.17759/pse.2019240402.

8. Erikson E. Identichnost': yunost'i krizis [Identity: youth crisis]. Moscow, Progress Publ., 1996. 344 p. (in Russian).

9. El'konin D. B. Izbrannyepsikhologicheskiye trudy [Selected scientific works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 560 p. (in Russian).

10. Molchanov S. V. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and youth]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 406 p. (in Russian).

11. Molchanov S. V Osobennosti tsennostnykh oriyentatsiy lichnosti v podrostkovom i yunosheskom vozrastakh [Value orientations of personality in adolescence and youth]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye, 2005, vol. 10, no. 3, рp. 16-25 (in Russian).

12. Lukas E. Uchebnik logoterapii. Predstavleniye o cheloveke i metody [Handbook of logotherapy. Presentation of man and method]. Moscow, Kogito-tsentr Publ., 2021. 256 p. (in Russian).

13. Frankl V. Logoterapiya i ekzistentsial'nyy smysl [Logotherapy and existential means]. Moscow, Al'pina Dizhital Publ., 2017. 344 p. (in Russian).

14. Molchanov S. V. Moral'no-tsennostnye oriyentatsii kak funktsiya sotsial'noy situatsii razvitiya v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Moral-value orientation as the function of social situation of development in adolescence and youth]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya - Cultural Historical Psychology, 2007, no.1, рp. 75-79 (in Russian).

15. Molchanov S. V., Poskrebysheva N. N., Zapunidi A. A., Markina O. S. Razvitiye lichnostnoy avtonomii kak usloviye formirovaniya orientatsii podrostka v moral'noy sfere [Personal autonomy development as the condition to formate adolescent's ortientation in moral sphere]. Kul 'turno-istoricheskayapsikhologiya - Cultural Historical Psychology, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 22-29 (in Russian).

16. McDougle L., Handy F., Konrath S., Walk M. Health outcomes and volunteering: the moderating role of religiosity. Social Indicators Research, 2014, vol. 117, pp. 337-351. doi: 10.1007/s11205- 013-0336-5.

17. Piliavin J. A., Siegl E., Health benefits of volunteering in the Wisconsin longitudinal study. Journal of Health and Social Behavior, 2007, vol. 48(4), pp. 450-464. doi: 10.1177/002214650704800408.

18. Borgonovi F. Well by doing good: the relationship between formal volunteering and self- reported health and happiness. Social Science and Medicine, 2008, vol. 66 (11), pp. 2321-2334. doi: 10.1016/j. socscimed.2008.01.011.

19. Greenfield E. A., Marks N. F. Formal volunteering as a protective factor for older adults' psychological well-being. Journal of Gerontology. Series B: Psychological Sciences and Social Sciences, 2004, vol. 59B (5), pp. 258-264. doi: 10.1093/geronb/59.5.S258

20. Kim J., Pai M. Volunteering and trajectories of depression. Journal of Aging Health, 2010, vol. 22 (1), pp. 84-105. doi: 10.1177/0898264309351310.

21. Musick M. A., Wilson J. Volunteering and depression: the role of psychological and social resources in different age groups. Social Science Medicine, 2003, vol. 56 (2), pp. 259-269. doi: 10.1016/S0277-9536(02)00025-4.

22. Thoits P. A., Hewitt L. N. Volunteer work and well-being. Journal of Health and Social Behavior, 2001, vol. 42(2), pp. 115-131. doi: 10.2307/3090173.

23. Jerf W., Yeung K., Zhang Z., Kim T. Volunteering and health benefits in general adults: cumulative effects and forms. BMC Public Health, 2018, vol. 18(8). doi: 10.1186/s12889-017-4561-8

24. Molchanov S. V., Almazova O. V, Poskrebysheva N. N. Otnosheniye k tsifrovomu volonterstvu rossiyskoy molodezhi [Relation to digital volunteering among Russian youth]. International Journal of Open Information Technologies, 2021, no. 12, pp. 83-88 (in Russian).

25. Tennant R., Hiller L., Fishwick R., Platt S., Joseph S., Weich S., Parkinson J., Secker J., Stewart-Brown S. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation. Health and Quality of Life Outcomes, 2007, vol. 5(63). URL: http://www.hqlo.com/content/5Z1/63 (accessed 10 April 2022).

26. Shilko R. S., Dolgikh A. G., Almazova O. V. Izmereniye psikhicheskogo zdorov'ya v obrazovatel'nom prostranstve: shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya Varvik-Edinburg [Measurement of psychological health in educational space: the scale of psychological well-being]. Gertsenovskiye chteniya: psikhologicheskiye issledovaniya v obrazovanii. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chast' 1 [Herzen Readings: Psychological Research in Education: Proceedings of the I International Scientific and Practical. conf. (October 10-11, 2018, St. Petersburg). Part 1]. Saint Petersburg, 2018. Pp. 278-283 (in Russian).

27. Lovibond S. H., Lovibond P. F. Manual for the Depression Anxiety and Stress Scales. Psychology Foundation. Sidney, NSW, 1995. 103 p.

Информация об авторах

Молчанов С. В., кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Моховая, 11, Москва, Россия, 125009). E-mail: [email protected]

Алмазова О. В., кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Моховая, 11, Москва, Россия, 125009). E-mail: [email protected]

Поскребышева Н. Н., кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (ул. Моховая, 11, Москва, Россия, 125009). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Molchanov S. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Lomonosov Moscow State University (ul. Mokhovaya, 11, Moscow, Russian Federation, 125009).

E-mail: [email protected]

Almazova O. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Lomonosov Moscow State University (ul. Mokhovaya, 11, Moscow, Russian Federation, 125009).

E-mail: [email protected]

Poskrebysheva N. N., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Lomonosov Moscow State University (ul. Mokhovaya, 11, Moscow, Russian Federation, 125009).

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.06.2022; принята к публикации 25.10.2022 The article was submitted 06.06.2022; accepted for publication 25.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.