Научная статья на тему 'Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством'

Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
993
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ТРЕВОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / ШИЗОТИПИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ADOLESCENTS / ANXIETY / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / SCHIZOTYPAL DISORDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малкова Е.Е.

Рассмотрены особенности психологических защит и их взаимосвязь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством в сравнении с группами социально-адаптированных подростков с преимущественно шизоидным складом характера и подростков, в структуре личности которых шизоидный радикал не был выражен. У подростков с шизотипическими расстройствами наблюдалось отсутствие эффективности использования психологических защит. Показатели тревожности были крайне высоки вне зависимости от причины, их вызвавшей. Исключение составляло лишь отсутствие тревоги в отношениях со значимыми близкими (родителями), которые могут рассматриваться в качестве резерва адаптации в процессе психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological defense types and their relationship with anxiety in adolescents with schizotypal disorder

The article treats the features of psychological defenses in connection with anxiety in adolescents with schizotypal disorder, in comparison with the groups of socially-adapted young people with predominantly schizoid nature, and the adolescents, in whom schizoid radical was not expressed. In adolescents with schizotypal disorders there was a lack in psychological defenses efficiency. Indicators of anxiety were extremely high, regardless of the reason that caused them. The only exception was the absence of anxiety in communication with parents, which may be regarded as a reserve adaptation in the process of psycho-correction.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011

© Е. Е. Малкова, 2011 г.

УДК 616.895.8-053.2

Е. Е. Малкова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И ИХ СВЯЗЬ С ТРЕВОГОЙ У ПОДРОСТКОВ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический

институт имени В. М. Бехтерева

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст, будучи периодом становления характера, является наиболее уязвимым в области характерологических сдвигов. Именно в этом возрасте перед психиатрами и клиническими психологами стоит трудная задача дифференциального диагноза между ши-зотипическим расстройством и нарушениями поведения при акцентуациях характера [4]. Для шизотипиче-ского расстройства личности характерны социальная изоляция, ограниченные или неадекватные эмоции, а также сосуществование эмоциональной холодности с резкой гиперчувствительностью к отдельным раздражителям [6, 7]. При этом трудности и стесненность при социальных взаимодействиях зачастую приводят к развитию социальной тревоги, которая, в свою очередь, запускает своеобразные психологические защиты, неосознанно регулирующие поведение и деятельность в целом [3]. Это особенно важно в отношении подростков, так как в подростковом возрасте социальные навыки еще формируются, в случае же шизотипического расстройства это формирование приобретает болезненный характер, становясь основой более серьезных проблем в будущем, вплоть до вероятности развития заболеваний психотического регистра [1].

Исходя из этого, представляется актуальным исследовать особенности репертуара психологических защит их связь с общей и социальной тревогой как факторами риска социальной дезадаптации у подростков с шизотипи-ческими расстройствами.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с этим нами были исследованы три группы подростков старшего школьного возраста (1618 лет). Основную группу составили 26 подростков (8 мальчиков и 18 девочек, 17,3±1,4 года), проходивших стационарное обследование и лечение на базе подросткового психиатрического отделения СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева. Группа была сформирована по результатам анализа содержания историй болезни, анамнестических и клинико-психологических особенностей, соответствующих критериями шизотипического расстройства (Р21). Контрольная группа состояла из социально-адаптирован-

ных подростков (27 мальчиков и 33 девочки, 16,9± 1,2 года), учащихся старших классов средних общеобразовательных школ. В контрольной группе были выделены две подгруппы на основе результатов патохарактерологическо-го опросника и проанализированных данных анамнеза. В первую был включен 21 подросткок (11 мальчиков и 10 девочек, 17,5±0,8 года) с преимущественно шизоидным складом характера, а во вторую - 39 подростков (16 мальчиков и 23 девочки, 16,7±1,6 года) с иными характерологическими особенностями.

В качестве основных методов были использованы кли-нико-пссихологический и экспериентально-психологич-ческий, включивший в себя патохарактерологический диагностический опросник [4] для выделения группы социально-адаптированных подростков с преимущественно шизоидным складом характера; опросник «Индекс жизненного стиля» [2] для определения выраженности психологических защит; опросник «Многомерная оценка детской тревожности» [5] для оценки характера и уровня тревожности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование показало, что наиболее часто встречающейся у подростков с шизотипическим расстройством оказывалась такая психологическая защита, как реактивное образование, развивающееся вследствие повышения уровня общей тревожности. Наиболее значимыми (при р<0,05) в плане развития тревоги у лиц с шизотипическим расстройством в сравнении как с группой конституциональных шизоидов, так и с группой подростков с иными характерологическими особенностями были ситуации самовыражения и проверки знаний, связанные с оценкой (особенно публичной) окружающих. Исходя из этого, можно полагать, что именно они являются своеобразной «зоной наименьшего сопротивления» и «маркером» вероятности развития шизотипического расстройства у подростков вне зависимости от их исходных характерологических особенностей. При этом для социально-адаптированных шизоидов наиболее значимо выраженной (при р<0,05) была оценка со стороны учителя, в то время как для остальных подростков на первом месте (при р<0,05) стояла оценка сверстников. Отличающая подростков с шизотипическим расстройством от контрольных групп, значимо низкая (при р<0,05) тревога в отношениях со значимыми близкими (родителями) может, с нашей точки зрения, быть использована в психокоррекционной работе в качестве резерва адаптации.

Исследование взаимосвязей показателей выраженности психологических защит и различных аспектов тревожности установило, что именно в группе подростков с шизотипическими расстройствами имелось максимальное количество значимых (при р<0,05) взаимосвязей (29) в сравнении с двумя контрольными группами (7 и 9 соответственно). Этот результат был вполне ожидаем, так как таких подростков отличала ригидность и незрелость защит, не позволяющие им эффективно справляться с вы-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

сокой тревожностью. Собственно характер выявленных значимых (при р<0,05) взаимосвязей в трех изученных группах указывал на то, что регрессия и проекция имели наибольшее количество связей с различными аспектами проявлений тревожности в группе подростков с шизоти-пичесим расстройством (6 и 7 соответственно). Также имелось наибольшее количество взаимосвязей и в других группах - проекция (3 из 7) в группе шизоидов, регрессия (5 из 9) в группе социально-адаптированных подростков с другими складами характера. При этом проекция использовалась в основной группе значимо (при р<0,05) меньше, чем в обеих группах нормы. Кроме того, можно говорить о неэффективности в плане регуляции уровня тревоги таких психологических защит, как отрицание, вытеснение и интеллектуализация (отсутствие значимых взаимосвязей). С психологическими защитами наибольшее количество значимых положительных связей имели: у подростков с шизотипическими расстройствами - тревога в отношениях с учителями и в ситуациях самовыражения, а также снижение психической активности обусловленное тревогой, в то время как в группе преимущественно шизоидных подростков - тревога в отношениях со сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно говорить о том, что именно высокая тревожность вследствие неэффективности использования психологических защит участвовала в социальной дезадаптации, которая отличала подростков с шизотипическими расстройствами от социально-адаптированных вне зависимости от их характерологических особенностей. В качестве мишеней для психокоррекции по результатам исследования особое внимание следует обращать на выраженность у подростков с шизотипичес-ким расстройством такой формы психологической защиты, как реактивное образование. Особо следует обращать внимание на тревогу в отношениях с учителями и в ситуациях самовыражения в связи с высокой вероятностью возникновения регрессивных тенденций в поведении. При этом в качестве ресурса адаптации можно опираться на низкую тревожность в отношениях с родителями, характеризующую уровень доверия в отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова, Д. Ю. Особенности социальной адаптации подростков с шизоидным расстройством личности по данным катам-неза / Д. Ю. Борисова // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2007. - Т. 107. - № 6. - С. 26-30.

2. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля : пособие для психологов и врачей / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова. - СПб. : СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. - 50 с.

3. Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. - СПб. : Речь, 2006. - 507 с.

4. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - СПб. : Речь, 2010. -256 с.

5. Ромицына, Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) : учеб.-метод. пособие / Е. Е. Ромицына. -СПб. : Речь, 2006. - 112 с.

6. Смулевич, А. Б. Расстройства личности / А. Б. Смулевич. -М. : Мед. информ. аг-во, 2007. - 189 с.

7. Фэйрберн, Р. Шизоидные факторы в личности / Р. Фэйрберн // Журн. практ. психологии и психоанализа. - 2006. - № 1 // URL : http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20060102.

РЕЗЮМЕ

Е. Е. Малкова

Особенности психологических защит и их связь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством

Рассмотрены особенности психологических защит и их взаимосвязь с тревогой у подростков с шизотипическим расстройством в сравнении с группами социально-адаптированных подростков с преимущественно шизоидным складом характера и подростков, в структуре личности которых шизоидный радикал не был выражен. У подростков с шизотипическими расстройствами наблюдалось отсутствие эффективности использования психологических защит. Показатели тревожности были крайне высоки вне зависимости от причины, их вызвавшей. Исключение составляло лишь отсутствие тревоги в отношениях со значимыми близкими (родителями), которые могут рассматриваться в качестве резерва адаптации в процессе психокоррекции.

Ключевые слова: подростки, тревога, психологические защиты, шизотипические расстройства.

SUMMARY

E. E. Malkova

Features of psychological defense types and their relationship with anxiety in adolescents with schizotypal disorder

The article treats the features of psychological defenses in connection with anxiety in adolescents with schizotypal disorder, in comparison with the groups of socially-adapted young people with predominantly schizoid nature, and the adolescents, in whom schizoid radical was not expressed. In adolescents with schizotypal disorders there was a lack in psychological defenses efficiency. Indicators of anxiety were extremely high, regardless of the reason that caused them. The only exception was the absence of anxiety in communication with parents, which may be regarded as a reserve adaptation in the process of psycho-correction.

Key words: adolescents, anxiety, psychological defenses, schizotypal disorder.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.