Научная статья на тему 'Особенности психологических репрезентаций городской среды г. Перми у иностранцев в связи с временем пребывания'

Особенности психологических репрезентаций городской среды г. Перми у иностранцев в связи с временем пребывания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГОРОДА / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / СТРУКТУРА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / IMAGE OF THE CITY / THE ONTOLOGICAL PARADIGM / THE PSYCHOLOGICAL REPRESENTATION OF THE URBAN ENVIRONMENT / THE STRUCTURE OF REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Кильченко Ольга Ивановна

В работе анализируется содержание психологических репрезентаций иностранцев о г. Перми в связи с характеристиками времени пребывания респондентов в городе. Установлено, что содержание репрезентации городской среды Перми у иностранцев формируется преимущественно в пространстве потребностей и целей субъектов, адресованных среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological representation of Perm city's urban environment, which foreigners have for residence time

The content of the psychological representations of foreigners on the Perm city in connection with the characteristics of the residence time of the respondents in the city is analyzed in the paper. It was found that the content of representation of the Perm urban environment from foreigners is formed predominantly in the space of needs and goals of the subjects, addressed to the environment.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических репрезентаций городской среды г. Перми у иностранцев в связи с временем пребывания»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Г. ПЕРМИ У ИНОСТРАНЦЕВ В СВЯЗИ С ВРЕМЕНЕМ ПРЕБЫВАНИЯ*

С.Ю. Жданова, О.И. Кильченко

Кафедра психологии развития Пермский государственный университет ул. Букирева, 15, Пермь, Россия, 614990

В работе анализируется содержание психологических репрезентаций иностранцев о г. Перми в связи с характеристиками времени пребывания респондентов в городе. Установлено, что содержание репрезентации городской среды Перми у иностранцев формируется преимущественно в пространстве потребностей и целей субъектов, адресованных среде.

Ключевые слова: образ города, онтологическая парадигма, психологическая репрезентация городской среды, структура репрезентации.

В контексте проблем психологии познания индивидуальности особый интерес представляют вопросы о том, как человек познает окружающую среду, пространство в котором живет, какие объекты окружающего мира являются для него значимыми и определяющими. Особый интерес в этом плане представляет вопрос о том, как воспринимают новую городскую среду представители из иной социокультуры, насколько образ новой городской среды является для них полным, дифференцированным, комфортным, удовлетворяет основным потребностям индивида. К сожалению, данный вопрос остается малоизученным. Имеющиеся исследования в большей мере относятся к зарубежной психологии [6; 11; 12]. В отечественной психологии данная проблема остается недостаточно изученной. Большинство исследований по проблеме восприятия городской среды выполнено с опорой на положения когнитивного подхода, реализующего гносеологическую парадигму анализа взаимосвязи человека и среды (изучение чувственного образа среды, степени его соответствия параметрам реального окружения), и посвящено изучению представленности в сознании субъекта образа конкретных городов [1; 2; 9; 12; 16]. Были изучены особенности восприятия городского пространства Самары (Т.В. Иванова, 2001, 2004), особенности психологических карт Ангарска (Т.Н. Тимофеева, 2003), представления о ментальных картах города Екатеринбурга (Е.И. Виноградова, 2006), динамика визуального образа Хабаровска (С.А. Степанова, 2006). В то же время малоизученной остается проблема субъект-ности во взаимосвязи человека и городской среды (ценностно-смысловой уровень психологических репрезентаций). Кроме того, в существующих исследованиях по проблеме восприятия городской среды в качестве респондентов выступают коренные жители города, не исследованным остается образ города у лиц из иной социокультурной среды (жителей зарубежных стран).

* Работа выполнена при поддержке РГНФ и министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края (проект № 10-06-82-618- а/У).

С целью реконструкции визуально-образного и вербального содержания психологической репрезентации городской среды Перми у представителей зарубежных стран во время их пребывания в городе нами было проведено специальное эмпирическое исследование. Оно проходило на выборке жителей зарубежных стран — США, Великобритании, Германии, Венгрии, Сербии, Сирии, Китая, Армении. В исследовании приняли участие две группы респондентов, которые были выделены в связи с характеристикой времени их пребывания в городе. Первую группу составили лица, имеющие опыт кратковременного пребывания в Перми — 52 человека (время пребывания в городе от 3 дней до 6 недель, среднее время пребывания 14 дней). Все респонденты посещали Пермь впервые. Целью визита был культурный обмен, деловая поездка, гостевой визит. Вторую группу составили респонденты, имеющие опыт длительного пребывания (54 человека), проживающие в Перми от 1,5 до 16 лет, средний период проживания 7,4 года. Респонденты проживают в Перми в связи с обучением в вузах города, временным или постоянным трудоустройством. Выборка была уравновешена по полу и возрасту. Общее количество обследованных составило 106 человек.

Методологическими основаниями исследования послужили: системно-структурный подход (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов), субъектно-деятельностный подход (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн), теория отражения (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), представления об образе мира (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, Е.Ю. Артемьева), представления о репрезентации (Е.А. Сергиенко, О.Е. Баксанский, Б.М. Величковский), а также положения экологической психологии: рассмотрение взаимодействия человека со средой с собственно психологической точки зрения; рассмотрение человека и окружающей его среды как единой системы; рассмотрение человека как субъекта, активно действующего в окружающей его среде.

Теоретической базой исследования выступили: концепция системно-структурной организации репрезентации пространственно-предметной среды Ю.Г. Паню-ковой; подход к изучению города как особой многофункциональной системы, включающей в себя индивидные, субъектные, личностные, индивидуальные особенности и соответствующие им потребности, разработанные в трудах Г.В. Акопова, А.Н. Завального, Т.В. Ивановой [1; 14].

В качестве эмпирических методов в исследовании использовались: метод анализа внешней репрезентации, реализующийся в рисовании карты-наброска г. Перми; метод косвенного оценивания, заключающийся в процедуре составления списка ассоциаций, описывающих г. Пермь; метод опроса, реализующийся в методике изучения городских потребностей (Г.В. Акопов, А.Н. Завальный, Т.В. Иванова, 2003); метод анкеты, направленный на выявление общих сведений о респонденте (пол, возраст, профессия, уровень образования, цель пребывания в Перми, количество визитов, длительность проживания в городе) [1; 2; 7; 8].

На этапе обработки эмпирических данных применялся метод контент-анализа. Использовался сегментарный, тематический подсчет, предусматривающий регистрацию первого появления той или иной категории. Из статистических критериев использовался критерий ф* — угловое преобразование Фишера.

В ходе исследования получены следующие результаты. Были выявлены общие тенденции. Они заключаются в том, что образ города Перми в сознании иностранцев является размытым, нечетким, недостаточно дифференцированным. Присутствует визуальный, эмоциональный компонент. Для большинства респондентов город Пермь — «это большой красивый город с красивыми людьми», имеющий «много мест для отдыха», для города характерна «чудесная погода», «в городе много высотных домов, магазинов, широких улиц».

Установлено, что содержание репрезентации городской среды Перми у иностранцев формируется преимущественно в пространстве потребностей и целей субъектов, адресованных среде. В оценке городской среды преобладает содержательный компонент репрезентации, который задается ценностно-смысловым уровнем. В целом, включенность иностранцев в освоение городского пространства Перми невысока (отражение в рисунках объектов, размещенных на локальной городской территории: ареал ж/д вокзал Пермь 2 — улица Сибирская). Общие для обеих групп респондентов потребности связаны с бытовой инфраструктурой города (городской транспорт, благоустройство территории), городскими социальными нормами (потребность в открытом, приветливом отношении горожан).

Результаты исследования позволяют говорить о специфических особенностях восприятии города Перми жителями зарубежных стран в зависимости от времени пребывания. Тенденции, характеризующие динамику вербального содержания репрезентации в связи с увеличением времени пребывания в городе: а) возрастание вариативности описаний характеристик города (индивидуализация представлений о городской среде); б) усиление содержательного (ценностно-смыслового) аспекта репрезентации городской среды; в) уменьшение разнообразия характеристик, соответствующих этико-эстетическому параметру репрезентации (например, «безумные водители», «привлекательный»); г) нивелирование характеристик, репрезентирующих прагматический параметр («хорошая еда», «хороший общественный транспорт»); д) усиление тенденции использовать обобщенные, социально желательные оценки («хороший»); ж) ослабление тенденции использовать анто-нимичные оценки («старый-новый», «привлекательный-отвратительный»).

Визуально-образное содержание репрезентации у иностранцев, находящихся в городе непродолжительное время, характеризуется большей структурированностью, детализацией (объектной насыщенностью), дифференцированностью, субъектностью. Иностранцы, краткое время находящиеся в Перми, значительно чаще, чем длительно находящиеся в Перми выходцы из других стран, используют в рисунках города изображения зданий (ф = 1,93*), улиц (ф = 1,66*), других объектов (ф = 2,77***). Объекты городской среды, приведенные в рисунках этой группы испытуемых, — это места размещения респондентов на время пребывания в городе, маршруты движения.

У иностранцев, длительно пребывающих в Перми, визуально-образные представления о городе дифференцированы в меньшей степени (респонденты этой группы значимо чаще, чем респонденты, пребывающие в Перми краткое время, используют в изображениях города карты-эскизы, ф = 1,8*), деперсонализиро-

ваны (изображение границ-контуров с незаполненным внутри пространством как отражение трудностей в освоения территории города; отсутствие субъективных («автобиографических») значений у изображаемых компонентов среды). Выходцы из других стран, проживающие в Перми долгое время, значительно чаще, чем кратковременно пребывающие, обозначают в рисунках города края (границы) (Ф = 1,78*).

Идентифицированные объекты городской среды, занимающие первые ранговые места в группе кратковременно пребывающих, — р. Кама, театр оперы и балета, отель «Урал», Пермский госуниверситет (отражение программы пребывания в Перми); в группе длительно пребывающих — р. Кама, ЦУМ (центральный универсальный магазин), драматический театр (маркеры освоенной части городской территории).

Общие тенденции, характеризующие динамику вербального и визуальнообразного содержания репрезентации в связи с увеличением времени пребывания в городе: а) снижение интенсивности процесса ассоциирования при описании города; б) стереотипизация представлений о городе; в) ослабление тенденции дифференцировать компоненты (характеристики) городской среды.

В группе кратковременно проживающих в Перми выраженность индивидных потребностей значительно выше, чем в группе длительно находящихся в городе: процентная доля респондентов этой группы, обозначивших индивидные потребности, значительно больше процентной доли респондентов, длительно проживающих в Перми (ф = 3,14***). Потребности, занимающие первые ранговые места: потребности в чистоте улиц, организации питания (потребности в чистой воде, ряде продуктов питания — арахисовое масло, американский соус, в меню на английском языке, «Макдональдсе»), получении дополнительной информации (потребность в англоязычной информации для туристов, англоязычных картах города, маршрутных картах автобусов, указателей остановок). Таким образом, иностранцы, имеющие кратковременный опыт пребывания в Перми, сталкиваются с трудностями, связанными с ориентировкой в пространстве, дефицитом информации.

В группе длительно находящихся в Перми выраженность субъектных потребностей значимо выше, чем в группе кратковременно пребывающих: процентная доля респондентов этой группы, обозначивших субъектные потребности, значительно больше процентной доли респондентов, краткое время находящихся в Перми (ф = 3,91***).

Первые ранговые места занимают потребности в улучшении системы транспортных коммуникаций (потребность в реконструкции имеющихся и строительстве новых дорог, отвечающих современным требованиям, потребность в разработке концепции развития городского транспорта — строительство современного аэропорта, метро), строительстве современных зданий, обеспечении безопасности (потребности в соблюдении порядка, законов — особенно на дорогах, обеспечении контроля со стороны милиции), создании мест для отдыха (потребности в создании «зеленых зон», реконструкции набережной реки Камы). Отдельную

группу субъектных потребностей составляют потребности в социальной защищенности — в увеличении заработной платы для иностранцев, повышении уровня медицинского обслуживания, снижении цен на товары и услуги. Таким образом, для респондентов — выходцев из других стран, длительное время находящихся в Перми, ценностно-смысловыми ориентирами выступают такие характеристики городской среды, как ее безопасность и комфортабельность. Можно предположить, что потребности, адресованные городской среде иностранцами, краткое время находящимися в Перми, репрезентируют такой слой субъективного опыта, как «перцептивный мир», соответствующий сенсорно-перцептивному и представ-ленческому уровню отражения по Е.Ю. Артемьевой [3]. Семантика городской среды у иностранцев, продолжительное время находящихся в Перми, репрезентирует такой слой субъективного опыта, как «картина мира».

В целом, полученные результаты исследования свидетельствуют об особенностях образа города Перми у иностранцев, его специфике в связи со временем пребывания. Результаты исследования показывают, что жители зарубежных стран сталкиваются с определенными трудностями, находясь в новых условиях проживания. Для временно проживающих — это трудности, связанные с ориентировкой в пространстве, недостатком информации. В связи с этим в качестве возможных рекомендаций следует предложить выпуск карт города, в том числе на иностранном языке, схем движения городского транспорта, предоставление большей информации о культурных местах города, его достопримечательностях, размещение указателей на улицах.

Трудности освоения среды для жителей зарубежных стран, проживающих в Перми длительное время, связаны с объективными условиями проживания, в частности с проблемами трудоустройства, медицинского обслуживания, взаимодействия с городской средой. В связи с этим в качестве рекомендаций можно предложить разработку специальных социальных программ, направленных на решение проблем доступности городской среды для иностранных граждан. Результаты исследования углубляют представление о феномене познания человеком окружающей среды, могут служить основой для разработки экопсихологических требований к организации городского пространства, основой для рекомендаций по развитию инфраструктуры города, могут быть использованы в сфере туристического менеджмента, при разработке стратегии культурной политики г. Перми.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Акопов Г.В., Завальный А.Н., Иванова Т.В. Санкт-Петербург: взгляд из Самары, или городская ментальность во времени и пространстве // Всероссийская психологическая газета. — № 4/91. Апрель 2003. — С. 31—34.

[2] Акопов Г.В., Иванова Т.В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. — 2003. — № 1. — Том 24. — С. 47—55.

[3] Артемьева Е.Ю. Введение в психологию субъективной семантики. — М.: Смысл, 2004.

[4] Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 4. — С. 13—26.

[5] Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

[6] Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. — М.: Прогресс, 1990.

[7] Жданова С.Ю. Методы исследования представлений о городе Перми // Вестник Прикам-ского социального института. Серия «Философия и социология». — 2009. — № 1 (32). — С. 48—52.

[8] Жданова С.Ю., Кильченко О.И. Образ города Перми у коренных жителей и иностранцев // Пятая Российская конференция по экологической психологии. — М., 2008. — С. 110—113.

[9] Иванова Т.В. Городская ментальность как предмет психологического исследования. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2003.

[10] Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произведения. В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 251—262.

[11] Линч К. Образ города. — М.: Стройиздат, 1982.

[12] Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб: Питер, 2000. — С. 335.

[13] Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. В.В. Лучкова. Вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. — М., 1981.

[14] Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды (Системно-структурная организация, возрастные и индивидуальные особенности): Дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2004.

[15] Сазонов Д.Н. Социально-психологические репрезентации городской пространственнопредметной среды у жителей города: Автореф. ... канд. психол. наук. — Курск, 2009.

[16] Семенова Т.В. Теоретические и прикладные аспекты социально-психологического исследования городской ментальности: Автореф. ... докт. психол. наук. — Казань, 2007.

[17] Черноушек М. Психология жизненной среды. — М.: Мысль, 1989.

[18] Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. — СПб.: Речь, 2004.

FEATURES OF PSYCOLOGICAL REPRESENTATION OF PERM CITY’S URBAN ENVIRONMENT, WHICH FOREIGNERS HAVE FOR RESIDENCE TIME

S.U. Zhdanova, О.I. Kilchenko

Department of psychology of development Perm state university Bukireva str., 15, Perm, Russia, 614990

The content of the psychological representations of foreigners on the Perm city in connection with the characteristics of the residence time of the respondents in the city is analyzed in the paper. It was found that the content of representation of the Perm urban environment from foreigners is formed predominantly in the space of needs and goals of the subjects, addressed to the environment.

Key words: image of the city, the ontological paradigm, the psychological representation of the urban environment, the structure of representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.