Научная статья на тему 'Особенности психограмм персонала салонов красоты'

Особенности психограмм персонала салонов красоты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3742
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОГРАММА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIOGRAME / PSYCHOGRAM / PERSON AL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеровская Инна Владимировна

Рассмотрены особенности психограмм персонала салонов красоты. Показаны особенности личностных качеств сотрудников салонов красоты: косметологов, массажистов и парикмахеров, а также выявлены психологические характеристики, влияющие на эффективность работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features psychogram staff of beauty salons

The features psychogram staff of beauty salons. The features of the personal qualities of employees beauty: cosmetologists, masseurs and hairdressers, as well as identified psychological characteristics that influence the effectiveness of

Текст научной работы на тему «Особенности психограмм персонала салонов красоты»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОГРАММ ПЕРСОНАЛА САЛОНОВ КРАСОТЫ

© И. В. Кочеровская

Рассмотрены особенности психограмм персонала салонов красоты. Показаны особенности личностных качеств сотрулников салонов красоты: косметологов, массажистов и парикмахеров, а также выявлены психологические характеристики, влияющие на эффектив-Кочеровская ность работы.

Инна Владимировна

Ключевые слова: профессиограмма, психограмма, коммерческий директор личностные качества.

ООО «Good Time», психолог

Snepper138675@yandex.ru g последнее десятилетие среди россиян

стало весомым атрибутом состоятельности следить за густотой и качеством волос, молодостью кожи лица и тела, эстетическими параметрами фигуры. В современном мире индустрия красоты пользуется большим спросом у населения и обеспечивает 20% сегмента занятости трудовых ресурсов. Конкуренция среди частных мастеров-надомников и салонов, предлагающих свои услуги по улучшению физического и внешнего вида населению, велика. Руководители этих предприятий сталкиваются с трудностями по подбору достойных мастеров среди соискателей на вакантные должности. По каким критериям работодатель отбирает претендентов? Какими личностными психологическими качествами должен обладать мастер, притягивающий клиентов, положительные отзывы и прибыль?

Любой, кто хоть раз в жизни подыскивал себе работу, знает, что основными критериями, как правило, являются престижный диплом и опыт работы. Только неквалифи-

цированный труд допускает возможность игнорирования этих факторов при трудоустройстве. Иное дело, когда речь идет о дополнительных требованиях к конкретному должностному лицу. В этой ситуации претендент на рабочее место сталкивается с широчайшим разнообразием более или менее категоричных требований и пожеланий. Среди прочих встречаются пожелания относительно возраста и пола, семейного положения и прописки, дополнительных знаний и умений (владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав), личностных и деловых качеств. Это именно то, что в идеале хотел бы видеть работодатель [3].

Распространенным примером испытания соискателя перед приемом на работу является собеседование, которое проводит непосредственно директор — работодатель или уполномоченное им должностное лицо (менеджер по персоналу, сотрудник отдела кадров). Традиционным методом отбора лучшей кандидатуры среди прошедших собеседование считается испытательный срок. Как видим, количество инструментов, помогающих отбраковать «темную лошадку», очень незначительное [8].

В литературе отмечается необходимость разработки стандарта отбора узких специалистов для решения ряда практических задач (аттестация, профессиональное обучение, прием на работу). Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для конкретной профессии, трудовая деятельность разделяется на операции. У Е. А. Климова можно найти макроанализ трудовой деятельности — анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально важные качества. Стандарт специалиста — это не жесткая схема квалификационной характеристики или профессиограммы, а живая модель личности, используемая как эталон в профессиональном обучении и при диагностике [4].

Термин «профессиография» происходит от латинского «профессио» — постоянная специальность, служащая источником существования, и греческого «графо» — пишу. Понятие «профессиография» включает про-фессиографическое исследование и его результат — профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук — профессиологии и психологии труда [10].

Для современных отечественных профессиографических исследований характерен дифференциальный подход в зависимости от ряда факторов, в частности от того, в рамках какой науки они производятся, и цели исследования. Если задача изучения трудовой деятельности заключается в определении условий, стабилизирующих сегодняшнее состояние процесса, можно попытаться выделить функциональные и дисфункциональные связи процесса труда. Расчленение социальной среды должно определяться целевой установкой исследования, считает В. А. Ядов. Первые ведут к укреплению, поддержанию равновесия в системе; вторые к разрушению, выведению из равновесия. По-видимому, это замечание может быть отнесено и к задачам изучения взаимосвязей внутри других компонентов и между компонентами подсистемы «профсреда»[6].

Следовательно, профессиографическое описание — это попытка отразить как внутреннюю, так и внешнюю картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда. Внешняя картина труда разбита на три основных блока: условия труда, производственная и общая характеристика, связь с другими профессиями. Внутренняя представлена как структура психики человека — от психических процессов до свойств личности. Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы. Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления личностных психологических свойств профессионала [9].

В рамках данной работы сложно рассмотреть все перечисленные выше параметры, составляющие профессиограмму персонала только одного предприятия города Самара. При составлении психограммы ключевым вопросом является определение перечня психологических свойств профессионала, которые в дальнейшем можно будет исследовать. Мы выделили в психограмме характеристики мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста [2].

Используя экспертный метод для составления психограммы, алгоритм разработки следующий: эксперты перечисляют параметры психических функций, затем группа экспертов определяет функциональную их сопряженность с требованиями профессиональной деятельности (не требуется/ требуется), затем отбираются наиболее существенные качества.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности персонала салонов красоты (косметолога, массажиста, парикмахера), по мнению А. Грецова, таковы:

• терпеливость; чистоплотность; общительность; вежливость; внимательность; спокойствие; тактичность; дружелюбие; уверенность в себе и правильности своих действий; изобретательность; эстетический вкус; аккуратность, основательность (умение тщательно выполнять работу); доброжелательность по отношению к людям; энергичность; легкость в общении с людьми; наблюдательность [5].

Качества, препятствующие профессиональной деятельности косметолога, массажиста, парикмахера, по Е. С. Романовой следующие:

• неумение общаться с людьми; брезгливость; рассеянность; порывистость и резкость движений; неаккуратность; неспособность к интенсивному физическому труду, ослабленные внимание и память; неразвитое воображение; неразвитая ручная моторика; отсутствие эстетического вкуса; неряшливость, неумение соблюдать санитарно-гигиенические требования; раздражительность и быстрая утомляемость; нетерпимое отношение к манерам, вкусу, особенностям внешности других людей; чувство брезгливости к другим людям; аллергические реакции на химические вещества (пахучие и красящие вещества) и волосы [11].

По мнению руководителей салонов красоты в городе Самара, отбирающих сотрудников для работы в течение многих лет, психологические качества, обеспечивающие успешность в работе всего персонала салона красоты, таковы:

• терпеливость; ровное отношение к людям; трудолюбие; общительность; мягкость движений рук; желание сотрудничать; стремление обучаться новому; потенциал в достижениях; хваткость и деловая сметка; покладистость; неманипулятивность; понимание творческой эстетики; отсутствие приверженности к «звездной болезни».

Как видно из сопоставления психограмм, взятых за основу по литературным данным и руководителей салонов красоты, личностные качества, обеспечивающие успешность в работе, и личностные качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности, всех трех профессий сходны практически по всем описываемым параметрам. Расхождения в описываемых характеристиках психограмм массажиста, косметолога и парикмахера весьма несущественны. Поэтому можно пренебречь малыми несовпадениями в описываемых параметрах. Вместо трех отдельных психограмм для каждого вида профессии персонала салона красоты в данной работе разработана одна универсальная психограмма для косметологов, массажистов и парикмахеров сразу. Это экономически более выгодно, так как сокращает время и упрощает работу руководителям салонов красоты при профессиональном отборе кадров на вакантные должности и тестировании уже существующего персонала [12].

Основной целью исследования стало выявление особенностей психограммы персонала салона красоты.

Объект исследования — психограмма.

Предмет исследования — особенности психограмм персонала салонов красоты (косметолога, массажиста, парикмахера).

Гипотеза исследования: существуют личностные особенности персонала салонов красоты в их психологических чертах, а именно: в терпеливости; доброжелательности; общительности; аккуратности в работе; чистоплотности; тактичности; открытости новому опыту; вежливости.

Методика исследования

Салоны красоты ООО «Эволюция», в которых проходило данное исследование, работают на рынке сферы услуг красоты города Самара более пяти лет. В самих салонах клиентам оказываются услуги по созданию и моделированию причесок, сервис по наращиванию и окрашиванию ногтей, массажные процедуры для лица и тела, косметологические услуги для кожи лица, тела и головы.

В составе персонала салонов красоты ООО «Эволюция» работают преимущественно женщины, с разным стажем и семейным положением: косметологи, массажисты и парикмахеры. Выборка составила 29 человек. Все тестируемые в данном исследовании — женщины от 20 до 57 лет, косметологов 3 человека, массажистов 9 человек, парикмахеров 17 человек.

Для осуществления данного исследования были использованы методики:

1. Диагностика межличностных отношений ДМО Т. Лири с двумя оценками: реальная и идеальная.

2. Личностный опросник Р. Кеттелла 16РГ версия 105-С.

Обработка полученных данных проводилась с применением пакета прикладных программ БТАТЛБИСА 6.0.

Экспертная оценка эффективности персонала салонов красоты проводилась в работе на основе анализа опросов двух экспертов города Самара [7].

Эффективность сотрудников оценивалась по двум критериям: количество клиентов у мастера салона красоты и его ежемесячная зарплата, исчисляемая в процентах от суммы прибыли, приносимой им в салон красоты. В исследовании за 100 баллов принимался очень успешный мастер салона красоты, за 0 баллов — очень неуспешный мастер салона красоты.

Результаты исследования

Для подтверждения гипотезы о существовании особенностей психограммы персонала салонов красоты был проведен множественный регрессионный анализ.

С помощью методики Т. Лири был выявлен скрытый психологический конфликт у работников салонов красоты, который проявился в том, что в своих проявлениях они догматичны и деспотичны, а в их идеальном представлении сотрудники сферы услуг должны быть терпимы и исполнительны. Скрытые конфликты указывают на направления в тенденциях психологического развития личностей персонала салонов красоты. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты пошаговой регрессии экономической эффективности мастера

Психологические качества Beta В Std.Err. t(18) Р D

Intercept 63,20* 17,53 3,60 0,00

Радикализм 0,73* 7,14* 1,76 4,04 0,00 0,07

Общительность -0,70* -6,01* 1,69 -3,54 0,00 0,13*

Идеал, деспотичность -1,46* -9,52* 2,26 -4,20 0,00 0,04

Идеал.лидерство 0,83* 3,88* 1,30 2,97 0,01 0,15*

Реальн. доброжелательность 0,80* 2,67* 0,97 2,73 0,01 0,04

Реал, деспотичность 0,97* 5,88* 2,78 2,11 0,04 0,07

Реал, сотрудничество -0,56 -5,02 2,63 -1,90 0,07 0,02

Трудолюбие -0,15 -1,47 1,49 -0,98 0,33 0,02

Идеал.доброжелательность 0,30 0,96 0,62 1,54 0,13 0,02

Реал, лидерство -0,48 -1,42 1,21 -1,17 0,25 0,02

*р < 0,05

По результатам регрессионного анализа выявлен набор личностных характеристик, влияющий на эффективность деятельности мастеров, который описывает только 63% выборки.

Это значит, что только для 18 девушек, принимавших участие в исследовании, данные психологические характеристики определяют экономическую эффективность их деятельности. Предположительно, эффективность остальных испытуемых связана с другими психологическими факторами, которые не были учтены изначально.

Исходя из полученных данных регрессионного анализа, возможны два типа эффективного персонала салонов красоты (рис. 1). В один из них входят сотрудники, которые выявлены в эмпирическом исследовании, они восприимчивы к новому опыту, робки и необщительны. В другой тип, не выявленный в ходе исследования, входят сотрудники, открытые новому опыту, смелые в реальности и не навязывающие своих догм всем окружающим в мечтах. Как видно на рис. 1, они преобладают среди эффективного персонала салонов красоты, что подтверждает наше предположение о незначительности выборки.

.ЦТ .|,|ИЛ№|< ГЧг*|| |■ 11 ||<га.||П мкпмтшл 1 -!4м*Ц1'1г )

ЙШЦ/ иЫНГ-№М[|1|(ен| |.Ю1

I

100

1№

ЦП

1?Й

11X1

!!□

н

Рис. 1. Распределение эффективности персонала салонов красоты в зависимости от личностных черт: смелость (фактор Н), радикализм (С$1)

Для подтверждения гипотезы о существовании личностных особенностей персонала салонов красоты, а именно таких характеристик, как терпеливость, доброжелательность, общительность, аккуратность в работе, чистоплотность, тактичность, открытость новому опыту, вежливость, в зависимости от вида деятельности был проведен дискриминантный анализ.

Рассмотрим результаты различий психологических характеристик в каждой профессиональной сфере персонала салонов красоты (косметологов, массажистов и парикмахеров) (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициенты дискриминантной функции психологических качеств сотрудников салонов красоты в зависимости от профессии

Личностные качества парикмахер массажист косметолог

Реал, подав, враждебн. 0,02 2,99 -4,34

Реал, независимость-подчиненность 3,71 0,91 5,24

Идеал, независимость-подчиненность 1,74 4,47 5,81

Аккуратность в работе 1,11 0,61 0,36

Дружелюбие 0,55 -0,34 0,52

Идеал, подав, враждеб. 5,65 9,27 0,71

Constant -9,75 -9,11 -14,72

У косметологов наиболее выражено болезненное самолюбие, нереализованная авторитарность, имеется конфликт между стремлением личности к признанию группой и собственной спонтанной агрессивностью. Обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения. Могут проявлять недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением; при этом возрастание показателей октанта в образе идеального Я определяет направление, по которому развивается личность косметолога в целях самосовершенствования. Это имеет большое значение для психолога при выборе методов коррекции поведения индивида с учетом личностных ресурсов и степени осознания имеющихся проблем. Наличие выраженного внутриличностного конфликта, проявляющегося значительным расхождением показателей ДМО при оценке реального и идеального Я, является свидетельством высокой невротизации.

Косметологи проявляют больше, чем парикмахеры и массажисты, осторожность и сдержанность. Они озабочены, склонны все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно, рассудительны, постоянно беспокоятся о своем будущем, озабочены своими поступками, тщательно их планируют.

Массажисты холодны, жестки, формальны в контактах, замкнуты, не интересуются жизнью окружающих людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. Предпочитают иметь дело с вещами, предметами, а не людьми. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей, подавляют свою враждебность по отношению к ним. В профессиональной сфере способны к подавлению агрессивного поведения, если их ограничивают в свободе поведения, свободе выбора при принятии решений, и повинуются вопреки внутреннему протесту.

Парикмахеры независимы в принятии решений, ответственны за свою профессиональную деятельность, подавляют агрессию во взаимодействиях с другими людьми. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитают работать с людьми, легко

включаются в активные группы, щедры в личных отношениях бодрые, активные, беспечные, легко воспринимают жизнь. Верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны, любят перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами, они разговорчивые, склонные к поверхностной общительности. Исходя из описанных личностных характеристик, свойственных парикмахерам, можно сделать вывод, что данные сотрудники салонов красоты правильно выбрали профессиональную деятельность, связанную с общением, взаимодействием с людьми и творческими проявлениями.

Различия, выявленные в личностных характеристиках у косметологов, массажистов и парикмахеров, обусловлены спецификой профессиональной деятельности. Парикмахеры и косметологи более ответственны за свою работу в силу того, что результат оказываемых ими услуг ощутимо влияет на здоровье и психологическое состояние клиентов.

Выводы

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что действительно существуют особенности в личностных психологических качествах, свойственных косметологам, массажистам и парикмахерам.

Выявлены различия в таких психологических чертах персонала салонов красоты, как аккуратность в работе, доброжелательность, трудолюбие, контроль поведения, фрустрированность, реальная и мнимая подавленная враждебность, реальная и мнимая независимость-подчиненность.

Выявлены личностные психологические характеристики, которые влияют на эффективность работы мастеров. Это облегчит руководителям салонов красоты прием на работу соискателей на вакантные должности и проверку уже работающих сотрудников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб. : Питер, 2009. — 358 с.

2. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха ; пер. с англ. под ред. А. А. Алексеева. — М. : Эксмо, 2007. — 544 с.

3. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик.

— СПб. : Питер, 2008. — 288 с.

4. Гарбер, Е. И. Методика профессиографии / под ред. Е. И. Гарбер, В. В. Ко-зача. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2006. — 187 с.

5. Грецов, А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева. — СПб. : Питер, 2009. — 272 с.

6. Дубовый, Л. М. Лекции по психологии труда : учеб.-метод, пособие / Л. М. Ду-бовый, Ю. А. Макаров. — Самара : Изд-во Сам ГПУ, 2004. — 185 с.

7. Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия: теоретические и прикладные проблемы : монография. — М. : Институт психологии РАН, 2003. — 476 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кадровая служба и управление персоналом предприятия: по материалам работ А. А. Крылова и Е. А. Климова / авт.-сост. В. Стрыгина. — М. : Эксмо, 2009.

— № 11. — С. 34—41.

9. Менеджмент : учебник / под ред. В. В. Томилова. — М. : Юрайт-Издат, 2009. — 591 с.

10. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М. : Эксмо, 2010. — 496 с.

11. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и про-фессиограммы. — СПб. : Питер, 2007. — 464 с.

12. Чайковская, Н. В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. — М. : Луч, 2008. — 241 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.