Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.Г. Зорина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of hygienic studies of the psycho-physiological status of school children going to educational establishments of different kinds, which have established the best psycho-physiological status in intensively taught schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ»

С И. Г. ЗОРИНА, 2008 УДК 613.955:612.8211-07

И. Г. Зорина

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ

Челябинская государственная медицинская академия

В настоящее время происходят тревожные изменения в нравственных установках подрастающего поколения. В обществе существует реальная угроза снижения уровня психического здоровья, интеллектуального потенциала поколения, входящего в жизнь, угроза здоровому генофонду [1, 2].

Исследования Б. Я. Иванова и соавт. [4] показывают, что распространенность психических заболеваний в детском возрасте составляет 10—15%, а в подростковом — 20—25%, что примерно в 10 раз выше цифр, которые дает регистрация обращаемости к психиатру. Ведущее место в структуре психической патологии у детей и подростков занимают пограничные психические расстройства (невротические и личностные), которые рассматриваются как выражение измененной деятельности системы психической адаптации [3, 5].

Учитывая разнообразие стрессовых ситуаций в условиях учебного процесса, большой поток информации, высокое эмоциональное напряжение школьников, мы считали необходимым изучить психологический статус школьников при разных формах обучения.

Психологический статус школьника представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного и всестороннего развития [6].

Соответствие психологического статуса ребенка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривалось нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребенка, их содержательное несоответствие рассматривалось как дезадаптация.

Таблица 1

Психофизиологические показатели (в %) учащихся с различным уровнем интеллектуального развития (Л/ ± т)

Уровень интеллекта

Показатель лицеисты гимназисты учащиеся традиционных классов

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

Эффективность

учебной деятель-

ности:

отличная и

хорошая 75,5 ± 4,5 76,9 ± 4,8 27,9 ± 1,9 66,3 ± 4 27,6 ± 2 30,2 ± 1,9 58,1 ± 3,2 18,9 ± 1,6 21,5 ± 1,7

неудовлетво-

рительная — — 14,7 ± 1 2,8 ± 0,3 17,2 ± 1,3 13,2 ± 0,9 10,2 ± 1,1 18,0 ± 1,5 18,3 ± 1,5

Усвоение

школьных норм:

отличная и

хорошая 60 ± 4,2 48,7 ± 3,8 27,9 ± 1,5 55,3 ± 3,6 24,1 ± 1,8 41,4 ± 2 60,2 ± 3,8 28,2 ± 1,8 35,4 ± 1,9

неудовлетво-

рительная 5,6 ± 0,5 10,2 ± 2 20,6 ± 1,3 4,3 ± 0,4 13,2 ± 1 25,4 ± 1,8 5,9 ± 0,6 10,1 ± 1,2 21,3 ± 1,5

Успешность со-

циальных кон-

тактов:

хорошая 50,9 ± 3,8 51,3 ± 3,2 14,7 ± 1,1 62,1 ± 3,8 37,9 ± 2,5 15,2 ± 1,1 48,3 ± 3 30,5 ± 2 18,1 ± 1,4

неудовлетво-

рительная 13,2 ± 1,2 20,5 ± 1 36,7 ± 2 10,1 ± 1 24,1 ± 1,1 42,1 ± 2,1 15,9 ± 1,3 15,2 ± 1,3 50,3 ± 3,2

Эмоциональное

благополучие:

хорошее 41,5 ± 3,4 48,7 ± 3,2 52,9 ± 3,5 51,8 ± 3,4 44,8 ± 3 61,2 ± 3,2 50 ± 3,2 40,5 ± 2,9 30,2 ± 2

неудовлетво-

рительное 24,5 ± 1,2 33,3 ± 2,1 22 ± 1,5 15,3 ± 1,1 24,1 ± 1,8 21 ± 1,3 14,1 ± 1,2 20,1 ± 1,6 40,6 ± 3

Степень тревож-

ности:

высокая 30,2 ± 2,8 25,6 ± 2,1 30,9 ± 2,9 42,3 ± 2,9 24,1 ± 2,1 15,3 ± 1,1 40 ± 2,5 22,3 ± 1,6 15,4 ± 1,2

низкая 37,7 ±2,1 41 ± 3,4 29,4 ± 2 25,3 ± 1,8 41,3 ± 3,5 32,8 ± 2,5 18,9 ± 1,4 32,8 ± 2,1 36,6 ± 2

Мотивация:

хорошая 54,7 ± 3,4 43,6 ± 2,5 55,9 ± 3,5 65,2 ± 3 51,7 ± 3 21,2 ± 1,5 45,1 ± 2,8 40,2 ± 2,6 28,3 ± 1,8

неудовлетво-

рительная — 7,7 ± 0,9 25 ± 2 5 ± 0,2 20,7 ± 2,1 26,3 ± 1,9 12,1 ± 1 11,3 ± 1,1 44,4 ± 3

Память:

логическая 60,4 ± 3,9 27,6 ± 1,2 12 ± 1 54,9 ± 3,5 17,4 ± 1,4 27,7 ± 1,3 50,2 ± 3 15,3 ± 1,3 10,3 ± 1,2

механическая 17,2 ± 1,1 63,7 ± 2,9 19,1 ± 1,3 22,3 ± 2 27,2 ± 1,8 50,5 ± 3,1 20,4 ± 2 35,9 ± 2,5 48,2 ± 3,1

^гигиена и санитария 3/2008

В работе использован метод направленного наблюдения, предложенный Э. М. Александровской (1984), и метод анкетного опроса. Методики основаны на анализе деятельности ребенка в школе и раскрывают учебный и поведенческий аспекты.

Для решения поставленных задач оценивали эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов и эмоциональное благополучие 1392 учащихся.

Помимо исследования основных показателей адаптации, определяли уровень школьной мотивации, самооценки, степень тревожности, внимания и памяти у школьников 9—11-х классов при разных формах обучения.

Для выявления стрессоустойчивости и нервно-психического напряжения применен опросный метод с использованием тестов, состоящих из 30 вопросов, позволяющих оценить наличие физического и психического дискомфорта, восприимчивости к раздражителям, чувства неуверенности, а также особенности внимания, памяти школьников и их интеллектуальные возможности. Для этого была использована компьютеризированная методика Д. Векслера (адаптированный вариант АВМ— WISC), позволяющая исследовать структуру интеллекта.

Учащиеся были разделены на 5 групп с учетом уровня интеллекта. К 1-й группе отнесены учащиеся, имеющие очень высокий интеллектуальный потенциал, ко 2-й группе — высокий, к 3-й — средний, к 4-й — ниже среднего и к 5-й — низкий.

Результаты исследования выявили высокий и выше среднего уровень интеллектуального потенциала у 28,1% учащихся, средний — у 20,6%, ниже среднего — у 15,4% и низкий — у 35,9% учащихся. Наибольшее число учащихся с высоким уровнем

интеллекта отмечено среди обучающихся по интенсивным программам.

При анализе успеваемости детей, учащихся по разным формам обучения, выявлен ряд закономерностей в изменении ее качественных показателей. Среди школьников с высоким уровнем интеллекта число хорошо успевающих оказалось выше, чем среди учащихся с низким уровнем интеллекта при всех формах обучения. Среди лицеистов с высоким и средним уровнями интеллекта отсутствовали учащиеся с неудовлетворительной успеваемостью. В гимназиях и лицеях среднегодовая успеваемость составила 4 и 3,9 балла соответственно. Успеваемость школьников, обучающихся по традиционным программам, — 3,4 балла.

В группе школьников с высоким уровнем интеллекта отличная и хорошая успеваемость сочеталась с высокой учебной активностью, осуществлялась на фоне успешных социальных контактов и высокой мотивации к учебе, что указывало на достаточную приспособляемость к занятиям в школе (табл. 1).

Этим школьникам было свойственно адекватное поведение на уроках и переменах, доброжелательное отношение к учителям и одноклассникам, быстрое усвоение школьных норм поведения. У половины из них выявлен умеренный и низкий уровень тревожности, полное эмоциональное благополучие. У 50% опрошенных учащихся с высоким уровнем интеллекта социально значимая мотивация в знаниях и умениях связана с самоутверждением и самоопределением.

Поскольку наибольшую озабоченность в отношении прогноза здоровья вызывают учащиеся с низким уровнем интеллекта, особое внимание было уделено этой группе детей.

У половины обследованных школьников с низким уровнем интеллекта выявлены различные ви-

Таблица 2

Показатели здоровья и работоспособности школьников (в %) в зависимости от уровня интеллектуального развития (Л/ ± т)

Уровень интеллекта

Показатель лицеисты гимназисты учащиеся традиционных классов

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

Группа здоровья:

I 7,5 ±0,7 7,7 ±0,5 13,2 ± 0.9 10,3 ± 1 17,4 ± 1,4 18,9 ± 0,8 5,3 ± 0,2 14,9 ± 1,2 8,5 ± 1

II 32 ± 1,7 48,7 ± 0,8 35,3 ± 1.7 49,9 ± 2,1 44,8 ± 1,2 40,2 ± 2 50,2 ± 2,5 38,1 ± 2,5 41,2 ± 2,3

III 60,5 ± 2 43,6 ± 1,9 41,5 ± 1.3 39,8 ± 1,7 37,8 ± 1,7 40,9 ± 2 44,5 ± 2,0 47 ± 2,7 50,3 ± 2,8 Тест САН:

самочувствие:

хорошее 37,7 ± 3,4 30,7 ± 3,5 57,3 ± 3.5 40,3 ± 2 31 ± 2,5 42,1 ±2,1 25 ± 1,1 32,2 ± 1,8 49,5 ± 2,8 неудовлетворительное 37,7 ± 3,2 33,3 ± 3 27,9 ± 1,4 33,9 ± 1,5 44,8 ± 3,5 15,8 ± 0,9 36,8 ± 1,9 24,4 ± 1,3 10 ± 1 активность:

высокая 24,5 ± 1,2 23 ± 1,3 29,4 ± 1,5 42,6 ± 1,8 34,5 ± 2,8 51,2 ± 2,5 2,2 ± 1,8 30,1 ± 1,6 54,3 ± 3,2

низкая 33,9 ± 2,2 46,1 ± 3 23,5 ± 2 42,3 ± 1,2 31 ± 3,3 14,1 ± 0,9 45,3 ± 2,2 20,8 ± 1,2 11,2 ±1,1 настроение:

хорошее 45,3 ± 3,5 30,7 ± 3,2 42,6 ± 2,6 35,5 ± 1,5 37,9 ± 3,2 68,5 ± 3,5 35,4 ± 1,8 35,3 ± 1,8 66,3 ± 3,5 неудовлетворительное 20,7 ± 1,8 20,5 ±1,3 16,1 ± I 7,2 ±0,9 13,8 ±1,2 10,3 ± 0,7 48,6 ± 2,5 26,5 ± 1,5 12,4 ± 1,1 работоспособность:

высокая 60,4 ± 3,2 46,1 ± 3,1 22 ± 2,2 52,3 ± 3 27,2 ± 2,1 3,8 ± 0,2 38,3 ± 2 30,2 ± 2 5,6 ± 0,8

средняя 39,6 ± 2,8 46,2 ± 3 58,9 ± 2.4 42,5 ± 2,9 55,6 ± 3,5 49,9 ± 2,8 48,5 ± 2,2 29,6 ± 1,9 32 ± 1,9

низкая - 7,7 ±0,8 19,1 ± 1.5 5,2 ± 0,3 17,2 ± 1,2 46,3 ± 2,3 13,2 ± 1,2 40,2 ± 2,5 62,4 ± 2,9

ды эмоционального неблагополучия: сниженное настроение, превалирование отрицательных эмоций над положительными (вспыльчивость, агрессивность и замкнутость), у трети выявлен высокий уровень тревожности (вне зависимости от формы обучения). Большинство учащихся не выполняли требований учителя, занимались посторонними делами и громко разговаривали на уроках, проявляли двигательное беспокойство.

У учащихся с низким уровнем интеллекта преобладали так называемые квазипотребности (ложные потребности). Причем у каждого третьего школьника с квазипотребностями доминируют мотивация достижения формальных целей (высоких отметок) и мотивация комфортного исполнения официальной учебной деятельности (сохранение с учителем хороших отношений путем выполнения его задания). Около 15% школьников стараются утвердиться в формальном отношении, выглядеть лучше других учеников через демонстрацию своих знаний и достижений более высоких отметок, у 10,5% учащихся вообще отсутствует интерес к обучению. Наибольшее число учащихся с положительной мотивационной направленностью отмечено у лицеистов и гимназистов (р < 0,05).

Среди лицеистов с высоким уровнем интеллекта отсутствовали учащиеся с неудовлетворительной мотивацией, в то время как среди детей с высоким уровнем интеллекта, учащихся по традиционным формам, неудовлетворительная мотивация наблюдалась у 12,1 ± 1%.

Результаты исследования показали, что среди школьников с высоким и средним уровнями интеллекта число здоровых детей в 2—2,5 раза меньше, чем среди учащихся с низким уровнем интеллекта. Интеллектуально развитые школьники в отличие от учащихся с низким уровнем интеллекта имели достоверно (р < 0,05) лучшие показатели подвижности нервных процессов и высокую работоспособность. Отмечено, что среди учащихся гимназий и учебных заведений с традиционными формами обучения, обладающих высоким уровнем интеллекта, число детей с высокой работоспособностью в 13 раз меньше, чем среди учащихся лицеев (табл. 2).

Выводы. 1. Выявленные у школьников с низким уровнем интеллекта особенности свидетельствуют как о психологическом неблагополучии, так и о риске возникновения различных расстройств.

2. Напряжение компенсаторно-приспособительных механизмов может привести к рассогласованию биосистем, что в свою очередь может вызвать истощение резервов организма и способствовать срыву общих адаптивных возможностей. Таких учащихся достоверно больше обучается в общеобразовательных классах (р < 0,05).

3. Психофизиологический статус детей, обучающихся по интенсивным формам, более благоприятен, чем у школьников, обучающихся по традиционным программам.

4. Результаты исследования психофизиологического статуса учащихся позволяют рекомендовать включение в комплексные профилактические программы по оптимизации медицинского обслуживания школьников психологической помощи для предупреждения развития нервно-психических заболеваний, сохранения адаптационных резервов и повышения эффективности умственной работоспособности учащихся.

Литература

1. Глушкова Е. А., Орлова Е. В., Зеллис Ж. Н. // Гиг. и сан. - 1993. - № 10. - С. 43-45.

2. Дмитриев А. Д. // Гиг. и сан. — 1994. — № 8. — С. 32-33.

3. Зубкова В. М., Сапожникова Г. М. // Гиг. и сан. — 1982. - № 4. - С. 37-39.

4. Иванов Б. Я., Токаренко И. И., Куликова Т. Е. // Гиг. и сан. - 1993. - № 6 - С. 11-13.

5. Пляскина И. В. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. -С. 62-64.

6. Степанова М. И., Сазанюк 3. И. // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1996. - С. 174-175.

Поступила 07.05.07

Summary. The paper presents the results of hygienic studies of the psychophysiological status of school children going to educational establishments of different kinds, which have established the best psychophysiological status in intensively taught schoolchildren.

Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 614.7:54|.4]-074

С. А. Кирлан, Л. Ш. Сементеева, Л. А. Тюрина

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ДИЗАЙН И ПРОГНОЗ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ПО КОМПЛЕКСУ СВОЙСТВ АКТИВНОСТЬ-ТОКСИЧНОСТЬ

Уфимский государственный нефтяной технический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении стратегии синтеза и биоиспытаний важно наряду с целевым биоэффектом оценивать токсикологическое действие, конкретно острую токсичность — (мг/кг) [3]. В мире известно более 2 млн хими-

ческих соединений, для значительной части которых нет сведений о важнейших токсикологических характеристиках, необходимых для определения их опасности. Затраты на экспериментальное определение не всегда це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.