ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Бактыбаева Меруерт Болаткановна
магистр медицинских наук, старший преподаватель АО «Медицинский
университет Астана», г. Астана E-mail: [email protected] Татаева Роза Кабдыгалиевна д-р мед. наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, г. Астана
E-mail: rktastana@bk. ru Шайзадина Гул ьнар Нургалиевна канд. мед. наук, доцент АО «Медицинскийуниверситет Астана», г. Астана
E-mail: shgn2@mail. ru
FEATURES PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF UNIVERSITY
TEACHERS
Tataeva Rosа Kabdygalievna
Doctor of Мedical Science, professor of the Eurasian National University named
after L.N. Gumilev, Astana Baktybaeva Meruyert Bolatkanovna
Master of Medical Science, senior lecturer of JSC "Astana Medical University",
Astana
Shayzadina Gulnara Nurgalievna
Candidate of Мedical Science, associate professor of JSC "Astana Medical
University", Astana
АННОТАЦИЯ
Цель. Изучить особенности психофизиологического статуса преподавателей теоретических кафедр медицинского ВУЗа.
Методы. Методика Айзенка EPI и диагностика самочувствия, активности и настроения (САН).
Результат. Из 175 опрошенных, 33,7 % были интровертами и 66,3 % — экстравертами. Нейротизм составил 56,8 %, а эмоциональная стабильность — 43,2 %. Показатели по тесту САН были ниже нормальных значений по показателям самочувствия и активности, а по показателям настроения в области нормы.
Выводы. Выявлено развитие признаков утомления, при благоприятной эмоциональной окраске.
ABSTRACT
Background. To study the features of psycho-physiological status of teachers of theoretical medical faculties of the university.
Methods. Eysenck EPI technique and diagnosis of health, activity and mood.
Result. Of the 175 respondents, 33,7 % were introverts and extroverts 66,3 %. Neuroticism was 56,8%, and emotional stability — 43,2 %. The figures for the test SAN normal values were lower in terms of health and activity, and in terms of the mood of the norm.
Conclusions. Revealed the development of signs of fatigue in a favorable emotional coloring.
Ключевые слова: психофизиологический статус; интроверсия; экстраверсия; нейротизм; самочувствие; активность; настроение.
Keywords: psycho-physiological status; introversion; extroversion; neuroticism; health; activity; mood.
Постоянные инновации в современной общественной жизни требуют модернизации системы образования, которые влекут за собой динамические преобразования, изменяя как её структуру, так и личность преподавателя, являющегося центральным звеном педагогической деятельности, к работе которого предъявляются особые требования, связанные с профессиональной компетентностью, социальной и психологической
состоятельностью [2, с. 52, 3, с. 16—19, 4, с. 31].
Сегодня профессия преподавателя относится к группе «повышенного риска», по расстройствам невротического характера [1, с. 53—57, 4, с. 31], профессионального стресса, синдрому хронической усталости и «синдрому эмоционального выгорания».
Труд преподавателей высшей школы требует высоких потенциальных резервных возможностей организма, особенно в напряженных условиях профессиональной деятельности, которые могут дезорганизовать как личность, так и трудовую деятельность в целом.
Цель. Изучить особенности психофизиологического статуса преподавателей теоретических кафедр медицинского ВУЗа.
Исследование проводилось на период с 2011 по 2013 годы. Выборку исследования составили преподаватели АО «Медицинский университет Астана» (г. Астана). В целом в исследовании приняли участие 175 преподавателей (32 мужчин и 143 женщин), в возрасте от 24 до 73 лет. Средний возраст обследованных — 38,5 лет, стаж работы по специальности — в среднем 13 лет (от 1 года до 48 лет).
Изучение психофизиологического статуса проводилось с применением психодиагностических тестов по психологии труда:
1. Методика Айзенка EPI (Личностный опросник EPI);
2. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (САН).
Результаты исследования психофизиологического статуса с помощью
опросника Айзенка показали, что у всех 175 опрошенных количество баллов по шкале лжи не превышало 5, что свидетельствует о тенденции отвечавших давать на вопросы только «правдивые» ответы, поэтому все другие полученные показатели считаются достоверными. Среднее значение шкалы лжи составило 1,95 ± 1,79, шкалы экстраверсия/интроверсия12,7 ± 0,21, шкалы эмоциональная стабильность/нейротизм 12,9 ± 0,3.
При интерпретации полученных баллов по шкале «экстраверсия/интроверсия» выяснилось, что из 175 опрошенных 33,7 % относились к интровертированному типу личности и 66,3 % были экстравертами.
Следующей ступенью исследования явились изучение эмоциональной стабильности — нейротизма. Результаты по шкале «эмоциональная стабильность/нейротизм» изображены на рисунке 1.
Рисунок 1. Процентное соотношение по шкале нейротизм и эмоциональная стабильность у преподавателей теоретических кафедр
У преподавателей теоретических кафедр нейротизм составил 56,8 %. Эмоциональная стабильность выявлена у 43,2 % исследуемых.
Методика САН применялась для определения самооценки функциональных состояний — самочувствия, активности и настроения у 175 преподавателей.
Результаты исследования по методике САН приводятся в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели составляющих теста САН (в баллах) для общей выборки
Показатели Норма Преподаватели-теоретики
Самочувствие (М±т) 5,4 5,0 ± 0,9
Активность (М±т) 5,0 4,4 ± 0,1
Настроение (М±т) 5,1 5,2 ± 0,1
Показатели по тесту самочувствия, активности и настроения были ниже нормальных значений по показателям самочувствия и активности, а по показателям настроения в области нормы.
Процентные соотношения состояний преподавателей по шкалам методики САН показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели методики САН
Из вышеуказанных данных можно заключить, что функциональные состояния активности, самочувствия и настроения преподавателей теоретических кафедр в большинстве случаев соответствовало благоприятному состоянию.
Таким образом, у преподавателей выявлено развитие признаков утомления (снижение показателей самочувствия и активности), на фоне благоприятной эмоциональной окраске (показатель настроения).
Список литературы:
1. Анисимова О.Н. Здоровье учителя проблема современной школы / О.А. Анисимова// Психология созидания. Ежегодник. — Казань, 2000. — Т. 7. — Вып. 2. — С. 53—57.
2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: Изд-во АСАОЕМА, 2004. — 52 с.
3. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4, С. 16—19.
4. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Изд -во Флинта, 2001. — 31 с.