Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / УМСТВЕННО ОТСТАЛОСТЬ / ОРГАНИЗМ / PHYSICAL EDUCATION / DEVELOPMENT / EXERCISES / FORMATION / MENTALLY RETARDED / ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихляева М.М.

Определение понятий «физическое воспитание», «умственная отсталость, «физическое развитие», «физические упражнения». Выявление особенностей физичекого воспитания умственно отсталых детей. Игнорирование знаний об особенностях физического воспитания детей учителем может привести не только к ухудшениию состояния здоровья и физического состояния учащихся в общем, но и к снижению их умственной активности. По этой причине, данная статья может быть интересна для учителей специальных учреждений, психологов и дефектологов, непосредственно работающих с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихляева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL LEAVE

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL LEAVE Annotation: definition of the concepts «physical education», «mental retardation», «physical development», «physical exercises». Identification of the peculiarities of physical education of mentally retarded children. Ignoring knowledge about the peculiarities of physical education of children by a teacher can lead not only to a deterioration in the health and physical condition of students in general, but also to a decrease in their mental activity. For this reason, this article may be of interest to teachers of special institutions, psychologists and defectologists directly working with this category of children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 376.24

Вихляева М.М. студент магистрант кафедра специального (дефектологического) образования факультет «Психолого-педагогический» ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Андрусёва И.В., к.п.н.

заведующий кафедрой, доцент кафедра «Сециальное (дефектологическое) образование»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: определение понятий «физическое воспитание», «умственная отсталость, «физическое развитие», «физические упражнения».

Выявление особенностей физичекого воспитания умственно отсталых детей.

Игнорирование знаний об особенностях физического воспитания детей учителем может привести не только к ухудшениию состояния здоровья и физического состояния учащихся в общем, но и к снижению их умственной активности. По этой причине, данная статья может быть интересна для учителей специальных учреждений, психологов и дефектологов, непосредственно работающих с данной категорией детей.

Ключевые слова: физическое воспитание, развитие, упражнения, формирование, умственно отсталость, организм.

Vikhlyaeva M.M.

Master of Science in the Department of Special (Defectology) Education

faculty ""Psychological and pedagogical"" GBOU V "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Russia, Simferopol Scientific adviser:: Andrusyova I.V.

Head of the Department, Ph.D., Associate Professor of the Department of

""Special (Defectology) Education"" PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL LEAVE

Annotation: definition of the concepts «physical education», «mental retardation», «physical development», «physical exercises».

Identification of the peculiarities of physical education of mentally retarded children.

Ignoring knowledge about the peculiarities of physical education of children by a teacher can lead not only to a deterioration in the health and physical condition of students in general, but also to a decrease in their mental activity. For this reason, this article may be of interest to teachers of special

institutions, psychologists and defectologists directly working with this category of children.

Key words: physical education, development, exercises, formation, mentally retarded, organism.

Физическое воспитание является педагогическим процессом, направленным на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) является стойким, необратимым нарушением познавательной деятельности, вызванным органическим поражением головного мозга. Такие свойства: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение принимаются во внимание прежде всего при диагностике детей.

Физическое развитие - понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в определённом периоде детства.

Физические упражнения — двигательные действия и их комплексы, систематизированные для физического развития человека. Физические упражнения сложились на основе движений, заимствованных из трудовой, бытовой, военной деятельности человека (бег, ходьба, прыжки, метания, поднятие тяжестей, плавание и др.)

Внимание к проблеме детей с умственной отсталостью вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка умственная отсталость по социальным последствиям является самым тяжелым. В связи с этим целью воспитания и обучения умственно отсталых детей становится приобретение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни. Особенность психофизического развития заключается в следующем: интеллектуальное недоразвитие является основой недоразвития двигательной сферы; нарушенная моторика затрудняет формирование двигательных умений и навыков; проявление факторов гиподинамии и гипокинезии обуславливают низкий уровень двигательной активности; затруднены произвольные движения (ходьба, бег, игры); также двигательная активность изменяется в разных учебных четвертях (особенно мала зимой, в третью учебную четверть) ; малоподвижность отражается на функционировании всех остальных систем организма умственно отсталого ребёнка. Физическое воспитание как комплексная система представлено уроками физической культуры, системой занятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков. Известно, что в отечественной педагогике, в том числе и в олигофренопедагогике, физическое воспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле: в первом случае - как социально значимое явление, поскольку детей с нарушениями интеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни;

во втором - как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики. В процессе физического воспитания происходит усвоение знаний, что помогает любому ребенку включиться в занятия физкультурой, достичь «спортивных» результатов, научиться участвовать в различных формах дополнительного образования.

Основными способами физического воспитания являются физические упражнения, направленные на формирование жизненно важных умений и навыков, воспитание физических качеств, развитие физических способностей, повышение адаптивных свойств организма и, конечно же, устранение отклонений в состоянии здоровья, нарушений физического развития. Вследствие уроков физической культуры у детей создаются двигательные умения и навыки, а с помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательные качества содействуют воспитанию у школьников уверенности в овладении простыми и сложными упражнениями

Использованные источники:

1. Азарян, Г. Н. Физическое воспитание слепых и умственно отсталых школьников в режиме дня / Г. Н. Азарян. - М.: [б. и.], 1987. - 118 с.

2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

3. Антонюк, С.Д. Содержание адаптивного физкультурного образования детей с проблемами в состоянии здоровья и развития / С. Д. Антонюк, С. А. Королев, А. С. Стрекалов; Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина //Культура физическая и здоровье. - 2008. - N0 2. - С.73- 75.

4. Байкина Н. Г. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб.пособие / Н. Г. Байкина, Я. В. Крет; под ред. Р. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.: ил. - С. 95-145.

5. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Т. П. Бегидова. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 192 с.

6. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. -М.: Знание, 1990. - 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.