Научная статья на тему 'Особенности психической деятельности при зависимости от психостимуляторов: анализ случая'

Особенности психической деятельности при зависимости от психостимуляторов: анализ случая Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков А. В.

Злоупотребление амфетамином и другими психостимуляторами представляет собой все возрастающую угрозу здоровью нации – эти вещества дешевы, просты в изготовлении и вписываются в молодежную субкультуру, ориентированную на «драйв». При этом структура дефекта познавательных процессов при хроническом злоупотреблении амфетамином остается малоизученной. Данная работа направлена на восполнение этого пробела на модели анализа случая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психической деятельности при зависимости от психостимуляторов: анализ случая»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОСТИМУЛЯТОРОВ: АНАЛИЗ СЛУЧАЯ

© Цветков A.B.*

Московский научно-практический центр наркологии, г. Москва

Злоупотребление амфетамином и другими психостимушторами представляет собой все возрастающую угрозу здоровью нации - эти вещества дешевы, просты в изготовлении и вписываются в молодежную субкультуру, ориентированную на «драйв». При этом структура дефекта познавательных процессов при хроническом злоупотреблении амфетамином остается малоизученной. Данная работа направлена на восполнение этого пробела на модели анализа случая.

Проблема злоупотребления психотропными и наркотическими веществами является реальной угрозой здоровью нации - так, по данным ООН, Россия входит в пятерку стран с наибольшим количеством наркоманов в процентном отношении. За последние 10 лет (с 2001 по 2010 гг.) число официально состоящих на наркологическом учете выросло с 369 до 550 тыс. человек, при этом, учитывая международные методики, следует применять мультипликатор 1:5, получая цифру в 2-2,5 млн. человек, т.е. около 2 % населения страны [4]. Большая часть из больных наркоманией употребляют опиаты, однако в последние годы отмечается рост «популярности» психостимуляторов на основе амфетаминоподобных веществ [2]. Важную роль в этом играет как простота и дешевизна кустарного изготовления подобных веществ (в частности, из противопростудных лекарств), так и ориентация современной молодежной субкультуры на «драйв», «энергию», обострение ощущений, что как раз и дают психостимуляторы (в отличие от опиатов). При этом в большинстве случаев внимание исследователей было сосредоточено на психопатологическом анализе состояния интоксикации, абстинентного синдрома и психотических эпизодов, часто возникающих при злоупотреблении амфетаминоподобными веществами; лишь единичные работы [1] дают картину нарушения психической деятельности вследствие хронического употребления амфетаминов. Все это обуславливает актуальность кли-нико-психологического анализа дефекта познавательных процессов у лиц, злоупотребляющих амфетаминоподобными веществами.

Цель настоящей работы: выявить структуру дефекта познавательных процессов при злоупотреблении психостимуляторами (амфетамином). В качестве метода исследования применялся комплекс клинико-психологи-ческих проб (по Л.С. Цветковой [3]), ориентированных на изучение сле-

* Ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук.

дующих сфер: сенсомоторная сфера (таблицы Шульте; серийный счет («100-7»); копирование куба; графическая проба «забор»); память (слухо-речевая память - проба «2 группы по 3 слова» и пересказ короткого рассказа; зрительная память: запоминание картинок, отрабатываемых в пробах на речь (см. ниже)); мышление (понимание рассказа; рассказ по серии сюжетных картинок (3 картинки); обобщение 4 предметных картинок одним словом; проба «4й лишний» - исключение лишнего предмета с объяснением принципа); речь (автоматизированная - счет «от 1 до 10 и от 10 до 1»; номинативная - называние картинок, в т.ч. зашумленных; импрессивная (покажи картинку, где...); понимание логико-грамматических конструкций -дополнение предложений с пропущенными словами (2 фразы); инверсные конструкции (2 фразы); понимание пространственных предлогов).

Ниже приведем данные обследования больного.

Больной Н.Ф., 20 лет, госпитализирован первично, с диагнозом Б15.20. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением стимуляторов - синдром зависимости (зависимость средней стадии). Употреблял амфетамин в течение 3 лет, утвер>вдает, что это помогало ему «творить, писать стихи». Образование - среднее. Госпитализирован по настоянию матери.

Беседа: пациент в качестве причины госпитализации указывает «наркомания, амфетамин [употреблял] 3 года, [госпитализировался] по своему желанию, сам [хочу] избавиться от наркотической зависимости, жизнь моя, мне 20 лет, мне это мешает развиваться!».

Внимание: пробу «таблица Шульте» выполняет со смешанной (хаотическая, временами - последовательная) стратегией поиска (42 сек., возрастная норма). Серийный счет (проба «100-7») - говорит «плохо я считаю», начинает верно: 93, 86.65, на этом звене сбивается «нет, 67», дальше (от новой точки отсчета) идет верно (67, 60, 53) - затем говорит «58, 51, 68, нет, 56, нет» - на этом выполнение задания прекращается. Из протокола видно, что сами по себе счетные операции у больного сохранны, однако регуляция деятельности испытывает существенные трудности.

Психомоторная сфера: проба на динамический праксис (графическая проба «забор») - больной не сразу понимает задание «продолжить забор» -говорит «ну то есть?», у него выраженный тремор, микрография, дополнительные звенья в деятельности (черта между треугольным и квадратным звеньями забора), он не удерживает строку. Копирование куба: первую попытку стирает, вторая попытка выполнена не сообразуясь с образцом (куб пространственно и по форме не соответствует образцу), есть элементы микрографии.

Память: зрительно-предметная память (припоминание картинок, отработанных в ходе обследования) - 3 картинки из 6 (резко выраженное снижение зрительно-предметной памяти). Слухо-речевая память: в пробе «две группы по три слова» (произвольное запоминание с интерференцией) не-

40

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

посредственное воспроизведение в норме, после интерференции групп -норма; отсроченное воспроизведение - теряет только одно слово из второй группы. Такую большую разницу в результатах проб на слухоречевую и зрительную память можно объяснить утомлением больного к моменту обследования зрительной памяти и его нарастающее безразличие к обследованию (мотивационно-регулятивные трудности). Воспроизведение короткого рассказа (Умная ворона): пересказ опирается как на формальные детали сюжета, так и на смысл, есть парафазия (воронушка - по аналогии с камушками). Рассказ адекватен содержанию.

Интеллектуальная деятельность: проба на обобщение предметных картинок (называние 4 картинок одним словом) выполнена пациентом быстро, правильно (еда, транспорт, животные, здания). Проба «4-й лишний» с особенностями - в первой же таблице (пуговица, пряжка, катушка ниток, крючок) пациент опознает крючок как «ремешок», затем перечисляет - «катушка лишняя - ремешок, пуговица, пряжка». Вторая таблица (очки, часы, весы, градусник): «очки - измерять то и это». Третья таблица (кровать, комод, шкаф, этажерка) - «а это - не знаю что это (этажерка) - потому и лишнее!». Четвертая (письмо, радио, балалайка, телефон) - «гитара - связь». Видно, что больной испытывает не только трудности вербализации существенного признака (во многих случаях), но и трудности регуляции мыслительного процесса - минимальные трудности (опознание этажерки) пускают его мышление по выхолощенному пути. Проба на составление рассказа по серии сюжетных картинок (Умная рыбка): начинает рассказывать «на первой картинке...», после уточнения психолога «расскажите всю историю в целом» не понимает инструкцию и снова действует неверно «рыбка захотела покушать и начала двигаться к крючку, на котором вывешен червячок ... а, по трем картинкам надо составить! А взяла ракушку, оттянула вниз, накормила детей, не погибла сама, не повредила детей». Видно, что сам по себе процесс мышления не вызывает трудностей у больного - он может описать как содержание отдельной картинки, так и целостной истории, однако инициация мышления, вхождение в инструкцию для него является проблемным звеном.

Вербально-логическое мышление (выделение смысла короткого рассказа - «Умная ворона»): после прочтения вслух смысл рассказа понял формально «воде не хватало [высоты] ... физика воды ... ворона просто накидала камней ... [а чему он учит?] ну, поступок нормальный». Складывается впечатление, что пациент опять же, не вполне понял, что от него требуется.

Речь: номинативная функция речи (недорисованные предметы) - отмечаются парагнозии (чайник-самовар, весы-корабль, булавка-слова не знает). Диалогическая функция речи (способность к развернутым ответам на поставленные вопросы) снижена - Николай пассивен в разговоре, притом, что обследование в присутствии других психологов ему интересно,

он демонстративен (до момента истощения). Чтение: быстрое, неинтони-рованное. Понимание логико-грамматических конструкций: в норме.

Таким образом, в общей картине психической деятельности пациента можно выделить следующие группы симптомов:

1. нарушение регуляции собственной деятельности - при сохранном внимании, у больного грубо нарушено понимание сложных инструкций, вхождение в деятельность;

2. снижение зрительно-предметной памяти;

3. нарушение регулятивного компонента мышления (и наглядно-образной, и вербально-логической форм);

4. нарушение зрительно-предметного восприятия.

По данным литературы [1], при нейропсихологическом обследовании первитиновых наркоманов выявляются преимущественно ошибки импульсивного характера, нарушения динамики психических процессов, а у больных, злоупотребляющих фенилпропаноламином - нарушения динамического и конструктивного праксиса, памяти, вербально-логического мышления. Это позволяет сделать вывод, что при злоупотреблении амфетамином страдает в первую очередь регуляция собственной деятельности (третий функциональный блок мозга по А.Р. Лурия, лобные доли), что сближает амфетаминовую наркоманию с первитиновой по нейропсихологическим коррелятам.

Список литературы:

1. Кошелева Т. С. Стойкие психические расстройства вследствие злоупотребления психостимуляторами с амфетаминоподобным действием: дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 183 с.

2. Носатовский И.А. Фенилпропаноламиновая наркомания (вопросы клиники, патогенеза, лечения): дисс. ... д-ра. мед. наук. - М., 2007. - 313 с.

3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -изд. 4-е, исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.