Научная статья на тему 'Особенности психической деятельности при зависимости от оксибутирата натрия: анализ случая'

Особенности психической деятельности при зависимости от оксибутирата натрия: анализ случая Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1268
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков А. В.

Среди т.н. «легких» наркотиков особое место занимает оксибутират натрия, длительное время применявшийся в медицине как транквилизатор, ноотроп и средство для неглубокого наркоза. Это породило миф в среде молодежи о его «безопасности» и даже «полезности». Вместе с тем, злоупотребление оксибутиратом приводит к тяжелым психозам и формированию выраженного патологического влечения. При этом структура дефекта познавательных процессов при хроническом злоупотреблении оксибутиратом натрия остается малоизученной. Данная работа направлена на восполнение этого пробела на модели анализа случая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психической деятельности при зависимости от оксибутирата натрия: анализ случая»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОКСИБУТИРАТА НАТРИЯ: АНАЛИЗ СЛУЧАЯ

© Цветков А.В.*

Московский научно-практический центр наркологии, г. Москва

Среди т.н. «легких» наркотиков особое место занимает оксибутират натрия, длительное время применявшийся в медицине как транквилизатор, ноотроп и средство для неглубокого наркоза. Это породило миф в среде молодежи о его «безопасности» и даже «полезности». Вместе с тем, злоупотребление оксибутиратом приводит к тяжелым психозам и формированию выраженного патологического влечения. При этом структура дефекта познавательных процессов при хроническом злоупотреблении оксибутиратом натрия остается малоизученной. Данная работа направлена на восполнение этого пробела на модели анализа случая.

«Бутират», «оксик» и проч. - закрепившиеся в молодежной среде жаргонные названия оксибутирата натрия. Одной из предпосылок его широкой популяризации является длительное использование препарата в медицинских целях (запрещен в России в 1997 году), что порождает миф о «безопасности» и даже «полезности» систематического приема оксибутирата натрия [2]. Одна из опасностей популярности бутирата состоит в продаже под его видом куда более токсичных прекурсоров, таких как промышленный растворитель бутандиол, внешне и по органолептическим свойствам от оксибутирата натрия неотличимый.

Стоит учесть, что оксибутират натрия является одним из продуктов метаболизма и присутствует практически во всех органах и тканях. Оксибути-рат натрия является достаточно сильным антигипоксантом, что связано с его способностью активировать безкислородное окисление (с уменьшением потребности организма в кислороде). Кроме того, вещество стимулирует выделение соматотропного гормона роста, являясь одним из мощнейших на сегодняшний день стимуляторов гипофиза [4]. Это приводит к широкому распространению оксибутирата натрия среди спортсменов (вещество практически не фиксируется допинговыми анализами) и эротоманов, клубных тусовщиков, считающих препарат «безобидным афродизиаком», включающим неконтролируемые сексуальные желания. Однако «эротогенная» способность оксибутирата натрия больше связана с эффектом опьянения, утраты контроля, нежели со стимуляцией гипоталамо-гипофизарной системы [2].

Производные гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в психиатрии и неврологии применяются с 70-х гг., что обуславливает большое число пси-

* Ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук.

хофармакологических исследований по этим препаратам. Одним из самых распространенных производных ГАМК является гамма-оксимасляная кислота, ее натриевая соль - оксибутират натрия.

Первые данные о применении оксибутирата натрия в психиатрии относятся к началу 60-х, авторы отмечали способность препарата купировать психомоторное возбуждение, а в сочетании с малыми или умеренными дозами нейролептиков - снижать тревогу и депрессию. Вместе с позитивными эффектами отмечались и побочные явления - рвота, миоклонические судороги, гипертензия и гипокалиемия, повышение свертываемости крови.

Указано, что, в связи с метаболическим сродством оксибутирата натрия к алкоголю, алкоголизм считался противопоказанием для применения препарата, вместе с тем ноотропная, транквилизирующая и анксиолитическая активность оксибутирата обусловили его проникновение и в наркологическую практику. Электрофизиологические исследования показали, что прием оксибутирата приводит к усилению амплитуды дельта-ритма и синхронизации мозговой активности по нему («ЭЭГ сна»), что можно считать физиологическим механизмом действия препарата [3].

Современные наркологи предупреждают, что систематический прием оксибутирата приводит к формированию тяжелых психотических эпизодов с сумеречным помрачнением сознания, галлюцинозом и т.д.

По мнению [2], случаев отказа от дальнейшего приема бутирата после первой наркотизации практически нет - «мягкое» опьянение без «похмелья», эйфорический, снижающий тревогу эффект делают его «идеальным» «легким» наркотиком для молодежи.

Все это обуславливает актуальность клинико-психологического анализа дефекта познавательных процессов у лиц, злоупотребляющих оксибутира-том натрия.

Нами была высказана гипотеза, что нарушения психики при злоупотреблении оксибутиратом натрия имеют сходство с нарушениями при алкоголизме (ввиду общности механизмов действия). Цель настоящей работы: путем нейропсихологического анализа единичного случая показать картину состояния ВПФ у больных с зависимостью к оксибутирату.

В качестве метода исследования применялась экспресс-методика нейро-психологического исследования Л.С. Цветковой [1]. Выполнение тестов оценивалось в нейропсихологических баллах [1], по шкале «0 % ошибок - 0 баллов, 25 % ошибок - 1 балл, 50 % ошибок - 2 балла, 100 % ошибок - 3 балла».

Ниже приведем данные обследования больного, обследованного в Московском НПЦ наркологии.

Больной Д.Ш., 35 лет, образование неполное среднее, имеет судимость, работает в малом бизнесе.

Больной стационирован в МНПЦ первично с диагнозом F13.20 «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением седатив-

ных и снотворных средств - синдром зависимости» (зависимость средней стадии), ранее проходил лечение в платных клиниках. Употребляет оксибу-тират натрия в течение 4 лет, с незначительными перерывами (до месяца) после проведенных детоксикаций. Больной особо подчеркивает «не колол, анашу не употреблял, только оксибутират». О причинах госпитализации говорит «девчонка сказала, не дам денег на платное лечение, опять сбежишь. Склонился не в ту сторону, проблемы начались [после оксибутирата]. На движение тянет, поехать, я постоянно за рулем, веселый, никаких проблем ... дозу увеличил ... 10 мг пузырек раньше хватало на сутки, теперь 5-6 пузырьков ... очень много денег уходило». О своих ожиданиях от лечения говорит так: «на ноги встать нормально, прекратиться все это». Отношение к реабилитации по программе 12 шагов - «я не осилю, у меня не получится ... силы воли хватает».

При поступлении в МНПЦ больной пережил острый психотический эпизод на фоне отмены оксибутирата.

При экспериментальном нейропсихологическом обследовании отмечается следующая картина психической деятельности пациента и высших психических функций (ВПФ).

Внимание - по таблицам Шульте: стратегия поиска чисел хаотическая, речь опережает поиск чисел (компенсаторный механизм), есть затруднения в поиске «еще бы найти», единичная ошибка (спутал 10 и 20), ритм выполнения неровный, время - 50 сек. (возрастная норма).

Эмоции - мимика бедная, уплощенная, опознание эмоций по схематическим изображениям (химерам) с ошибками: злость - «насмешка» (0,5).

Двигательная сфера. В динамическом праксисе: в пробе «кулак-ребро-ладонь» (правая рука) - трудности усвоения программы, затем быстрое выполнение, левая рука - то же, темп работы обеими руками ускорен (0,5-1). В графической пробе «забор» (правая рука): отмечается легкий тремор, неустойчивый тонус, повышенное внимание, темп снижен, есть искажения формы зубца, тенденция к микрографии (1-1,5). В праксисе позы: правой рукой выполнение ускоренное, отмечается тремор, перенос на левую руку в норме, левой рукой - то же (0,5). Пространственный праксис (пробы Хэда): единичные ошибки с самокоррекцией в перекрестных пробах, тремор, трудности динамики (переключения между пробами) (0,5).

Реципрокная координация - темп ускорен, работает все запястье (2). Ре-гуляторный праксис (конфликтные пробы) - в пробе «кулак-палец» повторяет инструкцию для уточнения, в пробе «подъем руки на стимул (стук)» единичные ошибки с самокоррекцией (0,5). В конструктивном праксисе (проба на копирование куба) - рисунок больного выполнен штриховыми, с многократным повторением, линиями (при сниженном тонусе), размер увеличен в сравнении с образцом, предпринято две попытки, общая форма и пространственная ориентация сохранены (1-1,5).

В гностической сфере: в фонематическом слухе без ошибок (0). Зрительно-предметный гнозис: узнавание предметов в простых пробах без ошибок, в сенсибилизированных пробах (недорисованные): ключ - «ролики», очки - нет ответа, нарушает инструкцию - поворачивает лист для лучшего опознания предметоа (0,5-1). Квазипространственные пробы: пробу на пространственно--ориентированные предлоги выполняет с множественными ошибками с самокоррекцией, в пробе на инверсию - дает верный ответ, но с комментарием «может, он задирался», подстановка слов в предложения -быстро, верно, сравнительные конструкции - без особенностей.

Память. Слухо-речевая память. Непроизвольное запоминание слов, отработанных в ходе обследования - воспроизвел 6 из 6. В сенсибилизированных пробах (две группы по три слова): непосредственное воспроизведение в норме, после интерференции групп - в первой группе остается одно слово, и то - литеральная парафазия («день» вместо «дом»), вторая группа припомнена верно; после гомогенной интерференции - сначала воспроизводит вторую группу (верно), затем два слова из первой (верно), в качестве компенсаторной стратегии - повторение слов эгоцентрической речью перед ответом на вопрос исследующего (2-2,5). В воспроизведении текста (Жадная собака) после самостоятельного прочтения есть особенности: «Бежала, собака по мостику с мясом в зубах, увидела свое отражение в воде, кинула свое мясо, кинулась отнимать у той собаки, а того мяса и не было, а свое унесло волной» -смысл передан, формальный сюжет в целом тоже (0). Зрительно-предметная память: припомнил 3 предмета из 5, средне-выраженное снижение памяти.

Общий уровень развития соответствует норме, но есть особенности. Диалогическая речь - на уровне развернутых ответов, словарь соответствует возрасту и образовательному статусу, отмечается незначительный аграмма-тизм. Пересказ серии сюжетных картинок (Хитрая мартышка): «Как пересказать? А ... обезьяна со змеей ... чего произошло ... землянику достали». Рассказ отличает аграмматизм, снижение речевой продуктивности, при понимании общего смысла. Автоматизированная речь: при счете в обратном порядке сбивается на числах 6 и 7, доводит отсчет до ноля. Чтение: неинто-нированное, с запинками и повторами.

Интеллектуальная деятельность. Вербально-логическое мышление имеет особенности: на вопрос «чему учит рассказ?» (Жадная собака) отвечает «... все со смыслом надо читать ... жадности.. .жадность всего», на вопрос «почему собаку назвали жадной?» - «все мало ей, никому ни с кем не делилась, тут не написано, то что отнимала у других». Наглядно-образное мышление: пробу «обобщение» выполняет быстро, с единичным нечастотным ответам - «здания-недвижимость». Проба «4й лишний» выполняется с особенностями: 1) трубка - нет пояснения; 2) моряк / солдат - нет пояснения; 3) журавль - нет пояснения; 4) это что, шуруповерт? Топор наверное, не знаю». Таким образом, в большинстве проб больной верно идентифицировал существенный признак, но не смог его вербализовать.

В нейропсихологической картине психической деятельности больного по итогам обследования можно отметить следующие группы симптомов: 1) Нарушения тонуса, флуктуирующий темп деятельности (чаще ускоренный), нарушения динамики психических процессов; 2) Аграмматизм, снижение речевой продуктивности; 3) Трудности в вербализации существенного признака во всех формах мышления; 4) Снижение слухо-речевой памяти по типу ретроактивного торможения.

Описанные группы симптомов могут указывать на дисфункцию задне-лобных отделов левого полушария и верхних отделов ствола мозга.

Выдвинутая гипотеза подтверждена частично: несмотря на сходство ряда симптомов (нарушения вербального мышления, речи, памяти) с таковыми при хроническом алкоголизме, нарушения тонуса по типу неравномерного (с ускорением) тема психической деятельности отличают состояние при оксибутиратной зависимости. Кроме того, можно отметить быстрое формирование выраженного дефекта (в сравнении с алкоголизмом того же «стажа» и стадии зависимости).

Список литературы:

1. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -изд. 4-е, исправ. и доп. - М., Педагогическое общество России, 2002.

2. www.netnarkotik.ru/butirat (дата обращения: 10.05.2012).

3. Банщиков В.М., Березин Ф.Б. Оксибутират натрия как психофармакологическое средство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://berezin-ib.su/oksibutirat-natrija-kak-psihofarmakologicheskoe-sredstvo (дата обращения: 10.05.2012).

4. http://narcotics.su/natriy-o.html (дата обращения: 10.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.