Научная статья на тему 'Особенности проявления учебной мотивации старшеклассников'

Особенности проявления учебной мотивации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1329
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / ОБУЧЕНИЕ / ЕГЭ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРЕСТИЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухужева Жаннета Зауровна, Тухужева Ляна Анзоровна, Беремукова Милена Аслановна

В представленной статье анализируется роль учебной мотивации ребенка в ходе образовательного процесса. А также анализируется, какие именно мотивы наилучшим образом предрасполагают школьников к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тухужева Жаннета Зауровна, Тухужева Ляна Анзоровна, Беремукова Милена Аслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления учебной мотивации старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Тухужева Ж.З.1, Тухужева Л.А.2, Беремукова М.А.3

1Тухужева Жаннета Зауровна - студент, институт химии и биологии;

2Тухужева Ляна Анзоровна - студент, институт психологии педагогики и физкулътурно-спортивного образования;

Беремукова Милена Аслановна - студент, медицинский факультет, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в представленной статье анализируется роль учебной мотивации ребенка в ходе образовательного процесса. А также анализируется, какие именно мотивы наилучшим образом предрасполагают школьников к обучению.

Ключевые слова: мотивы, обучение, ЕГЭ, саморазвитие, престиж.

Учебная мотивация - это то, что побуждает ребенка идти в учебное учреждение, а также то, что определяет его желания, цели, мотивы в учебной деятельности. Ее зачатки обнаруживаются у ребенка с самого детства: в младенчестве и раннем детстве родители побуждают ребенка всему учиться, главная мотивация ребенка - одобрение и поддержка взрослых. В дошкольном периоде учебную мотивацию также формируют взрослые: воспитатели, родители, педагоги. В начальной школе учебная мотивация уча и хся во многом зависит от родителей и учителей. В течение всего периода обучения у учеников могут очень часто меняться мотивы учения. Зимняя И.А. [3] говорит о том, что учебную мотивацию определяют множество факторов: во-первых, образовательное учреждение и

специфика учебной деятельности внутри него; во-вторых, организация самого образовательного процесса; в-третьих, особенности самого обучаю е гося; в-четвертых, особенности педагога и его отношение к ученику; в-пятых, особенности учебного предмета.

В старшем школьном возрасте су ественн о формируется ценностно-смысловая сфера учеников, а также внутренняя позиция по отношению к себе и к другим людям. Происходит развитие и осознание своих собственных мотивов учения. Основные мотивы учения формируются под влиянием профессионального самоопределения (выбор предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ, ВУЗов и т. д.).

Для того чтобы исследовать мотивы старших школьников, нами было проведено небольшое исследование среди 10-11 классов. Объектом исследования явилась учебная мотивация, предметом - учебная мотивация старших школьников. Целью было выявление преобладаю их мотивов у старшеклассников. Для диагностики учебной мотивации нами была использована Методика для диагностики учебной мотивации школьников (Н.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой). База исследования - МКОУ СОШ № 26 г. Нальчик. Выборка - 50 испытуемых в возрасте 16-19 лет. Из них - 23 мальчика и 27 девочек.

Изначально в методике было разработано Н.В. Матюхиной [4] 9 мотивов учения: долга и ответственности; самоопределения и самосовершенствования; благополучия; аффилиации; престижа; избегания неудачи; учебно-познавательные (содержание учения); учебно-познавательные (процесс учения); достижения успеха. Затем Н.Ц. Бадмаева модифицировала методику, добавив в нее 2 дополнительных мотивов учения: коммуникативный и мотив творческой самореализации.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать результаты, количество испытуемых, избравших определенный мотив, показано в процентном соотношении:

мотив самоопределения и самосовершенствования - 30 % учебно-познавательные мотивы (содержание учения) - 26 %

мотив избегания неудачи - 22 % мотив аффилиации - 8 % мотив престижа - 6 % мотив творческой самореализации - 4 % мотив достижения успеха - 4 %

Как мы видим, на первом месте оказался мотив самоопределения и самосовершенствования. Это связано с тем, что у школьников в старших классах возникает потребность в жизненном самоопределении и обра ен ность планов в буду ее. В 10 классе уже начинают подготавливать школьников к ЕГЭ, тем самым отдавая ответственность за профессиональный выбор самим ученикам. Также происходит осознание ответственности за свою жизнь, за свой жизненный путь.

На втором месте оказались учебно-познавательные мотивы (содержание учения). Эти мотивы определяли следую ие утверждения: «люблю узнавать новое», «нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное». К старшим классам у учеников продолжает укрепляться интерес ко всему новому, этот интерес носит более осознанный характер. Здесь начинает появляться устойчивая избирательность к предметам. И если этот предмет выделяется школьником как нужный и важный, то он стремится узнать о нем, как можно больше. Здесь может возникать неудовлетворенность отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности (так как подготовка к ЕГЭ предполагает решение заданий, имею их, как правило, одно верное решение). Также можно столкнуться с такой проблемой, что учителя дают учебные задачи в рамках ЕГЭ, и занимаются на уроках только подготовкой, что может приводить к неудовлетворенности однообразия форм учебных занятий.

На третьем месте оказался мотив избегания неудачи. Утверждений, связанных с данным мотивом учения было два: «хочу, чтобы не ругали родители и учителя», «не хочу получать плохие отметки». На наш взгляд, это может быть связано с тем, что вся система образования требует от

учеников учиться на «хорошие» отметки. Учителя и родители, в свою очередь, говорят: «Не будешь учиться, не сдашь ЕГЭ, не поступишь в престижный ВУЗ», тем самым загоняя школьника в тупик. У него появляется боязнь неудачи, и ученики вместо того, чтобы активно реализовывать свои познавательные потребности, избегают ситуаций успеха, боятся лишний раз выглядеть «глупыми».

Мотив аффилиации (стремление быть с другими людьми), мотивы престижа, творческой самореализации, достижения успеха оказались у немногих школьников доминирую ими . Мотив достижения успеха, к сожалению, преобладает всего у двух человек. Он является противоположным мотиву избегания неудачи, и в норме он должен быть наравне с мотивом самоопределения и самосовершенствования.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день доминирую ими у школьников являются мотивы самоопределения и самосовершенствования, учебно-познавательные мотивы и мотив избегания неудачи, что связано с профессиональным самоопределением и спецификой образовательной системы. На последнем месте находится мотив достижения успеха, тем самым су ественно снижая об ую учебную мотивацию.

Список литературы

1. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Международного университета природы, об еств а и человека «Дубна», 2010. № 4.

2. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ipras .ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/n/ (дата обра ения: 08.09.2020).

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. 384 с.

4. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 149-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.