ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Тухужева Ж.З.1, Тухужева Л.А.2, Беремукова М.А.3
1Тухужева Жаннета Зауровна - студент, институт химии и биологии;
2Тухужева Ляна Анзоровна - студент, институт психологии педагогики и физкулътурно-спортивного образования;
Беремукова Милена Аслановна - студент, медицинский факультет, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: в представленной статье анализируется роль учебной мотивации ребенка в ходе образовательного процесса. А также анализируется, какие именно мотивы наилучшим образом предрасполагают школьников к обучению.
Ключевые слова: мотивы, обучение, ЕГЭ, саморазвитие, престиж.
Учебная мотивация - это то, что побуждает ребенка идти в учебное учреждение, а также то, что определяет его желания, цели, мотивы в учебной деятельности. Ее зачатки обнаруживаются у ребенка с самого детства: в младенчестве и раннем детстве родители побуждают ребенка всему учиться, главная мотивация ребенка - одобрение и поддержка взрослых. В дошкольном периоде учебную мотивацию также формируют взрослые: воспитатели, родители, педагоги. В начальной школе учебная мотивация уча и хся во многом зависит от родителей и учителей. В течение всего периода обучения у учеников могут очень часто меняться мотивы учения. Зимняя И.А. [3] говорит о том, что учебную мотивацию определяют множество факторов: во-первых, образовательное учреждение и
специфика учебной деятельности внутри него; во-вторых, организация самого образовательного процесса; в-третьих, особенности самого обучаю е гося; в-четвертых, особенности педагога и его отношение к ученику; в-пятых, особенности учебного предмета.
В старшем школьном возрасте су ественн о формируется ценностно-смысловая сфера учеников, а также внутренняя позиция по отношению к себе и к другим людям. Происходит развитие и осознание своих собственных мотивов учения. Основные мотивы учения формируются под влиянием профессионального самоопределения (выбор предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ, ВУЗов и т. д.).
Для того чтобы исследовать мотивы старших школьников, нами было проведено небольшое исследование среди 10-11 классов. Объектом исследования явилась учебная мотивация, предметом - учебная мотивация старших школьников. Целью было выявление преобладаю их мотивов у старшеклассников. Для диагностики учебной мотивации нами была использована Методика для диагностики учебной мотивации школьников (Н.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой). База исследования - МКОУ СОШ № 26 г. Нальчик. Выборка - 50 испытуемых в возрасте 16-19 лет. Из них - 23 мальчика и 27 девочек.
Изначально в методике было разработано Н.В. Матюхиной [4] 9 мотивов учения: долга и ответственности; самоопределения и самосовершенствования; благополучия; аффилиации; престижа; избегания неудачи; учебно-познавательные (содержание учения); учебно-познавательные (процесс учения); достижения успеха. Затем Н.Ц. Бадмаева модифицировала методику, добавив в нее 2 дополнительных мотивов учения: коммуникативный и мотив творческой самореализации.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать результаты, количество испытуемых, избравших определенный мотив, показано в процентном соотношении:
мотив самоопределения и самосовершенствования - 30 % учебно-познавательные мотивы (содержание учения) - 26 %
мотив избегания неудачи - 22 % мотив аффилиации - 8 % мотив престижа - 6 % мотив творческой самореализации - 4 % мотив достижения успеха - 4 %
Как мы видим, на первом месте оказался мотив самоопределения и самосовершенствования. Это связано с тем, что у школьников в старших классах возникает потребность в жизненном самоопределении и обра ен ность планов в буду ее. В 10 классе уже начинают подготавливать школьников к ЕГЭ, тем самым отдавая ответственность за профессиональный выбор самим ученикам. Также происходит осознание ответственности за свою жизнь, за свой жизненный путь.
На втором месте оказались учебно-познавательные мотивы (содержание учения). Эти мотивы определяли следую ие утверждения: «люблю узнавать новое», «нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное». К старшим классам у учеников продолжает укрепляться интерес ко всему новому, этот интерес носит более осознанный характер. Здесь начинает появляться устойчивая избирательность к предметам. И если этот предмет выделяется школьником как нужный и важный, то он стремится узнать о нем, как можно больше. Здесь может возникать неудовлетворенность отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности (так как подготовка к ЕГЭ предполагает решение заданий, имею их, как правило, одно верное решение). Также можно столкнуться с такой проблемой, что учителя дают учебные задачи в рамках ЕГЭ, и занимаются на уроках только подготовкой, что может приводить к неудовлетворенности однообразия форм учебных занятий.
На третьем месте оказался мотив избегания неудачи. Утверждений, связанных с данным мотивом учения было два: «хочу, чтобы не ругали родители и учителя», «не хочу получать плохие отметки». На наш взгляд, это может быть связано с тем, что вся система образования требует от
учеников учиться на «хорошие» отметки. Учителя и родители, в свою очередь, говорят: «Не будешь учиться, не сдашь ЕГЭ, не поступишь в престижный ВУЗ», тем самым загоняя школьника в тупик. У него появляется боязнь неудачи, и ученики вместо того, чтобы активно реализовывать свои познавательные потребности, избегают ситуаций успеха, боятся лишний раз выглядеть «глупыми».
Мотив аффилиации (стремление быть с другими людьми), мотивы престижа, творческой самореализации, достижения успеха оказались у немногих школьников доминирую ими . Мотив достижения успеха, к сожалению, преобладает всего у двух человек. Он является противоположным мотиву избегания неудачи, и в норме он должен быть наравне с мотивом самоопределения и самосовершенствования.
Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день доминирую ими у школьников являются мотивы самоопределения и самосовершенствования, учебно-познавательные мотивы и мотив избегания неудачи, что связано с профессиональным самоопределением и спецификой образовательной системы. На последнем месте находится мотив достижения успеха, тем самым су ественно снижая об ую учебную мотивацию.
Список литературы
1. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Международного университета природы, об еств а и человека «Дубна», 2010. № 4.
2. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.ipras .ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/n/ (дата обра ения: 08.09.2020).
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. 384 с.
4. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 149-150.