Научная статья на тему 'Особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях'

Особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1836
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецова Марина Николаевна

В статье рассматривается проблема соотношения понятий «религиозный фанатизм», «религиозный экстремизм», «религиозный фундаментализм», «терроризм», а также особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях посредством таких религиозных и политических феноменов, как «ваххабизм» и «новые религиозные движения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях»

УДК 292

М. Н. КУЗНЕЦОВА

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ_

В статье рассматривается проблема соотношения понятий «религиозный фанатизм», «религиозный экстремизм», «религиозный фундаментализм», «терроризм», а также особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях посредством таких религиозных и политических феноменов, как «ваххабизм» и «новые религиозные движения».

Как известно, религиозный фанатизм может использоваться не только в религиозной практике для достижения религиозного Спасения, но также быть средством социальных манипуляций, политического давления. В связи с огромными потенциальными возможностями феномена религиозного фанатизма, специфика его реализации в современных условиях связана с такими феноменами, как терроризм, экстремизм, фундаментализм, "новые религиозные движения". Рассмотрим специфику взаимосвязи религиозного фанатизма и выше перечисленных явлений подробнее.

Под экстремизмом как явлением общественной жизни в научной литературе принято понимать приверженность к крайним взглядам и мерам в политике и в религии. На этом основании ряд исследователей отождествляет понятие религиозного фанатизма с религиозным экстремизмом, В рамках этого подхода под религиозными экстремистами и фанатиками, как правило, понимаются либо сектанты, либо "консервативные и фанатичные круги в рамках отдельных конфессий" [1], а религиозный экстремизм выражается "в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, неповиновении органам власти, умышленном создании между верующими и неверующими напряженности, в стремлении к максимальной изоляции единоверцев от нерелигиозной и инорелигиозной среды, в разжигании религиозного фанатизма и агрессивности, в насаждении и отстаивании своих верований" [2]. В связи с таким пониманием сущности экстремизма сложилось понятие "экстремистской религии". В качестве критерия, позволяющего выделить "экстремистские религии", выступает наличие в той или иной религии концепции активного апокалиптизма, которая заключается в том, что эсхатологические настроения религиозных фанатиков переносятся в сферу социальной деятельности. В этом случае эсхатологические ожидания оборачиваются религиозно мотивированной террористической деятельностью религиозных фанатиков, которые стремятся приблизить конец света и начало Страшного суда посредством собственных усилий. Феномен "экстремистских религий" выделяют такие исследователи, как Б.И.Гальперин, В.Н.Арестов, А.Н.Митрохин и др.

Относительно проблемы соотношения религиозного экстремизма и религиозного фанатизма мы будем придерживаться иного подхода, который

наиболее последовательно выражен в работах Э.Г.Филимонова.

В рамках данного подхода понятия экстремизм и религиозный фанатизм разведены на противоположные полюса на основании разделения сферы реализации данных феноменов. Так, экстремизм представляет собой метод решения политических задач, в то время как религиозный фанатизм ориентирован, прежде всего, на решение проблемы духовного Спасения. Синтез религиозного фанатизма и экстремизма в рамках данного подхода представляет собой исключительный случай, обусловленный усилением процесса политизации религии. Э.Г.Филимонов отмечает, что полное отождествление религиозных фанатиков и экстремистов может привести к неоправданному расширению понятия религиозного экстремизма. По мнению Э.Г,Филимонова, также неверно отождествлять религиозный экстремизм с религиозным сектантством. При работе с терминами "религиозный фанатизм" и "экстремизм" важно учитывать конкретное наполнение политическим содержанием религиозных сюжетов, идей и лозунгов, равно как и религиозное обрамление тех или иных политических акций |3).

В современной политической ситуации феномен религиозного фанатизма отождествляют не только с феноменом экстремизма, но и с феноменом фундаментализма, сущность которого определяют как "проявление непоколебимой уверенности и страстного, часто насильственного рвения в достижении сомнительных целей" [4]. По нашему мнению, подобное отождествление может иметь относительный характер, так как религиозный фанатизм используется в сфере религии не только религиозными фундаменталистами, но и религиозными модернистами. На наш взгляд, в фундаментализме религиозный фанатизм реализует, прежде всего, охранительную функцию, а в религиозном модернизме — культурно-креативную.

В современных условиях при дальнейшей политизации религии наблюдается усиление тенденции применения религиозного фанатизма как инструмента решения политических задач посредством террористических актов. Таким образом, процесс политизации религии основан на подмене целей религиозного фанатизма и трансформирован в терроризм.

По нашему мнению, данная тенденция обусловлена, во-первых, высоким техническим уровнем

современной цивилизации; во-вторых, открытой и демократической формой общественного устройства; в-третьих, общекультурным процессом рационализации.

Прежде всего, рассмотрим специфику применения религиозного фанатизма как инструмента политической борьбы на примере исламского фундаментализма и "ваххабизма" - как наиболее типичных в современных условиях.

Ведущим мотивационным моментом фундаменталистских и "ваххабистских" концепций является решение определенных политических задач посредством эксплуатируемой идеи возрождения "истинного ислама", возвращения к его первоначальной "чистоте". В истории развития ислама неоднократно появлялись носители идеи "чистого" идеала, провозглашавшие первоначальный ислам эпохи Мухаммада единственно правильным. Образ жизни "ас-салаф ас-салихун" (праведных предков) является эталоном, которому должен следовать каждый мусульманин.

Фундаментализм и "ваххабизм" представляют собой самостоятельные феномены. Принципиальное отличие исламского фундаментализма от "ваххабизма" носит доктринальный характер; фундаменталисты стоят на позиции сохранения традиционного ислама, буквального понимания Священного писания и традиций, не допуская возможности малейших преобразований и реформирования [5J; "ваххабиты" демонстрируют ненависть к истинам Священного писания.

Как отмечают исследователи ислама, современный "ваххабизм" значительно трансформировался по сравнению с первоначальным ваххабизмом (основанным в VIII веке н.э. Ахмадом бен Ханбалу), -представлял собой стадиальную форму возрожденческого течения суннитского ислама [6]. Современный "ваххабизм" есть результат селекции и адаптации положений Корана и Сунны к "ваххабитским" идеям и представлениям. Если в традиционном исламе задача улемов состоит в том, чтобы понять, что именно сказал Бог людям, то задача "ваххабитов" — использовать цитаты из Корана и Сунны для подтверждения собственных идей. Не совпадающие с "ваххабисткими" постулатами положения Писания игнорируются.

Специфика современного "ваххабизма" выражается в том, что он выработал свою модель "истинного" исламского мира, поэтому термин "ваххабизм" в современных условиях в ряде случаев выступает в качестве самоназвания некоторых религиозно-политических группировок (Чечня, Дагестан). Суть модели и стиль поведения "истинного" мусульманина выражена идеей вооруженного "джихада" против "неверных". Мир в "ваххабитской" трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы. "Неверными", с точки зрения "ваххабита", являются атеисты, христиане, иудеи. Кроме того, понятие "неверных" соотносится с понятием строгого "единобожия": Богом является только Аллах, обращение к Муххамеду - пророку Аллаха, рассматривается как вероотступничество.

Трансформированная таким образом идея "джихада" дополняется идеей такфира — провозглашением "неверными" тех мусульман, которые "подчиняются "неверным", общаются с "неверными", не согласны с ваххабитской трактовкой джихада" [7]. В данном случае идея такфира является той доминантой религиозного сознания, которая служит

теоретическим обоснованием реализации метода религиозного фанатизма посредством активного апокалиптизма. Идея такфира также осуществляется шахидами, которые добиваются реализации политических целей посредством религиозно мотивированных террористических актов (Израиль, Индонезия, Филиппины, Чечня, Нью-Йорк (11 сентября 2001 г.), Москва (23-26 октября 2003 г.) и др.

В отношении феномена "шахид" так же, как и в отношении феномена "ваххабизм", в современной ситуации наблюдается процесс подмены понятий. Так, понятие "шахид" происходит от названия одного из положений мусульманского символа, "шахид" -значит "свидетельство". Воина, павшего в битве с врагами Аллаха и мусульман, в раннем исламе именовали шахидом. Шахид своей смертью в бою от рук неверных утверждал свою веру. Ему обещан рай, минуя испытания в могиле и мусульманское чистилище. Понятие "шахид" обусловлено культом мученичества за веру. На протяжении истории ислама в религиозном сознании традиционно укреплялся этот культ. Поэтому верующие-мусульмане всегда обладали стремлением удостоиться чести стать шахидом, В частности, дух мученичества повышал боеспособность мусульманских армий. Террористическая деятельность современных "ша-хидов" основана на манипулировании патриотическим смыслом данного понятия, Как отмечает А.Кудрявцев, "ряд мусульманских богословов, основываясь на религиозной традиции осмысления феномена мученичества за веру, оправдывают акции смертников против боевого противника, но не против мирного населения" [8]. Таким образом, в современных условиях террористические группы по-своему эксплуатируют один из важнейших аспектов традиционного ислама. В частности, в одном из документов "Аль-Каиды" сформулирована следующая доминанта: "Уничтожение еретиков будет достигнуто одним из двух путей: при помощи непосредственного вмешательства Аллаха либо при помощи мусульман, выполняющих шариатский закон... Аллах настигнет их нашими руками" [9]. По мнению идеологов вооруженного "джихада", миссионерство не может быть способом активного религиозного служения, так как в миссионерстве и проповедях содержится призыв принять ислам, но в них нет процесса наказания. "Единственным наказанием, которое в наших руках, - отмечает один из современных "пророков", - является "джихад". Вера в так называемый "гуманизм" заставляет нас видеть в уничтожении еретических государств трагедию и потерю для человеческой цивилизации. Уничтожение еретиков — это кара Божья"[10].

Специфика проявления религиозного фанатизма в современных условиях, по нашему мнению, также обусловлена процессом реализации принципов свободы совести и веротерпимости. Наибольшее количество "нетрадиционных религий" сформировались в США во второй половине XX века. В России "новые религиозные движения", основанные на Западе, получили широкое распространение во второй половине 80-х годов. Примерно в этот период начался процесс формирования "нетрадиционных религий" российского происхождения. Религиозный фанатизм используется как инструмент манипулирования религиозным сознанием в каждом из этих движений, однако в одних случаях, религиозный фанатизм направлен на решение проблемы степени веры в рамках религиозной группы, в других -на реализацию разрушительных тенденций.

По нашему мнению, специфика религиозного фанатизма "новых религиозных движений", прежде всего, обусловлена необходимостью укоренения данных религиозных движений в культурной ино-среде. В данном случае применение религиозного фанатизма как метода направлено на решение проблемы социального статуса той или иной религиозной группы, поэтому религиозный фанатизм здесь, как правило, реализуется посредством усиления миссионерской деятельности. Апокалиптические настроения верующих носят форму эсхатологических ожиданий ("Свидетели Иеговы", "Адвентисты седьмого дня", "Церковь объединения" и др.), религиозный фанатизм трактуется как религиозный энтузиазм.

Религиозный фанатизм "новых религиозных движений", основанный на религиозном энтузиазме и реализуемый в форме активной миссионерской деятельности, решает не только проблему социального статуса самих новых религиозных формирований, но также позволяет решить проблему повышения в современном обществе интереса к религии. Поскольку процесс формирования в культуре религиозных новообразований периодически повторяется, то о последнем качестве "новых религиозных движений" Э.Фромм писал следующее: "Вспышки религиозного фанатизма возникают как реакция на затухание религиозности, как стремление оживить религиозную жизнь - попытки, характерные для тех групп, которые своей экономической, социальной и психологической ситуацией напоминают первых христиан" [10].

Кроме активного миссионерства, ряд "новых религиозных движений" использует религиозный фанатизм для осуществления доктрины "окончательного освобождения" от мира - либо с целью ухода от мирских дел в религиозную общину ("Церковь Последнего Завета"); либо для обоснования и осуществления религиозного суицида ("Коммуна" Дж. Бей-кера, "Народный храм" Д. Джонса, "Ветвь Давида", "Белое братство", "Богородичный центр", "Фалунь Дафа" и т.п.).

В зависимости от религиозной доктрины группы, в отдельных "новых религиозных движениях" религиозный фанатизм реализуется посредством активного апокалиптизма ("АУМ Синрике").

Еще одна специфическая особенность применения религиозного фанатизма в отдельных "нетрадиционных религиях", на наш взгляд, обусловлена мобильным характером концепций "новых религиозных движений", их способностью трансформировать и модернизировать свою религиозную доктрину в соответствии с требованиями социальной среды. В частности, подобный стиль социального поведения избрала "Церковь унификации (объединения)" С.Муна. Религиозный фанатизм здесь используется с целью эффективной адаптации своей группы в конкретной культуре. Как отмечает А.В, Жуков, несмотря на первоначальное негативное отношение культа к традиционному обществу, в его учении была восстановлена культурная связь с традиционной верой, культивирование сострадательности, цивилизованности, а также гуманности членов культа по отношению друг к другу и к человечеству. Это способствовало успешной социализации культа в Корее и в Америке [11].

Религиозный фанатизм традиционных конфессий в современных условиях, как правило, носит скрытый характер. Это обусловлено тем, что традиционные конфессии исторически завершили пери-

од своего формирования и укоренения в культуре. В современных условиях статуарный фанатизм открыто проявляется только в критических ситуациях в форме протеста представителей одной конфессии против прозелитской деятельности другой, а также в форме отказа от межрелигиозного диалога. Религиозный фанатизм в традиционных конфессиях также может быть использован при решении задачи духовного статуса отдельного верующего в конкретной религиозной общине.

Поскольку религиозный фанатизм, в большинстве случаев применяется для осуществления разрушительных тенденций, то важной задачей любого исследователя этого феномена является изучение возможностей преодоления религиозного фанатизма.

Проблема преодоления религиозного фанатизма носит исторический характер. Она стояла еще перед отцами церкви. Каждый из них стремился указать наиболее эффективный и доступный способ преодоления этого явления. В частности, отцы церкви Григорий Богослов, Иоанн Златоуст считали, что преодоление религиозного фанатизма — процесс длительный, но реально осуществимый. И в этом процессе важными элементами должны выступать терпение и веротерпимость. По мнению отцов церкви, сложившегося религиозного фанатика можно переубедить с помощью продуманной системы аргументов, обращенной к его разуму. Однако для выбора правильных аргументов необходимо длительное наблюдение и постоянный эмоциональный контакт с религиозным фанатиком, изучение его психологических особенностей [12]. Большинство философов настаивают на том, что единственно возможным средством преодоления религиозного фанатизма является веротерпимость. В частности, на путь веротерпимости указывают Ф.М.А. Вольтер, Дж.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро и др. Однако М.Монтень предупреждает, что принцип веротерпимости может быть использован социальными манипуляторами не только в качестве средства борьбы с фанатизмом, но и в качестве средства его возбуждения [13]. И.Кант предлагает иной способ не только преодоления, но и предупреждения религиозного фанатизма, - критическое мышление и осторожное отношение к искренности в делах веры, поскольку именно искренность веры обусловливает возможность манипулирования религиозными фанатиками [14]. П.Бейль полагает, что преодоление религиозного фанатизма возможно только при условии исключения религии в целом из общественной жизни [15]. Однако полное исключение религии из общественной жизни невозможно, поскольку она является неотъемлемым компонентом духовной жизни социума. В связи с этим проблема полного преодоления религии исторически трансформировалась в проблему определения степени зависимости от церкви всех сфер общественной жизни. Данная проблема, в свою очередь, была решена посредством отделения церкви от государства. Такое решение этой проблемы также не привело к полному преодолению религиозного фанатизма.

По нашему мнению, религиозный фанатизм не может быть изжит до конца, так же как религия не может быть вычеркнута из общественной жизни окончательно. Религиозный фанатизм выполняет ряд важных социально-психологических функций, что обусловливает его активное функционирование в культуре. Единственный путь предупреждения религиозного фанатизма - путь веротерпимости

(толерантности), на который указывают как отцы церкви, так и философы.

Библиграфический список

1. Гальперин Б.И. Религиозный экстремизм: Кто есть кто/ Б.И. Гальперин. — Киев: Политиздат Украины, 1989. — С. 8.

2. Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма/Э.Г. Филимонов. — М., 1983. — С. 6-7.

3. Янг Дж. Христианство/Дж. Янг. - М.: Изд.-торг. дом «Гранд», «Фаир-Пресс», 1999. - С. 243.

4. МоменМ, фундаментализм в богословии, политике и обществе/ М.Момен //Религия и право. — 1999. - № 6, — С. 22.

5. Ислам и политика/РАН, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. - M.: Крафт + ИВ, РАН, 2001. - С. 18.

6. Игнатенко A.A. Правоверность, доказываемая ненавистью: Ваххабизм в изложении его сторонников / A.A. Игнатенко //Независимая газета. - 2001. — 14 сент. — С.11.

7. Цит. по: Дмитриев А. Шахиды на русской земле//НГ-ре-лигии. - 2002. - 18 сент.-С. 2.

8. Цит.по: Казаков И. Джихад против ереси //НГ-религии. - 2002. - 1В септ. - С.2.

9. Там же. - С. 2.

10. Фромм Э. Догмат о Христе /Э. Фромм. - М.: АСТ, Олимп, 1998. - С. 215.

11. Жуков А.В. Церковь Объединения: вероучение, идеологиям практика: Автореф, дис... канд. филос. Наук/А.В. Жуков. -Спб, 1995. - С. 15.

12. Богослов Григорий. Собрание творений. В 2 т. /Григорий Богослов. - Минск-М., 2000. - С. 46.

13. Монтень М. Опыты: В 3 кн./М.Монтень. - М.: Голос, 1992. - С. 378.

14. Кант И. Сочинения/И.Кант, — М : Мысль, 1964. - Т.2. -С. 200.

15. БейльП. Исторический и критический словарь: В 2т. — М.: 1968. - Т.2. - С. 434.

КУЗНЕЦОВА Марина Николаевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».

Конкурс на соискание Высшей Российской общественной награды «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Цель конкурса - возрождение лучших традиций по награждению достойнейших сынов и дочерей за доблестное служение на благо Отечества — Государства Российского. В 1724 г. Петр Первый учредил орден святого Александра Невского «За труды и Отечество», Высшую Российскую награду, вторую по значимости после ордена святого Андрея Первозванного.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

- «Славные сыны и дочери России». Люди, внесшие выдающийся вклад в развитие и процветание России, ее славы за рубежами Отечества.

- «Лидер отрасли». Издавна на Руси устная сделка скреплялась рукопожатием. И хотя договоренность была устная, но была крепкая как кремень, потому что для настоящих деловых людей — честь превыше выгоды. В процессе развития промышленности и торговли создавались купеческие гильдии, вырабатывались правила ведения торговли и заключения сделок, которые строго соблюдались. И сегодня деловое сообщество продолжает поддерживать и развивать сложившиеся традиции. В деловом кодексе все строится на доверии, потому что для предпринимателя и коммерсанта самое главное — это его честное имя и соблюдение главного правила

— «Честь превыше выгоды». Эта номинация о предприятиях-лидерах в области: энергетики, топливного комплекса, производства, строительства, транспорта, торговли, гостиничного хозяйства, среди финансовых и страховых компаний, банков, корпораций и других организаций, оказывающих определяющее влияние на развитие экономики России, добившихся успеха и признания на международном уровне.

- «Руководитель XXI века». Раздел о людях, сумевших добиться впечатляющих успехов в динамике производства и объеме продаж предприятия, в создании обстановки, благоприятствующей творчеству и новаторству, в умении устанавливать деловые связи, нести социальную ответственность перед обществом.

- «Славные сыны и дочери столицы». Звание «Почетный гражданин Москвы» установлено в 1866 г. и присваивалось гражданам России и иных государств за выдающийся вклад в развитие города и особые заслуги перед москвичами. Решение о его присвоении принималось в форме Приговора Московской городской Думы. Законом города Москвы от 25 января 1995 г. звание «Почетный гражданин города Москвы» восстановлено. Как и прежде, оно присваивается Московской городской Думой. Определены основания и порядок присвоения звания. Задача экспертно-редакционного Совета — отобрать кандидатов для участия в этой номинации, достойных людей нашего времени, которые по праву могут называться славными сыновьями и дочерьми столицы. Среди кандидатов могут быть промышленники и предприниматели, экономисты и политики, ученые и работники искусств, врачи, учителя, строители, архитекторы, служители церкви или спортсмены — люди, которые достойно представляют все слои общества.

- «Меценаты». С развитием капиталистических отношений в России благотворительность и меценатство становятся своеобразной привилегией предпринимателей. В силу своего экономического и социального положения именно представители торгово-промышленного класса — купцы, фабриканты, банкиры -становились основными благотворителями. Конец XIX в. был ознаменован необычайным подъемом культуры. В связи с этим в России появились люди, тонко чувствующие и всячески поддерживающие развитие культуры, всячески способствующие повышению духовного и материального ровня народа России. Для участия в конкурсе отбираются достойные кандидатуры современных меценатов.

Заявки на участие в конкурсе в номинациях: «Славные сыны и дочери России»,«Лидер отрасли»,«Славные сыны и дочери столицы» и «Меценаты» принимаются экспертно-редакционном Советом по рекомендации государственных органов, торгово-промышленной палаты или общественных организаций.

Контактная информация: тел.: 925-8811,925-9587; факс: 921-2732 e-mail: org@rusol.ru Подробная информация о конкурсе представлена на сайте конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.