13. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002.
14. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М., 1999.
В.Е. Орёл
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Постановка проблемы. Исследование взаимосвязи мотивационной сферы и параметров психологического выгорания представляется достаточно важным по ряду причин. Во-первых, мотивационная подструктура личности традиционно является ведущей детерминантой личности, а вектор «мотив-цель» определяет развертывание и протекание системы деятельности, что отмечается в работах многих отечественных психологов [1-4]. Во-вторых, она играет существенную роль в возникновении выгорания, о чем свидетельствует популярность экзистенциального подхода к источникам его возникновения [5]. Вместе с тем, несмотря на важную роль мотивационной сферы в формировании выгорания, эмпирических исследований, посвященных данной проблеме, очень мало.
Речь идет прежде всего о выявлении связи уровня притязаний работников и их ожиданий реализовать свои жизненные цели с синдромом психологического выгорания. Данные немногочисленных исследований, проведенных в этом направлении, дают весьма противоречивое представление об этой проблеме. Ряд исследователей указывают на положительные корреляции между уровнем притязаний и выгоранием [6-8]; при этом некоторые из них находят эту связь незначимой [7], и только в отдельных работах отмечается отрицательная корреляция между выгоранием и мотивацией, связанной с работой [9-13].
Нередко отмечаются неоднозначные взаимоотношения между мотивацией к работе и факторами выгорания. Установлено, что наибольшую связь с мотивами труда имеют эмоциональное истощение и деперсонализация, в то время как значимые корреляции с редукцией профессиональных достижений отсутствуют [12]. Интересные результаты относительно связи выгорания с процессами самоактуализации человека получены Г.В. Залевским и его коллегами. Ими показана специфика взаимодействия различных смысложизненных ориентаций с составляющими выгорания [9].
Аналогичным образом установлены взаимосвязи между содержательными аспектами ценностно-
мотивационной сферы личности и выгоранием. При этом отмечается, что важным фактором, обусловливающим выгорание, является рассогласование между ценностями личности и возможностью их реализации, что подтверждено теоретическими и эмпирическими исследованиями. Наиболее ярким отражением этого факта служит феномен «трудоголизма», под которым понимается деформация мотивационной сферы личности, выражающаяся в направленности всей своей активности только на работу. Такая личность большую часть времени проводит на рабочем месте, думает и говорит только о работе, интерес к остальным сферам жизни теряется. Ряд авторов считают, что «трудоголизм» служит своеобразным способом защиты личности, попыткой уйти от решения проблем в семейной и других сферах жизнедеятельности [14]. В ряде эмпирических исследований подчеркивается наличие тесной положительной связи между выгоранием и «трудоголизмом» [15].
Подводя краткий итог анализа взаимодействия мотивационной сферы личности профессионала с выгоранием, можно констатировать недостаточную изученность этого аспекта проблемы выгорания. Основное содержание рассмотренных работ связано с выяснением взаимосвязи между отдельными аспектами мотивационной составляющей личности и выгоранием, что обусловлено особенностями аналитического подхода к исследованию.
Целью нашего исследования стало рассмотрение взаимосвязей психического выгорания и мотивационной сферы личности с позиций структурнофункционального подхода, успешно развиваемого в ряде работ отечественных авторов [16-18].
Этот подход к изучению взаимосвязей выгорания и мотивации предполагает рассмотрение такой зависимости на разных уровнях функционирования субъекта. В качестве отправной точки мы рассматриваем зависимость выгорания от мотивации на трех уровнях: индивидуальном, межличностном и организационном. Индивидуальный уровень представлен мотивационным потенциалом субъекта в плане его достижений; социально-психологи-
ческий включал основные межличностные потребности, а на организационном изучалась структура ценностных ориентаций субъекта.
Ранее проведенные нами исследования выявили ряд закономерных связей выгорания с мотивационной сферой личности на организационном уровне функционирования субъекта, связанном с ценностными ориентациями [19, 20]. В настоящем исследовании наше внимание было сосредоточено на проявлении указанных закономерностей на двух остальных уровнях существования субъекта: индивидуально-психологическом и межперсональном (уровне социально-психологического взаимодействия).
Изучение взаимосвязей выгорания и мотивации на индивидуальном уровне осуществлялось с помощью методики метамотивационного потенциала [21]. Диагностика выгорания осуществлялась с помощью методики МВ1-Н8Б С. МазксИ [22], адаптированной для русскоязычной культуры [23].
Исследование проводилось на выборке среднего медицинского персонала больниц и интернатов Владимирской области, общий объем которой составил 101 человек.
Предварительные результаты (табл. 1) показывают, что существуют значимые различия в мотивации достижения между группами «выгоревших» и «невыгоревших» профессионалов.
Оценивая результаты исследования, можно констатировать, что по мере развития процесса выгорания идет смена доминирующей метамотивационной системы. Лица с высоким баллом по показателю выгорания ориентируются на результат деятельности, в ожидании конечного результата находятся в постоянном напряжении, в то время как профессионалы с низкой выраженностью выгорания ориентируются на процесс, поглощены своей деятельностью и получают удовольствие от ее процесса. Предварительные данные показывают динамику синдрома выгорания, которая трансформирует всю систему мотивации, сдвигая ее с внутреннего критерия на внешний. С другой стороны, интерпретация данных относительно взаимосвязи индивидуальной мотивации достижений с синдромом выгорания на аналитическом уровне выявляет достоверные различия только по параметру ориентации субъекта.
В этом аспекте предельно важным представляется рассмотрение данных структурного анализа (рис. 1, а, б). Анализ структурограмм мотивации достижения показывает, на первый взгляд, их значительное сходство, однако статистическая проверка с помощью х2-критерия показывает наличие достоверных различий. Различия в структуре мотивации достижений проявляются как в количестве связей между элементами структуры, так и в их характере.
---- уровень значимости связи р < 0.05
—^ уровень значимости связи р < 0.01 уровень значимости связи р < 0.001
Рис. 1. Структура мотивации достижения у лиц с высокой степенью выгорания (а) и с низкой степенью выгорания (б)
Структура «невыгоревших» профессионалов более интегрирована, о чем свидетельствует большее количество достоверных корреляционных связей. Этот факт свидетельствует о наличии у лиц без синдрома выгорания разносторонней мотивации, включающей ориентацию субъекта как на процесс деятельности, так и на ее результат, высокую степень активности и нацеленность на овладение новыми способами действий, о балансе автономной и гетерономной регуляции деятельности. При этом все элементы метамотивационной системы имеют примерно одинаковый вес в общей структуре мотивации (табл. 2).
Отличительной особенностью профессионалов с синдромом выгорания является полное выпаде-
Таблица 1 Средние значения показателей мотивации достижений у лиц с разной степенью выгорания
Мотивация деятельности Степень выгорания
высокая низкая
Ориентация на процесс 60.86 67.65*
Ориентация на результат 88.20 79.55*
Примечание: * - р < 0.05.
Таблица 2 Таблица 3
Структурные веса мотивации достижений Предсказание изменения ММД в зависимости
в группах с разной степенью выгорания от изменения выгорания
Параметр выгорания Параметр ММД
АР ГР П ПА ИА
ПЭИ 0.64*** 0.67***
Ц 0.58**
СПЭ
Группа Переменные
АР ГР П Р ПА ИА
«Невыгоревшие», 2 12 15 13 10 15 15
«Выгоревшие», 2 9 11 11 11 0 10
ние элемента поиск активации (ПА) из структуры метамотивации достижений. Если в мотивационной структуре лиц с низкой степенью выгорания поиск активации занимает ведущее место (структурный вес 15), то у «выгоревших» наблюдается его полная изолированность (структурный вес - 0). В содержательном плане это означает отсутствие активности и интереса к энергичной работе. Субъект склонен к стереотипным, строго регламентированным задачам и действиям, все новое и неизвестное его пугает, он не находит удовольствия в активизации своих физических и душевных сил на реализацию поставленных целей. Кроме того, в системе мотивации «выгоревших» происходит изменение роли целого ряда структурных элементов. Доминирующую роль начинает играть система гетерономной регуляции и ориентации субъекта, в то время как роль интенсивности активации явно снижается. В группе лиц с низкой степенью выгорания при преобладающей роли гетерономной регуляции система интенсивности активации также становится ведущей. При этом наблюдается сбалансированное соотношение обоих параметров системы интенсивности активации, которое проявляется в гармоничном сочетании творческой активности и субъективной привлекательности нового со стереотипными привычными действиями.
Таким образом, очевидно, что выгорание оказывает сильное влияние на мотивацию достижения субъекта, которое выражается не только в смене доминирующих компонентов мотивации в процессе выполнения деятельности, но и в структурных ее изменениях. Вместе с тем для окончательного подтверждения положения о влиянии выгорания на мотивацию субъекта требуется более точно и объективно определить направленность этого влияния.
Метод корреляционных отношений позволил констатировать более сильный эффект воздействия выгорания на показатели мотивации достижений, чем обратное влияние (табл. 3, 4).
Подводя итог изучению взаимосвязи выгорания и мотивации субъекта на индивидуальном уровне можно констатировать, что, хотя эта связь и носит двусторонний характер, влияние выгорания на систему мотивации более сильное. Это влияние проявляется как в смене ведущей мотивации деятельнос-
Таблица 4
Предсказание изменения параметров выгорания в зависимости от изменения ММД
Параметр ММД Параметр выгорания
ПЭИ Ц СПЭ
АР 0.47**
ГР 0.25* 0.31*
П
ПА
ИА
Примечание: *** - сильная связь, ** - средняя связь, * - слабая связь (для табл. 3, 4).
ти, так и в изменениях ее структуры. Смена доминирующей мотивации под воздействием выгорания проявляется в повышении значения внешней мотивации по отношению к внутренней, в преобладающей ориентации субъекта на результаты деятельности в ожидании ее скорейшего достижения в ущерб направленности на процесс труда и получение удовлетворения от проделанной работы.
Структурные изменения мотивации, обусловленные воздействием выгорания, выражаются в нарушении баланса ее структуры, что проявляется в дезинтегрированности, изменении роли отдельных элементов, в выпадении некоторых из них из общей системы мотивации. Содержательно это проявляется в нарушении гармоничных отношений в системе регуляции, в преобладании гетерономных параметров, а также в резком снижении мотивов поиска активации, что приводит к полному отказу от энергичной деятельности, к отсутствию творческой активности и неприятию всего нового.
Индивидуальные проявления выгорания в мотивационной сфере связаны прежде всего с мотивацией конкретной профессиональной деятельности. Вторым его уровнем считается социально-психологический, где ведущими мотивами становятся тенденции, связанные с отдельными аспектами межличностных отношений.
Для решения этой задачи была выбрана методика «Опросник межличностных отношений» (ОМО), который представляет собой русскоязычную версию известной методики FIRO В. Шутца [24]. Диагностика выгорания также осуществлялась с помо-
щью русскоязычной версии методики МВІ-Н88 [23]. Объект исследования - представители профессий «субъект-субъектного» типа. Общий объем выборки - 100 человек. В ее состав вошли работники медицинской и педагогической сфер, психологи, младший и средний офицерский состав Вооруженных сил РФ, представители сферы обслуживания.
Обработка и интерпретация результатов проводилась по стандартной схеме. Для определения степени структурной организованности была использована группа показателей, предложенных А.В. Карповым [17]. Она включала в себя индекс когерентности структуры (ИКС), индекс диффе-ренцированности структуры (ИДС) и индекс организованности структуры (ИОС), представляющий алгебраическую сумму первых двух показателей.
Из данных (табл. 5) видно, что ряд социально психологических потребностей личности имеют достаточно устойчивые связи с параметрами выгорания. В частности, такие мотивационные характеристики, как потребность включения (1е) и шкала контроля (С1^, имеют достоверные корреляционные связи со всеми показателями выгорания.
Таблица 5
Корреляция составляющих выгорания и социальнопсихологических потребностей
С-П черта Фактор выгорания
ПЭИ Ц СПЭ
1е 0 42*** 0.22* 0.24**
Г№ 0.15 0.02 -0.10
Се -0.08 -0.01 0.09
С-№ 0 41*** 0.26** -0.35***
Ае 0.09 -0.09 0.23*
Aw 0.00 -0.24 0.29**
Примечание: *** - сильная связь, ** - средняя связь, * - слабая связь.
В содержательном плане наличие такой связи означает, что чем сильнее стремление к установлению контактов с людьми, желание принадлежать к группе и быть среди людей, чувствовать себя значимой и ценной для других личностью, тем ярче проявляется синдром выгорания. Аналогичная картина наблюдается в отношении потребности в контроле. Личность, подчиняющаяся другим людям и находящаяся под постоянным контролем со стороны других людей, чаще подвержена выгоранию, о чем свидетельствует тесная положительная связь с показателями психоэмоционального истощения и цинизма и отрицательная - с самооценкой своей профессиональной эффективности (табл. 5). Кроме того, цинизм отрицательно коррелирует со шкалой аффекта, что означает отсутствие стремления со стороны
других людей делиться своими интимными проблемами с профессионалами, у которых выражена эта составляющая синдрома выгорания.
Дальнейший анализ полученных данных проводился методом сопоставления групп с разной степенью выгорания (рис. 2).
Подшкалы ОМО -Ф- «невыгоревшие» -И- «выгоревшие»
Рис. 2. Выраженность социально-психологических мотивов у лиц с разной степенью выгорания в профессиях «субъект-субъектного» типа
Они указывают на наличие достоверных различий между группами профессионалов с разной степенью выгорания по параметрам 1е и С’№, что подтверждает результаты корреляционного анализа.
Вместе с тем эти данные не отражают всей полноты различий между группами, поэтому необходим анализ структурных связей между социальнопсихологическими характеристиками. Полученные результаты представлены на структурограммах (рис. 3, 4).
положительная связь отрицательная связь
------ уровень значимости связи р < 0.05
уровень значимости связи р < 0.01 ------ уровень значимости связи р < 0.001
Рис. 3. Структура социально-психологической мотивации в группе лиц с высокой выраженностью синдрома выгорания
Рассматривая структуру социально-психологических характеристик в группах профессионалов с разной степенью выгорания, можно отметить ее большую дезинтегрированность в группе «выгоревших» (рис. 3 и табл. 6). Эта структура характеризуется не только меньшим количеством связей, но и выпадением ряда структурных элементов из ее состава. Об этом свидетельствует и индекс организованности структуры, имеющий отрицательное значение (ИОС = -1). В структуре социально-психологических потребностей у «выгоревших» профессионалов отчетливо выделяется блок, включающий потребности Се, Ае и А'.
Таблица 6 Индексы организации структуры социальнопсихологической мотивации в группах с разной степенью выгорания
Содержательно данный блок формирует потребность аффекта, отрицательно связанную с потребностью доминировать над другими людьми.
«Выгоревшие» профессионалы стремятся к подчинению других людей и контролю их поведения, при этом не испытывая стремления вступать с ними в теплые неформальные отношения и не требуя соответствующего поведения с их стороны. Выявленные в структурограмме закономерности подтверждаются результатами факторного анализа (табл. 7).
Таблица 7
Факторная структура социально-психологической мотивации лиц с высокой степенью выгорания
Факторная структура социально-психологической мотивации «выгоревших» (табл. 7) распадается на два фактора.
Первый из них совпадает с блоком межличностной мотивации (рис. 3). Его можно обозначить как блок «доминантно-формальных» отношений. Он характеризуется, как уже было описано, стрем-
лением подчинять себе других людей, контролировать их поведение и принимать всю ответственность на себя, отсутствием мотивации к установлению интимно-дружеских отношений с людьми и избеганием аналогичных тенденций с их стороны.
Второй, менее значимый, фактор формируют параметры 1е и С'. Этот блок можно обозначить как «коммуникативно-подчиненный». Он характеризуется активным стремлением профессионала принадлежать к определенной социальной группе, как можно чаще бывать среди людей, подчиненностью целям поведения.
В отличие от рассмотренной, структура социально-психологической мотивации профессионалов с низкой степенью выгорания характеризуется не только большей интегрированностью, но и гармоничными отношениями между основными потребностями (рис. 4).
----- положительная связь
— — отрицательная связь
----- уровень значимости связи р < 0.05
уровень значимости связи р < 0.01 уровень значимости связи р < 0.001
Рис. 4. Структура социально-психологической мотивации у лиц с низкой степенью выгорания
О большей степени ее интегрированности свидетельствует большое число достоверных положительных связей (ИКС = 15) и гораздо меньший по сравнению с группой лиц с выраженным синдромом выгорания уровень дифференцированности (ИДС = 2). О гармоничности структуры социально-психологической мотивации в этой группе говорит также наличие значимых связей внутри каждого из блоков диагностируемых межличностных потребностей, что может свидетельствовать об однонаправленности поведения этих лиц. В частности, статистически достоверная корреляция между 1е и I' свидетельствует о том, что такие индивиды стремятся к активному общению и включенности в совместную деятельность, испытывают потребность в положительном отношении к себе со сто-
Индекс структур Степень выгорания
высокая низкая
ИКС 4 15
ИДС 5 2
ИОС -1 13
Переменная Фактор
I II
1е 0.171 0.741
0.477 0.309
Се -0.673 0.293
Cw -0.169 0.774
Ае 0.858 0.1
Aw 0.810 -0.033
Ехрі.Уаг. 2.134 1.342
Ргіпр.ТоІЇ. 0.355 0.223
роны других людей. Аналогичным образом может быть интерпретирована и отрицательная связь между показателями Се и С’Л', смысл которой состоит в том, что наличие стремления доминировать над другими людьми и руководить их поведением подавляет противоположную тенденцию к подчинению.
Визуальный анализ структурограммы позволяет предположительно выделить два блока социальнопсихологических мотивов, тесно взаимодействующих друг с другом. Первый из них составляют потребность включения в социальные отношения (I) во всех ее проявлениях и компоненты потребности аффекта (Aw). Второй блок образует потребность контроля (С). Что касается потребности Ае, то она примыкает к первому блоку, образуя значимую связь с параметром 1е (рис. 4). Результаты факторного анализа структуры межличностных потребностей рассматриваемой группы в основном подтверждают данные визуального анализа (табл. 8).
Таблица 8
Факторная структура социально-психологической
мотивации у лиц с низкой степенью выгорания
Переменная Фактор
I II
1е 0.812264 0.211108
0.836742 -0.209668
Се 0.477481 0.792913
Cw 0.262168 -0.775985
Ае 0.406916 -0.521108
Aw 0.718501 0.091606
ЕхрІ.Уаг. 2.338454 1.599336
Ргіпр.ТоН. 0.389742 0.266556
Структура социально-психологической мотивации, полученная с помощью процедуры факторного анализа (табл. 8), включает в себя те же самые блоки потребностей, которые были выделены в ходе визуального анализа структурограммы (рис. 4).
Первый фактор содержит потребность включения в социальные контакты и стремление личности к получению от других людей эмоциональной теплоты. Его можно обозначить как фактор «положительных отношений». Присоединение к этому фактору стремления индивида к установлению интимно-личностных отношений (1е) формирует целую палитру межличностных потребностей, связанную с социальной активностью и характером отношений. В основном же этот фактор нагружен потребностями включения в социальные контакты и аффекта. Конкретное его воплощение заключается в установлении контактов с людьми, вовлеченности во взаимодействие с ними, в стремлении заинтересовать другого человека своей личностью, завоевать признание и уважение со стороны других. Такая система взаимоотношений подкрепляется и интим-
но-личностными контактами, характеризующимися выраженной эмоциональной привязанностью к конкретным лицам, стремлением к установлению с ними теплых дружеских отношений.
Второй фактор включает потребность в контроле, проявляющуюся в доминировании над другими людьми или подчинении им. Переменные, нагружающие данный фактор, ортогональны по отношению друг к другу, что означает доминирование одной тенденции при подавлении другой.
Таким образом, можно утверждать, что система межличностной мотивации лиц с низкой степенью выгорания отличается большей степенью интегрированности и гармоничности; ведущую роль в этой структуре играет фактор положительных деловых и интимно-личностных отношений между людьми.
Статистический анализ взаимосвязей между выгоранием и межличностными потребностями, проведенный с помощью метода корреляционных отношений, подтвердил факт более мощного влияния выгорания на систему мотивации в противовес обратной тенденции (табл. 9, 10).
Таблица 9
Прогноз динамики структуры межличностных потребностей в зависимости от выражености синдрома выгорания
Параметр ОМО Параметр выгорания
ПЭИ Ц СПЭ
1е 0.37* 0.16*
Таблица 10
Прогноз динамики параметров выгорания в зависимости от состояния системы межличностных потребностей
Параметр выгорания Па О М О р т е м а в-
Ce Cw Ae Aw
ПЭИ 0.2*
Ц 0.15*
Примечание: *** - сильная связь, ** - средняя связь, * - слабая связь (для табл. 9, 10).
Итак, связь выгорания и мотивационной сферы личности на уровне межличностного взаимодействия двустороння. Однако преимущественное влияние выгорания на параметры социально-психологической мотивации выражено слабее, чем аналогичные взаимоотношения на индивидуально-психологическом уровне. Тем не менее отчетливо просматривается действие выгорания на характер организации межличностной мотивации, которое заключается в трансформации ее структуры в сторону дезинтеграции и нарушения гармоничных связей между ее элементами. В содержательном плане структурные изменения межличностной мотивации проявляются в преобладающей роли блока
«доминантно-формальных» отношений, сущность которого состоит в стремлении профессионалов к руководству другими людьми, контролю их поведения, в отсутствии потребности вступать в эмоционально-близкие отношения с ними. Влияние выгорания на систему межличностных потребностей более выражено, чем обратное воздействие потребностей на структуру этого синдрома.
Выявленные в исследовании закономерности подтверждают результаты ранее проведенных экспериментов [19, 20] и позволяют сделать некоторые общие выводы относительно взаимоотношений между выгоранием и мотивационной сферой личности:
1. Полученные результаты указывают на существование двусторонних отношений между выгоранием и мотивационной сферой на всех уровнях ее организации: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном. При этом можно констатировать преимущественное воздействие выгорания на все аспекты мотивационной сферы по сравнению с обратным влиянием мотивации на исследуемый феномен. Это влияние заключается в качественном и количественном изменениях на компонентном и структурном уровнях организации мотивационной сферы личности.
2. Изменения в компонентном составе на всех уровнях организации мотивационной сферы личности происходят под влиянием выгорания. Трансформация компонентов мотивационной сферы состоит в смене доминирующей мотивации в процессе профессиональной деятельности, межличностного общения и жизнедеятельности в целом,
которая характеризуется преимущественной ориентацией на внешние стимулы.
3. Воздействие выгорания на структуру мотивационной сферы личности на всех уровнях ее организации заключается в нарушении баланса структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами, что проявляется в ее дезинтеграции, изменении роли отдельных элементов, в выпадении некоторых из них из общей системы мотивации.
4. В содержательном плане трансформация компонентного и структурного состава мотивационной сферы личности на индивидуально-психологическом уровне проявляется в ориентации субъекта на результаты деятельности, в ожидании скорейшего достижения цели, в отсутствии направленности на сам процесс труда и получение удовлетворения от проделанной работы.
5. На социально-психологическом и организационном уровнях смена доминирующей мотивации характеризуется исключением гуманистического компонента из ее содержания. Изменения межличностной мотивации заключаются в преобладающей роли блока «доминантно-формальных» отношений, сущность которого состоит в стремлении профессионалов к руководству другими людьми, контролю их поведения, в отсутствии потребности вступать в эмоционально-близкие отношения.
6. Специфика влияния выгорания на организационном уровне характеризуется снижением роли ценностей духовных, а также связанных с личностным ростом и творческой активностью; в такой ситуации доминирующими становятся материальные ценности.
Литература
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,1984.
3. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психол. 1975. № 2.
4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
5. Pines A.M. Burnout : An existential perspective // Professional Burnout: Recent Developments in the Theory and Research / Eds. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek. Washington DC, 1993.
6. Salerno A.J. Work expectations and burnout in mental health professionals // Diss. Abstr. Intern. 1991. Vol. 52 (6).
7. Schwab R.L. et al. Educator burnout: Sources and consequences // Educ. Res. Quart. 1986. Vol.10 (3).
8. Yiu-kee C., Tang C. So-kum existential correlates of burnout among mental health professional in Hong Kong // J. of Mental Health Couns. 1995. Vol. 17 (2).
9. Залевский Г.В. и др. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) // Сиб. психол. журн. 2001. № 14-15.
10. Hodge G.M. et al. Work stress, destress and burnout in music and mathematics teachers // Brit. J. and Educ. Psychol. 1994. Vol. 64(1).
11. Kirk S.A., Koeske G.F. The fate of optimism: A longitudinal study of case managers' hopefulness and subsequent morale // Res. of Social Work Practice. 1995. Vol. 5.
12. Moroi K. Burnout among human service workers in special nursing homes for the elderly // Japanese J. of Experim. Social Psychol. 1999. Vol. 39 (1).
13. Pedrabissi L., Santinello M. Motivations et stress professionnel chez un echantillon d'instituteurs: comparaison de deux indicateurs de malaise professionnel // Europ. Rev. of Applied. 1991. Vol. 41 (2).
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
15. Maslach C., Pines A. Burnout: The loss of human caring // Experiencing Social Psychol. / (Eds.) A. Pines, C. Maslach. N.Y., 1979.
16. Карпов А.В. К проблеме психических процессов // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 6.
17. Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решений. Ярославль, 1999.
18. Карпов А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях // Тр. Яросл. метод. семин. (методология психологии) / Гл. ред. В.В. Новиков. Т. 1. Ярославль, 2003.
19. Зеленцова А.В., Орёл В.Е. Исследование специфики представлений о других людях в зависимости от уровня выраженности синдрома «психического выгорания» у профессионалов // Научный поиск. 2003. Вып. 4.
20. Орёл В.Е., Сенин И.Г. Взаимосвязь психического выгорания и ценностно-ориентационной сферы личности // Яросл. психол. вестн. 2004. Вып. 13.
21. Тимошина Е.В. Теоретическое обоснование и эмпирическая верификация реверсивной теории мотивации достижения: Дипл. раб. Ярославль, 1994.
22. Maslach C. et al. Maslach burnout inventory manual (Third edition). Palo Alto, California, 1996.
23. Орёл В.Е., Рукавишников А.А. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания // Общество, образование, человек.
Ярославль, 1999.
24. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Руководство. Ярославль, 1992.
Е.В. Пискунова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования в России сегодня совершенно очевидна. За последнее десятилетие в стране произошли серьезные изменения: Россия стала открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство. В таком обществе на первом месте стоит человек, обладающий гораздо большей мерой свободы и ответственности как за собственное, так и общественное благополучие. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Основным ресурсом развития становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, что, безусловно, требует достижения нового качества массового образования. При этом совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается в первую очередь процессами обновления, разворачивающимися в школе. Основным фактором развития школы сегодня являются инновационные изменения. В этих условиях, очевидно, необходим поиск иного содержания труда педагога, апробации новых средств и способов его работы, направленных на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание и результаты своего труда. Профессионально-педагогическая деятельность в современной школе характеризуется новыми чертами - участием педагогов в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, диссеминацией инновационного опыта, проектировочной деятельностью.
Позволим себе утверждать, что для обеспечения системности обновлений каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности. В этой связи можно предположить, что важнейшим и необходимым компонентом в структуре педагогической деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности, иначе говоря, взгляд на собственную мысль и действия со стороны.
В трактовке рефлексивных процессов в отечественной литературе сложились два подхода: 1) рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений объектов, и их конструирование; 2) рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексия предполагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей деятельности, возникающие при несовпадении целей и результатов пе-