Научная статья на тему 'Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в контексте интеллектуального компонента общей способности к учению'

Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в контексте интеллектуального компонента общей способности к учению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ К УЧЕНИЮ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / COGNITIVE INTEREST / GENERAL COGNITIVE ABILITY / INTELLECTUAL PROCESSES / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна

В статье представлены данные экспериментального изучения развития познавательного интереса у детей с ЗПР в рамках интеллектуальной составляющей формирующейся у них общей способности к учению. Результаты показывают, что для младших школьников с ЗПР характерны существенные особенности в формировании познавательного интереса в интеллектуальном компоненте: нейтральное эмоциональное отношение к принятию задачи, наличие отвлечений, инертность, индеферентность к результату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC DEMONSTRATION OF COGNITIVE INTEREST OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN TERMS OF INTELLECTUAL COMPONENT OF GENERAL COGNITIVE ABILITY

The article presents the data of experimental study of cognitive interest of primary school children with mental retardation within the framework of intellectual component of their general cognitive ability. The results reveal some essential peculiarities of forming the cognitive interest in the intellectual component of primary school children with mental retardation: emotionally neutral attitude to task acceptance, occurrence of distraction, passivity and indifference to results.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников с ЗПР в контексте интеллектуального компонента общей способности к учению»

ББК 74.3+88.4+88.8 YAK 376;37.01 5.3;1 59.922.7

О.В. БУЛАТОВА

O.V. BULATOVA

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБШЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ

SPECIFIC

DEMONSTRATION OF COGNITIVE INTEREST OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN TERMS OF INTELLECTUAL COMPONENT OF GENERAL COGNITIVE ABILITY

В статье представлены данные экспериментального изучения развития познавательного интереса у детей с ЗПР в рамках интеллектуальной составляющей формирующейся у них общей способности к учению. Результаты показывают, что для младших школьников с ЗПР характерны существенные особенности в формировании познавательного интереса в интеллектуальном компоненте: нейтральное эмоциональное отношение к принятию задачи, наличие отвлечений, инертность, индеферентность к результату.

The article presents the data of experimental study of cognitive interest of primary school children with mental retardation within the framework of intellectual component of their general cognitive ability. The results reveal some essential peculiarities of forming the cognitive interest in the intellectual component of primary school children with mental retardation: emotionally neutral attitude to task acceptance, occurrence of distraction, passivity and indifference to results.

Ключевые слова: познавательный интерес, общая способность к учению, интеллектуальные процессы, младшие школьники.

Key words: cognitive interest, general cognitive ability, intellectual processes, primary school children.

Актуальность разработки проблемы формирования у младших школьников с ЗПР познавательного интереса в структуре общей способности к учению диктуется потребностями практики. Во-первых, в связи с ориентацией на инклюзивное образование инвалидов в России, во-вторых, как одно из условий компенсации дефекта у детей, позволяющего реализовать каждому ученику свои возрастные возможности.

Многие исследователи в области возрастной и педагогической психологии пришли к выводу, что развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения обеспечивает осознание ценности учебной деятельности, мотивационную направленность на её осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий на её процесс и результат. Можно выделить и ряд других важнейших аспектов исследования проблемы познавательного интереса у младших школьников. Однако анализ психолого-педагогической литературы позволил удостовериться в том, что специфика проявления познавательного интереса в составе общей способности к учению у младших школьников в определённой системе ещё не стала предметом пристального внимания ученых и затронута лишь в отдельных исследованиях [1; 2; 4; 5]. Мы полагаем, что без решения этой задачи не-

возможно формирование личности, способной к постоянному самообразованию и саморазвитию, к самостоятельной деятельности на последующих этапах онтогенеза.

В нашем исследовании мы придерживаемся определения Э.А. Барановой, которая рассматривает интерес в структуре общей способности к учению как интегративное (эмоционально-интеллектуально-деятельностное) психическое образование, выражающее субъектное отношение ребёнка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности [1, с. 106].

Познавательный интерес в аспекте интеллектуального компонента общей способности к учению характеризует нацеленность ребёнка на выбор способов действий, соответственно, определяется качествами, характеризующими активность, действенность субъекта познавательной деятельности по отношению к познаваемому материалу. Этот компонент отражает специфику деятельностных характеристик ребёнка (готовность к умственному напряжению, стремление к поиску решения задачи и используемых при этом действий, стремление к самостоятельности), т. е. операционального содержания поисковых действий, ведущих его по пути решения познавательных задач к достижению соответствующего результата.

Между тем, исследования Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпи-ной, У.В. Ульенковой показывают, что у детей с задержкой развития снижена продуктивность, проявляющаяся в различных видах психической деятельности, в частности мышления. Количество испытуемых со сниженным уровнем развития познавательного интереса с возрастом увеличивается [3; 6; 7].

Мы изучили индивидуально-типические особенности познавательного интереса в аспекте интеллектуального компонента формирующейся общей способности к учению у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Экспериментальной работой было охвачено 74 младших школьника с ЗПР и 44 ученика с НУР. При организации исследования использовали методику «Выбери задачу» (Э.А. Баранова, 2006), которая была нацелена на изучение особенностей познавательного интереса в рамках актуализированных интеллектуальных процессов.

Общее распределение по уровням сформированности познавательного интереса в условиях выдвижения на первый план интеллектуальной составляющей общей способности к учению оказалось таковым (рис. 1).

□Дети с ЗПР ■Дети НУР

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности познавательного интереса в условиях актуализации интеллектуального компонента

общей способности к учению, (%)

Итак, в соответствии с критериями 1-го уровня справились 1,4% младших школьников с ЗПР, 2-й уровень показали 8,1% испытуемых, наибольший процент вобрал в себя 3-й уровень (54,1%) испытуемых, на 4-м уровне обнаружилось 36,4% детей, и 5-й уровень не проявился.

Нормально развивающиеся младшие школьники с требованиями 1-го уровня справились следующим образом: 27,2% школьников справились полностью, 2-й показали более половины детей - 59,1% испытуемых, 3-му уровню соответствовало 13,6% учащихся, 4-й и 5-й уровни не проявились.

Обратимся к характеристике психологических особенностей поведения испытуемых, проявившихся при выполнении данного задания.

1-й уровень. Для этой группы детей были характерны острая заинтересованность предстоящей деятельностью, эмоционально положительное состояние на протяжении всего хода деятельности, сосредоточенность внимания на этапе ориентировки в задаче, быстрое понимание содержания и принципов работы, соответственно, правильность выполнения пробного задания, увлечённость процессом решения и своеобразная ненасыщаемость деятельностью, целенаправленность, организованность в действиях, внутренний свёрнутый их характер, умение подчинить собственные действия достижению объективного результата, склонность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, удовлетворение, удовольствие, гордость за себя, связанные с положительными итогами работы.

Тем не менее, в границах этого уровня было выделено две подгруппы детей в соответствии с осуществлённым выбором определённого типа задачи.

В первую подгруппу вошли младшие школьники, оказавшие предпочтение задаче самостоятельного продолжения числовой цепочки - 1,4% среди младших школьников с ЗПР и 4,5% НУР (продуктивного типа).

Следует заметить, что только в этой группе отмечался специфический образ действий, не наблюдавшийся ни на одном из нижележащих уровней. Предложенное задание могло быть выполнено двумя способами. В одном случае необходимо было уловить закономерность расположения геометрических фигур, воспроизвести её, самостоятельно воссоздав фигуры, а затем вписать необходимые цифры. Другой приём предполагал автономный выбор стратегии размещения фигур, за счёт чего стоящая задача, безусловно, ещё более усложнялась, поскольку надобно было продумывать, какую из фигур (круг или треугольник) следует изобразить, и одновременно держать в памяти ключевые принципы внесения цифр. Но подобный тип действий продемонстрировали лишь отдельные дети.

Вторую подгруппу составили испытуемые, показавшие 1-й уровень из числа нормально развивающихся младших школьников (22,7%), они первоначально предпочли цикл задач репродуктивного типа, выполнив их без ошибок.

2-й уровень показал небольшой процент младших школьников с ЗПР (8,1%) и более половины нормально развивающихся младших школьников (59,1%). Дети, находящиеся на этом уровне, демонстрировали качество выполнения задания, характерное для предшествующего уровня. Детям этой категории были присущи внимательность, активность при восприятии содержания задания, быстрота и безошибочность выполнения пробной задачи, отсутствие отвлечений, словесное сопровождение совершаемых действий, рассуждения по ходу работы, радость при достижении результата и огорчение в случае неудачи. Действия большей частью были целенаправленными, но самостоятельно дети обнаруживали не все допущенные погрешности, однако для их исправления было достаточно указать на то место, где оплошность, и спросить: «Здесь все правильно?». Последующие ошибки, связанные с обнаруженной погрешностью, исправлялись самостоятельно.

3-й уровень сосредоточил в себе более половины младших школьников с ЗПР (54,1%) и небольшой процент НУР (13,6%). В целом для этой группы были характерны нейтральное эмоциональное отношение к принятию за-

дачи, наличие отвлечений, инертность, индеферентность к результату. Этих детей отличала внимательность при прослушивании инструкции, безошибочность при выполнении пробного задания. Однако задачи основного комплекса эти дети самостоятельно выполнить не могли, им требовалось повторное разъяснение принципов работы в процессе выполнения задания, так как дети нередко начинали заполнять цифрами «цепочку» шаблонно, ориентируясь на освоенную при пробном задании и схему действия. Помощь со стороны экспериментатора состояла в постоянном акцентировании внимания на правилах заполнения, указании на допущенные ошибки, детальный разбор некоторых элементов «цепочки». Однако ряд характеристик деятельности испытуемых не позволял детям самостоятельно достичь результата, среди них: частичная утрата содержания задачи, неспособность полноценно контролировать соответствие собственных действий принципам работы, выраженная зависимость детей от операционного содействия взрослого и от его оценок, высокая степень отвлекаемости (особенно в случае затруднений).

Обоснование выбора задачи определённого типа фактически отсутствовало. Свои предпочтения аргументировали школьники по-разному: младшие школьники с ЗПР связывали их с ситуацией успеха (например, Римма З.: «Она легче, я с ней справлюсь»), а дети с НУР - с личным желанием (например, Алексей И.: «Я так хочу»).

4-й уровень выявлен у одной трети общего количества младших школьников с ЗПР (36,4%), в то время как у нормально развивающихся школьников этот уровень не выявлен. Дети, показавшие этот уровень, проявили заинтересованность на начальном этапе деятельности, предложение выполнить задание порождало определённую активность со стороны ребёнка, однако уже на этапе ориентировки в содержании задания наблюдались отвлечения. Инструкцию, явленную группе целиком, эти дети не способны были принять в полном объёме, им необходимо было не только повторное инструктирование, но и детальное растолкование образа действий на пробном материале. Благодаря уточняющим вопросам, направляющим ход мысли воздействиям и прямым подсказкам, этим детям удавалось добиться положительного результата в пробном задании, но в итоге эти испытуемые заметно отставали в темпе деятельности от остальной группы школьников.

При самостоятельном осуществлении действий выяснялось, что дети подходят к выполнению задания без должного осмысления сути работы: наблюдался бездумный перенос схемы действия, усвоенной при общегрупповой пробе выбранного типа задачи, иными словами, ребёнок при автономной реализации принципов задания руководствуется выработанным стереотипом действий. Такой стиль деятельности, конечно же, не мог привести к самостоятельному достижению позитивного результата, однако даже оказываемая взрослым помощь не приводила к успеху в целом. Дети, исправляя допущенные ошибки под неустанным контролем экспериментатора, добиваясь результата на промежуточных стадиях работы, самостоятельно были неспособны завершить начатое. Ситуация усугублялась нарастанием отвлечений, существенным спадом интереса, что в конечном итоге приводило к отказу от деятельности.

5-й уровень. Этот уровень не выявлен ни у одного школьника. Анализ детских предпочтений разного типа задач (репродуктивного и продуктивного типа) показал, что большее число младших школьников с ЗПР, чем с НУР, отдаёт предпочтение продуктивному типу задач (19% против 18,2%). В то же время среди групп испытуемых к выбору такого рода задач более склонны испытуемые, имеющие значительно более низкие показатели сформирован-ности данной сферы. На наш взгляд, этот факт можно соотнести с менее развитой у этих детей способностью к осознанию и адекватному оцениванию своих реальных возможностей, в силу чего они не могут объективно определить для себя степень сложности стоящей перед ними задачи и предвосхитить вероятность достижения объективного результата.

Таким образом, вследствие неспособности должным образом организовать свою поисковую деятельность, младшие школьники с ЗПР в условиях актуализации интеллектуального компонента способности к учению демонстрируют преимущественно третий уровень, характерной особенностью которого является отсутствие инициативности и неспособности к самостоятельному поиску решения задачи, приверженность к «практическому» способу осуществления действий, инертность, наличие отвлечений, инде-ферентность к результату. Данные факты говорят о несформированности субъектности в умственной деятельности.

Литература

1. Баранова, Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Э.А. Баранова. - Н. Новгород, 2006. - 379 с.

2. Булатова, О.В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у м младших школьников с ЗПР [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / О.В. Булатова. - Н. Новгород, 2007. - 25 с.

3. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной ; науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.М. Дмитриева. - Н. Новгород, 2003. - 24 с.

5. Князева, Т.Н. Особенности формирования самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР [Текст] : дис. . канд. психол. наук / Т.Н. Князева. - Н. Новгород, 1994. - 177 с.

6. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.

7. Ульенкова, У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников [Текст] / У.В. Ульенкова // Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия : учеб. пособие для студ. фак. психологии. - СПб. : Речь, 2003. - С. 344 - 357.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.