Научная статья на тему 'Особенности проявления отрицательных эмоциональных состояний у подростков в период сдачи ЕГЭ'

Особенности проявления отрицательных эмоциональных состояний у подростков в период сдачи ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / EMOTIONAL STATES / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Едиханова Юлия Мансуровна, Уфимцева Евгения Николаевна

В статье рассмотрены проблемы нарушения эмоционального фона, причины и последствия, а так же приведен анализ эмпирического исследования по заявленной проблематике, которое было проведено на базе МКОУ «СОШ №2» и «Гимназии №9» г. Шадринска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Едиханова Юлия Мансуровна, Уфимцева Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of display of negative emotional States in adolescents in the period of exam

The article deals with the problem of violation of the emotional background, causes and consequences, as well as the analysis of the empirical research on the stated subject, which was conducted on the basis of the Municipal institution "School №2 and School №9" the city of Shadrinsk.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления отрицательных эмоциональных состояний у подростков в период сдачи ЕГЭ»

Ю. М. Едиханова, Е. Н. Уфимцева, г. Шадринск

Особенности проявления отрицательных эмоциональных состояний у

подростков в период сдачи ЕГЭ

В статье рассмотрены проблемы нарушения эмоционального фона, причины и последствия, а так же приведен анализ эмпирического исследования по заявленной проблематике, которое было проведено на базе МКОУ «СОШ№2» и «Гимназии №9» г. Шадринска.

Эмоциональные состояния, агрессия, тревожность, подростки.

Y. M. Edikhanova, E. N. Ufimtseva, Shadrinsk

Features of display of negative emotional States in adolescents in the period of

exam

The article deals with the problem of violation of the emotional background, causes and consequences, as well as the analysis of the empirical research on the stated subject, which was conducted on the basis of the Municipal institution "School №2 and School №9" the city of Shadrinsk..

Keywords: Emotional States, aggression, anxiety, adolescents.

На современном этапе развития общества, становится острой проблема увеличения количества детей с нарушениями эмоционального фона. Многие исследования (Р. Бэрон, А.И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, A.M. Прихожан, Т.Г. Румянцева, Ю.Л. Ханин и др.) свидетельствуют об увеличении от года к году детей с высоким уровнем отрицательных эмоциональных состояний (агрессия, тревожность, навязчивое чувство страха), которые затрудняют интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижают уровень умственной работоспособности, вызывают неуверенность в собственных силах и способствуют становлению отрицательного социального статуса личности.

Основной причиной проявления отрицательных эмоциональных состояний у подростков является ситуация сдачи ЕГЭ. Современная ситуация в образовании сложилась таким образом, что с начала четвёртого класса ученикам прививают мысль: "Если не сдашь ЕГЭ, то хорошего будущего тебе не видать". По сути, сдача экзамена становится смыслом жизни учащегося. Высокие психоэмоциональные нагрузки, подростковые переживания усиливают напряжение. Многие учащиеся попросту не могут показать свои истинные знания и умения в такой напряженной ситуации. Это приводит к возникновению таких состояний как: агрессия, тревожность и страхи.

Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так и отечественных исследователей. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие учёные, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и многие другие. Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост

агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе.

Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. При процедуре проведения ЕГЭ возбуждение подростков усиливается, что и способствует проявлению агрессии.[ Бандура А., Уолтерс Р., 2006]

Говоря о тревожности, следует сказать, что подростковый возраст является критическим, так как имеет большое влияние на становление личности. Именно в этот период возрастает проблема эмоциональных реакций и характерологических проявлений, влияющих на уровень тревожности. При этом центральным и наименее исследованным является вопрос о причинах возникновения тревожности, её содержания, уровня и характеристики в подростковом возрасте. Изучением проблемы тревожности занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Н. Е Аракелов, В.М. Астапов, А.М.Прихожан, В.С. Мерлин, Э. Пейдж, Н.Г. Путимцева и др.). Тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. [Прихожан А.М., 2000]

По данным Андреевой А.Д., наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако, это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения [ И.В. Дубровина, 2000]

Ещё одним важным звеном в проблеме нашего исследования являются страхи подростков. Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов: В.В.Столина, Дж. Ман, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Ю.Л. Неймер, Л.Ф. Обуховой, Ю. В. Щербатых, Д.Боулби, А. И. Захарова, А.М. Прихожан. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению страхов существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране страхи исследуются преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем. [Кузнецова, Е. Н., 2012]

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что особенности данных эмоциональных состояний у подростков, именно в период сдачи ЕГЭ, мало изучены в настоящее время. В соответствии с этим возникла необходимость нашего исследования, которая определяется противоречиями между:

- данными об ужесточении ситуации ЕГЭ и потребностью педагогики и психологии в научном обосновании её воздействия на повышение уровней отрицательных эмоциональных состояний у подростков;

- ограниченным объемом сведений об их взаимосвязи, о потенциальных возможностях проявления и последствиях у подростков особенностей чувства страха, агрессии и тревожности, возникших под воздействием ситуации ЕГЭ.

Исследование проходило на базе МКОУ «СОШ №2» г. Шадринска и «Гимназии №9» г. Шадринска. Нами было обследовано 45 подростков 9 «Б» класса МКОУ «СОШ №2» и 11 «А» класса «Гимназии №9». При проведении исследования нами решалось 5 задач:

1. Определить уровни агрессии подростков

2. Продиагностировать уровни тревожности учащихся

3. Изучить степень выраженности страхов в данной выборке

4. Выяснить существуют ли различия в проявлении отрицательных эмоциональных состояний между 9 «Б» и 11 «А» классами.

Для решения первой задачи нами были использованы методики «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки и «Тест руки» Вагнер, (Hand Test).

При анализе результатов исследования, мы выявили, что 22% из данной выборки имеют высокий уровень агрессии, т.е. подростки могут быть раздражительными и в любой момент применить агрессивные действия к окружающим. Если говорить о процентном соотношении, то 22% имеют ярко выраженное агрессивное состояние, 11% имеют средний уровень агрессии и 67% показали низкий уровень агрессии. Эти данные могут свидетельствовать о том, что у подростков 9 «Б» и 11 «А» действительно существует отрицательный эмоциональный фон, который так или иначе связан с процедурой сдачи ЕГЭ.

Для решения следующей задачи нашего исследования мы применяли методики «Опросник (тест) школьной тревожности» Филлипса, «Тест-опросник тревожности» Спилбергера-Ханина. При анализе результатов мы выяснили, что 13 человек имеют повышенный уровень тревожности и 3 человека высокий. Таким образом, 67% подростков имеют неблагоприятный психический фон, который не позволяет учащемуся достич высокого результата. Тревожность вызывает негативное отношение к ситуации проверки (особенно

— публичной) знаний, достижений и возможностей. Также, снижается приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, что становится причиной неадекватного, возможно деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

При изучении выраженности страхов у подростков применялась методика Опросник «Виды страха» И. П. Шкуратовой. После обработки результатов, мы можем сделать вывод о том, что испытуемым в большей степени присущи социальные и учебный страхи. Подростки боятся быть не такими как все, им важно, чтобы окружающие принимали и признавали их. В данном возрасте, ведущей деятельностью является общение со сверстниками, поэтому учащиеся боятся предательства со стороны своих друзей. Это так же может быть связано с частой критикой со стороны близких людей. Несмотря на это, преобладают и учебные страхи, которые в большей степени интересовали нас. В данном случае, подростки больше всего боятся получить плохую оценку, это как раз и может свидетельствовать возникновению отрицательных эмоциональных состояний при процедуре проведения ЕГЭ.

Ещё одной нашей задачей было выяснить существуют ли различия в проявлении отрицательных эмоциональных состояний между 9 «Б» и 11 «А» классами. Для решения

данной задачи, мы воспользовались методом математической статистики (критерием Розенбаума). Показатели по всем трём отрицательным эмоциональным состояниям оказались в зоне незначимости. Здесь можно говорить о том, что неважно в какой раз учащийся проходит через процедуру сдачи ЕГЭ и какие знания у него присутствуют в данный момент, отрицательный эмоциональный фон присущ всем подросткам.

Полученные данные, могут использоваться в работе с подростками для устранения отрицательных эмоциональных состояний в период сдачи ЕГЭ. Результатами исследования могут воспользоваться как педагоги-психологи для работы в образовательном учреждении, так и родители для профилактики агрессии, тревожности и страхов в домашних условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюнина, Г. П. Школьный стресс / Г. П. Артюнина // Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Г. П. Артюнина. - М., 2009. - С. 410-417.

2. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2006.

3. Потапова, Л. А. ЕГЭ и тревожность выпускников школы / Л. А. Потапова // Образование в современной школе. - 2005. - № 7. - С. 47-52.

4. Шкуратова, И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью нейротизмом и агрессивностью / И.П. Шкуратова, В.В. Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. -Ростов Н/Д : Фолиант, 2004. - С. 283-299.

УДК 159.9.07

Ю.М. Едиханова, Е.В. Шарыпова, г. Шадринск

Взаимосвязь отношения к сверстникам и уровня страхов в дошкольном

возрасте

В статье раскрывается понятие феноменов «отношение к сверстнику» и «страхи», дается анализ взаимосвязи этих феноменов в дошкольном возрасте.

Отношение к сверстнику, страхи, дошкольный возраст, взаимосвязь.

Y. M. Edikhanova, E. V. Sharypovа, Shadrinsk

The correlation between attitudes to peers and level of fears in the preschool

years

The article reveals the close notion of the phenomena of "attitude towards peers" and "fears", given the analysis of the relationship of these phenomena in preschool age.

Keywords: Attitude to peers, fears, preschool age, relationship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.