Научная статья на тему 'Особенности проявления мирового продовольственного кризиса в России'

Особенности проявления мирового продовольственного кризиса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милосердов В. В.

Предметом особого внимания каждого суверенного государства, стремящегося сохранить свою независимость и обеспечить благосостояние своего населения является продовольственная проблема. В статье проанализированы особенности проявления мирового продовольственного кризиса в России, установлены основные общемировые причины его появления, предложен ряд срочных и реальных мер по ускоренному развитию отраслей АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления мирового продовольственного кризиса в России»

УДК 65.26 + 65.5 : 65.9 (2)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА В РОССИИ

В. В. Милосердое, академик РАСХН

Предметом особого внимания каждого суверенного государства, стремящегося сохранить свою независимость и обеспечить благосостояние своего населения, является продовольственная проблема. Ее значимость во многом определяется тем, что именно достаточ ое продовольстве ое обеспече ие составляет первейшую потребность человека и одновременно является одной из гарантий реального права на жизнь, закрепленных в конституциях многих стран.

В последние годы в мире продовольственная проблема резко обострилась. Т ак, за последние три года це ы а ос ов ые продукты пита ия увеличились а 80%. Например, только за март-апрель 2008 г. зерно подорожало на 84%, а рис - на 52%. Именно в связи с этим на продовольственные рынки мира появились признаки всеобщей паники.

Повышение цен угрожает голодом населению многих стран. И если раньше причиной дефицита продовольствия были засуха или другие объективные факторы, то теперь - это высокий урове ь це а продукты питания. В первую очередь ценовая естабиль ость отражается а бед ых стра ах, где ехватка продовольствия и ухудшающиеся условия жизни могут стать причиной новых конфликтов. Уже сейчас голод ые бу ты ста овятся все более распростра е ым явле ием, которые прокатились по Индонезии, Йемену, Боливии, Гаити, Сенегалу, Мозамбику, Афганистану.

Нельзя не отметить и тот факт, что некоторые производители продовольствия вводят ограничения на его вывоз. К примеру, в России действуют запретитель ые экспорт ые пошли ы а пше ицу и ячме ь.

ООН уже признала грозящий миру голод невиданной проблемой. Эксперты этой международной орга изации увере ы, что это лишь первые приз аки надвигающего всемирного голода. Они предупреждают

о том, что из-за повыше ия це а продукты пита ия мир движется к длительному периоду конфликтов.

Эти процессы е могут е затрагивать м огие, даже самые богатые страны. В США, например, круп ые торговые це тры в середи е мая 2008 г. ввели ограничения на продажу риса в одни руки. Аналогичные огра иче ия продаж продуктов пита ия введе ы и в ряде других стра .

Глава МВФ Доминик Стросс-Канн отмечает, что необходимо принять своевременные меры, чтобы сдерживать инфляцию и предупредить крупные конфликты, а президент Всемирного банка Роберт Зеллик подчеркивает, что проблема снижения уровня жизни может коснуться не только нынешнего, но и будущих поколений. Это и понятно, поскольку здоровье и продолжительность жизни людей напрямую связаны с количеством и качеством потребляемых продуктов питания. Отклонение от нормального питания ведет к аруше ию фу кций орга изма, серьез ым образом сказывается а здоровье и продолжитель ость жиз и арода, ге офо де ации.

Генеральный секретарь ООН Ги Мун, выступая в Берне, заявил о необходимости принятия срочных совмест ых мер, для обсужде ия мирового продовольстве ого кризиса. Эта тема была од ой из главных, на саммите «Большой восьмерки» в Японии.

На уров е ООН и парламе тов м огих стра , в условиях адвигающегося кризиса при имаются меры по его смягчению. Экспертами ООН, в частности, подготовле список беспрецеде т ых мер, аправле ых а оказа ие помощи бед ым стра ам, еспособ ым обеспечить свое аселе ие продуктами пита ия. В процессе проведе ых ко сультаций между структур ыми подразделе иями ООН и между арод ыми фи а совыми орга изациями была созда а специаль ая рабочая группа для реше ия проблем выхода из кризиса и оказа ия помощи голодающим. В создаваемый антикризисный центр, который возглавит Ги Му , войдут руководители ос ов ых подразделе ий ООН, а также директор Всемир ого ба ка.

В свою очередь в отдель ых стра ах парламе ты проводят слушания по наиболее острым вопросам этой проблемы, мобилизуют научные и экспертные силы и фи а совые ресурсы. В част ости, в Никарагуа в апреле 2008 г. состоялось чрезвычайное заседание министров сельского хозяйства стран Центральной Америки и Карибского бассей а, а котором отмечалось, что больши ство государств регио а е могут обеспечить себя продуктами пита ия. Было при ято реше ие объединить совместные усилия для решения проблемы -в частности, странами региона выделено 700 млн. долл.

на реализацию программы по увеличению производства зерновых.

Все это свидетельствует о чрезвычайной важности проблемы нарастающего голода в мире. Дипломаты ООН предупреждают, что если Запад не примет срочных мер, очаги напряженности будут разрастаться и создадут угрозу демократии и стабиль ости во всем мире.

К основным общемировым причинам продовольственного кризиса следует отнести:

• изменения погодных условий в результате глобального потепления климата и кризисное состояние водных ресурсов;

• быстрый рост населения планеты и возросший спрос на продукты питания в Китае и Индии;

• резкое удорожа ие э ергоресурсов, влияющее

а увеличе ие себестоимости производства

продовольствия;

• возросший и терес потребителей к производству альтер атив ого углеводород ого топлива, сырье для которого являются рожь, сахар, кукуруза, пальмовое масло и др.;

• обесце е ие всех видов де ег и де еж ых

активов в мире.

В России к этим причинам следует также отнести:

• медле ый темп роста собстве ого производства продуктов питания. Лишь немногим более половины общего объема занимает Агропром на рынке продовольственных товаров. Запредельных объемов достигла интервенция продовольствия. Россия давно переступила порог продовольстве ой безопас ости и в

астоящее время аходится в большой зависимости от запад ых товаропроизводителей.

• из-за диктата перекупщиков, российский

товаропроизводитель часто вынужден продавать свою продукцию по от оситель о изким це ам, в то время как потребитель покупает ее по доволь о высоким ценам. К сожалению, принятые решения о наведении порядка а ры ках, так и е были реализова ы до ко ца. В результате, как и прежде сельских

товаропроизводителей е пускают а ры ок, и о и вы ужде ы отдавать свою продукцию перекупщику за бесценок. В такой ситуации цены формируются далеко

е а условиях свобод ого ры ка.

• торговые наценки в России на продукты питания составляют 25-30 и даже 40%. Ни в одной стране мире такого нет. Например, в Канаде, Китае, Белоруссии, Казахстане - предельная наценка составляет 12%, а на социально значимые продукты -8%. Такой она в свое время была в СССР.

• в росте це в осят свою долю и э ергетики, ефтя ики, агрохимики и желез одорож ики. Доставка

1 т зерна, к примеру, из Сибири в европейскую часть страны обходится в 1500 руб.

• в начале 90-х годов XX века западные страны имели 20-летние запасы продовольствия, на хранение которых только Германия расходовала около 12 млрд. марок. Системный кризис в России значительно помог Западу освободиться от залежалой, зачастую непригодной для собственного потребления продукции. Эта продукция продавалась нам по заниженным ценам. Отдельные политики при этом надеялись, что поставки дешевой западной продукции - это всерьез и надолго. И это, дескать, ам ого выгод ее, чем производить по

высокой себестоимости свою сельскохозяйстве ую продукцию.

Сегодня, уже Европа не может позволить себе продавать нам продукцию по демпинговым ценам. Тем более что под давле ием развивающихся стра , входящих в ВТО, Запад вынужден постепенно снижать объемы государстве ой поддержки, что ведет к росту себестоимости производимой сельской продукции, а соответстве о и росту це .

Некоторые политики не могут понять, почему, апример, сельскохозяйстве ые товаропроизводители продают сырое молоко по изким це ам, а роз ич ая его цена растет. Причина, здесь в том, что цены на нашем рынке во многом зависят от цен на импортируемую продукцию. При этом чем больше ее будет а российском ры ке, тем слож ее сдерживать це ы.

Страны-экспортеры, экспортируя к нам свою залежалую продукцию, од овреме о серьез о подорвали наше сельское хозяйство. За 1990-2006 гг. посевная площадь в стране сократилась на 41 млн. га, поголовье крупного рогатого скота - на 36,7 млн. голов, в т.ч. коров - на 11,2 млн. голов, свиней - на 18,1 млн. В 2006 году производилась лишь три четверти сельскохозяйственной продукции от уровня 1990 года, в том числе: 69,4 % зерна, 50,7% мяса и 59% молока. Существенное сокращение производства собственного продовольствия привело к тому, что и терве ция импорта в ашу стра у достигла запредель ых объемов и приблизилась к 28 млрд. долл., а с учетом еса кцио ирова ого ввоза - пример о 33 млрд. долл.

На душу населения сейчас в России производится 39 кг мяса и 221 кг молока, при физиологически обос ова ой орме потребле ия - 81 кг мяса и 392 кг молока. И это все при сегодняшнем изобилие прилавков. Однако такое изобилие не связано с работой нашего АПК. Причины - в недоступности цен для многих россиян и высокая доля импорта. Рост импорта продовольствия в 10 раз обго яет рост собстве ого производства. В соответствии с трехлетней программой импорт продовольствия и дальше будет расти по 30% в год. Все это приводит к тому, что страна находится в большой зависимости от запад ых

товаропроизводителей, но как говорят: «с чужого стола не прокормишься».

Для развитых стра , проблема

продовольстве ой езависимости является од ой из приоритет ых це остей и целей государстве ой политики. Связано это с тем, что в силу специфических условий производства сельское хозяйство е может конкурировать с другими отраслями. Д. Гликман, министр сельского хозяйства США заявил по этому поводу так: «Для меня совершенно очевидно, что фермеры е смогут выжить без государстве ой поддержки. В 2000 г. в США вместо планируемого с иже ия государстве ой поддержки произошло ее увеличение на 26 млрд. долл. Такая помощь была бы скорее лата ием дыр, ежели астоящим реше ием проблемы. Мы просто наложили очень дорогой жгут, тогда как ситуация требовала фактически перелива ия крови».

Одной из важнейших функций государства и запад это прекрас о по имает, является поддержка сельского хозяйства и обеспече ие социаль ой стабиль ости общества, поскольку социаль ые

потрясе ия чреваты куда более з ачитель ыми издержками, чем затраты а их предотвраще ие. Особую заинтересованность в делах аграрного сектора, проявляют, например, Правительство и Конгресс США, которые периодически при имают зако ы о сельском хозяйстве - в 1985 г. при ят зако о продовольстве ой безопас ости.

Продовольственная безопасность как угроза - не так остро воспринимается в нашей стране, к сожалению. Даже, несмотря на принятие некоторых мер по развитию сельского хозяйства, импорт продовольствия растет ускоренными темпами. К примеру, только в первом квартале 2008 г. импорт свинины вырос на 38%, а сухого молока - вдвое.

В то же время следует отметить, что в последние годы в России удалось приостановить спад агропромышленного производства, благодаря принятию ряда мер, обеспечивающих екоторое улучше ие положения дел в отрасли: закон «О развитии сельского хозяйства», «Г осударственная программа развития

сельского хозяйства на 2008-2012 годы», реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Для обеспече ия ашей продовольстве ой безопас ости еобходимо сделать долгосроч ые выводы и принять ряд срочных и реальных мер по ускоренному развитию отраслей АПК:

1. Принять новый закон «О развитии сельского хозяйства», который долже быть прямого действия, как и в других странах. В нем следует предусмотреть списа ие всех долгов с крестья , образовавшиеся в з ачитель ой мере из-за еразум ой аграр ой политики государства и которые в настоящее время сковывают как кандалы работу отрасли. Не раз Госдума принимала поправки к закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйстве ых товаропроизводителей», якобы с целью упроще ия процедуры вхожде ия в программу фи а сового оздоровле ия, од ако после такого «упроще ия» долги продолжали расти как с еж ый ком. Если в 2000 г. они составляли 183,7 млрд. руб., в 2005 г. - 438,2 млрд. руб., то уже в 2007 г. - 745 млрд. руб. Выбыли из программы финансового оздоровления и потеряли право а реструктуризацию 4800 сельскохозяйстве ых предприятий, а более 9 тысяч -не могут принять в ней участие из-за неприемлемых условий. Еще в 2005 г. были подготовлены поправки в базовый закон, законопроект слушался в первом чтении, од ако впоследствии уто ул в дискуссиях. Законотворческий процесс ускорился лишь тогда, когда разразился продовольственный кризис: в конце апреля -начале мая 2008 г. документ принят Федеральным собранием и подписан Президентом.

Очень важно предусмотреть в законе:

■ паритет цен на сельскохозяйственную и промышле ую продукцию;

■ субсидирование на 30-50% стоимости сельскохозяйстве ой тех ики и ми ераль ых удобре ий;

■ проведе ие за счет государства работ по мелиорации земель;

■ сохра е ие стимулирующий алоговый режим в отрасли, льготную ставку налога в 10% на продовольстве ые товары;

■ бесплатное образование для сельских жителей в вузах с распределе ием потом выпуск иков а работу; обеспече ие молодых специалистов жильем, улучше ие

быта крестьян, медицинского обслуживания, средства связи, ускоре ие строительства дорог;

■ приоста овку ба кротства эффектив о работающих хозяйств;

■ возвраще ие земли крестья ам, отобра ую у их езако ым путем;

■ проведе ие эффектив ой тариф о-таможе ой политики с целью резкого сокраще ия импорта продовольствия (те де ция к росту которого сохра яется, а по мяс ой продукции даже увеличивается, есмотря а положитель ые результаты реализации приоритет ого ацио аль ого проекта).

2. Принять действенную продовольственную программу, поскольку в ы еш ей программе по существу и од а позиция е обос ова а, е обеспече а ресурсами и в ей е предусматривается развитие конкретных регионов страны. Сельская экономика регио ов сегод я, как и урове ь жиз и сельских жителей, колеблется в разы. Однако, вместо того, чтобы

ивелировать это различие, зачастую и вестиций направляются туда, где они дают большую отдачу, что приведет к увеличе ию диффере циации.

Федеральная Программа развития сельского хозяйства без ко кретизации к мест ым условиям и особенностям - «Средняя по больнице температура». О том, что отдель ые ее позиции уже устарели, свидетельствуют амере ия правительства о допол итель ом выделе ии десятки миллиардов рублей на поддержку сельского хозяйства: на закупку сильно подорожавших удобрений - 8 млрд. руб.; по 5 млрд. руб.

а компе сацию роста це а корма в птицеводстве и свиноводстве; по 30 млрд. руб. получит ОАО «Россельхозбанк» на долгосрочное кредитование крестья и а проведе ие закупоч ых и терве ций (правда, следует отметить, что имеющиеся деньги банк использует е а кредитова ие сельского хозяйства, а вкладывает в америка ские це ые бумаги, либо кредитует другие отрасли арод ого хозяйства). Эти заявле ия еобходимо оформить в докуме т, в программу. Кроме того, в обновленной программе еобходимо также предусмотреть введе ие режима справедливой ко куре ции, который может

формировать тарифно-таможенная политика.

3. Ускорить принятие закона о

продовольстве ой безопас ости, о котором уже м ого лет говорится. Продовольственная безопасность - это ведь е только возмож ость стра ы обходится без импорт ого продовольствия, о и что особе о важ о -способ ость государства гара тировать каждому гражданину физическую и экономическую доступность качественного продовольствия. Мерилом

продовольственной безопасности является доля импорта во в утре ем потребле ии, верх ий предел которого не должен превышать 25%. К сожалению, Россия давно переступила этот порог.

4. Уделять особое внимание социальным проблемам села, с тем, чтобы обеспечить, в первую очередь, крестья работой и тем самым оста овить отток их из села. Прирост населения в дореформенный период в дерев ях был а 40% выше, чем в городе. Сегодня ситуация в корне изменилась и вызывает особую тревогу: уникальный генофонд народонаселения

е только е воспроизводится, о и катастрофически сокращается. Расширяются незаселенные пространства, которые занимают огромные территории. В 33 тыс.

населенных пунктах проживает в среднем 1,76 человек, в 14 тыс. - 7,8 человек. В 2002 г. в более чем 47 тыс. деревень проживало в среднем 3,6 человека. Быстро увеличиваются число дереве ь-призраков. За 19892002 гг. более чем а 16 тыс. (почти вдвое) возросло число сельских аселе ых пу ктов с числом жителей до 6 человек.

Здесь вывод более чем очевиде - ам еобходимо за ово осваивать и заселять эти земли. Развивать экономику этих регионов необходимо не только посредством добычи природ ых ресурсов, о и особе о важ о при этом - путем и овацио ого развития сельского хозяйства. Как известно, важнейшей особе остью сельскохозяйстве ого производства является простра стве ость и потреб ость в значительных земельных площадях. В эти регионы следует вдохнуть новую жизнь, а для этого необходима серьез ая правительстве ая поддержка по изме е ию сырьевой специализации, реструктуризации и диверсификации промышле ости за счет и те сив ого развития высокотех ологич ых и экологически безопасных производств, а также сельского хозяйства. Без будущего Сибири - нет будущего России.

Негативные тенденции развития

демографической обста овки вызва ы повыше ым оттоком населения из села прежде всего трудоактивных и перспектив ых возрастов, в больши стве - это люди с высокой общеобразователь ой и специаль ой подготовкой, со сред им стажем работы в сельском хозяйстве более четырех лет. На 70-80% состав сельских мигрантов представлен людьми в возрасте 16-40 лет. В результате этого процесса доля детей и подростков а селе сокращается, а лиц за пределами трудоспособ ого возраста увеличивается. Из сельского хозяйства выбывает аиболее квалифицирова ые меха изаторы, в результате чего ухудшается качестве ый состав механизаторских кадров. Основными причинами оттока работников из села являются: низкий уровень

меха изации тех ологических процессов, тяжелые условия труда, ненормированный рабочий день, крайне изкий урове ь заработ ой платы и других видов материаль ого и мораль ого поощре ия, ерегуляр ое предоставле ие выход ых, еудовлетворе ость жилищ ыми условиями, торговым, тра спорт ым и культур о-бытовым обслужива ием.

Продолжает оставаться острой проблемой деревни бездорожье, Более двух третей сел и деревень не имеют транспортных связей. Сфера услуг остается на низком уровне. Объем товарооборота, бытового обслужива ия и обществе ого пита ия а душу аселе ия составляет 30% от городского уров я. Развиваются слабо подсобные предприятия и промыслы, производстве о-социаль ая кооперация с

промышле остью и городами, а это е способствует расшире ию сфер приложе ия труда, обеспече ию круглогодовой за ятости аселе ия, укрепле ию эко омики хозяйств.

В этих условиях необходима система мероприятий, позволяющая сдерживать отток рабочей силы из села, повысить эффектив ость использова ия имеющегося трудового поте циала и проводить при этом трудосберегающую политику в сельском хозяйстве. Это требует ускоре ие работ по созда ию а селе рав ых с городом производстве ых, жилищ ых и культур о-бытовых условий, строительству дорог,

магазинов, школ, детских садов. Осуществление всех этих мероприятий должно взять на себя государство.

5. Развитие местного самоуправления. Институт мест ого самоуправле ия сегод я развит еще достаточ о слабо. Демократизация государстве ого управле ия является ос овой развития мест ого самоуправления. Во многих странах проблема устойчивого развития сельских территорий является приоритет ым аправле ием социаль о-эко омической политики. По данным профильного комитета Совета Федерации РФ и экспертов Счетной палаты в 2006 г. в России лишь 2% муниципальных образований были от оситель о фи а сово самостоятель ыми.

В настоящее время сельское хозяйство России переживает оди из самых труд ых периодов своей истории. Без существенной помощи государства возрожде ие сельского хозяйства сегод я ста овится все менее возможным. В аналогичном положении находилось фермерство США в годы «Великой депрессии»: почти половина фермеров оказались

долж иками; фермы отдавались кредиторам; ачались фермерские волнения. В свое время новый Президент США Ф.Д. Рузвельт в этой ситуации ввел мораторий на всю фермерскую задолже ость, есмотря а мощ ое сопротивле ие сторо иков свобод ого ры ка, а Конгресс утвердил аграрную программу и принял закон о рефи а сирова ие фермерской задолже ости. Благодаря этим мерам сельское хозяйство постепенно преобразилось и стало од им из самых высокоэффективных в мире.

Правительство США и сейчас вмешивается во все сферы аграр ой политики и эко омики, а государстве ая поддержка фермерскому хозяйству ежегодно составляет примерно 100 млрд. долл. То же самое делают и страны ЕС, в которых доля государстве ых вложе ий в совокуп ый валовой продукт сельского хозяйства достигает 45%.

В нашей же ситуации также пришло время списа ия долгов сельскохозяйстве ым предприятиям, при ятия реаль ых мер по устра е ию

еэквивале т ого обме а между селом и городом,

увеличе ия целевой государстве ой поддержки сельского хозяйства. Это эпохаль ое реше ие обеспечивало бы эффектив ое развитие сельского хозяйства а и овацио ой ос ове и тем самым существе ым образом способствовало бы повыше ию качества жизни сельского населения. В свою очередь развитие сельского хозяйства создало бы допол итель о миллио ы рабочих мест и в других отраслях арод ого

хозяйства. Наша страна в этом случае смогла бы

увере о двигаться по пути обрете ия продовольстве ой езависимости, обеспечивать свое аселе ие высококачестве ыми продуктами

собстве ого производства, а каз у попол ять алогами и сборами.

Изложенное свидетельствует о том, что мировой продовольстве ый кризис может силь о ударить по России. И надеяться на то, что он нас обойдет стороной и нам удастся его переждать где-то в тихой гавани - не придется. Нужна решительная программа действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.