Научная статья на тему 'Особенности проявления локуса контроля личности табакокурящих студентов'

Особенности проявления локуса контроля личности табакокурящих студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ТАБАКОКУРЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА / ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС / ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / LOCUS OF CONTROL / SMOKING / TOBACCO CONSUMPTION / EXTERNAL LOCUS / INTERNAL LOCUS / SMOKING PREVENTION / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамина Вероника Павловна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме табакокурения в молодежной среде. В последнее время наблюдается возрастание числа молодых людей, употребляющих табак. Рассматриваются психологические механизмы и характеристики личности, способствующие распространению табакокурения. Автор анализирует особенности проявления локуса контроля личности студентов, употребляющих табак. В исследовании приняли участие 142 студента второго курса факультета «лечебное дело» медицинского университета, которые были разделены на две группы: употребляющие табак и не употребляющие его. Осуществлены оценка показателей локуса контроля и их сравнение в данных группах. Выявлена тенденция к различию в уровнях локуса контроля и его показателях у табакокурящих респондентов и студентов, не употребляющих табак. Обсуждение результатов позволило выявить значимые направления профилактики табакокурения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation Feature of Locus of Control of Smoking Students’ Personality

This paper discusses the current problem of smoking in the youth environment. Recently there has been an increase in the number of young people who use tobacco. The psychological mechanisms and personality traits that contribute to the spread of smoking are considered in the study. The author analyses manifestation features of locus of control of students who smoke cigarettes. There were 142 second-year students of the general medicine department of the medical university, who took part in the research and were divided into two groups: those who consume and do not consume tobacco. The analysis of indicators of the locus of control and their comparison in these groups have been conducted. The tendency in distinguishing the level of locus of control and its indicators of smoking students and non-smoking ones was revealed. The discussion of the study results has allowed to identify significant areas of tobacco prevention.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления локуса контроля личности табакокурящих студентов»

УДК 159.923:613.84-057.875

Мамина Вероника Павловна

ассистент кафедры психологии и педагогики, Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОКУРЯЩИХ СТУДЕНТОВ

Mamina Veronika Pavlovna

Assistant Professor, Psychology and Pedagogy Department, Astrakhan State Medical University

MANIFESTATION FEATURE OF LOCUS OF CONTROL OF SMOKING STUDENTS' PERSONALITY

Аннотация:

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме табакокурения в молодежной среде. В последнее время наблюдается возрастание числа молодых людей, употребляющих табак. Рассматриваются психологические механизмы и характеристики личности, способствующие распространению табакокурения. Автор анализирует особенности проявления локуса контроля личности студентов, употребляющих табак. В исследовании приняли участие 142 студента второго курса факультета «лечебное дело» медицинского университета, которые были разделены на две группы: употребляющие табак и не употребляющие его. Осуществлены оценка показателей локуса контроля и их сравнение в данных группах. Выявлена тенденция к различию в уровнях локуса контроля и его показателях у табакокурящих респондентов и студентов, не употребляющих табак. Обсуждение результатов позволило выявить значимые направления профилактики табакокурения.

Ключевые слова:

локус контроля, табакокурение, потребление табака, экстернальный локус, интернальный локус, профилактика табакокурения, студенты медицинского вуза.

Summary:

This paper discusses the current problem of smoking in the youth environment. Recently there has been an increase in the number of young people who use tobacco. The psychological mechanisms and personality traits that contribute to the spread of smoking are considered in the study. The author analyses manifestation features of locus of control of students who smoke cigarettes. There were 142 second-year students of the general medicine department of the medical university, who took part in the research and were divided into two groups: those who consume and do not consume tobacco. The analysis of indicators of the locus of control and their comparison in these groups have been conducted. The tendency in distinguishing the level of locus of control and its indicators of smoking students and non-smoking ones was revealed. The discussion of the study results has allowed to identify significant areas of tobacco prevention.

Keywords:

locus of control, smoking, tobacco consumption, external locus, internal locus, smoking prevention, medical students.

Табакокурение - острая проблема современного общества. По данным ВОЗ, курильщиком является каждый третий взрослый европеец. Кроме того, возрастает частота употребления табака среди женщин. Борьба против табака и за снижение его распространенности выступает одной из глобальных целей, утвержденных Всемирной ассамблеей здравоохранения для достижения к 2025 г. Табакокурение - одна из наиболее частых причин смертности. Среди подростков также повышается уровень табакокурения, в некоторых регионах достигая величин, регистрируемых для взрослого населения. Подростковый и юношеский возраст служит критическим периодом риска для начала употребления табака [1].

Несмотря на это, большинство курящих людей недооценивают вред, наносимый здоровью при употреблении табака. Курение играет значительную роль в развитии психосоматических заболеваний. Молодые люди, употребляющие табак, более подвержены дезадаптации в условиях стресса, их нервно-психическая неустойчивость выражена отчетливей [2]. Глубокое исследование психологической стороны проблемы позволит существенно повлиять на профилактику табакокурения и терапию табачной зависимости. Среди психологических факторов, способствующих употреблению табака, можно выделить низкую эмоциональную устойчивость, повышенную тревожность, проблемы социальной адаптации, внешний локус контроля и т. д. [3].

Локус контроля рассматривается как качество человека, выражающееся в склонности личности возлагать ответственность за последствия собственных действий на себя или окружающие силы. Согласно результатам исследования Б. Стрикленда, лица, имеющие внутренний локус контроля, в большей степени ориентированы на сохранение собственного здоровья по сравнению с людьми, имеющими внешний локус контроля: они проходят медицинские обследования, отказываются от курения, начинают заниматься физической культурой и спортом [4]. Результаты работ

последних лет по рассматриваемой проблеме подтверждают тесную связь между локусом контроля и употреблением алкоголя и табака в подростковом возрасте и в дальнейшем [5]. Следует отметить, что необходимо более глубокое изучение локуса контроля и его особенностей у таба-кокурящих студентов, поскольку принятие ответственности за собственные действия может существенно способствовать профилактике табакокурения через активацию внутренних резервов личности для отказа от курения.

Цель работы состоит в определении особенностей локуса контроля и его показателей у студентов, употребляющих табак. В исследовании приняли добровольное участие 142 студента второго курса лечебного факультета Астраханского государственного медицинского университета (из них 83 юноши и 59 девушек). На основании обследования испытуемые были разделены на две группы в зависимости от отношения к курению: I - студенты, употребляющие табак; II - не употребляющие табак (61 и 81 человек соответственно). Средний возраст респондентов составил 19,0 ± 1,3 года. Мы использовали методики «Локус контроля» Дж. Роттера для определения преобладающего локуса и «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынки-ной, Л.М. Эткинда для оценки уровня субъективного контроля над жизненными ситуациями. Тендерный аспект не учитывался. Для оценки достоверности различий применяли непараметрический критерий Манна - Уитни.

В результате статистического анализа полученных данных определены средние показатели локуса контроля (по методике Дж. Роттера) по группам (таблица 1). Средние значения позволяют видеть, что в I группе большинство студентов имеют внешний (экстернальный) локус контроля. Значит, им свойственны следующие характеристики: внешне направленное защитное поведение с демонстрацией способностей в случаях успеха; слабая мотивация, склонность к конформизму; убеждение в том, что неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей, неблагоприятным стечением обстоятельств. Эти респонденты нуждаются в одобрении и поддержке, но не привыкли проявлять благодарность за них; у них отмечается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением; они имеют представление о себе как о слабой, нерешительной и зависимой личности.

Таблица 1 - Средние значения локуса контроля в I и II группах (методика Дж. Роттера) [6]

Локус контроля I группа (студенты, употребляющие табак) II группа (студенты, не употребляющие табак)

Внешний 18,51 10,13

Внутренний 9,60 10,38

При этом студенты, употребляющие табак, считают, что состояние их здоровья в большей степени обусловлено внешними факторами, нежели собственными действиями, потому они не могут беспристрастно оценить риски, к которым приводит табакокурение. Более того, они в основном полагают, что болезнь и здоровье являются результатом случая.

Во II группе, напротив, преобладают студенты с внутренним (интернальным) локусом контроля (см. таблицу 1). Им присущи следующие особенности: уверенность в обоснованности и закономерности собственных успехов или неудач, зависящих от способностей, навыков, решительности и других характеристик самого индивида; большая когнитивная активность, расширяющая временные перспективы, затрагивающая и связывающая события прошлого и будущего, ориентирующая поведение человека на достижение успеха через постепенное развитие навыков и умений; усложнение задач и целей; способность откладывать удовлетворение для получения большего вознаграждения; энергичность, стремление к власти и контролю; эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу; представление о себе как о независимой смелой личности. Успешность осуществленных действий при ин-тернальном локусе контроля объясняется тем, считает ли человек себя достаточно компетентным для разрешения проблемной ситуации, предвидения и нивелирования возможных рисков, в том числе в сфере здоровья.

Применение непараметрического критерия Манна - Уитни не выявило достоверных различий между группами, мы можем говорить лишь о тенденции к различию (р > 0,05).

Использование методики «Уровень субъективного контроля» показало следующие результаты (таблица 2). В I группе наблюдаются невысокие значения шкал «интернальность в области неудач» и «интернальность в области производственных отношений», что соответствует низкому уровню субъективного контроля. Подобные величины показателя «интернальность в области неудач» свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за события другим людям или считать их результатом невезения. Низкий уровень интернальности в сфере производственных отношений указывает на то, что индивид, как правило, придает большее значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам, удаче.

Таблица 2 - Средние значения показателей локуса контроля в I и II группах (методика УСК

Показатель (шкала) УСК I группа II группа

Общая интернальность 5,10 4,93

Интернальность в области достижений 6,47 6,00

Интернальность в области неудач 5,00 3,97

Интернальность в семейных отношениях 5,97 5,40

Интернальность в области производственных отношений 4,13 3,70

Интернальность в области межличностных отношений 6,07 6,47

Интернальность в отношении здоровья и болезни 5,10 4,87

Во II группе наблюдаются низкие результаты по следующим шкалам: «общая интернальность», «интернальность в области неудач», «интернальность в семейных отношениях», «интернальность в области производственных отношений», «интернальность в отношении здоровья и болезни». Небольшая величина показателя «общая интернальность» соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что случившееся является результатом стечения обстоятельств или поступков других. Низкий уровень интернальности в сфере неудач свидетельствует о том, что индивид склонен «приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения» [7]. Небольшие величины шкалы «интернальность в семейных отношениях» указывают на то, что субъект видит не себя причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье, а своих партнеров. Низкая степень интернальности в области производственных отношений говорит о том, что человек предрасположен наделять внешние обстоятельства - руководство, товарищей по работе, везение/невезение - большей значимостью. Индивид с низким показателем «интернальность в отношении здоровья и болезни» рассматривает собственное состояние как результат случая и надеется на то, что выздоровление обеспечат действия других людей, прежде всего врачей.

Как видно, у курящих студентов преобладают внешний локус контроля, а также низкие значения интернальности в сферах производственных отношений и неудач по сравнению с другими показателями. При этом у респондентов, не употребляющих табак, преобладает внутренний локус контроля, хотя значения интернальности в целом ниже, чем у курящих обучающихся. Применение критерия Манна - Уитни не выявило достоверных различий, значит, различие существует только на уровне тенденции (p > 0,05).

Таким образом, мы получили следующую картину: у студентов, которые не употребляют табак, встречаются как интернальный локус контроля, так и экстернальный, в то время как у респондентов, употребляющих табак, превалирует внешний локус контроля. Кроме того, по шкалам «интернальность в области неудач» и «интернальность в области производственных отношений» у курящих опрошенных значения ниже, чем по другим шкалам, определяющим уровень субъективного контроля. Однако в целом степень субъективного контроля у курящих выше, чем у обучающихся, не употребляющих табак. Данное противоречие может быть связано с личностными характеристиками, особенностями проявления экстраверсии или интроверсии, учитывая тот факт, что достоверных различий выявлено не было. Хотя уровни внутреннего локуса контроля у студентов, употребляющих и не употребляющих табак, не имеют значимых различий, но в группе некурящих они выше. Это может быть объяснено тем, что студенты медицинского вуза обладают достаточными знаниями об опасностях, которые несет употребление табака, особенностях и причинах формирования никотиновой зависимости.

Можно предположить, что респонденты, употребляющие табак и имеющие интернальный локус контроля, могут быть успешны в отказе от курения благодаря уверенности в том, что их достижения и неудачи зависят от их собственных личностных качеств. Курящим студентам с экстерналь-ным локусом контроля будет необходимо больше внешней стимуляции и поддержки на этом пути.

Данные, полученные в результате исследования, позволят более детально подойти к вопросу профилактики табакокурения среди молодежи, они могут быть полезны и в процессе терапии никотиновой зависимости. Профилактика табакокурения в студенческой сфере, на наш взгляд, должна включать следующий комплекс мер: использование здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях; формирование навыков здорового образа жизни у молодежи; организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья и профилактику зависимого поведения (например, Всемирного дня здоровья, Международного дня отказа от курения); индивидуальные консультации; групповые тренинги, ориентирующие на развитие самостоятельности, независимости, укрепление мотивации.

Ссылки и примечания:

1. Табак. Данные и статистика [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-prevention/tobacco/data-and-statistics (дата обращения: 26.02.2020).

2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М., 1996. 96 с.

3. Ашанина Е.Н., Кубекова А.С. Стратегии поведения в конфликте // Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве : материалы научно-практической конференции с международным участием. Астрахань, 2018. С. 28-31 ; Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. 554 с. ; Шарок В.В. Взаимосвязь локуса контроля и рискованного поведения // Психология XXI в. : материалы международной межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 75-76.

4. Strickland B.R. Internal-External Control of Reinforcement // Personality Variables in Social Behavior. N. Y., 1977. P. 219-279.

5. Adolescent Self-Organization and Adult Smoking and Drinking over Fifty Years of Follow-Up: The British 1946 Birth Cohort / A. Nishida, D. Cadar, M.K. Xu, T. Croudace, P.B. Jones, D. Kuh, M. Richards // PloS One. 2016. Vol. 11, no. 1. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0146731 ; Locus of Control is Associated with Tobacco and Alcohol Consumption in Young Adults of the Avon Longitudinal Study of Parents and Children / G. Lassi, A.E. Taylor, L. Mahedy, J. Heron, T. Eisen, M.R. Munafo // Royal Society Open Science. 2019. Vol. 6, no. 3. P. 948-955. https://doi.org/10.1098/rsos.181133.

6. В таблицах 1 и 2 p > 0,05.

7. Саянская А.М., Лисовская Н.Б. Психологическая готовность выпускников педагогического вуза к построению карьеры // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 57-60.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.