УДК 343.9:328.185:001
Н. С. ГРИГОРЬЕВА, аспирант
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия,
О. В. ГРИГОРЬЕВА, кандидат биологических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Цель: описание особенностей проявления коррупции в инновационном пространстве.
Методы: анализа, синтеза, аналогии; абстрактно-логический метод; системный подход.
Результаты: на основе анализа собранной информации выявлено, что создателями инновационных фирм, как правило, являются молодые люди, у которых имеется недостаток должностного положения, опыта и связей. Им необходимо затратить больше усилий при осуществлении самостоятельной экономической деятельности, они могут чаще становиться объектами вымогательства со стороны должностных лиц. Коррупция более опасна для инновационных фирм, чем для традиционных, поскольку первым нужно получить больше разрешений.
Научная новизна: описаны социально-экономические особенности протекания инновационного процесса -процесса создания и использования инновационных разработок и идей. Выделены формы участия государства в инновационной деятельности, которые проанализированы на наличие коррупционных угроз. Исследованы особенности проявления коррупции в инновационном пространстве по сравнению с остальными сферами экономических отношений.
Практическая значимость: в расширении знаний о коррупции в инновационном пространстве; знание социально-экономических особенностей протекания инновационного процесса может послужить основой повышения эффективности мер поддержки инновационного предпринимательства, а также разработки мер антикоррупционной политики.
Ключевые слова: коррупция; инновационное пространство, инновационная деятельность; государственное регулирование; социально-экономические особенности протекания инновационного процесса.
Введение
Характерной особенностью второй половины XX - начала XXI вв. является возрастание роли новейших технологий как фактора экономического развития. В то же время для экономики России характерна низкая доля товаров с высокой добавленной стоимостью и низкая производительность труда. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, требуется создание благоприятных условий для инновационной деятельности.
Согласно российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения дохода в виде
денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера1.
В условиях экономических кризисов и даже при умеренно благоприятных условиях внешней среды существуют трудности обеспечения и поддержания требуемого уровня развития экономических систем. Реальные экономические системы не находятся в точке равновесия по Валь-расу [1, с. 88] (где достигают максимума своей эффективности - идея В. Парето, которая была позже математически доказана П. Самуэльсоном [1, с. 126]), следовательно, у них всегда имеются резервы для повышения своей эффективности.
1 О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. // Российская газета. 2008. № 4823. 30 декабря.
Дессипативные издержки, частной формой ко -торых можно назвать и потери от коррупционного поведения должностных лиц, являются неотъемлемой частью экономической действительности. Значимо любое исследование, дополняющее или расширяющее знания о коррупции. Изучение особенностей проявления коррупции в инновационном пространстве позволит улучшить управление процессом борьбы с коррупцией и повысить эффективность экономической системы, а также позволит улучшить среду для инновационной деятельности.
Объектом изучения является проявление кор -рупционных явлений в инновационном пространстве российской экономики.
Предмет - совокупность социально-экономических отношений, определяющих особенности проявления коррупции в инновационном пространстве.
Целью работы является описание особенностей проявления коррупции в инновационном пространстве.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) описать социально-экономические особенности протекания инновационного процесса -процесса создания и использования инновационных разработок и идей;
2) проанализировать формы участия государства в инновационной деятельности на наличие коррупционных угроз и их форм, что обозначит ключевые сферы проявления коррупции в процессе создания и использования инноваций;
3) исследовать особенности проявления кор -рупции в инновационном пространстве по сравнению с остальными (традиционными) сферами экономических отношений.
Методология исследования
В ходе исследования были использованы общенаучные методы (абстрактно-логический метод, анализ, синтез). Была изучена научная литература по проблемам коррупции и инноваций отечественных и зарубежных исследователей; статистическая информация, полученная с официальных сайтов соответствующих организаций в сети Интернет.
Был описан инновационный процесс, что позволило проанализировать и выявить социально-экономические особенности протекания
этого процесса; собраны данные, отражающее актуальное состояние коррупционных отношений в современной российской экономике; изучена литература, описывающая социально-экономические отношения между государством и представителями инновационного предпринимательства. Это позволило выявить формы управления инновационной деятельностью со стороны государства. Выявление этих форм управления (регулирования) важно для исследования кор -рупционных рисков при их реализации. Социально-экономические особенности протекания инновационного процесса во взаимодействии с формами управления государства инновационной деятельностью создают основу для изучения особенностей проявления коррупции в инновационном пространстве российской экономики.
Таким образом, было проведено обстоятельное теоретико-методологическое исследование особенностей проявления коррупции в инновационном пространстве современной российской экономики.
Результаты исследования
С экономической точки зрения коррупция приводит к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов. Коррупция нарушает свободное перемещение факторов производства, приводит к перераспределению богатства в пользу должностных лиц органов власти.
В России с каждым годом увеличивается число лиц, совершивших такие преступления, как взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ), а также число осужденных за дачу и получение коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), за дачу и получение взятки. Однако в последние годы ситуация с коррупцией в России улучшается - в рейтинге Transparency International за 2012 г. Россия находилась на 133 месте (2011 г. - 142-е место) [2]. Согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst&Young, проведенному весной 2012 г., за 2011 г. коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня.
По мнению экономиста Е. Ясина, масштабы коррупции в России многократно преувеличиваются.
В работе [3] эмпирически доказано, что чем больше регулирующей власти у чиновников, тем больше оказывается нагрузка на бизнес и растет уровень коррупции, для бизнеса повышаются
стимулы перевода части потоков, получаемых от осуществления экономической деятельности, в теневую сферу. В результате повышения эффективности мер противодействия коррупции вероятно снижение доли теневого сектора в российской экономике.
Есть эмпирические исследования, посвященные влиянию коррупции на экономический рост и производительность на макроуровне, но связи коррупции и инноваций уделялось мало внимания. Эта связь исследуется (на уровне стран) с помощью готовых индексов в работе [4], где анализируются взаимосвязи между инновациями, предпринимательством, институциональной средой и коррупцией, контроль над коррупцией считается одним из компонентов здоровой институциональной среды, обеспечивающей существование «институционального доверия» в обществе [4]. Контроль над коррупцией увеличивает шансы на то, что успешный предприниматель сможет присвоить себе большую долю прибыли, которую он производит, и таким образом увеличивает предпринимательскую и инновационную активность в обществе.
Результаты эмпирического анализа исследователей из Высшей школы экономики свидетельствуют о повышенной административной и коррупционной нагрузке при продуктовых инновациях, тогда как при организационных нововведениях среда наиболее благоприятна [5].
Таким образом, коррупционные отношения имеют место в любой экономической системе, где существуют отношения государственного регулирования осуществления экономической деятельности и распределения ресурсов.
Создание и реализация инновационных идей и решений всегда связана с повышенными рисками. На первых стадиях достаточно сложно предсказать, насколько будет успешен тот или иной проект. Неопределенность достаточно высока. При этом реализация инновационных проектов зачастую подразумевает значительные финансовые затраты. В связи с этим решиться на реализацию инновационных проектов легче молодым людям, поэтому, как правило, инновационный бизнес - это молодой бизнес. Например, участниками форума «Открытые инновации» могут стать молодые люди до 35 лет [6].
За 2007-2012 гг. российский инновационный сектор заметно «омолодился». Средний возраст
инноватора снизился по сравнению с 2007 г. с 42-х до 28-29 лет в 2012 г. Всего доля разработчиков в возрасте до 35 выросла с 36 % в 2007 г. до 47 % в 2012 г. [7].
Молодежь зачастую не допускают до принятия решений, к ресурсам и рычагам власти. У молодых людей нет должностного положения, опыта и связей. При прочих равных условиях им необходимо затратить больше усилий при осуществлении самостоятельной экономической деятельности, тем более инновационной. Следовательно, они чаще становятся объектами вымогательства со стороны чиновников.
Инноваторам сложнее получить доступ к финансовым ресурсам, так как у них нет многолетней кредитной истории, а сделать финансовый анализ производства инновационного продукта, не имеющего аналогов на рынке, достаточно сложно. А потом, имея новый инновационный продукт, им сложнее вывести его на рынок.
Государственная политика в плане поддержки инновационной деятельности молодежи имеет большое значение. Государство зачастую является инициатором создания институтов, формирующих инновационное пространство: технопарки, технополисы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, тематические форумы по инновационной проблематике, кластеры.
При этом раз есть государственная поддержка, следовательно, есть условия для коррупции. Раз есть льготы от государственных служащих зависит, будет ли включен тот или иной проект в программы поддержки.
Государство не должно помогать отдельным фирмам. Исключением являются крупные предприятия, которым присваивается статус стратегических. Это накладывает определенные ограничения на формы участия государства в инновационной деятельности.
Государство инвестировало в проекты инно-ваторов 450 млрд рублей. Такие выводы сделала НАИРИТ (Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий), подводя итоги по работе российского молодежного инновационного сектора за 2010 г. [7].
Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности вызвана их возрастающим значением для социально-общественных отношений. Кроме всего прочего,
инновационные фирмы повышают экономическую безопасность России (поскольку являются вкладом в снижение экономики от сырьевой зависимости), повышают имидж России как передового государства на международной арене. Для государства инновационные проекты приносят доходы в виде налоговых поступлений.
Один из примеров: в 2012 г. 58 резидентов казанского ИТ-парка заработали 4,6 млрд руб. Для сравнения, в 2011 г. 50 резидентов получили выручку 2,6 млрд руб. Поступления налоговых средств увеличились с прошлогодних 430 млн до нынешних 580 млн руб. [8].
Улучшение условий для инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений экономической политики и объектом регулирования со стороны государства. Среди направлений государственного управления инновационной деятельности можно отметить следующие государственные инструменты и проанализировать их на предмет коррупционных рисков:
1. Создание специальных государственных структур. Например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ определяют приоритетные направления, критически важные технологии, инновации, которые поддерживаются государством.
Коррупционные риски могут иметь место в отношениях распределения средств господдержки. Со стороны инноваторов возможно оппортунистическое поведение - когда то или иное направление исследования подстраивается под одно из приоритетных направлений, претендует на получение господдержки, в реальности не соответствуя объявленному направлению. Данные институты также призваны издавать правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты инновационной деятельности, которые теоретически могут лоббироваться и порой создавать коррупционные риски.
2. Создание особых фондов, образуемых за счет бюджетных ассигнований и налоговых отчислений. В России функционируют Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ.
4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через
Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.
Коррупционные риски в деятельности должностных лиц данных институтов (п. 1-4) и им подобных могут проявляться в отношениях регулирования и распределения средств государственной поддержки инновационных проектов.
5. Установление правил учета, оценки инноваций. Так, в Положениях по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации. Если инновации связаны с регистрацией нематериальных активов, то дополнительно увеличиваются коррупционные угрозы на каждом этапе согласования в рамках государственных органов.
6. Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.
7. Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.
8. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
9. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства (например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).
Выводы
В результате исследования выявлены социально-экономические особенности протекания инновационного процесса: создателями инновационных фирм, как правило, являются молодые люди; у молодых инноваторов зачастую нет значимого должностного положения, опыта и связей. При прочих равных им необходимо затратить больше усилий при осуществлении самостоятельной экономической деятельности, они могут чаще становиться объектами вымогательства со стороны должностных лиц.
Уровень коррупционных угроз выше для инновационных фирм, чем для традиционных, поскольку им нужно получить больше разрешений. Если инновации связаны с регистрацией нематериальных активов, то коррупционные угрозы растут на каждом этапе согласования в рамках государственных органов.
Определены 8 групп инструментов, посредством которых государство участвует в инновационной деятельности и регулирует ее. В связи с этим объектом антикоррупционной политики должно быть движение финансовых и материальных потоков в рамках указанных институтов. Коррупционная деятельность должна пресекаться правоохранительными органами по разным статьям уголовного и административного кодексов.
В связи с этим значимой становится общая среда ведения экономической деятельности,
связанной с созданием и реализацией инноваций - инновационное пространство. Открытость, прозрачность, доступность информации о государственных расходах, контроль со стороны общественных организаций являются основными методами ограничения коррупции, поскольку позволяют активизировать общественный контроль за расходованием бюджетных средств. Важную роль играют усилия, предпринимаемые органами государственной власти для реформирования Академии наук и всей системы высшего образования в России с целью повышения инновационной активности субъектов экономической системы в целом.
Список литературы
1. Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Дело и сервис, 2007. 1040 с.
2. Transparency International. Corruption Perceptions Index 2012. URL: http://www.transparency.org/cpi2012/results.
3. Johnson S., Kaufmann D., Zoido-Lobaton P. Regulatory discretion and the unofficial economy // American Economic Review. 1998. Vol. 88. No. 2. Pp. 387-392.
4. Anokhin S., Schulze W. Entrepreneurship, innovation, and corruption // Journal of Business Venturing. 2009. No. 24. Pp. 465-476.
5. Баранов А. Ю., Долгопятова Т. Г. Инновационная актвиность фирм, деловой климат и коррупция в странах с переходной экономикой: эмпирический анализ // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: http://regconf.hse.ru/uploads/ 005723a8b 9821888b17a6148b4ff29b1bc09a18c.doc.
6. URL: http://youthprogram.ru/100innovatorov/.
7. URL: http://www.borovic.ru/index_p_11.html?id=31
8. URL: http://news16.ru/ 318000 (дата публикации: 01.04.2013).
В редакцию материал поступил 13.01.14 © Григорьева Н. С., Григорьева О. В., 2014
Информация об авторах
Григорьева Наталья Сергеевна, аспирант Института управления и территориального развития, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 6/20, тел.: (843) 231-54-69 E-mail: nat-grig17@yandex.ru
Григорьева Ольга Витальевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития, Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 или 278-94-03 E-mail: grigoryeva@ieml.ru
Как цитировать статью: Григорьева Н. С., Григорьева О. В. Особенности проявления коррупции в инновационной среде // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 18-23.
N. S. GRIGORYEVA,
Post-graduate student
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia,
O. V. GRIGORYEVA,
PhD (Biology), Associate Professor
Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia
FEATURES OF CORRUPTION REVELATION IN INNOVATIVE ENVIRONMENT
Objective: description of the features of corruption in the innovation environment.
Methods: analysis, synthesis, analogy, abstract-logical method, systematic approach.
Results: basing on analysis of the collected information, the authors reveal that the creators of innovative firms tend to be young people with a lack of official status, experience and connections. They need to spend more effort to carry out independent economic activities, they can more often become objects of extortion by officials. Corruption is more dangerous for innovative firms than for traditional ones as the former need to get more permits.
Scientific novelty: the socio-economic features are described of the occurrence of the innovation process - the process of creation and implementation of innovations and ideas. The forms of state participation in innovation activity are extinguished, which are analyzed for the presence of corruption threats. The features of corruption in the innovation environment are studied in comparison with other areas of economic relations.
Practical value: to increase knowledge about corruption in the innovation environment; knowledge of socio-economic characteristics of the innovation process which can serve as a basis to improve the implementation of innovative business support and development of anti-corruption policy measures.
Key words: corruption; innovation environment, innovation activity, state regulation, socio-economic features of the occurrence of innovation process.
References
1. Sidorovicha, A. V. Kurs ekonomicheskoi teorii. A course in economic theory: manual. Moscow: Delo i servis, 2007. 1040 p.
2. Transparency International. Corruption Perceptions Index 2012, available at: http://www.transparency.org/cpi2012/results
3. Johnson, S., Kaufmann, D., Zoido-Lobaton, P. Regulatory discretion and the unofficial economy. American Economic Review, 1998, vol. 88, no. 2, pp. 387-392.
4. Anokhin, S., Schulze, W. Entrepreneurship, innovation, and corruption. Journal of Business Venturing, 2009, no. 24, pp. 465-476.
5. Baranov, A. Yu., Dolgopyatova T. G. Innovatsionnaya aktvinost' firm, delovoi klimat i korruptsiya v stranakh s perekhodnoi ekonomikoi: empiricheskii analiz (Innovative activity of firms, business climate and corruption in the countries with transitive economy: empirical analysis). Natsional'nyi issledovatel'skii universitet "Vysshaya shkola ekonomiki", available at: http://regconf.hse.ru/uploads/ 005723a8b9821888b17a-6148b4ff29b1bc09a18c.doc
6. http://youthprogram.ru/100innovatorov/
7. http://www.borovic.ru/index_p_11.html?id=31
8. http://news16.ru/ 318000 (accessed: 01.04.2013).
Received 13.01.14
Information about the authors
Grigoryeva Natalya Sergeyevna, Post-graduate student of the Institute for Management and Territorial Development, Kazan (Volga region) Federal University
Address: 6/20 Kremlyovskaya St., 420008, Kazan, tel.: (843) 231-54-69
E-mail: nat-grig17@yandex.ru
Grigoryeva Olga Vitalyevna, PhD (Biology), Associate Professor, Head of the Chair of Development Psychology, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Address: 42 Moskovskaya St., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 или 278-94-03
E-mail: grigoryeva@ieml.ru
How to cite the article: Grigoryeva N.S., Grigoryeva O.V. Features of corruption revelationin innovative environment. Aktualnye problemy ekonomiki iprava, 2014, no. 1 (29), pp. 18-23.
© Grigoryeva N.S., Grigoryeva O.V., 2014