Научная статья на тему 'Особенности проявления эмоционального стресса у молодежи'

Особенности проявления эмоционального стресса у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
908
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Алена Сергеевна

В статье анализируются особенности проявления эмоционального стресса у молодежи. Описывается исследование по выявлению уровня реактивной тревожности и уровня личностной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления эмоционального стресса у молодежи»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Особенности проявления эмоционального стресса у молодежи

Демидова А. С.

Демидова Алена Сергеевна /Оетг^уа А1епа Бет^ееупа — студент, кафедра организации работы с молодежью, педагогический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курганский государственный университет, г. Курган

Аннотация: в статье анализируются особенности проявления эмоционального стресса у молодежи. Описывается исследование по выявлению уровня реактивной тревожности и уровня личностной тревожности.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, реактивная тревожность, личностная тревожность.

Актуальность проблемы эмоциональной неустойчивости личности может рассматриваться с разных точек зрения.

Во-первых, с точки зрения ее влияния на эффективность профессиональной деятельности. В ряде профессий (преподавание, спорт, деятельность врача и оператора и др.) наличие эмоциональной неустойчивости у специалиста может привести к серьезным личностным проблемам, а так же к неспособности осуществлять свою работу. В данном контексте уровень эмоциональной неустойчивости является значимым критерием для прогноза успешности деятельности.

Во-вторых, актуальность проблемы эмоциональной неустойчивости человека становится очевидной при изучении его социально-психологических характеристик, когда эта особенность рассматривается как качество, влияющее на адекватность межличностного общения. Действительно, в ряде работ эмоциональная неустойчивость рассматривается как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения.

В-третьих, социальная нестабильность и высокий динамизм развития жизни в нашей стране требуют от человека определенного уровня внутренней эмоциональной устойчивости. Знание особенностей эмоциональной неустойчивости может помочь в деле профилактики возможных личностных и эмоциональных нарушений, связанных с акцентуацией или негативными тенденциями развития данной черты у личности [1].

В-четвертых, необходимость изучения и описания механизмов любых психологических феноменов, в том числе и эмоциональной неустойчивости непосредственно связана с актуальностью их анализа. Важность изучения механизмов различных психологических явлений не раз отмечалась отечественными авторами (Анцыферова Л. И., Бодалев A. А., Вилюнас В. К. и др.). В частности, об актуальности изучения сущности и механизмов эмоциональной неустойчивости писали В. Э. Чудновский (1981), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990), Е. Г. Щукина (1998) и др.

В-пятых, проблема эмоциональной неустойчивости по сравнению с эмоциональной устойчивостью до сих пор является малоразработанной. Данная работа является продолжением ряда исследований, предметом которых выступает эмоциональная неустойчивость как отдельное психологическое явление, качественно отличное от эмоциональной устойчивости.

В настоящее время проблема психического здоровья студентов является актуальной. Часто негативные эмоции (страх, тоска, агрессия) подавляются, удаляются из сознания в сферу бессознательных чувств, где они продолжают оказывать разрушительное действие на организм человека. При этом источники стресса остаются неосознанными, что не позволяет человеку конструктивно решать проблемы, связанные со стрессом, вовремя обращаться за медицинской и психологической помощью. В связи с этим психологами разработаны многочисленные методы диагностики стрессовых состояний и выявления особенностей личности, предрасполагающих к возникновению стресса. Наиболее часто эмоциональный стресс протекает в форме реактивной тревожности [2].

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность

вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности.

Исследование проводилось в ноябре 2015 года. 19 студентам 2 курса направлении подготовки «Организация работы с молодёжью» было предложено пройти тест, разработанный Ч. Спилбергером, с помощью которого можно проверить уровень реактивной тревожности. Были получены следующие результаты:

-10,53 % студентов набрали до 30 баллов (низкая тревожность) (2 чел.)

-73,68 % студентов набрали от 31-45 балла (умеренная тревожность) (14 чел.)

-15,79 % студентов набрали более 46 баллов (высокая тревожность) (3 чел.)

Личностная тревожность. Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим: человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось». Обычно он сам признает, что повода для волнения нет, или он незначителен, тем не менее, чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизнедеятельности.

Личностная тревожность — устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающий. В тревожный стереотип поведения трансформируется все: незначительные соматические нарушения, психологический дискомфорт, восприятие некоторых сторон действительности, жизненные позиции.

В итоге личность дестабилизирована: чем-то обеспокоена и не удовлетворена, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Личностная тревожность фиксируется с помощью опросника Ч. Спилбергера, который предлагается для самооценки. В опросе участвовали 19 студентов 2 курса направление подготовки «Организация работы с молодёжью». Результаты следующие:

-5,26 % студентов набрали менее 30 баллов (низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности) (1 чел.)

-67,89 % студентов набрали от 32-45 баллов (умеренная тревожность) (11 чел.)

-36,84 % студентов набрали 46 и более баллов (высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность) (7 чел.)

Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Высокая тревожность препятствует решению предстоящих задач, поскольку нарушает мыслительную деятельность и вызывает замешательство. В этом случае следует пересмотреть свое отношение к данной ситуации, снизив ее значимость для себя, и перенести акцент на осмысление предстоящей деятельности. Другими словами, нужно переключиться с мыслей о том, что будет, если я плохо выполню задание, на мысли о том, как выполнить это задание, то есть сосредоточиться на задании, а не на мыслях о катастрофических последствиях неудачи.

Необходимо также формирование чувства уверенности в себе. В этом значительную помощь окажут методы психической саморегуляции.

Для плодотворной работы, для гармоничной, полноценной жизни определённый уровень стресса просто необходим, уровень, который не изматывает человека, а задаёт тонус его деятельности. Такой стресс называют конструктивным (эустрессом).

Важнейшее качество, придающее стрессу конструктивность, - умение анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формирование положительных мысленных образов у человека и создание образов - действий способствуют выздоровление. Различные техники, приемы, способы коррекционной помощи позволяют ускорить процесс выхода из психической травмы. Одним из принципиальных факторов психологической помощи является создание положительного видения грядущего и хорошего настроения у человека, формирование самостоятельного, творческого поиска собственного места в жизни. Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник успеха. Однако это возможно, во-первых, только при наличии какой-то прочной, надёжной основы - глубинной уверенности в себе, а во-вторых, при владении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегуляции.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 2014.

2. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.