Научная статья на тему 'Особенности проявления детской агрессии и формы ее коррекции'

Особенности проявления детской агрессии и формы ее коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2303
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления детской агрессии и формы ее коррекции»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОй АГРЕССИИ И ФОРМЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Частые проявления агрессии детей являются одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессия представляет собой сложную общенаучную проблему и поэтому является объектом междисциплинарных исследований. Беспрецедентный рост агрессивности, наблюдаемый в последнее десятилетие, нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Проблема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Этой проблеме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах агрессивного поведения (А. Бандура, Р. Бэрон, Н. Верцинская, А. А. Реан, Д. Ричардсон, Д. Н. Фельдштейн). Под агрессией понимаются акты враждебности, разрушения, атаки. Х. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Ф. Аллан описывает агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как непосредственная реакция на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура). Имеется также множество модификаций и разновидностей этих подходов.

Уже в дошкольном возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие проявлению агрессии. Источником детской агрессии является фрустрация, неудов-

И.В. ВЕРЕТНОВА

летворенность социальным статусом, неблагоприятная семейная среда, положительные подкрепления агрессивных форм поведения, необоснованные запреты взрослых.

Агрессивное поведение в дошкольном возрасте принимает различные формы. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны проявления физической и невербальной агрессии. В большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

Особое внимание ученых привлекает к себе генезис агрессивного поведения дошкольников. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Рассматривая генезис агрессивного поведения, Э. Ш. Бубнова и Е. Е Копченова выделяют формы его появления на разных возрастных ступенях. На втором году жизни это вспышки ярости, символические формы агрессии: нытье, фырканье, упрямство, строптивость. К третьему году жизни появляются инструментальные формы агрессии, которые сосредотачиваются вокруг предметов: дети отнимают игрушки, отталкивают друг друга от предметов, с которыми хотят играть, защищают свои игрушки от попытки их отобрать. Для детей более старшего возраста наиболее характерны такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и упрямство.

Уже в дошкольном возрасте складываются внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, поэтому дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников.

Н. М. Платоновой были выделены индивидуально-типологические характеристики агрессивного поведения детей:

• нарушенная чувствительность - сензи-тивность;

• высокая эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

• повышенная двигательная и общая активность;

• пониженный фон настроения;

• импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

• низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменение ситуации);

• склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов;

• ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

• алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в слова).

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать разная мотивацион-ная направленность. В первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррек-ционной работы будет нестойкий.

В современных психологических исследованиях (Е. В. Волкова, А. И. Захаров, Е. К. Лютова, Н. Ю. Михайлова, Г Б. Монина, Л. О. Островская и др.) осуществляется поиск путей коррекции детской агрессии. Эмпирические исследования нивелирования агрессии можно условно разделить на пять

основных направлений: отреагирование отрицательных эмоциональных реакций (катарсис), сублимация, обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения и формирование полярных состояний.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают: коррекция через игру; изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу. Используется коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятие музыкой и другими видами творческой деятельности); сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность; участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения; коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов.

Коррекционная работа с агрессивными детьми предполагает четыре основных направления: индивидуальная работа, групповая работа, поведенческая и семейная терапия. Наиболее эффективным является сочетание техник ориентированной, поведенческой и суггестивной терапии, игротерапии и арт-терапии.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы. Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействует множество факторов. Дети научаются моделям агрессивного поведения из трех основных источников - семьи, сверстников и СМИ. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Также дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуации защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.