Научная статья на тему 'Особенности проявления агрессии у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности'

Особенности проявления агрессии у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1157
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронова Елена Владимировна

Статья посвящена проблеме проявления агрессии в процессе коммуникации детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Проявление агрессии детьми данной категории рассматривается как результат недостаточного развития коммуникативных навыков. Компромисс как стратегия поведения детей с СДВГ рассматривается как потребность в аффилиации. В статье представлены результаты исследования, их анализ и выводы по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES aggression in primary school children With attention deficit hyperactivity disorder

The article deals with the problem of aggression in the communication process of primary school age children with ADHD. Manifestation of aggression children in this category is considered as a result of lack of development of communication skills. Compromise as a strategy of behavior in children with ADHD is considered as the need for affiliation. The article presents the results of research, analysis and conclusions on the issue.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления агрессии у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

УДК 159.9.07

Е.В. СОФРОНОВА, аспирант, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: elena.sofronova1986@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

E. V.Sofronova

FEATURES AGGRESSION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Статья посвящена проблеме проявления агрессии в процессе коммуникации детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Проявление агрессии детьми данной категории рассматривается как результат недостаточного развития коммуникативных навыков. Компромисс как стратегия поведения детей с СДВГ рассматривается как потребность в аффилиации. В статье представлены результаты исследования, их анализ и выводы по данной проблеме.

Ключевые слова: синдромом дефицита внимания и гиперактивности, младшие школьники, проявления агрессии, стратегии поведения.

The article deals with the problem of aggression in the communication process of primary school age children with ADHD. Manifestation of aggression children in this category is considered as a result of lack of development of communication skills. Compromise as a strategy of behavior in children with ADHD is considered as the need for affiliation. The article presents the results of research, analysis and conclusions on the issue.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder, junior high school students, aggression, behavioral strategies.

Современная образовательная система ориентирована на формирование социализированной, адаптированной и компетентной личности учащегося. Проявление агрессии детьми в большинстве случаев рассматривается педагогами или родителями как негативное явление, связанное с конфликтными ситуациями, ведущими к проявлению дезадаптированных механизмов развития личности. Агрессивный тип поведения учащегося является фрустрирующим фактором в процессе общения с ним взрослого или сверстника.

Для формирования конструктивных форм поведения в младшем школьном возрасте присутствуют необходимые условия и механизмы возрастного развития. На основе формирования рефлексии в младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, устойчивыми, глубокими и происходит формирование высших чувств: моральных чувств (чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствия к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д.), эстетических чувств. В основе формирования моральных чувств лежит опыт общественного поведения [2, с. 200]. Благодаря процессу социализации в школе, усвоению требований и норм поведения в обществе, наблюдению и анализу подобного поведения, развитию коммуникативных качеств происходит постепенное формирование адаптированных форм поведения учащегося.

В отличие от адаптированных учащихся начальных классов дети младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) отличаются особенностями физиологического развития, которые оказывают влияние на проявление агрессивных форм поведения. Как отмечают авторы, симптомокомплекс с СДВГ часто сопровождается запаздыванием процессов созревания высших психических функций и, как

следствие, вызывает трудности в обучении и межличностных отношениях, сочащиеся с поведенческими и тревожными расстройствами [4].

У детей с СДВГ чаще, чем у здоровых встречаются те или иные проявления агрессивности [3, с.3]. Эмоциональное развитие ребёнка, как правило, запаздывает и сопровождается эмоциональными нарушениями: частое проявление неуравновешенности, вспыльчивости и нетерпимости к неудачам [4, с. 423]. Дефицит внимания, отсутствие волевых качеств, сверхвозбудимость, агрессивность - характеризует гиперактивных мальчиков и девочек [1, с. 7].

В исследовании А.М. Романова были показаны особенности эмоциональных состояний детей с СДВГ с преобладанием дефицита внимания и СДВГ с преобладанием гиперактивности. Особенности эмоциональной сферы детей с СДВ проявляются в форме чувства вины, обиды, генерализованной тревожности, многочисленных страхов и характеризуются направленностью на процесс внутреннего переживания, в отличие от детей с СДГ, особенностью эмоциональной сферы которых (раздражительность, негативизм, физическая, вербальная, косвенная агрессия) является ее направленность вовне, на внешнее выражение эмоций в виде агрессивных действий. Сфера социальных эмоций у большинства детей с СДГ характеризуется как недифференцированная, с проявлением инверсии эмоций [3, с.7 ].

Доминирующие характеристики агрессивности: преобладающие негативные эмоциональные состояния в процессе общения и неконструктивные стратегии поведения не описываются подробно авторами, исследующим проблему агрессивности детей младшего школьного возраста с СДВГ. В своей работе предметом нашего исследования становится изучение проявления агрессии в процессе коммуникации детьми младшего школьного возраста с СДВГ.

С целью изучения особенностей психологических характеристик агрессии и коммуникации младших школьников с СДВГ нами было проведено исследование, в котором принимали участие 50 школьников 7-10 лет (учащиеся 1-4 классов), имеющих этот диагноз, и столько же сверстников, не имеющих подобных нарушений (соответственно группы СДВГ и НПР-нормальное психическое развитие).

В качестве основных методов исследования с целью изучения особенностей агрессии и её проявления в процессе коммуникации нами применялся метод опроса и анализа продуктов деятельности с использованием методики «Выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности» (автор Е.П.Ильин, П. Р.Ковалёв) и «Исследование коммуникативных умений» (Г.Л.Цукерман).

Методика «Выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности» позволила изучить психологическую обусловленность агрессии в поведении младших школьников с СДВГ: преобладающие отрицательные эмоциональные состояния и стратегии поведения в процессе общения, проявляющиеся во вспыльчивости, наступательности, обидчивости, неуступчивости, компромистности, мстительности, нетерпимости к мнению других и подозрительности. Обработка результатов методики проводится в соответствии с ключом. Результаты испытуемых соотносились с уровнями развития агрессивности как личностной характеристики (высокий, средний и низкий).

Методика «Исследование коммуникативных умений» применялась с целью изучения навыков организации совместной деятельности, конструктивных способов решения ситуации взаимодействия, выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации) младших школьников с СДВГ. Процедура проведения данной методики предполагает наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата деятельности учащихся. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и предлагается украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к

рисованию. Дети получают по одному набору карандашей. При оценки критериев качества выполненного задания использовалась интерпретация уровней, предложенная Г.А. Цукерман.

Полученные результаты по методике «Выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности» позволили установить следующие особенности проявления агрессии детей младшего школьного возраста с СДВГ:

1. Наиболее выраженными агрессивными стратегиями поведения в процессе общения младших школьников с СДВГ являются:

- компромисс характерен для 48% учащихся 1 и 2 классов и 43% учащихся 3 и 4 классов;

- наступательность характерна для 14% учащихся 1 и 2 классов и 28% учащихся 3 и 4 классов;

- неуступчивость характерна для 11% учащихся 1 и 2 классов и 7% учащихся 3 и 4 классов (рисунок 1).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

48%

43%

28%

14% 11%

7%

□ 1-2 класс

□ 3-4 класс

компромисс

наступательность

неуступчивость

Рисунок 1 - Доминирующие проявления стратегий поведения и отрицательные эмоциональные состояния как характеристики процесса общения младших школьников с

СДВГ

Анализ полученных результатов показал, что в процессе общения проявляются противоречивые стратегии поведения: доминирует компромиссная стратегия поведения (несколько снижающаяся с возрастом), вместе с которой выражены неконструктивные стратегии поведения наступательности и неуступчивости. Полученный результат указывает на появление потребности в аффилиации, желание найти общее решение проблемы, потребность в признании младших школьников с СДВГ со стороны окружающих людей. Однако младшие школьники с СДВГ склонны к проявлению наступательности как неконструктивной форме общения, имеющей тенденцию к увеличению с возрастом, что может мешать проявлению компромисса в процессе общения. Проявление неуступчивости несколько снижается с возрастом, что может способствовать проявлению компромисса. Однако в процессе общения преобладает эмоциональное состояние обидчивости, что указывает на недостаточную рефлексию конфликтных ситуаций общения и погружённость детей младшего школьного возраста с СДВГ в этот момент в собственные негативные эмоции, переживание ущемлённых своих интересов, непонимания со стороны окружающих.

2. Полученные результаты по методике «Выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности» позволили вывить следующие особенности агрессии детей младшего школьного возраста:

- компромисс характерен для 41% учащихся 1 и 2 классов младшего школьного возраста и 50% учащихся 3 и 4 классов;

- проявление вспыльчивости характерно для 3% учащихся 1 и 2 классов и 19% - 3 и 4 классов;

- проявление обидчивости характерно для 6% учащихся 1 и 2 классов и 12% учащихся 3 и 4 классов;

- проявление наступательности характерно для 12% учащихся 1 - 4 классов;

- проявление неуступчивости характерно для 12% учащихся 1 и 2 классов и отсутствует в 3 и 4 классах (рисунок 2).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50%

41%

19%

0%

3%

□ 1 -2 класс

□ 3-4 класс

6%

компромисс

неуступчивость наступательность вспыльчивость обидчивость

Рисунок 2 - Доминирующие стратегии поведения и отрицательные эмоциональные состояния как характеристики процесса общения младших школьников НИР

Анализ полученных результатов показал, что у младших школьников преобладает компромисс как стратегия поведения в процессе общения, проявление которого увеличивается с возрастом. Также отмечается увеличение тенденции проявления в процессе общения вспыльчивости и обидчивости. Проявление неуступчивости нивелируется с возрастом. Таким образом, компромисс как преобладающая стратегия поведения младших школьников сочетается со стремлением уступать партнёру в процессе общения.

Сравнивая доминирующие стратегии поведения у младших школьников группы НИР и младших школьников с СДВГ, можно отметить преобладание стратегии компромисса у младших школьников с НИР, а также различное значение проявления данной стратегии у двух групп младших школьников: у младших школьников с СДВГ компромисс является проявлением потребности в аффилиации, а у младших школьников НИР компромисс гармонично сочетается с их эмоциональным развитием. Проявление вспыльчивости и обидчивости у младших школьников с НИР не способствует снижению стремления к достижению компромисса.

2. Наиболее низкие и соответственно нехарактерные признаки агрессии младших школьников с СДВГ выявлены по следующим параметрам:

- мстительность характерна для 40% учащихся 1 и 2 классов и 28% учащихся 3 и 4 классов;

- нетерпимость к мнению других характерна для 34% учащихся 1 и 2 классов и 21% учащихся 3 и 4 классов;

- подозрительность характерна для 43% учащихся 1 и 2 классов и 28% учащихся 3 и 4 классов (рисунок 3).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

43%

40%

34%

28%

21%

28%

□ 1-2 класс

□ 3-4 класс

мстительность

нетерпимость к мнению других

подозрительность

Рисунок 3 - Нехарактерные отрицательные эмоциональные состояния и неконструктивные стратегии поведения младших школьников с СДВГ

Анализ полученных результатов показал, что в процессе общения менее выражены такие неконструктивные стратегии поведения, как мстительность и нетерпение к мнению других, и такое эмоциональное состояние, как подозрительность. Данные характеристики агрессии могут увеличиваться с возрастом, т.к. снижается их редкое проявление. Полученный результат может указывать на нежелание в процессе общения младших школьников с СДВГ отвечать злом на зло, проявляются попытки терпимости к мнению других и снижается стремление подозревать окружающих в неблагонадёжности по отношению к себе.

4. Наиболее низкие и соответственно наиболее нехарактерные признаки агрессии младших школьников НИР выявлены по следующим параметрам:

- мстительность характерна для 47% учащихся 1 и 2 классов и 44% учащихся - 3 и 4 классов;

- обидчивость характерна для 41% учащихся 1 и 2 классов и 19% - 3 и 4 классов;

- нетерпимость к мнению других характерна для 38% учащихся 1 и 2 классов и 44% учащихся 3 и 4 классов;

- подозрительность характерна для 29% учащихся 1 и 2 классов и 50% учащихся 3 и 4 классов (рисунок 4).

Рисунок 4 - Нехарактерные отрицательные эмоциональные состояния и неконструктивные стратегии поведения младших школьников НИР

Анализ полученных результатов показал, что наименее выраженной стратегией поведения младших школьников с НИР является мстительность. Проявление обидчивости как эмоционального состояния несколько увеличивается с возрастом, а нетерпимость к мнению других и подозрительность - снижаются с возрастом. Таким образом, младшие школьники не склонны отвечать злом на зло в процессе общения, подозревать собеседника в процессе общения в неискренности, склонны проявлять терпимость к мнению других, но могут быть обидчивы.

Сравнивая проявление мстительности, подозрительности и нетерпимость к мнению других младших школьников группы НИР и младших школьников с СДВГ, можно отметить большее снижение проявления данных характеристик в процессе общения у младших школьников НИР. Однако учащиеся данной группы характеризуются большей обидчивостью по сравнению с учащимися с СДВГ.

3. Применение методики «Исследование коммуникативных умений» позволило изучить проявление преобладающих неконструктивных форм проявления агрессии и негативных эмоциональных состояний в процессе коммуникации. В ситуации необходимости организации совместной деятельности (кооперации) со сверстниками младшие школьники с СДВГ проявили следующие особенности общения:

- в процессе совместной деятельности при отступлении от первоначального замысла 54% учащихся с СДВГ 1 и 2 классов и соответственно 50% учащихся данной категории 3 и 4 классов замечают недочёты в деятельности, но не стремятся прийти к общему решению и продолжают выполнять свой замысел.

- помогают только в отдельных элементах создания общего замысла 51% учащихся с СДВГ 1 и 2 классов и соответственно 57% учащихся данной категории 3 и 4 классов (рисунок 5.)

Рисунок 5 - Доминирующие стратегии поведения в процессе реализации совместной деятельности младших школьников с СДВГ

Анализ полученных результатов показал, что в процессе совместной деятельности со сверстниками младшие школьники с СДВГ испытывают трудность в кооперации совместных действий для достижения общего решения, затруднённость в выполнении действий согласно стратегии действия другого человека и не стремятся максимально оказать помощь другому человеку для достижения общего результата деятельности

Выводы:

- в группе младших школьников НИР и младших школьников с СДВГ совпадают проявление компромисса, наступательности и неуступчивости как преобладающих стратегий в процессе общения;

- поведение младших школьников НИР характеризуется большим проявлением обидчивости и вспыльчивости, что указывает на эмоциональный характер общения;

- компромисс как стратегию поведения в процессе общения младшим школьникам НИР легче проявлять в связи с их стремлением уступать партнёру по общению и меньшей выраженностью по сравнению с младшими школьниками СДВГ агрессивных проявлений в процессе общения ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возрастная динамика проявления мстительности, нетерпимости и подозрительности проходит в направлении снижения данных характеристик агрессии младших школьников НИР и их увеличения у младших школьников СДВГ, что не способствует их конструктивному общению;

- проявляющая потребность в нахождении компромиссных решений в процессе кооперации не находит реального выражения в действиях гиперактивных учащихся младшего школьного возраста с СДВГ;

- фрустрирующим фактором в условиях достижения общего решения в процессе совместной деятельности является недостаток коммуникативных умений в принятии и выполнении стратегии действий своего партнёра, умения рассмотреть его точку зрения как возможную, уход в переживание собственных негативных эмоций (обиды, разочарования);

- компромисс в процессе совместной деятельности младшие школьники с СДВГ способны проявлять в виде осуществления взаимопомощи в форме коррекции некоторых элементов общего замысла без стремления прийти к общему решению;

- к концу младшего школьного возраста усиливается проявление защиты своей точки зрения неконструктивным способом;

- динамика проявления агрессии в процессе коммуникации детей младшего школьного возраста с СДВГ связана с усилением затруднений в процессе организации совместной деятельности к концу младшего школьного возраста, проявляющаяся в стремлении настоять на своём решении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габдракипова, В.И. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учётом их половых различий). Программа, методические рекомендации / В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер - М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 44 с.

2. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось - 89», 2003. - 416 с.

3. Романов, А. М. Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: автореф. дис. канд. псх. наук. / А.М. Романов. - СПб., 2012. - 19 с.

4. Специальная психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений / под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский цент «Академия», 2009. - 560 с.

© Софронова Е.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.