Научная статья на тему 'Особенности проявлений умственного утомления у студентов младших курсов медицинского вуза'

Особенности проявлений умственного утомления у студентов младших курсов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТРОЕ УМСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СТУДЕНТЫ / ACUTE MENTAL FATIGUE / HEART RATE VARIABILITY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Частоедова И.А., Спицин А.П., Новожилова Ю.А.

В статье приведены результаты исследования проявлений острого умственного утомления у студентов младших курсов медицинского вуза. Полученные данные о проявлениях умственного утомления подтверждают наличие его признаков у большинства обследованных студентов. Лишь у 12% студентов не выявлены признаки острого умственного утомления. Отмечены гендерные особенности проявлений утомления. Доказано, что у юношей средние показатели индекса острого умственного утомления значительно выше, чем у девушек. На частоту встречаемости утомления оказывают влияние хронотипические особенности человека. Показано, что у лиц с хронотипом «умеренный жаворонок» значительно чаще встречаются признаки острого умственного утомления умеренной степени выраженности. Развитие утомления сопровождается значительным снижением работоспособности к концу учебного дня. Напряженный учебный день студентов приводит к перестройке механизмов вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. К концу учебного дня происходит повышение активности парасимпатического отдела и снижение активности симпатического отдела автономной нервной системы в регуляции сердечной деятельности, что подтверждает развитие утомления организма студентов. Также происходит перестройка структуры нейро-гуморальной регуляции в сторону усиления надсегментарных влияний на деятельность сердечно-сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Частоедова И.А., Спицин А.П., Новожилова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF MENTAL FATIGUE IN JUNIOR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of the study of manifestations of acute mental fatigue in junior medical students. The obtained data confirm the presence of its signs in the majority of the students. Only 12% of the students showed no signs of acute mental fatigue. Gender features of fatigue have been noted. It has been proven that boys have a significantly higher average index of acute mental fatigue than girls. Fatigue frequency is influenced by chronotypic characteristics of a person. It has been shown that signs of moderate mental fatigue are much more common in a “moderate lark” chronotype. Fatigue development results in a significant decrease in student productivity by the end of the academic school day. Tight schedule causes changes in the regulatory mechanisms of the cardiovascular system in students. By the end of the school day, there is an increase in the parasympathetic nervous system activity and a decrease in the sympathetic nervous system activity in the cardiac function regulation. This fact confirms development of fatigue in students. There are also changes in neurohumoral regulation, with an enhancing suprasegmentary influence on the activity of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «Особенности проявлений умственного утомления у студентов младших курсов медицинского вуза»

логии и ортопедии. Материалы науч.-практ. конф. Новосибирск, 2005. С. 25-26. [Noskov VN., Agarkov VP., Gostintsev A.A., Dzyuba G.G., Polozhentsev A.A. Practice of treating patients with chronic osteomyelitis of long bones. Pyogenic complications in traumatology and orthopedics. (Conference proceedigs). Novosibirsk. 2005. P. 25-26. (In Russ.)]

5. Чечнев Е.Ю., Якушенко В.К., Чеканов М.Н.. Рутковский Е.А., Морозов А.Е., Ходоренко В.Н.. Ясенчук Ю.Ф. Способ пломбировки секвестральных полостей мелкогранулированным пористым никели-дом титана в лечении хронического остеомиелита // Имплантаты с памятью формы. 2004. № 1-2. С. 1921. [Chechnev E.Yu., YakushenkoVK., Chekanov M.N.. Rutkovsky E.A., Morozov A.E., Khodorenko VN., Yasenchuk Yu.F. The method of fillings equestral cavities with porousfine-grain titanium nickelid eintreating chronic osteomyelitis. Implantaty s pamyat'yu formy. 2004;(1-2):19-21.(In Russ.)]

6. Борисов И.В., Амирасламов Ю.А., Блатун Л.А. Антибактериальная терапия при остеомиелите (систематизированный обзор) // Антибиотики и химиотерапия. 2003. № 9. С. 37-40. [Borisov I.V., Amiraslamov Y.A., Blatun L.A. Antibacterial therapy for osteomyelitis (systematized review). Antibiotics and chemotherapy. 2003;(9):37-40. (In Russ.)]

7. Фомичев Н.Г. Новые технологии в хирургии позвоночника с использованием имплантатов с памятью формы. Томск, 2002. [Fomichev N.G. Novye tekhnologii v khirurgii pozvonochnika s ispol'zovaniem implantatov s pamyat'yu formy. Tomsk, 2002. (In Russ.)]

8. Гюнтер В.Э., Дамбаев Г.Ц., Сысолятин П.Г. Медицинские материалы и имплантаты с памятью формы. Томск, 1998. [Gunter VE., Dambaev G.T., Sysolyatin P.G. Meditsinskie materialy i implantaty s pamyat'yu formy. Tomsk, 2002. (In Russ.)]

9. Биосовместимые материалы с памятью формы и новые технологии в медицине / Под ред. проф.

В.Э. Гюнтера. Томск: Изд-во «НПП МИЦ», 2014. 342 с. [Gyunter V.E., editor. Biosovmestimye materialy s pamyat'yu formy i novye tekhnologii v meditsine. Tomsk: NPP MITS; 2014. 342 p. (In Russ.)]

10. Радкевич А.А., Ходоренко В.Н., Гюнтер В.Э. Репаративный остеогенез в костных дефектах после замещения мелкогранулированным пористым никелидом титана // Имплантаты с памятью формы. 2005. № 1-2. С. 30-34. [Radkevich A.A., Khodorenko V.N., Gyunter V.E. Reparative osteogenesis in bone defects after restoration with porousfine-grain titanium nickelide. Implantaty s pamyat'yu formy. 2005;(1-2):30-34. (In Russ.)]

11. Bohner M. Resorbable biomaterials as bone graft substi-tutes. Materials Today. 2010. Vol. 13. P. 24-30.

12. Cripps M., Shirtliff M. E., Mader J.T. The treatment of osteomyelitis with hydroxyappatite antibiotic implant in a rabbit model. 8-th Intersc. Conf. Antimicrobial Agents Chemother. San Diego, 1998. P. 324-329.

13. Iryanov Yu. M., Strelkov N. S., Kiryanov N. A., Dyuryagina O. V. Treatment of cavitary bone defects under implantation of the mesh structures made of titanium nickelide. Medical News of North Caucasus. 2017;12(2):152-156. https://doi.org/10.14300/mnnc. 2017.12043

14. Klimovitsky V G., Zhilitsyn Ye. V. Treatment of bone cysts of different localization in children. Trauma. 2012;13(3):7-10.

15. Shtofin А. S., Shegolev М. B., Trushin P. V, Golovnev V. A.,Golovnev А. V. [et al.] Application of porous titanium nickelide for treatment of patients with chronic osteomyelitis. Medical News of North Caucasus. 2017;12(3):281-284. https://doi. org/10.14300/mnnc.2017.12098

УДК 612.014.32:614.253.4 DOI 10.24411/2220-7880-2019-10030

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ УМСТВЕННОГО УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Частоедова И.А., Спицин А.П., Новожилова Ю.А.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610998, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf17@kirovgma.ru

В статье приведены результаты исследования проявлений острого умственного утомления у студентов младших курсов медицинского вуза. Полученные данные о проявлениях умственного утомления подтверждают наличие его признаков у большинства обследованных студентов. Лишь у 12% студентов не выявлены признаки острого умственного утомления. Отмечены гендерные особенности проявлений утомления. Доказано, что у юношей средние показатели индекса острого умственного утомления значительно выше, чем у девушек. На частоту встречаемости утомления оказывают влияние хронотипи-ческие особенности человека. Показано, что у лиц с хронотипом «умеренный жаворонок» значительно чаще встречаются признаки острого умственного утомления умеренной степени выраженности. Развитие утомления сопровождается значительным снижением работоспособности к концу учебного дня. Напряженный учебный день студентов приводит к перестройке механизмов вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. К концу учебного дня происходит повышение активности парасимпатического отдела и снижение активности симпатического отдела автономной нервной системы в регуляции сердечной деятельности, что подтверждает развитие утомления организма студентов. Также происходит перестройка структуры нейрогуморальной регуляции в сторону усиления надсег-ментарных влияний на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: острое умственное утомление, вариабельность сердечного ритма, студенты.

PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF MENTAL FATIGUE IN JUNIOR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Chastoedova I.A., Spitsin A.P., Novozhilova Yu.A.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610998, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kf17@kirovgma.ru

The article presents the results of the study of manifestations of acute mental fatigue in junior medical students. The obtained data confirm the presence of its signs in the majority of the students. Only 12% of the students showed no signs of acute mental fatigue. Gender features of fatigue have been noted. It has been proven that boys have a significantly higher average index of acute mental fatigue than girls. Fatigue frequency is influenced by chronotypic characteristics of a person. It has been shown that signs of moderate mental fatigue are much more common in a "moderate lark" chronotype. Fatigue development results in a significant decrease in student productivity by the end of the academic school day. Tight schedule causes changes in the regulatory mechanisms of the cardiovascular system in students. By the end of the school day, there is an increase in the parasympathetic nervous system activity and a decrease in the sympathetic nervous system activity in the cardiac function regulation. This fact confirms development of fatigue in students. There are also changes in neurohumoral regulation, with an enhancing suprasegmentary influence on the activity of the cardiovascular system.

Key words: acute mental fatigue, heart rate variability, students.

На сегодняшний день одной из самых сложно решаемых проблем является проблема умственного утомления студентов. В настоящее время в исследованиях под термином «утомление» понимается определенное функциональное состояние, возникающее в результате интенсивной или длительной нагрузки и проявляющееся во временном нарушении ряда психических и физиологических функций человека, снижении эффективности и качества его деятельности. Труд студентов характеризуется значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Кроме того, умственный труд протекает в условиях малой двигательной интенсивности, это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий, возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия [1]. Обучающиеся младших курсов высших учебных заведений наиболее уязвимы в отношении возникновения утомления. Это связано с адаптацией к учебной деятельности и изменением образа жизни [2].

Цель исследования: изучение проявлений умственного утомления у студентов и изменений в регуляции сердечно-сосудистой системы при утомлении.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 134 студента первого и второго курсов Кировского государственного медицинского университета (88 девушек и 46 юношей). Средний возраст составил 20,0±1,0 год. Анкетирование о степени выраженности острого умственного утомления было проведено в ноябре 2018 года по опроснику (Леонова А.Б., Савичева Н.Н., 1984) с расчетом индекса умственного утомления после учебных занятий в 15 часов. Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования (хронотипа) проводили по методике Хорна Д. - Эстерберга О. в модификации Путилова А.А. Для определения динамики работоспособности использовали теппинг-тест (методика Ильина Е.П.) с построением кривой работоспособности.

У 13 добровольцев (10 девушек и 3 юношей) с признаками острого умственного утомления умеренной и сильной степени проводили интервалокардио-

графию дважды в течение дня: утром с 7:30 до 8:00, вечером с 15:00 до 16:00. Перед исследованием измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений согласно рекомендациям экспертов Всероссийского научного общества кардиологов (ВНО, 2001).

Исследование вариабельности ритма сердца проводили в соответствии с «Рекомендациями рабочей группы Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества стимуляции и электрофизиологии» (1996) на аппарате Валента (производство «НЕО», г. Санкт-Петербург) утром до первого занятия и после занятий в этот же день. Продолжительность фоновой записи электрокардиограммы составляла 5 минут. Анализировались только стационарные участки ритмограмм после устранения всех возможных артефактов и при наличии у пациента синусового ритма. Вариабельность ритма сердца оценивали по стандартизированной методике, принятой Европейской ассоциацией кардиологии и Северо-Американской ассоциацией ритмологии и электрофизиологии [3, 4].

В дальнейшем рассчитывали статистические характеристики динамического ряда кардиоинтер-валов: среднее значение интервалов R-R (RRNN, мс), среднее квадратичное отклонение величин NN интервалов (SDNN, мс), процент пар последовательных интервалов NN отличающихся более чем на 50 миллисекунд за весь период записи (^NN50, %), амплитуду моды (АМо, %), индекс напряжения (ИН, усл. ед.); показатели спектрального анализа: общая мощность в диапазоне частот < 0,4 Гц (ТР), мощности в высокочастотном (ИР, 0,16-0,4 Гц), низкочастотном (LF, 0,04-0,15 Гц) и очень низкочастотном (УЬЕ <0,04 Гц) диапазонах, нормализованная мощность в диапазоне высоких частот (НБтгт, %) отражает относительный вклад ОТ-компонента в общую мощность за вычетом VLF-компонента, нормализованная мощность в диапазоне низких частот (LFnorm, %) отражает относительный вклад LF-компонента в общую мощность за вычетом VLF-компонента, индекс вагосимпатического взаимодействия (LF/HF). Считается, что отдельные показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) дают представление об актив-

ности различных звеньев регуляторных механизмов, а их комплексная оценка дает представления о функциональном состоянии [5-7].

Анализ результатов исследования был проведен с использованием компьютерных пакетов Excel и Statistica Advanced 10 for Windows RU, лицензионный номер 136-394-673. Проверка на нормальность распределения данных осуществлялась с использованием критерия Шапиро - Уилка. Результаты описательной статистики для данных, подчиняющихся закону нормального распределения или имеющих распределение, близкое к нормальному, представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной ошибки средней (±m). В этом случае для сравнения количественных показателей двух независимых выборок применяли параметрический критерий Стъюдента. Результаты непараметрических методов обработки представлены в виде медианы (Ме) и ин-

терквартильного размаха в виде 25 и 75 процентилей. Для сравнения двух зависимых выборок применяли непараметрический критерий Уилкоксона (малый объем выборок). Оценку качественных показателей осуществляли с помощью критерия хи-квадрат. Достоверными считали различия и корреляции при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Анкетирование студентов выявило, что лишь у 16 человек (12%) нет признаков острого умственного утомления, у 33 человек (24,6%) - умственное утомление легкой степени, у 74 человек (55,2%) - умственное утомление умеренной степени и у 11 человек (8,2%) - сильная степень умственного утомления. У юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречалось утомление умеренной степени (табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов по степени острого умственного утомления в зависимости от пола

Степень умственного утомления девушки, n=88 юноши, n=46 р по критериию хи-квадрат

Абс. число % Абс. число %

отсутствие признаков умственного утомления 14 15,9 2 4,3 0,09

легкая степень умственного утомления 25 28,4 8 17,4 0,23

умеренная степень умственного утомления 42 47,7 32 69,6 0,026

сильная степень умственного утомления 7 8,0 4 8,7 0,85

При сравнении средних показателей индекса умственного утомления у девушек и юношей также было отмечено, что у юношей средний показатель индекса умственного утомления (19,4±0,85 баллов) достоверно выше (р=0,04 по критерию Стъюдента), чем у девушек (16,59±0,91 баллов).

Почти у половины опрошенных студентов - 59 человек (44%) - определен дневной хронотип («голубь»), у 51 студента (38,1%) - утренне-дневной тип («умеренный жаворонок»), у 17 человек (12,7%) -утренний тип («жаворонок») и только у 7 студентов (5,2%) - вечерне-дневной тип («сова»).

Распределение студентов по степени острого ум

Для сопоставления частоты встречаемости степени острого умственного утомления в зависимости от хронотипа было проведено сравнение в 4 группах по хронотипу: 1 группа (59 человек) - «голуби»,

2 группа (51 человек) - «умеренные жаворонки»,

3 группа (17 человек) - «жаворонки» и 4 группа (7 человек) - «совы» (табл. 2). У студентов хроно-типов «умеренные жаворонки» и «жаворонки» достоверно чаще встречается утомление умеренной степени выраженности, чем у студентов хронотипа «голуби».

Таблица 2

венного утомления в зависимости от хронотипа

Степень умственного утомления хронотип «голуби», n=59 хронотип «умеренные жаворонки», n=51 хронотип «жаворонки», n=17 хронотип «совы», n=7

Абс. число % Абс. число % Абс. число % Абс. число %

отсутствие признаков умственного утомления 9 15,3 6 11,8 - - 1 14,3

легкая степень умственного утомления 20 33,8 11 21,5 2 11,8 - -

умеренная степень умственного утомления 23 39*# 33 64,7* 13 76,4# 5 71,4

сильная степень умственного утомления 7 11,9 1 2 2 11,8 1 14,3

Примечание: различия достоверны по критерию хи-квадрат при р<0,05 * - между показателями 1 группы и 2 группы; # - между показателями 1 группы и 3 группы.

По результатам теппинг-теста были построены усредненные кривые работоспособности (рис.1). Характер кривой соответствует развитию утомления как у юношей, так и у девушек, достоверных различий средних показателей в зависимости от пола не выявлено. Достоверных различий работоспособности в зависимости от хронотипа (сравнение графиков у студентов хронотипа «умеренный жаворонок» и хронотипа «голубь») не было.

У 13 добровольцев с признаками острого умственного утомления умеренной и сильной степени проанализировали изменения вариабельности сердечного ритма в течение учебного дня. Систолическое артериальное давление в начале учебного дня в среднем составило 118,9±3,5 мм рт. ст., диастоличе-ское давление - 78,0±2,2 мм рт. ст., в конце учебного дня систолическое артериальное давление незначительно увеличилось до 120,5±2,4 мм рт. ст., диастоли-ческое давление до - 79,2±1,6 мм рт. ст. Достоверно снизилась (р=0,04 по критерию Уилкоксона) в конце учебного дня средняя частота сердечных сокращений (с 79,9±3,2 уд./мин. - до 70,0±2,8 уд./мин.).

При анализе изменений временных и спектральных показателей сердечного ритма у студентов младших курсов медицинского вуза выявлены существенные изменения в регуляции сердечно-сосудистой системы в течение учебного дня. Так, произошло достоверное увеличение среднего значения ЯЯ-интервалов, что характеризует повышение активности парасимпатического отдела автономной нервной системы (АНС), свидетельствующее об утомлении организма студентов (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительные показатели вариабельности сердечного ритма в течение учебного дня, Ме (Р25-Р75)

Рис. 1. Среднее количество точек в квадратах у девушек и юношей

Показатели в начале учебного дня (п=13) в конце учебного дня (п=13) р по критериию Уилкоксона

ЯЯМЫ, мс 810 (720-880) 910 (810-960) 0,0047

СКО, мс 50 (50-70) 120 (60-130) 0,006

р№Ы50, мс 10 (1-23) 26 (20-33) 0,017

АМО, % 42 (32,4-46,7) 21 (15,5-41,14) 0,011

ИН, ед 77 (56-145) 19 (13-27) 0,0096

мс2 190 (118-394) 380 (252-1004) 0,59

LF, мс2 287(187-354) 679 (456-2068) 0,011

ОТ, мс2 663 (452-1922) 835 (503-2732) 0,5

пи 25 (9-26,1) 24,9 (12,9-33,3) 0,44

LF, пи 75 (74-91) 76 (67,9-88,4) 0,44

ОТ 0,32 (0,16-0,36) 0,42 (0,28-0,58) 0,074

LF/ ОТ 0,29 (0,14-0,63) 1,18 (0,22-1,56) 0,0046

LF/ ОТ 0,72 (0,48-0,97) 1,67 (0,72-2,14) 0,0046

На доминирование парасимпатического отдела автономной нервной системы в регуляции ритма сердца также указывает и значимое увеличение СКО. В конце учебного дня отмечено также значимое уменьшение АМо, это свидетельствует о снижении активности симпатического отдела АНС [8], что несомненно указывает на ухудшение качества вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.

На значительный вклад парасимпатического отдела АНС в конце учебного дня также указывает и существенное уменьшение индекса напряжения ре-гуляторных систем (ИН). По сравнению с началом учебных занятий, в конце учебного дня наблюдалось возрастание доли LF-компонента спектра, что позволяет говорить о возрастании активности вазомоторного центра [9, 10]. При этом доля VLF увеличивалась не значимо (табл. 3). Мощность VLF-колебаний вариабельности сердечного ритма, как известно, является чувствительным индикатором управления метаболическими процессами и хорошо отражает

энергодефицитные состояния [11]. О возрастании активности центрального контура регуляции и существенном ослаблении парасимпатического отдела АНС также указывает и соотношение VLF+LF/ НЕ что несомненно свидетельствует об ухудшении качества вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. На изменение активности симпатического отдела АНС указывает и увеличение соотношения LF/ ОТ в конце рабочего дня. Это может указывать на перестройку системы нейрогуморальной регуляции в сторону надсегментарных, в том числе гипоталамо-гипофизарных и кортикальных влияний [12]. Рост активности симпатического отдела АНС может рассматриваться как один из факторов риска повышения артериального давления и развития гипертензии в будущем.

Выводы

Таким образом, у большинства обследованных студентов (88%) выявлено острое умственное утом-

ление различной степени выраженности, у юношей чаще встречалась умеренно выраженная степень утомления. Отмечена зависимость проявлений утомления от хронотипа, что подтвердилось большей частотой встречаемости студентов с умеренной степенью умственного утомления с хронотипами «умеренные жаворонки» и «жаворонки». Утомление сопровождалось снижением работоспособности при выполнении краткосрочной монотоннной работы (теппинг-тест). Учебный процесс на младших курсах сопровождается выраженным напряжением механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы организма студентов. На это указывают изменения временных и спектральных показателей сердечного ритма. При анализе результатов установлено повышение активности парасимпатического отдела АНС (увеличение RRNN, СКО, снижение АМо и ИН). Одновременно характерно усиление надсегментарных влияний (увеличение LF/HF), что может рассматриваться как неблагоприятные сдвиги в регуляции сердечно-сосудистой системы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/ References

1. Галеев И.Ш., Святова Н.В., Ситдикова А.А., Миннахметова Л.Т., Мисбахов А.А., Садыкова А.И. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 81-84. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/ view?id=97. (Дата обращения 21.06.2019). [Galeev I.Sh., Svyatova N.V., Sitdikova A.A., Minnakhmetova L.T., Misbakhov A.A., Sadykova A.I. Analysis of mental performance of students against the background of physical culture and sports. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2014;1:81-84. Available at: URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=97 (accessed 21.06.2019)]

2. Корнякова В.В., Ашвиц И.В., Муратов В.А. Утомление у студентов младших курсов медицинского вуза // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Том 19. № 3. С.62-64. [Kornyakova V.V., Ashvits I.V, Muratov V.A. Fatigue in students of Junior courses of medical University. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2017;19(3):62-64. (In Russ.)]

3. Bauer A. et al. Heart Rate Turbulence: Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. International Society for Holter and Noninvasive Electrophysiology Consensus. Am. Coll. Cardiology. 2008. Vol. 52. Suppl. 17. P. 1353-1365.

4. Kleiger R.E. et al. Heart Rate Variability: Measurement and Clinical Utility. Annals of Noninvasive Electrocardiology. 2005. № 10(1). P. 88-101.

5. Тихонов П.П., Соколова Л.А Особенности ре-

гуляторных механизмов автономной нервной системы у больных с артериальной гипертензией с нарушением суточного профиля артериального давления // Кардиология. 2007. № 1. С. 16-21. [Tikhonov P.P., Sokolova L.A. Features of the regulatory mechanisms of the autonomic nervous system in patients with hypertension with a violation of the daily profile of blood pressure. Kardiologiya. 2007; 1:16-21. (In Russ.)]

6. Evans J.M., Ziegle M.G., Patwardham A.R. et al. Gender differences in autonomic cardiovascular regulation: spectral, hormonal and hemodynamic indexes. J. Appl. Physiol. 2001;91(6):2611.

7. Sztajzel J. Heart rate variability: a noninvasive electrocardiographic method to measure the autonomic nervous system. Swiss Med Wkly. 2004;134:514-522.

8. Прокопенко Н.А. Влияние индивидуальных особенностей личности на вариабельность ритма сердца у женщин разного возраста при эмоциональном воздействии // Успехи геронтологии. 2011. № 24(3). С. 498-504. [Prokopenko N.A. Influence of individual personality traits on heart rate variability in women of different ages under emotional influence. Uspekhi gerontologii. 2011;24(3):498-504. (In Russ.)]

9. Кузнецова О.В., Комкова Ю.Н. Возрастные особенности гемодинамики и дыхания у мальчиков школьного возраста по данным временного и спектрального анализа // Новые исследования. 2015. № 2(43). С. 27. [Kuznetsova O.V, Komkova Yu.N. Age peculiarities of hemodynamics and respiration in schoolage boys according to time and spectral analysis. Novye issledovaniya. 2015;(43):27. (In Russ.)]

10. Weippert M., Behrens K., Reiger A., Stoll R., Kreuzfeld S. (2013) Heart Rate Variability and Blood Pressure during Dynamic and Static Exercise at Similar Heart Rate Levels. PLoS ONE 8(12):e83690. https://doi. org/10.1371/journal.pone.0083690

11. Капустян Е.Г. Спектральные характеристики вариабельности сердечного ритма у женщин в послеродовом периоде в зависимости от латеральной конституции и гестационных асимметрий // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25372 (Дата обращения 08.01.2018) [Kapustyan E.G. Spectral characteristics of heart rate variability in women in the postpartum period depending on the lateral Constitution and gestational asymmetries. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016;6. Available at: URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=25372 (accessed 08.01.2018)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacihg and Electrophysiology. Hare rate variability. Standartd of Mesurement, Physiological Interpretation and Clinical Use. Circulation. 1996.93(5).1043.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.