УДК 159.922.7:616.8-009.11 ББК 88.83 М 42
Е.В. Медведева ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния тревожности на становление личности с двигательными ограничениями. Особый акцент сделан на специфику психического развития личности с церебральным параличом, что определяет актуальность данного исследования. Целью данного исследования является выявление уровня тревожности в группе детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет. В статье рассмотрены причины возникновения тревожности у детей с церебральным параличом, обусловленные социальными и биологическими факторами. В статье также отмечается, что изучение тревожности очень важно для последующего создания коррекционно-развивающих программ, способствующих снижению тревожности.
Ключевые слова: психология личности, личность с двигательными ограничениями, тревожность, детский церебральный паралич, старший дошкольный возраст.
E.V. Medvedeva FEATURES OF DISPLAYS AND THE REASONS OF THE ORIGIN OF UNEASINESS IN CHILDREN WITH THE CEREBRAL PARALYSIS
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Abstract. The paper is devoted to a problem of influence of uneasiness on formation of the person with impellent restrictions. The special accent is made on specificity of mental development of the person with a cerebral paralysis that defines an urgency of the given research. An objective of this research is revealing level of uneasiness in group of children with a cerebral paralysis at the age of 6-7 years. The author considers the reasons of occurrence of uneasiness in children with the cerebral paralysis, caused by social and biological factors. Also it is noticed that studying uneasiness is very important for the subsequent creation of the correction-developing programs promoting decrease of uneasiness.
Keywords: psychology of the person, the person with impellent restrictions, uneasiness, a children's cerebral paralysis, the senior preschool age.
Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений. В стране возросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах. Сегодня существует тенденция роста семей, имеющих ребенка с заболеванием детский церебральный паралич (ДЦП), которые наиболее подвержены развитию тревожности, становясь центром родительских забот и тревог.
У детей с ДЦП отмечается высокий уровень тревожности как характерологический признак и главный индикатор нарушений в личностной сфере [1].
В психологии тревожность рассматривается как отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности. Известно, что уровень тревожности существенно зависит от обстоятельств, однако каждый человек имеет свой личностный уровень тревожности. У детей с ДЦП высокий уровень тревожности обусловлен рядом патогенных факторов: церебрально-органическая недостаточность, частая госпитализация, переживания по поводу физической недостаточности.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей с церебральным параличом. По мнению Е.А. Сергиенко, дошкольный возраст (6-7 лет) является критическим в понимании собственного внутреннего мира [3].
Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности и опыт консультирования, позволяют представить причины развития тревожности у детей с церебральным параличом в возрасте 6-7 лет:
- отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
- отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
- к ребенку предъявляют завышенные требования;
- авторитарный стиль общения взрослого с ребенком;
- негибкая, догматичная система воспитания;
- неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
- противоречия между высокими притязаниями, вызванными захвалением, и реальными возможностями детей.
Своевременное исследование тревожности детей с ДЦП может привести к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей с церебральным параличом.
Целью исследования является изучение особенностей проявлений и причин возникновения тревожности у детей с ДЦП.
Исследование особенностей проявлений тревожности проводилось на базе Центра восстановительной медицины и реабилитации г. Краснодара для детей с церебральным параличом, выборка составила 50 детей 6-7 лет. Нормально развивающиеся дети в количестве 50 человек, посещающие МДОУ №8 г. Краснодара, были включены в исследование для сопоставления результатов.
Для исследования тревожности была использована методика Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [2].
В процессе использования Детского теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, Ф.Амен) были получены следующие результаты, характеризующие особенности проявления тревожности по отношению к наиболее типичным психотравмирующим ситуациям в детском возрасте.
В группе детей с нормальным развитием не отмечены показатели низкого и высокого уровней тревожности. Большая часть испытуемых (83%) проявляют адекватный средний уровень тревожности (индекс тревожности - ИТ от 20% до 50%), позволяющий дошкольникам в норме успешно адаптироваться в различных психотравмирующих ситуациях. У 17% испытуемых детей в норме отмечался повышенный уровень тревожности (ИТ от 50% до 70%), проявляющийся в раздражительности и эмоциональным напряжением в конфликтных ситуациях со сверстниками. Результаты отображены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
В группе детей с ДЦП показатели значительно отличались от показателей детей в нормальным развитием. Низкий уровень тревожности (ИТ ниже 20%) был отмечен у 4% детей с церебральным параличом. Показатели среднего уровня тревожности наблюдались у 12% дошкольников с двигательными нарушениями. Основную группу (84%) составили дети, обладающие высоким уровнем тревожности (ИТ выше 70%). Результаты отображены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Следовательно, полученные данные показывают, что большинство нормально развивающихся детей в возрасте 6-7 лет (83%) проявляют адекватный средний уровень тревожности, в то время как только у 12% детей с церебральным параличом обнаруживаются средние показатели тревожности. Достоверность результатов проверена с помощью критерия Фишера и составляет 0,01 (р<0,01). Повышение показателей тревожности у дошкольников с ДЦП встречается чаще, чем в половине случаев (84%). В отличие от этого, в контрольной группе данный показатель составляет 17%. Различия в уровне исследуемого признака доказаны и находятся в зоне достоверной значимости (р<0,01).
У дошкольников с низким уровнем тревожности наблюдается недостаточная тревожность, которая затрудняет адаптацию детей в психотравмирующих ситуациях. Дошкольники с двигательными ограничениями отличались расторможенным поведением, повышенным эмоциональным фоном настроения и снижением критичности. В ситуации обследования они легко вступали в контакт с экспериментатором, не боялись незнакомых людей. При выполнении тестовых заданий дети демонстрировали недостаточное понимание опасности, изображенной на картинке. У детей в норме показатели недостаточной тревожности выявлены не были.
При средних показателях уровня тревожности встречается адаптивный вид тревожности, позволяющий ребенку выбирать адекватные, конструктивные и эффективные способы поведения в психотравмирующих ситуациях. Адаптивная тревожность наблюдалась у 83% нормально развивающихся дошкольников с бесконфликтным поведением в психотравмирующих ситуациях с остро выраженной вероятностью опасности («Объект агрессии», «Выговор»).
В группе дошкольников с двигательными ограничениями адаптивная тревожность проявлялась в тех случаях (12%), когда дети имели сохранный интеллект, легкие двигательные и речевые расстройства. Адекватный уровень тревожности позволяет этим детям эффективно адаптироваться в социуме.
Повышенный уровень тревожности проявляется у старших дошкольников более разнообразно. Этот уровень тревожности характеризует преобладание негативного эмоционального опыта в какой-либо одной сфере социального взаимодействия (при общении со сверстниками или с родителями). Особенности проявления повышенного уровня тревожности в разных группах детей состоят в следующем.
Нормально развивающиеся дошкольники (17%) демонстрировали эмоциональное напряжение и преобладание негативного эмоционального опыта (выбор «печальное лицо») в ситуациях межличностного общения со сверстниками («Объект агрессии», «Изоляция», «Агрессивное нападение»). Поведение этих детей дошкольного учреждения отличалось раздражительностью и конфликтностью.
Интересно, что негативный эмоциональный опыт дошкольников с двигательными ограничениями был связан преимущественно с ситуациями взаимодействия с родителями.
Качественный анализ позволил выявить направленность тревожности в сферу таких жизненных ситуаций, которые имеют наибольшее психотравмирующее значение для испытуемых: «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «я сам». У детей с
нарушениями двигательных функций наблюдалось преобладание негативного эмоционального опыта в заданиях, моделирующих взаимоотношения ребенка с родителями, со сверстниками и его самостоятельные повседневные действия (сфера «я сам»). В группе детей с нормальным развитием отмечалось преобладание негативного эмоционального опыта в ситуациях, моделирующих наиболее конфликтные сюжеты общения между детьми.
Анализируя и систематизируя полученные в результате исследования данные, можно выделить несколько причин возникновения повышенной тревожности:
1. Повышенная тревожность из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает у детей с церебральным параличом в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
2. Повышенная тревожность вызывается чувством вины и характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.
3. Повышенная тревожность возникает при авторитарном стиле общения взрослого с ребенком в семье и в предъявлении завышенных требований.
4. Повышенная тревожность из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности.
5. Повышенная тревожность возникает в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации, и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей).
Итак, в результате исследования были выявлены особенности проявлений тревожности, выражающиеся в раздражительности, беспокойстве, пугливости, нерешительности и эмоциональной напряженности в ситуациях взаимодействия со сверстниками и родителями. При этом причинами возникновения повышенной
тревожности является не только физическое неблагополучие, вынужденная изоляция и частые госпитализации, но и некорректные стили воспитания по отношению к больному ребенку в семье.
Своевременное внедрение систем коррекционного воспитания и обучения, программ психологической поддержки семьи, формирующие у больного ребенка чувства своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.
Примечания:
1. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМиД, 2000. 160 с.
3. Сергиенко Е.А. Истоки познания: онтогенетический аспект // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 4. С. 43-54.
References:
1. Shipitsyna L.M., Mamaichuk I.I. Children's cerebral paralysis. SPb.: Didactics Plus, 2001. 272
p.
2. Panfilova M.A. Game theraphy of dialogue: tests and correctional games: practical manual for psychologists, teachers and parents. М.: GNOMiD, 2000. 160 p.
3. Sergienko E.A. Source of knowledge: ontogenetic aspect//Psychological journal. 1996. Vol. 17, No.4. P. 43-54.