Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ДИЗОРФОГРАФИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонькина Ю. А., Гайдарова Е. И.

В статье рассматриваются трудности, возникающие у младших школьников с общим недоразвитием речи при проявлениях дизорфографии. Приведены результаты эмпирического исследования по изучению состояния письменной речи на материале диктантов, направленного на определение уровня сформированности орфографических умений в младшем школьном возрасте в возрасте 8-9 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонькина Ю. А., Гайдарова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376.36

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© 2020 Ю. А. Афонькина1, Е. И. Гайдарова2

1канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики

и специальной психологии МАГУ e-mail: julia3141 @ rambler. ru

2обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) логопедия (начальное

образование детей с нарушениями речи) e-mail: kittylizochka @ mail. ru

Мурманский арктический государственный университет

В статье рассматриваются трудности, возникающие у младших школьников с общим недоразвитием речи при проявлениях дизорфографии. Приведены результаты эмпирического исследования по изучению состояния письменной речи на материале диктантов, направленного на определение уровня сформированное™ орфографических умений в младшем школьном возрасте в возрасте 8-9 лет.

Ключевые слова: дизорфография, письменная речь, общее недоразвитие речи, младшие школьники, орфографические умения.

Важность и значимость грамотной письменной речи в развитии младших школьников невозможно переоценить, ведь орфографически правильное письмо является средством не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре [Вергелес, Денисова 2017]. Она имеет большое значение для познавательного развития, социализации и успешного общения ребенка младшего школьного возраста, реализации его образовательного потенциала.

В современной образовательной ситуации актуализируется проблема совершенствования деятельности образовательной организации по формированию грамотного письма на этапе начального общего образования.

Существенной проблемой современного начального общего образования следует признать недостаточный уровень освоения младшими школьниками письменной речи. Дизорфография относится к нарушениям письменной речи и поэтому является неотъемлемой частью данной проблемы. В Письме Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.19 г. отмечается, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма по вопросу об отсутствии специальных условий обучения данной категории детей.

Дизорфография как вид специфического нарушения письменной речи рассмотрена в исследованиях Г.М. Сумченко, Л.Г. Милостивенко, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева, позже в работах, О.И. Азовой, О.В. Елецкой (см.: [Ладошина, Растокина 2014]). Под дизорфографией авторами понимается нарушение письма, проявляющееся в стойких трудностях формирования орфографических умений и навыков; стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Для дизорфографии характерно большое количество орфографических, пунктуационных ошибок либо сочетание тех и других. При этом обучающийся знает правила, но не может применить их на практике.

Как показали исследования, дисграфия и дизорфография чаще всего встречаются у младших школьников вместе. Однако, как считает А.А. Назарова, дизорфография как отдельное нарушение письменной речи изучена недостаточно [Назарова 2015], что повышает актуальность обозначенной проблематики.

Кроме того, важно подчеркнуть, что дизорфографические ошибки у младших школьников не преодолеваются без специально организованной помощи [Прищепова 2015], включающей логопедическое воздействие, эффективная организация которой невозможна без глубокого изучения характера и особенностей проявления данных ошибок.

С целью изучения особенностей овладения орфографическими умениями современными детьми младшего школьного возраста нами было проведено исследование с использованием следующей методики: «Исследование состояния письменной речи на материале диктантов» (Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова) [Логопедическая помощь... 2005].

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что для младших школьников с общим недоразвитием речи характерно индивидуальное своеобразие процесса освоения орфографических умений и навыков.

Исследование проходило на базе МБОУ «Прогимназия № 61» г. Мурманска. В эксперименте приняли участие 20 респондентов: 10 детей с общим недоразвитием речи, обучающиеся в условиях инклюзивного образования (вариант маршрута - 5.1), и 10 детей с нормативным речевым развитием, обучающиеся по основной образовательной программе начального общего образования «Школа России», в возрасте 8-9 лет.

На гистограмме представлены результаты исследования состояния письменной речи на материале диктантов, направленного на определение уровня сформированности орфографических умений в младшем школьном возрасте.

Соотношение уровней сформированности орфографических умений (на материале диктантов)

Результаты исследования позволяют утверждать, что значительная часть младших школьников 8-9 лет с ОНР имеют низкий уровень развития орфографических умений, тогда как из детей с нормой речевого развития на данном уровне находится только один ученик. Данные показатели говорят более чем о шести орфографических ошибках в диктанте в среднем (пропуски слов, их перестановка, замены), значительном количестве помарок и исправлений.

Афонькина Ю. А., Гайдарова Е. И. Особенности проявления дизорфографии

у младших школьников с общим недоразвитием речи

Уровень ниже среднего оказался характерен ученикам как с ОНР, так и с нормой речевого развития. Школьники допустили 4-6 орфографических ошибок (пропуск букв, перестановки, замены) и значительное количество помарок, исправлений. Дети этой группы испытывают значительные трудности в самостоятельном поиске и исправлении ошибок во время самопроверки, не знают орфографических правил и не умеют пользоваться алгоритмом действий. Учениками не были подчеркнуты изученные орфограммы, что говорит либо о незнании правил, неумении подбирать и находить проверочные слова, либо об отсутствии умения видеть в словах орфограммы, «опасные» места, в которых можно допустить ошибку. Также детьми были допущены пунктуационные ошибки и написание со строчной буквы начала предложения.

Результаты диагностического обследования показали, что средний уровень орфографических умений характерен для младших школьников 8-9 лет с ОНР и для большинства детей, не имеющих речевых нарушений. Школьники допустили 2-3 ошибки правописания, отдельные помарки и исправления. Причины затруднений у этой группы детей вызваны в основном пробелами в знаниях и неумением применять теоретические знания в практической деятельности. Учениками с ОНР были допущены ошибки по невнимательности или излишней торопливости: пропуск слов, написание слов в тексте, которые не были продиктованы.

Уровень выше среднего характерен как для младших школьников 8-9 лет с нормой речи, так и для младших школьников с ОНР. Ученики допустили 2-3 орфографические ошибки (безударные гласные в корне слова), которые самостоятельно замечаются и исправляются. Работы детей с нормой речи на данном уровне характеризовались редкими исправлениями и зачеркиваниями, ученики правильно находили изученные орфограммы и подчеркивали их. Исключение составляют школьники с ОНР, у которых в работе наблюдалось большое количество исправлений, зачеркиваний. Ими подчеркивались не все орфограммы, многие пропускались, что может говорить о незнании учениками изученных правил или об излишней торопливости, невнимательности.

Средний уровень орфографических умений характерен для младших школьников 8-9 лет с ОНР и для учеников, не имеющих речевых нарушений. Младшие школьники с ОНР допустили 2-3 ошибки правописания, отдельные помарки и исправления в диктанте, что может являться следствием сниженного фонематического восприятия или недоразвития отдельных сторон речи. У детей с нормой речи причины затруднений вызваны в основном пробелами в знаниях и неумением применять теоретические знания в практической деятельности.

Высокий уровень развития орфографических умений не продемонстрировали дети с ОНР. Один ученик с нормой речевого развития показал высокий результат, что тоже составляет небольшое количество от общей выборки и говорит о том, что есть определенные трудности, с которыми необходимо работать в дальнейшем. Ученик с нормой речевого развития не допустил ошибок в диктанте, текст был написан аккуратным, разборчивым почерком без исправлений.

Качественный анализ процесса выполнения задания показывает, что большинство обучающихся с ОНР испытывают трудности в понимании задания (просили по несколько раз повторить предложения, переспрашивали задание), проявляют рассеянность и отвлекаемость внимания в ходе его выполнения. Они показывали низкую выраженность интереса к заданию и достижению его высоких результатов. Такие особенности существенно снижали продуктивность выполнения задания.

В отличие от обучающихся с ОНР, дети с нормой речи были сосредоточенны и внимательны. Писали медленно, аккуратно, выводя каждую букву.

Наиболее эффективными в преодолении, устранении и предупреждении у младших школьников с ОНР дизорфографических ошибок всевозможного характера (пропуск букв, перестановка, искажения, замены и др.) являются различные виды диктантов, которые могут быть использованы как дома, так и в школе. К диктантам необходимо давать задания для усвоения той или иной орфограммы.

У младших школьников 8-9 лет с ОНР были выявлены трудности в применении орфографических правил на письме. Поэтому обязательно рекомендуется вводить упражнения в игровой форме для лучшего запоминания и осознанного усвоения правил, которые способствуют мотивации детей на дальнейшее обучение, умению применять орфографические правила в игровых и проблемных ситуациях.

Большая роль в логопедической работе должна отводиться изложениям с целью закрепления изученных орфограмм и достаточного их усвоения. При работе над изложением появляется также необходимость сознательно применять полученные орфографические навыки и грамматические знания на практике.

Также необходимо мотивировать ребенка на дальнейшее самостоятельное закрепление всех видов орфограмм.

В качестве перспективной задачи продолжения исследования может выступить изучение взаимосвязи видов ошибок с уровнем развития у младших школьников таких функций, как зрительное и слуховое внимание, восприятие и память, а также самооценки и связанной с ней мотивации достижений, саморегуляции, нарушения которых могут выступить в качестве неречевых предпосылок дизорфографии.

Библиографический список

Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 318036/ (дата обращения: 01.01.2020)

Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». СПб.: Питер, 2017. 256 с. (Стандарт третьего поколения).

Ладошина М.Н., Растокина Л.В. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2014. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-dizorfografii-u-

shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 05.02.2020)

Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская; науч. ред. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2005. 180 с.

Назарова А.А. Вопрос о взаимосвязи дисграфии и дизорфографии у учащихся с нарушением письма // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-vzaimosvyazi-disgrafii-i-dizorfografii-u-uchaschihsya-s-narusheniem-pisma. URL: (дата обращения: 18.11.2019).

Прищепова И.В. Вопросы организации и содержания системы логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2015. №1 [7]. С. 70-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.