СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Особенности проведения землеустроительных и кадастровых работ
за рубежом (на примере Швеции) 1 2 Ахмеров Р. Р. , Аркадьева А. А.
гАхмеров Рашид Равилович /Akhmerov Rashid КауИоу1ек - доцент, кандидат сельскохозяйственных наук;
2Аркадьева Алена Александровна / Arkadieva Alena Aleksandrovna - магистр, кафедра землеустройства и кадастров, агрономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования
Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, г. Саратов
Аннотация: в статье рассмотрены особенности землеустроительных и кадастровых работ, проводимых в Швеции, представлена краткая история развития кадастровых работ, цель их проведения, показана роль землеустроителя в системе земельных отношений.
Ключевые слова: землеустроительная деятельность; кадастровые работы; база данных; государственный служащий.
До середины 16 века Швеция формально была одной из провинций Дании.
С 1530 года все записи о владениях землей вносились в поземельные книги, которые составлялись для каждой деревни, а каждому владению присваивался свой номер. Эта система сохранилась до наших дней и до сих пор используется в Швеции.
Все письменные документы о сделках и передаче земли хранятся в местном суде. Можно считать такой способ хранения документов родоначальником регистрации прав на землю.
В 1628 году создано «Управление по землемерию» - Lantmateriet, которое до настоящего времени выполняет обязанности по осуществлению землеустройства.
С 1640 года ведется учет населения по кадастровым номерам земельных участков (до начала прошлого века - протестантской церковью, а позже - органами налогообложения).
С 1650 года специалисты начали составлять карты всех поселений, что стало прообразом кадастровой карты. На этой карте отмечались все учтенные земельные участки с присвоенными им номерами.
В начале 20 века была предпринята работа по созданию общегосударственной кадастровой карты, основанной на системе национальных координат.
Основой карт были аэроснимки, позже - ортофотопланы в масштабе 1:5000, 1:20000. Границы земельных участков устанавливались путем интерпретации старых кадастровых карт, в сравнении с новыми картами, картометрическим способом [1].
Следует отметить, что при создании новых карт площади земельных участков не пересчитывались. Новые документы при необходимости выдавались только по заявлению.
С начала 21 века, а именно с 2004 г. парламент одобрил закон, который позволил проводить опыты по построению трехмерного кадастра, была разрешена регистрация заявлений о кадастровом учете и переходе прав на имущество с помощью компьютерной сети Интернет.
В настоящее время фактические границы земельных участков полностью совпадают с учтенными, а фактические владельцы - с юридическими владельцами, учтенными в реестре.
Кадастровая система в Швеции имеет следующие цели:
- содействует устойчивому развитию и рациональному развитию земельных отношений;
- предоставляет сведения о земельных участках для планирования использования;
- земли, налогообложения, природоохранного управления и хозяйственного освоения [2].
В современных условиях в Швеции создана единая база данных, в которой собраны все необходимые сведения обо всех земельных участках, их статусе и собственниках. Ответственность за ведение и заполнение этой базы данных на Шведской национальной землеустроительной службе.
Ответственность за внесение информации о залоге и других обременениях и ограничениях лежит на судах и банках. Таким образом, Шведская национальная землеустроительная служба должна тесно взаимодействовать и с другими структурами для внесения в базу данных актуальных сведений.
В Швеции все базы данных и реестры объектов автоматизированы и связаны друг с другом. Данные кадастра используются практически во всех сферах управленческой и хозяйственной деятельности.
Любой гражданин Швеции может получить доступ к любым сведениям кадастра, заплатив за них установленную законом плату.
Государственные землеустроители получают сведения о любых земельных участках бесплатно, они же и являются основными пользователями кадастровых сведений.
Землеустроители в Швеции являются государственными служащими, государство несет за них полную ответственность. Деятельность землеустроителей никак не лицензируется и не регулируется.
В Швеции отсутствует развитое законодательство о кадастровом учете. Это связано с тем, что землеустроитель, являющийся представителем государства, сам проводит работы по кадастровому учету на основании составленной им землеустроительной документации.
Требования к образованию землеустроителей достаточно высоки. Землеустроитель должен пройти курсы технологии геодезической съемки, организации планирования использования земельных участков, архитектуры, охраны окружающей среды, почвоведения, права, в том числе процессуального, административного и земельного, оценка недвижимости, информационные технологии.
После того, как специалист получит диплом, землеустроитель обязан еще год проходить стажировку в государственных органах, сдать квалификационный экзамен и лишь после этого он допускается к самостоятельной работе.
Таким образом, можно заключить, что в Швеции все формирование и, в значительной мере, оборот земельных участков обеспечивается государственными служащими - землеустроителями.
Литература
1. Журнал «Мировая экономика и международные экономические отношения» №5,
2014, С.146-149.
2. Land Reform in Agriculture. - Mora, Sweden.: Swedesurvey, 2015.