Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перькова Е.Ю.

Ухудшение социально-экономической ситуации в стране в последние годы, повлекшее за собой падение курса рубля и соответственно реальных доходов населения, в условиях снижения уровня жизни еще больше актуализировало вопрос формирования адресной и действенной социальной политики. Большая территориальная протяженность страны и наличие разного общего уровня социально-экономического развития ее субъектов формируют неоднородность финансовых условий проведения социальной политики, что также является предпосылками для имеющихся проблем. В ходе исследования рассмотрены особенности проведения социальной политики в федеральных округах Российской Федерации на основе анализа динамики бюджетных расходов на социальную сферу в сопоставимых ценах в 2014-2019 гг. Установлено, что за последние годы общий объем бюджетных расходов, направленных на реализацию социальной политики, в сопоставимых ценах вырос практически на 40%, что свидетельствует о том, что данному направлению стало уделяться более повышенное внимание, чем прежде. В результате, в 2019 г. на социальную политику в России было направлено около 2,69 трлн. руб., что составляет 19,8% от общего объема бюджетных расходов. Вместе с тем, в разрезе федеральных округов страны сохраняется тенденция к дифференциации уровня бюджетных расходов на социальную политику, что подтверждается вариацией удельного веса расходов на социальную сферу в пределах 17,5%-25,7%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF SOCIAL POLICY IN THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIA

The deterioration of the socio-economic situation in the country in recent years, which led to a fall in the ruble exchange rate and, accordingly, the real income of the population, in the context of a decline in living standards, has even more actualized the issue of forming a targeted and effective social policy. The large territorial extent of the country and the presence of a different general level of socio-economic development of its subjects form the heterogeneity of the financial conditions for the implementation of social policy, which is also a prerequisite for existing problems. In the course of the study, the features of the implementation of social policy in the federal districts of the Russian Federation were considered on the basis of an analysis of the dynamics of budgetary spending on the social sphere in comparable prices in 2014-2019. It has been established that in recent years, the total volume of budgetary expenditures aimed at implementing social policy in comparable prices has grown by almost 40%, which indicates that this area has begun to receive more attention than before. As a result, in 2019, about 2.69 trillion rubles were allocated for social policy in Russia. rubles, which is 19.8% of the total budget expenditures. At the same time, in the context of the country's federal districts, the trend towards differentiation of the level of budget spending on social policy persists, which is confirmed by the variation in the share of spending on the social sphere within 17.5% -25.7%.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 332.1:364.22

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРЬКОВА ЕЮ.,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, t9051583595@gmail.com.

Реферат. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране в последние годы, повлекшее за собой падение курса рубля и соответственно реальных доходов населения, в условиях снижения уровня жизни еще больше актуализировало вопрос формирования адресной и действенной социальной политики. Большая территориальная протяженность страны и наличие разного общего уровня социально-экономического развития ее субъектов формируют неоднородность финансовых условий проведения социальной политики, что также является предпосылками для имеющихся проблем. В ходе исследования рассмотрены особенности проведения социальной политики в федеральных округах Российской Федерации на основе анализа динамики бюджетных расходов на социальную сферу в сопоставимых ценах в 2014-2019 гг. Установлено, что за последние годы общий объем бюджетных расходов, направленных на реализацию социальной политики, в сопоставимых ценах вырос практически на 40%, что свидетельствует о том, что данному направлению стало уделяться более повышенное внимание, чем прежде. В результате, в 2019 г. на социальную политику в России было направлено около 2,69 трлн. руб., что составляет 19,8% от общего объема бюджетных расходов. Вместе с тем, в разрезе федеральных округов страны сохраняется тенденция к дифференциации уровня бюджетных расходов на социальную политику, что подтверждается вариацией удельного веса расходов на социальную сферу в пределах 17,5%-25,7%.

Ключевые слова: федеральные округа, социальная политика, расходы на социальную политику, территориальная дифференциация.

SPECIFIC FEATURES OF SOCIAL POLICY IN THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIA

PERKOVA E.Yu.,

assistant of the department of economics and management, Kursk state medical university, t9051583595@gmail.com.

Essay. The deterioration of the socio-economic situation in the country in recent years, which led to a fall in the ruble exchange rate and, accordingly, the real income of the population, in the context of a decline in living standards, has even more actualized the issue of forming a targeted and effective social policy. The large territorial extent of the country and the presence of a different general level of socio-economic development of its subjects form the heterogeneity of the financial conditions for the implementation of social policy, which is also a prerequisite for existing problems. In the course of the study, the features of the implementation of social policy in the federal districts of the Russian Federation were considered on the basis of an analysis of the dynamics of budgetary spending on the social sphere in comparable prices in 2014-2019. It has been established that in recent years, the total volume of budgetary expenditures aimed at implementing social policy in comparable prices has grown by almost 40%, which indicates that this area has begun to receive more attention than before. As a result, in 2019, about 2.69 trillion rubles were allocated for social policy in Russia. rubles, which is 19.8% of the total budget expenditures. At the same time, in the context of the country's federal districts, the trend towards differentiation of the level of budget spending on social policy persists, which is confirmed by the variation in the share of spending on the social sphere within 17.5% -25.7%.

Keywords: federal districts, social policy, spending on social policy, territorial differentiation.

Введение. Социальная политика является одним из важнейших элементов государственной политики России и в то же время - одной из наиболее проблемных областей. Это связано с тем обстоятельством, что существующие сегодня в стране меры социальной поддержки населения являются недоработанными и по большей степени - формальными [1]. Поэтому для населения, находящегося в трудном социально-экономическом положении, такая помощь не оказывает какого-либо значительного влияния, что способствует росту социальной напряженности в обществе [2].

Ухудшение социально-экономической ситуации в стране в последние годы, повлекшее за собой падение курса рубля и соответственно реальных доходов населения, в условиях снижения уровня жизни еще больше актуализировало вопрос формирования адресной и действенной социальной политики [3]. Кроме того, большая территориальная протяженность страны и наличие разного общего уровня социально-экономического развития ее субъектов формируют неоднородность финансовых условий проведения социальной политики, что также является предпосылками для имеющихся проблем [4, 5]. Это связано с тем, что возможность реализации той или иной социальной политики в регионах зависит от наличия соответствующих финансовых ресурсов, аккумулируемых в региональных бюджетах [6]. Поэтому в ситуации несбалансированности бюджета и формирования дефицита финансового обеспечения возникает необходимость в сокращении части расходов, обладающих более низкой степенью приоритетности. Зачастую расходы именно на социальную сферу являются той статьей, которой можно пренебречь, в связи с чем социальная политика так и остается одной из наименее проработанных и реализованных областей [7].

Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались данные статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2020 г. [8] об основных показателях реализации социальной политики в разрезе федеральных округов РФ в 2014-2019 гг. В качестве основного критерия реализации социальной политики использовался объем бюджетных расходов на социальную политику всего и в расчете на 1 жителя. Для целей исследования стоимостные показатели были приведены в сопоставимый уровень цен, что позволяет оценить темпы реального увеличения бюджетных расходов на социальную политику, не связанные с инфля-

ционными процессами в экономике. Анализ особенностей проведения социальной политики в федеральных округах Российской Федерации проводился с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [9, 10].

Результаты исследования. Общий объем бюджетных расходов на социальную политику в Российской Федерации за 6 лет вырос практически на 40% и в 2019 г. составил 2685,5 млрд. руб. в сравнении с 1929,3 млрд. руб. в базовом периоде. При этом в разрезе федеральных округов страны также отмечается устойчивая тенденция к росту расходов на реализацию социальной политики, однако темпы такого роста дифференцированы. Наибольший прирост за 6 лет (более 50%) выделяется в ДФО, СЗФО, СКФО и УФО, а наименьший - в ЮФО (3,6%). В ЦФО за исследуемый период произошло общее увеличение объема бюджетных расходов на социальную сферу на 38,6%, а к 2019 году показатель составил 870,4 млрд. руб.

Вместе с тем, оценка динамики по годам позволила установить, что в 2015 году произошел существенный спад объема расходов на социальную политику во всех без исключения федеральных округах, что обусловлено общим ухудшением экономической ситуации в стране. Однако уже в 2016 г. вновь наметились положительные тенденции к росту объемов бюджетных расходов, что обусловлено улучшением экономической ситуации. Однако в регионах ЮФО ситуация по-прежнему остается неоднозначной, поскольку в 2015 г. произошел спад более чем на 30% по сравнению с уровнем базисного периода, а прирост за последние 6 лет составил менее 4% (таблица 1).

При этом удельный вес расходов на социальную политику в общем объеме бюджетных расходов в Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию к росту за 6 лет на 4%. Если в 2014 г. показатель был равен 15,8%, то в 2019 г. практически достиг 20%. Среди федеральных округов страны также наметилась положительная тенденция к росту расходов на социальную сферу во всех субъектах, кроме СФО, где произошел незначительный спад. В наибольшей степени увеличились расходы на социальную сферу в регионах СЗФО и ДФО -8,4% и 7,4% соответственно, наименьший прирост отмечается в ЦФО и СКФО (2,8% и 3,4% соответственно). В свою очередь, наибольший удельный вес расходов на социаль-

ную политику в 2019 году отмечается в СЗФО, где показатель составил 25,7%, что выше среднего по Российской Федерации значения. Также высокие значения, превышающие уровень по стране, отмечаются в 2019 г. в ДФО, СФО и УфО. В ЦФО, несмотря на его общий высокий уровень социально-экономического развития, доля расходов на ЦФО является относительно низкой и не превышает среднее по стране значение, что, вероятно, обусловлено большим объемом бюджетных расходов по другим направлениям и соответствующей расстановкой приоритетов. Кроме того, можно отметить, что в регионах СЗФО, СФО и СКФО в 2015 г. произошло снижение доли бюджетных расходов на социальную сферу, что обусловлено общим ухудшением экономической ситуации на фоне событий 2014 г. В 2017 г. произошло улучшение обстановки, в результате чего во всех федеральных округах страны произошло увеличение доли бюджетных расходов на реализацию социальной политики и было достигнуто мак-

симальное значение за исследуемый период. В последние два года вновь наметилась отрицательная динамика, связанная со снижением удельного веса расходов на социальную сферу в общей структуре бюджетных расходов, что обусловлено более активным ростом расходов по другим статьям (таблица 2).

Сравнительный анализ удельного веса расходов на социальную политику в федеральных округах Российской Федерации в 2014 и 2019 гг. позволил установить, что во всех субъектах, за исключением ЮФО, за 6 лет произошла общая положительная динамика к росту доли расходов на реализацию социальной политики. Однако стоит выделить наличие существенной дифференциации между федеральными округами по доле бюджетных расходов на социальную сферу и тенденцию к ее усилению. Если в 2014 г. разрыв между федеральными округами с наибольшим и наименьшим значением составлял 3,2%, то к 2019 г. данное значение выросло до 8,2% (рисунок 1).

Таблица 1 - Динамика бюджетных расходов на социальную политику в разрезе федеральных округов РФ в 2014-2019 гг.__

Субъект РФ Значение (в сопоставимых ценах), млрд. руб. Изменение в 2019 г. к 2014 г., %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

РФ всего, в т.ч.: 1929,3 1738,1 1822,5 2371,3 2489,3 2685,5 39,2

ЦФО 628,1 593,2 637,5 731,3 787,1 870,4 38,6

ПФО 285,3 265,7 270,5 370,9 372,9 385,7 35,2

СФО 231,6 210,8 204,9 321,0 293,1 325,2 40,4

СЗФО 184,3 175,6 187,3 234,2 258,9 286,6 55,5

УФО 172,4 160,3 166,5 229,7 245,8 259,6 50,6

ЮФО 211,1 141,5 150,7 202,0 210,2 218,7 3,6

ДФО 132,9 116,4 117,3 162,6 198,7 211,2 58,9

СКФО 83,6 74,6 87,7 119,6 122,7 128,2 53,4

Таблица 2 - Удельный вес расходов на социальную политику в общей структуре бюджетных расходов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2014-2019 гг. _

Субъект РФ Значение, % Изменение в 2019 г. к 2014 г., %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

РФ всего 15,8 15,8 16,6 20,4 20,3 19,8 4,0

СЗФО 17,3 17,0 21,0 27,9 27,9 25,7 8,4

ДФО 16,7 16,7 16,7 25,3 24,1 24,1 7,4

СФО 21,6 16,6 17,6 22,2 22,1 21,3 -0,2

УФО 15,8 16,1 16,7 22,4 21,7 20,7 5,0

ЮФО 13,7 14,2 15,3 20,5 19,9 19,1 5,5

ПФО 13,6 14,6 14,8 17,4 18,8 18,8 5,2

ЦФО 15,6 16,8 17,7 18,2 18,6 18,4 2,8

СКФО 14,1 12,4 13,7 18,9 18,5 17,5 3,4

25.7

24.1

СКФО СФО ЮФО ПФО УФО СЗФО ЦФО ДФО

■ 2014 2019

Рисунок 1 - Изменение удельного веса расходов на социальную политику в общей структуре бюджетных расходов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2014 и 2019 гг.

Таблица 3 - Динамика бюджетных расходов на социальную политику в расчете на 1 жителя в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2014-2019 гг.__

Субъект РФ Значение (в сопоставимых ценах), тыс. руб./чел. Изменение в 2019 г. к 2014 г., %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

РФ всего 13,2 11,9 12,4 16,1 17,0 18,3 38,7

СКФО 16,1 14,1 14,2 19,8 24,3 25,9 61,0

ЦФО 16,1 15,2 16,3 18,6 20,0 22,1 36,9

ЮФО 14,0 13,0 13,5 18,6 19,9 21,0 49,5

ПФО 13,3 12,7 13,5 16,8 18,5 20,5 53,9

ДФО 13,4 12,2 11,9 18,6 17,1 19,0 41,5

СФО 13,0 8,6 9,2 12,3 12,8 13,3 2,5

УФО 9,6 9,0 9,1 12,6 12,7 13,2 37,2

СЗФО 8,7 7,7 9,0 12,2 12,4 12,9 49,2

Вместе с тем, наиболее объективным показателем оценки реализации социальной политики является приведенный в сопоставимые цены объем бюджетных расходов на социальную сферу в расчете на 1 жителя, поскольку как субъекты страны значительно варьирует по площади и численности населения. В результате, средняя величина расходов на 1 жителя страны в 2014 г. составляла 13,2 тыс. руб., а в 2015 г. снизилась до 11,9%. В последующие годы наметилась тенденция к росту, в результате чего к 2019 г. объем бюджетных расходов на социальную сферу вырос до 18,3 тыс. руб./чел., что характеризует общий прирост за 6 лет на уровне 39%.

В разрезе федеральных округов отмечаются аналогичные тенденции, связанные с существенным спадом объема бюджетных расходов в расчете на 1 человека, что обусловлено ухудшением экономической ситуации в стране, неизбежно способствовавшим и сокращению расходов. Од-

нако уже в 2016 г. произошло улучшение ситуации и наметилась положительная динамика, сохранившаяся вплоть до 2019 г. (таблица 3).

В результате, наибольший прирост расходов на социальную сферу в расчете на 1 жителя за исследуемый период отмечается в СКФО (61%) и ПФО (53,9%), а наименьший - в СФО (2,5%). При этом самый высокий объем бюджетных расходов на социальную сферу в 2019 г. выделяется в СКФО (25,9 тыс. руб./чел.), что практически более чем на 40% выше среднего по стране уровня. Также уровень бюджетных расходов выше среднего по стране отмечается в ЦФО, ЮФО, ПФО и ДФО. В оставшихся федеральных округах страны величина расходов на социальную сферу значительно дифференцирована от уровня прочих субъектов и находится на уровне 13 тыс. руб./чел., что практически на треть ниже среднего по стране уровня.

Рисунок 2 - Изменение величины расходов на социальную политику в расчете на 1 жителя в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2014 г. и 2019 г.

Сравнительная оценка данных в 2014 и 2019 гг. позволила выявить, что во всех федеральных округах за 6 лет произошли положительные изменения, связанные с ростом объема бюджетных расходов на социальную политику в расчете на 1 жителя. При этом можно отметить, что всех федеральных округах, за исключением ЮФО, за исследуемый период произошел ощутимый прирост (рисунок 2).

Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что значительная дифференциация в разрезе федеральных округов сохраняется и имеет тенденцию к усилению. Если в 2014 г. разрыв между федеральными округами с наибольшим и наименьшим значением составляла 1,85 раза, то к 2019 г. превысила 2 раза. При этом можно выделить, что в большинстве федеральных округов РФ за 6 лет произошел ощутимый прирост объема бюджетных расходов на социальную сферу в расчете на 1 жителя, в то время как в СКФО, ПФО и ЮФО прирост является менее значимым, что лишь способствует усилению имеющейся дифференциации.

Выводы. За последние годы общий объем бюджетных расходов, направленных на реализацию социальной политики, в сопоставимых ценах вырос практически на 40%, что свидетельствует о том, что данному направлению стало уделяться более повышенное внимание, чем прежде. В результате, в 2019 г. на социальную политику в России было направлено около 2,69 трлн. руб., что составляет 19,8% от общего объема бюджетных расходов. Вместе с тем, в разрезе федеральных округов страны сохраняется тенденция к дифференциации уровня бюд-

жетных расходов на социальную политику, что подтверждается вариацией удельного веса расходов на социальную сферу в пределах 17,5%-25,7%. При этом лидером по объему бюджетных расходов на реализацию социальной политики в 2019 г. является СЗФО, а наименьший уровень отмечается в ДФО. При этом оценка данных с учетом численности населения, по-нашему мнению, является наиболее объективной. Так, в расчете на 1 жителя страны в 2019 г. объем расходов на реализацию социальной политики составил 18,3 тыс. руб., что на 39% выше уровня базисного периода. В разрезе федеральных округов страны также отмечается наличие существенной дифференциации в уровне расходов на социальную политику, при этом лидирует ДФО, где показатель составил 25,9 тыс. руб./чел., вторую позицию занимает ЦФО -22,1 тыс. руб./чел., а самое низкое значение отмечается в СКФО - 12,9 тыс. руб. /чел. В результате можно говорить о том, что общий уровень социально-экономического развития определяет и степень реализации социальной политики, что подтверждается результатами исследования. Лидирующая позиция ДФО, с наибольшей степенью вероятности, обусловлена невысокой численностью населения данной территории, что статистически дает такой результат. Вместе с тем наибольший объем бюджетных расходов на социальную сферу как в абсолютном выражении, так и в расчете на населения, выделяется в ЦФО, являющемся наиболее экономически развитым. В свою очередь, СКФО является одним из наименее развитых

округов страны, в связи с чем и расходы на со- циальную политику здесь является невысокими.

Список использованных источников

1. Шубина А.А. Приоритеты социального развития в России. Социальная политика РФ // Студенческий вестник. - 2019. - № 37-2 (87). - С. 42-43.

2. Вейс Т.П., Фейгельман Н.В. Основные направления социальной политики РФ в предстоящий период // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 13. - С. 5-6.

3. Наджафова М.Н. О проблеме бедности в регионах ЦФО // Наука и практика регионов. -

2019. - № 1 (14). - С. 43-48.

4. Зюкина Л.И., Зюкин Д.В., Бровкина О.В. Большие расходы и маленькие доходы - бюджетные проблемы муниципального образования // Наука и практика регионов. - 2016. - № 3 (4). - С. 39-45.

5. Фейгельман Н.В. Приоритетные направления социальной политики РФ в современных условиях // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2020. - № 15. - С. 111-112.

6. Жиляков Д.И. Оценка исполнения местного бюджета и направления совершенствования бюджетной политики // Наука и практика регионов. - 2019. - № 3 (16). - С. 32-37.

7. Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. - 2016. - № 5-1 (24). - С. 699-702.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. / Росстат. - М.,

2020. - 1242 с.

9. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 168 с.

10. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», 2021. - 166 с.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Shubina A.A. Prioritety' social'nogo razvitiya v Rossii. Social'naya politika RF // Studencheskij vestnik. - 2019. - № 37-2 (87). - S. 42-43.

2. Vejs T.P., Fejgel'man N.V. Osnovny'e napravleniya social'noj politiki RF v predstoyashhij period // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: E'konomika i upravlenie. - 2019. - № 13. - S. 5-6.

3. Nadzhafova M.N. O probleme bednosti v regionax CzFO // Nauka i praktika regionov. - 2019. -№ 1 (14). - S. 43-48.

4. Zyukina L.I., Zyukin D.V., Brovkina O.V. Bol'shie rasxody' i malen'kie doxody' - byud-zhetny'e problemy' municipal'nogo obrazovaniya // Nauka i praktika regionov. - 2016. - № 3 (4). - S. 39-45.

5. Fejgel'man N.V. Prioritetny'e napravleniya social'noj politiki RF v sovremenny'x usloviyax // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: E'konomika i upravlenie. -

2020. - № 15. - S. 111-112.

6. Zhilyakov D.I. Ocenka ispolneniya mestnogo byudzheta i napravleniya sovershenstvovaniya byudzhetnoj politiki // Nauka i praktika regionov. - 2019. - № 3 (16). - S. 32-37.

7. Ermakova A.S., Dudnik T.A. Aktual'ny'e problemy' realizacii social'noj politiki RF na sovremennom e'tape // E'konomika i socium. - 2016. - № 5-1 (24). - S. 699-702.

8. Regiony' Rossii. Social'noe'konomicheskie pokazateli. 2020: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2020. -1242 s.

9. Metody' statistiki i vozmozhnosti ix primeneniya v social'no-e'konomicheskix issledovaniyax: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, A.Yu. By'striczkaya i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya»,

2021. - 168 s.

10. Prakticheskie aspekty' primeneniya regressionnogo metoda v issledovanii social'no-e'konomicheskix processov: monografiya / S.A. Belyaev, N.S. Bushina, O.V. Vlasova i dr. - Kursk: «Delovaya poligrafiya», 2021. - 166 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.