Научная статья на тему 'Особенности проведения следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений'

Особенности проведения следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2141
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TRAFFIC CRIME / INVESTIGATIVE EXPERIMENT / VEHICLE / ACCIDENT SITUATION / STATISTICS / SAFETY OF PARTICIPANTS IN THE INVESTIGATION / VISIBILITY / VEHICLE SPEED / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ОБСТАНОВКА ДТП / СТАТИСТ / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ / ВИДИМОСТЬ / ОБЗОРНОСТЬ / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кольчурин Андрей Геннадьевич

В статье даны обоснование и значимость проведения следственного эксперимента при расследовании ДТП. Выделены и раскрыты основные особенности, связанные с подготовкой и проведением следственного эксперимента. Рассмотрены экспериментальные действия, производимые в рамках осмотра места происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INVESTIGATIVE EXPERIMENT IN THE INVESTIGATION OF TRAFFIC CRIMES

The article gives the rationale and significance of the investigative experiment in the investigation of accidents. The main features associated with the preparation and conduct of the investigative experiment are identified and disclosed. The experimental actions performed within the framework of the inspection of the scene are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений»

КРИМИНАЛИСТИКА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.985.7 : 343.346 ББК 67.52

© 2019 г. Кольчурин Андрей Геннадьевич,

доцент кафедры уголовно-процессуального права Российского государственного университета правосудия кандидат юридических наук, доцент. E-mail: kag63@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье даны обоснование и значимость проведения следственного эксперимента при расследовании ДТП. Выделены и раскрыты основные особенности, связанные с подготовкой и проведением следственного эксперимента. Рассмотрены экспериментальные действия, производимые в рамках осмотра места происшествия.

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, следственный эксперимент, транспортное средство, обстановка ДТП, статист, безопасность участников следственного действия, видимость, обзорность, скорость движения транспортного средства.

Kolchurin Andrey Gennadievich - associate professor of the criminal procedure law department of the Russian state university of justice PhD in law, associate professor.

FEATURES OFTHE INVESTIGATIVE EXPERIMENT IN THE INVESTIGATION OFTRAFFIC CRIMES

The article gives the rationale and significance of the investigative experiment in the investigation of accidents. The main features associated with the preparation and conduct of the investigative experiment are identified and disclosed. The experimental actions performed within the framework of the inspection of the scene are considered.

Keywords: traffic crime, investigative experiment, vehicle, accident situation, statistics, safety of participants in the investigation, visibility, visibility, vehicle speed.

Состояние безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических проблем, как в мире так и в России. В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно в мире погибает около 1,25 млн человек. В России за последние 10 лет погибли около 350 тыс. человек и более 3 млн получили ранения [2, с. 4].

Пытаясь решить данные проблемы, государство предпринимает меры по ужесточению уголовного законодательства в области безопасности дорожного движения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ в УК РФ, введена ст. 264.1, предусматривающая уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения повторно.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ в ст. 264 УК РФ введен дополнительный квалифицирующий признак, предусматривающий ответственность за совершение водителем ДТП в состоянии опьянения.

Федеральным законом от 23.04.2019 № 65-ФЗ в ст. 264 УК РФ введен дополнительный квалифицирующий признак, предусматриваю-

щий ответственность за оставление водителем места совершения ДТП.

Однако только одними карательными мерами решить проблему безопасности на транспорте, на наш взгляд, невозможно. Одним из способов уменьшения числа аварий, по нашему мнению, являются профилактика ДТП и совершенствование методики расследования дорожно-транспортных преступлений.

Для качественного и результативного расследования преступлений помимо знания уголовно-правовой характеристики, указывающей на общественную опасность совершенного деяния, а также его противоправность, виновность и наказуемость, конструктивные признаки состава преступления, необходимы знания типичных закономерностей совершения преступлений соответствующей категории. Их анализ позволяет разработать и успешно реализовать следственные версии [3, с. 138].

При расследовании дорожно-транспортных преступлений особо важное значение имеет установление ряда обстоятельств совершения преступления: скорости и траектории движения транспортных средств; пове-

дения пешеходов на проезжей части; видимости и обзорности проезжей части; дистанции и бокового интервала между транспортными средствами; особенности расположения и крепления груза и другие.

Данные обстоятельства можно, конечно, установить путем проведения допросов участников и очевидцев ДТП. Однако в большинстве случаев такие показания будут весьма приблизительными.

Так, очевидцы, в силу неожиданности события и эмоционального восприятия, как правило, не могут точно указать скоростные характеристики и реальные расстояния между участниками движения в тот или иной момент развития дорожной ситуации. На восприятие влияют различные особенности личности -пол, возраст, состояние здоровья, профессия и т. д. Имеет значение цвет транспортного средства и звук работающего двигателя. Яркие цвета (желтый, красный) и громкий звук создают преувеличенные ощущения относительно скорости движения транспортного средства.

Нередко водители-участники ДТП искажают подлинную картину произошедшего. Например, утверждая, что их скорость была ниже, чем на самом деле, а скорость другого участника - выше.

Поэтому для установления и уточнения механизма совершения ДТП должен быть проведен следственный эксперимент. Это подтверждают от 71 % [5, с. 130] до 81,8 % [6, с. 62] опрошенных следователей, специализирующихся на расследовании ДТП.

Проведение следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений имеет ряд специфических особенностей:

- Подбор транспортного средства. Необходимо использовать то же самое транспортное средство, которое участвовало в ДТП. Если это невозможно в силу его значительного повреждения, подбирается аналогичное, схожее по модели, году выпуска, пробегу, цвету, техническому состоянию, степени загруженности и другим техническим характеристикам.

- Подбор статиста. Если пострадавший остался жив, то он сам может принять участие в проведении следственного эксперимента. Но, на практике, привлечь его обычно не представляется возможным. Для восстановления здоровья пострадавшего, которому причинен тяжкий вред, требуется достаточно длительное время, а срок производства предварительного расследования не может быть приостановлен в связи с болезнью потерпевшего. Поэтому для проведения следственного эксперимента подбирает-

ся соответствующий статист, того же пола и возраста, что и пострадавший. А. М. Кобызев отмечает: «Выбирая статиста, следует учитывать не только пол и возраст, но и индивидуальные физические кондиции конкретного пострадавшего, такие как вес и рост, поскольку от них во многом зависит величина скорости его передвижения» [4, с. 45-46]. Особое внимание уделяется одежде и обуви. Элементы одежды должны быть такими же по фасону, цвету и состоянию (застегнуты, зашнурованы, накинуты или наоборот). Если у пострадавшего в момент ДТП были при себе какие-либо предметы (сумка, зонт, телефон и т. п.), необходимо, чтобы они имелись и у статиста.

- Подбор соответствующей обстановки ДТП. Для проведения следственного эксперимента необходимо, чтобы условия его проведения максимально соответствовали тем, в которых было совершено ДТП. Это относится ко времени суток, погоде, степени освещенности, видимости в направлении движения, состоянию проезжей части (покрытие сухое, влажное, гололед и т. п.) и другим обстоятельствам ДТП. Для того, чтобы данные, полученные в ходе следственного эксперимента, в наибольшей степени отражали обстоятельства дорожно-транспортного преступления, его следует проводить непосредственно после осмотра места происшествия.

Некоторые экспериментальные действия, не требующие предварительной подготовки (определение видимости, обзорности, работоспособности различных приборов транспортного средства и объектов дорожной инфраструктуры), на наш взгляд, можно проводить и в рамках осмотра места происшествия. В этой связи мы согласны с мнением В. В. Абрамоч-кина о том, что: «При отсутствии в нормативных правовых актах прямого запрета на проведение в ходе осмотра места преступления экспериментальных действий, законность данных действий не подлежит сомнению» [1, с. 94].

При этом, как верно указывает Л. В. Пин-чук: «Необходимо различать проведение экспериментальных действий, как сопутствующих (вспомогательных) тактических приемов проведения ряда следственных действий, от опытных действий, как основной тактической сущности следственного действия». [7, с. 162]. Поэтому такие экспериментальные действия, совершаемые в рамках осмотра места происшествия или транспортного средства, по нашему мнению, не противоречат целям осмотра и носят скорее проверочный, нежели экспериментальный характер. Если же, как указывает А. Н. Дудниченко: «.. .требуется проведение от-

четливо выраженных экспериментальных действий, сопровождающихся неоднократным проведением опытов, с постепенным изменением задаваемых характеристик, в этих целях предполагается эксплуатация (передвижение под управлением) транспортных средств с места происшествия на место возникновения преда-варийной ситуации и т. п., то, конечно, такие действия не могут проводиться в рамках осмотра места происшествия (осмотра автомобиля), а требуют назначения следственного эксперимента» [2, с. 157-58].

- Обеспечение безопасности участников следственного эксперимента. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 183 УПК РФ): «Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц». Учитывая, что следственный эксперимент, как правило, проводится на проезжей части и связан с использованием транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности, на обеспечение безопасности участвующих в нем лиц необходимо обращать особое внимание. Целесообразно составить план его проведения, в котором определить организацию объезда места проведения эксперимента, расстановку оцепления, инструктаж участников следственного действия и другие мероприятия. А. Н. Дудниченко отмечает: «Сущность следственного эксперимента заключается в экспериментальном исследовании событий и обстоятельств, воспроизводимых в обстановке и условиях, идентичных на момент совершения преступления. Полное воспроизведение всех обстоятельств совершенного преступления недопустимо, поскольку влечет за собой совершение преступления, аналогичного проверяемому событию» [2, с. 152]. Ярким примером таких недопустимых действий может служить следственный эксперимент, проведенный 9 октября 2019 года в Нижегородской области. Статист, по указанию следователя, должен был проехать экспериментальный участок на мотоцикле Yamaha со скоростью 70 км/час. При маневре мотоциклист упал, ударился головой о бетонное ограждение и погиб [8].

Проведение следственного эксперимента, как правило, планируется на последующих этапах расследования, когда в уголовном деле уже имеется некоторая информация относительно обстоятельств ДТП, подлежащая уточнению и проверке. При этом данные, полученные экспериментально, могут отличаться от установленных ранее в ходе допросов. В этом случае следует провести повторный допрос и

уточнить, когда были даны более точные показания и чем вызваны, по мнению допрашиваемых, возникшие противоречия.

При необходимости проведения нескольких сходных следственных экспериментов с различными участниками (потерпевшим, подозреваемым, очевидцами), в целях объективности получаемой информации, необходимо реализовывать их с каждым по отдельности. Для оптимизации процедуры можно выехать на место происшествия всем вместе, а затем каждого вовлечь в необходимые действия. Если в их показаниях возникли противоречия, можно провести очную ставку или повторный следственный эксперимент с одновременным участием привлеченных лиц.

Учитывая, что следователь не всегда обладает компетентностью в некоторых технических вопросах, целесообразно привлекать к проведению следственного действия соответствующих специалистов: автотехника, эксперта в области дорожного строительства, медицинского работника, психолога и других. Их помощь может быть ограничена получением необходимых рекомендаций о специфике проведения тех или иных экспериментальных действий.

Учитывая, что следственный эксперимент, проводимый при расследовании ДТП, является, с точки зрения организации, сложным следственным действием, перед его проведением целесообразно составить план. В него необходимо включить следующие мероприятия:

1. время, место и условия проведения эксперимента (время суток, погодные условия, интенсивность транспортного потока и т. д.);

2. круг лиц, которые будут участвовать в эксперименте (подозреваемый, потерпевший, свидетель, специалист и т. д.);

3. технические средства, необходимые для проведения опытных действий (транспортное средство, различные измерительные приборы, средства фиксации, связи и т. д.);

4. подготовка обстановки на месте ДТП (установка имевшихся помех, восстановление аналогичного освещения и т. д.);

5. обеспечение мер безопасности (расстановка оцепления, организация объезда исследуемого места, инструктаж участников и т. д.) и другие мероприятия [5, с. 134].

Готовясь к проведению следственного эксперимента, следователю целесообразно сначала выехать на место проведения этого следственного действия (особенно если не он проводил первоначальный осмотр места происшествия) и установить, не внесены ли изменения в дорожную обстановку после совершения ДТП. За время, прошедшее после со-

вершения преступления, может быть произведен ремонт дорожного покрытия, переустановлены дорожные знаки, нанесена новая линия разметки и т. д. Кроме того, находясь на месте происшествия, проще спланировать предстоящее следственное действие.

В зависимости от обстоятельств расследуемого уголовного дела, могут быть проведены различные следственные эксперименты, связанные с определением:

- видимости в направлении движения;

- обзорности с места водителя;

- скорости движения транспортного средства;

- времени нахождения пешехода в поле

Литература

1. Абрамочкин В. В. Время производства следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений относительно стадий уголовного процесса // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10.

2. Дудниченко А. Н. Особенности использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2019.

3. Дудниченко А. Н. К вопросу о соотношении понятий «криминалистическая характеристика», «механизм преступления» и «механизм дорожно-транспортного происшествия» при расследовании преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 1 (88).

4. Кобызев А. М. Методика определения исходных данных, необходимых для производства судебной автотехнической экспертизы // Эксперт-криминалист. 2009. № 3.

5. Кольчурин А. Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Волгоград, 2004.

6. Сафонов Г. И. Тактика назначения судебной автотехнической экспертизы и использования ее результатов в процессе доказывания: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

7. Пинчук Л. В. К вопросу об участниках следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4.

8. hhtp//www.rg.ru/amp/2019.

зрения водителя с момента возникновения опасности;

- физической возможности воспринимать обстоятельства ДТП (видеть, слышать, определять технические параметры транспортного средства и т. п.);

- установления особенностей объектов управления дорожным движением;

- навыков управления транспортным средством и другие.

Особенности проведения отдельных видов следственных экспериментов при расследовании ДТП будут рассмотрены в последующих публикациях.

Bibliography

1. Abramochkin V. V. The time of the production of the investigative experiment in the investigation of road traffic crimes regarding the stages of the criminal process // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 10.

2. Dudnichenko A. N. Features of the use of special knowledge in the investigation of crimes related to the violation of traffic rules and operation of vehicles: dis. ... PhD in law. Rostov on/D, 2019.

3. Dudnichenko A. N. To the question of the relationship between the concepts of «forensic characterization», «crime mechanism» and «accident mechanism» in the investigation of crimes related to violation of the Rules of the road traffic and vehicle operation // Yurist-Pravoved. 2019. № 1 (88).

4. Kobyzev A. M. Methods of determining the source data required for the production of forensic autotechnical examination // Expert-Criminalist. 2009. № 3.

5. Kolchurin A. G. Features of the investigation of road traffic crimes committed in rural areas: dis. ... PhD in law: 12.00.09. Volgograd, 2004.

6. Safonov G. I. Tactics of appointment ofjudi-cial autotechnical examination and use of its results in the process of proving: dis. ... PhD in law. M., 2017.

7. Pinchuk L. V. On the question of the participants of the investigative experiment in the investigation of road traffic crimes // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4.

8. http://www.rg.ru/amp/2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.