УДК 378.091.398
Особенности проведения оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании
И. Д. Борченко
Features of education quality evaluation within the framework of internal system of education quality evaluation in secondary professional education
I. D. Borchenko
Аннотация. Представлен опыт использования социолого-статистических исследований для оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании. В качестве основного метода исследования в образовании взят мониторинг. Мониторинговые исследования в образовании рассмотрены как один из способов организации образовательной деятельности, а также как способ управления образовательной системой. Показан апробированный комплекс мониторинговых исследований с разработанным инструментарием и технологической составляющей, а также представлены механизмы принятия управленческих решений по обеспечению качества образования на институциональном уровне. Причем процесс управления качеством образования может быть эффективным только при наличии постоянной обратной связи, обеспечивающей субъектов образования надежной валидной информацией о качестве всей системы образования и ее составляющих. Такая обратная связь осуществляется по результатам проведенных мониторинговых исследований.
Abstract. The article presents the experience of using sociological and statistical studies for education quality avaluation in secondary professional education. The main research method in education is monitoring. The monitoring studies in education are considered as one of the ways of organizing educational activities, as well as a method of managing the educational system. Approved a set of monitoring studies with the developed tools and technological content, and mechanisms for management decision-making to ensure the quality of
education at the institutional level are presented. Moreover, the quality of education process management can be effective only with a constant feedback, which provides one of the common subjects ' education reliable information about the quality of the entire education system and its components. This feedback is carried out on the results of monitoring studies.
Ключевые слова: менеджмент качества, качество образования, система оценки качества, внутренняя система оценки качества, мониторинговые исследования, оценка результатов, принятие управленческих решений.
Keywords: quality management, quality of education, quality evaluation system, internal quality evaluation system, monitoring studies, evaluation of resaltes, acceptance of managerial decisions.
Необходимость адаптации образования к потребностям современного общества обусловливает поиск научно обоснованных оценок качества образования и наблюдения за процессами его развития. Важнейшим условием повышения качества образования являются систематический контроль и анализ объективных данных о качестве обучения и подготовленности обучающихся.
В системе оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании наиболее эффективной составляющей процесса управления качеством образования в рамках внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) являются мониторинговые исследования. Практика проведе-
ния мониторинговых исследований выявила их несомненную результативность в оценке условий реализации дополнительных профессиональных программ, их содержания и форм, а также планируемых результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ.
Внутренняя система оценки качества образования опирается на нормативное понимание качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1]. Управление системой оценки качества образования осуществляется в рамках внутренней системы оценки качества, которая представляет собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, реализуемых ректоратом, профессорско-преподавательским составом и специально организованными структурными подразделениями, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования [2]. Результаты мониторинговых исследований служат базой для принятия эффективных управленческих решений, которые в свою очередь, согласно принципам менеджмента качества, ориентированы:
- на запросы потребителей - слушателей курсов повышения квалификации / профессиональной переподготовки;
- вовлечение всех сотрудников института в процесс оценки качества образования;
- принятие управленческих решений, направленных на постоянное улучшение предоставляемых услуг на основе реальных фактов, полученных по результатам мониторинговых исследований.
В рамках управления качеством образования реализуются взаимовыгодные отношения между потребителями - слушателями курсов и образовательной организацией.
На примере ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - институт) рассмотрим выстроенную систему оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования.
Система оценки качества образования определяется как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений слушателей, качества дополнительных профессиональных программ и условий их реализации [3].
В свою очередь цель внутренней системы оценки качества образования - систематический сбор и обработка информации о степени соответствия условий, структуры и содержания реализуемых в институте дополнительных профессиональных программ.
ВСОКО соответствует установленным федеральным, региональным и локальным нормам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность [4].
Одним из направлений оценки результатов деятельности института в соответствии с утвержденной Концепцией мониторинговых исследований на основе обновленного и дополненного инструментария оценивания (приказ от 15.04.2015 № 299) является ежегодное проведение мониторинговых исследований в рамках ВСОКО.
В организации дополнительного профессионального образования мониторинговые исследования проводятся в соответствии с принятой циклограммой мероприятий, обеспечивающих ВСОКО, по следующим направлениям [5]:
Институтом была разработана циклограмма мероприятий, обеспечивающих ВСОКО. В рамках данной циклограммы ежегодно проводятся мониторинговые исследования, коррелирующими с индикативными показателями Программы развития института на 2016-271 гг. [5], по нескольким направлениям.
1. В части обеспечения условий реализации дополнительных профессиональных программ:
- уровень проведения учебных занятий профессорско-преподавательским составом;
- степень влияния участия сотрудников института в инновационных проектах на динамику их профессионального продвижения.
2. В части достижения слушателями планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ:
- уровень подготовки слушателей института по освоению дополнительных профессиональных программ.
3. В части соответствия содержания и форм реализуемых дополнительных профессиональных программ потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность:
- уровень удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- уровень удовлетворенности слушателей спектром и формами реализации дополнительных профессиональных программ;
- уровень удовлетворенности запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей.
Полученные в рамках проведенных мониторинговых исследований данные позволили выявить ряд тенденций, не только положительного, но и стагнационного характера, в достижении высокого качества образования, проанализировать причины их возникновения, а также предложить эффективные стратегии и механизмы преодоления.
Например, тенденции, выявленные по результатам входной и итоговой диагностики слушателей (по результатам анализа за 2014-2016 гг.), а также мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей института позволили судить о недостаточной компетентности слушателей курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки) в вопросах правовой составляющей учебного процесса, в области использования знаний научной психологии в отдельных аспектах педагогической деятельности (подготовка учащихся к олимпиадам или конкурсам; педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями; иной педагогической работы с обучающимися (учебной, внеучебной, воспитательной); педагогической работы с обучающимися; собственной профессиональной деятельности).
Согласно проведенному анкетированию в рамках мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО ЧИППКРО были выявлены основные цели прохождения
слушателями курсов повышения квалификации (программ профессиональной переподготовки). На цель большинства слушателей в выборе ответов на данный вопрос повлияло соответствие требованиям к обязательному прохождению курсов повышения квалификации, отраженном в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Также слушателями актуализирована возможность преодоления собственных профессиональных затруднений и профессионального роста.
Наиболее предпочтительной формой обучения по программам повышения квалификации / профессиональной переподготовки большинство слушателей выбрало очное обучение.
Наиболее эффективными формами реализации программ повышения квалификации (профессиональной переподготовки) для повышения уровня профессиональной компетентности, по мнению слушателей, являются: модульные курсы, стажировки, а также электронное обучение (с использованием дистанционных образовательных технологий).
Четвертый вопрос о том, какие «неформальные» формы повышения квалификации, используемые в институте, респонденты считают наиболее эффективными для повышения уровня профессиональной компетентности, вызвал наибольшие затруднения по сравнению со всеми остальными вопросами - 20,9% слушателей затрудняются ответить на этот вопрос. Остальные респонденты выбрали следующие предпочтительные формы повышения квалификации: участие образовательной организации в реализации совместного со специалистами института научно-прикладного проекта; участие в проведении курсов повышения квалификации, модульных курсов в качестве тьютора; публикация (и/или публичное представление) собственного опыта в сборниках конференций.
В соответствии с ответами респондентов, можно сказать, что наиболее актуальные, в рамках требований профессионального стандарта аспекты деятельности педагога, которым нужно уделять больше внимания на курсах повышения квалификации (обобщенная трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»), являются: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, началь-
ного общего, основного общего, среднего общего образования, планирование и проведение учебных занятий, а также разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
Слушателями были выделены наиболее актуальные в рамках требований профессионального стандарта аспекты деятельности педагога, которым нужно уделять больше внимания на курсах повышения квалификации, в рамках обобщенной трудовой функции «Воспитательная деятельность»: реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; проектирование и реализация воспитательных программ.
Согласно ответам слушателей, наиболее актуальные в рамках требований профессионального стандарта аспекты деятельности педагога, которым нужно уделять больше внимания на курсах повышения квалификации (обобщенная трудовая функция «Развивающая деятельность»), являются: освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одарённые дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аути-сты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа. На вопрос, касающийся преодоления профессиональных затруднений в различных областях деятельности, наибольшее количество ответов респондентов хотели бы преодолеть
затруднения в области правовой компетентности, что соответствует затруднениям при анализе ответов слушателей входной диагностики уровня подготовки слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ.
Можно сделать вывод, что мониторинговое исследование запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО ЧИППКРО подтверждает ежегодные затруднения, выявляемые входной диагностикой слушателей курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки), которые они хотели бы преодолеть на следующих курсах повышения квалификации (профессиональной переподготовки).
Данные аналитического отчета по итогам обработки входной и итоговой диагностики уровня подготовки слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ за первое полугодие 2016 г., а также анализ данных за 2014-2015 гг., позволили проследить динамику тенденций в сфере профессиональных затруднений педагогов.
Анализ ответов слушателей на вопросы входной диагностики, в первом полугодии 2016 года показал, что наибольшее затруднение у слушателей вызвал рад вопросов, касающихся академических прав обучающихся, чего не наблюдалось во втором полугодии 2015 года. Из ответов слушателей выяснилось, что у 51,8% были выявлены отдельные представления об академических правах обучающихся, что не позволило анализировать свою профессиональную деятельность с позиции их соблюдения, что может привести к их нарушению. Также вызвал затруднения вопрос обеспечения гарантий прав и свобод педагогов в образовательной организации. Имеются отдельные представления о правах и свободах педагогических работников, что не позволяет всегда отследить соблюдение гарантий собственных прав у 63,5%, а также, не были сформированы или имелись отдельные представления о формировании локальной нормативной базы образовательной организации, представления о разработке и назначении локальной нормативной базы образовательной организации у 47,5% слушателей.
В первом полугодии 2016 года (как и в 2015 году) данные входной диагностики показали значительные затруднения в области ис-
пользования знаний научной психологии в отдельных аспектах педагогической деятельности (подготовка учащихся к олимпиадам или конкурсам; педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями; иной педагогической работы с обучающимися (учебной, внеучебной, воспитательной); педагогической работы с обучающимися; собственной профессиональной деятельности), актуальными остались вопросы, характеризующие осведомленность о ресурсах ГБУ ДПО ЧИППКРО для методической и самообразовательной работы, а также готовности к представлению собственного опыта педагогической деятельности в связи с недостаточностью материалов для обобщения, вопросах разработки образовательной программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области, что соответствуют затруднениям первого полугодия 2016 года. В ходе курсовой подготовки, по данным анализа итоговой диагностики, обнаружилось, что практически у всех слушателей расширены представления или получили дальнейшее развитие знания по областям, где наблюдались затруднения.
Полученные результаты диагностики уровня подготовки слушателей служат «стартовыми» позициями при определении индикативных показателей Программы развития ГБУ ДПО ЧИППКРО на 2016-2017 гг.
Ежегодно институтом в рамках внутренней системы оценки качества образования проводится мониторинговое исследование результатов контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий профессорско-преподавательским составом.
Данное мониторинговое исследование позволяет выявить профессиональные затруднения, с которыми встречаются преподаватели при подготовке и проведении учебных занятий, что может служить основой для проведения внутрифирменного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
В опросе приняло участие 49 категорий слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обработано 3320 оценочных листов, заполненных слушателями курсов.
Большинство экспертиз приходится на такие формы проведения учебных занятий, как: лек-
ции - 58,8% от общего количества занятий, подвергшихся оцениванию занятий (597 лекций); практические занятия - 28,9% (293 практических занятий); семинары - 10,5% (107 семинаров). Такие формы проведения занятий, как дискуссии, практические конференции и деловые игры также были оценены разными категориями экспертов, но в меньшей степени: дискуссии - 1,3% , деловые игры - 0,2%, практические конференции - 0,3%.
Наибольшее количество экспертных листов в институте заполняется слушателями - 91,3%. Далее - оценка коллегами - 4,3% экспертных листа, затем преподаватели (самооценка) -2,7% и заведующие кафедрами - 1,7% экспертных листа.
В целом по институту за первое полугодие 2016 года получили: высокую оценку - 88,8% учебных занятий, что выше показателя 2015 года на 2,7%; оценку выше среднего -9,3%, что ниже показателя 2015 года на 2,8%; оценку среднего уровня - 1,7%, что соответствует показателю 2015 года; оценку ниже среднего - 0,2, что выше показателя 2015 года на 0,1% (в 2014 году оценки «ниже среднего» отсутствовали).
Анализ по параметрам позволил выявить характер профессиональных затруднений профессорско-преподавательского состава: вовлечение слушателей в процесс постановки цели учебного занятия, актуализации цели занятия для слушателей; уточнение целей занятия с учетом образовательных запросов слушателей; практическая направленность учебного занятия, в том числе отражение в содержании учебного материала актуальных задач и проблем образовательной практики Челябинской области; направленность содержания учебного занятия на повышение профессиональной компетентности слушателей; использование активных форм и методов обучения слушателей; организация преподавателем самостоятельной работы слушателей (характер поставленных тренировочных заданий, виды самостоятельной работы, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к проектированию содержания самостоятельной работы, инструктаж). Организация преподавателем обратной связи (рефлексии) со слушателями во время учебных занятий. Освоение слушателями новых понятий (как преподаватель определил ос-
J, «««■*>«*
новные понятия для данной темы и как он определил, что данные понятия являются для слушателей новыми). Актуализация опорных знаний и умений (организация учебного занятия на основе данных обратной связи); степень активности слушателей при освоении материала учебного занятия.
Средний показатель высоких оценок по всем четырем компонентам учебного занятия (целевой, содержательной, процессуальный и результативной) в первом полугодии 2016 года составил 88,8%. Показатель оценок «выше среднего» составил 9,3%. В сумме показателей высоких оценок и оценок «выше среднего» -98,1%, что выше суммарного показателя 2015 года на 1,9% (96,2%).
Наиболее высоко эксперты оценивают содержательный компонент учебного занятия - 85,7% из числа высоких оценок, как и в 2015 году. Наибольшее количество оценок «выше среднего» выставлено за процессуальный компонент -15,1%.
Процент выставления средних оценок по институту за компоненты учебного занятия намного ниже в сравнении с процентом высоких оценок и «выше среднего» (в среднем по институту за занятия - 1,7%, что ниже аналогичного показателя 2015 года на 1,9% (3,6%). Больше всего средних оценок выставлены за процессуальный и результативный компоненты учебного занятия, процент выставления средних оценок за данный компонент составляет 3,0% (в 2015 году данный показатель составлял 4,7%). В 2016 году также было проведено мониторинговое исследование изучения степени удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров различными сторонами образовательного процесса в ГБУ ДПО ЧИППКРО.
Результаты исследования позволили выявить мнение слушателей о реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации относительно содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторон образовательного процесса. Кроме того, была исследована динамика субъектной позиции слушателей курсов в процессе освоения программ как условие совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Результаты опроса респондентов свидетельствует о том, что групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом в ГБУ ДПО ЧИППКРО в 2016 году соответствует высокому уровню 84,8%.
По итогам анализа данных в сравнении с 2015 годом итоговые значения показателей выглядят следующим образом:
1. Общий индекс удовлетворенности содержательной стороной образовательного процесса за 2016 год сопоставим, но имеет тенденцию повышения на 4,5% в сравнении с аналогичным показателем 2015 года, что подтверждает результаты мониторингового исследования контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий профессорско-преподавательским составом.
2. Общий индекс удовлетворенности организационно-методической стороной образовательного процесса за 2016 году меньше показателя 2015 года на 4,3%.
3. Общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса за 2016 год в пределах сопоставимости, но имеется тенденция его понижения по сравнению с показателем 2015 года на 0,8%;
4. Общий индекс субъективной позиции слушателей в 2016 году в пределах сопоставимости, но имеется тенденция его понижения на 3,0% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года. Таким образом, основная цель мониторинговых исследований - это обеспечение прогноза, оценки и построение эффективных управленческих решений.
Использование мониторинговых показателей составляет информационную основу для оптимизации образования, его содержания, функций. Задача оперативного управления заключается в определении на основании всей имеющейся на данный момент текущей информации - будущих значений управляющих параметров.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2., п. 29 [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/ document/cons_doc_LA W_140174/ (дата обращения: 14.02.2017).
2. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / М. И. Солодкова, А. В. Коптелов и др. / под. ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014.
3. Модели государственно-общественного управления образованием : сборник научно-методических материалов / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. / науч. ред. В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 56-58.
4. Приказ № 998 от 30.12.2013 «О внутренней системе оценки качества образования в ГБОУ ДПО ЧИППКРО» (Решение ученого совета от 27.12.2013 № 8/16), 27.12.2013. - 5 с.
5. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2016-2017 годы / под общей редакцией В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 60 с.
References:
1. Federal Law of 12/29/2012 No. 273-FZ "About Education in the Russian Federation" [Web resource] "ConsultantPlus". Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0174/ (accessed date: 02/014/2016).
2. Approaches for the development of educational organization of internal systems of educa-
tion quality assessment. Guidelines for heads of educational organizations [Podhody k razrabotke obshheobrazovatel'-nymi organizacijami vnutren-nih sistem ocenki kachestva obrazovanija: metodi-cheskie rekomendacii dlja rukovoditelej obrazova-tel'nyh organizacij] / authors: M. I. Solodkova, A. V. Koptelov etc.; under. ed. by V. N. Kespikov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014.
3. Models of state-public education management: a collection of scientific and methodological materials [Modeli gosudarstvenno-obshhestven-nogo upravlenija obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskih materialov] / V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, D. F. Ilyasov; scientific. ed by V. N. Kespikov, M. I. Solodkova/ Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014, pp. 56-58.
4. Order N.998 of 12/30/2013 "About the internal evaluation system of quality education in CIRIPSE" [O vnutrennej sisteme ocenki kachestva obrazovanija v GBOU DPO ChIPPKRO], Decision of the Scientific Council of 12/27/2013 No. 8/16. 2013. 5 p.
5. The program of development of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for 2016-2017 [Programma razvitija gosudarstvenno-go bjudzhetnogo uchrezhdenija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija "Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija" na 2016-2017 gody] / edited by V. N. Kespikova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 60 p.