УДК 343
Шакирьянов Марат Мавлявиевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой основ организации и управления в органах прокуратуры, Казанский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 41, e-mail: [email protected]
Marat M. Shakiryanov
Candidate of Law, Associate Professor,
Head of the Department of organization and management
in the procurator's office,
Kazan Law Institute (the branch) of the University of the Office of the Prosecutor of the Russian Federation, Moskovskaya str., 41, Kazan, Russia, 420111, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ БЕСКОНТАКТНОГО СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления документирования преступной деятельности по незаконному сбыту наркотических средств бесконтактным способом. Общеизвестно, что указанные преступления являются наиболее сложными в области выявления и доказывания, что связано с их спецификой - они совершаются в условиях неочевидности, с согласия обеих сторон.
Автором сделан вывод, что каждому этапу документирования бесконтактного способа незаконных продажи и покупки наркотиков присущи определенные цели, от которых зависит организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в статье выявляются существующие в исследуемой области проблемы и представлены пути их разрешения.
Также предлагается внести дополнения в ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, а также в уголовное законодательство, усилив ответственность мобильных операторов за реализацию сим-карт без соответствующей регистрации.
В завершение статьи автор отмечает, что лица, занимающиеся незаконным сбытом наркотиков бесконтактным способом, постепенно отходят от использования электронных кошельков и переходят к расчетам в криптовалютах, которые требует иной методики и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, наркотические средства, бесконтактный сбыт, сеть Интернет, документирование.
Summary. The article describes the main directions for documenting criminal activity on illegal sale of drugs by contactless means, provides recommendations for conducting operational investigative action. It is well known that these crimes are the most difficult to detect and prove, what is connected with their specificity - they are made in the conditions of non-obviousness, with the consent of both parties.
The author concludes that each stage of documenting the contactless method of illegal sale and purchase of drugs has its own specific goals that determine the organization and tactics of operational investigative measures. In addition, the article identifies the existing problems in the study area and ways to solve them.
It is also proposed to make additions to the departmental regulations governing the organization and tactics of operational investigative activities, as well as in the criminal law, strengthening the responsibility of mobile operators for the implementation of SIM cards without appropriate registration.
At the end of the article, it is concluded that persons engaged in the illegal sale of drugs in a contactless way, gradually move away from the use of electronic wallets and move to settlements in cryptocurrencies, which requires a different methodology and tactics of carrying out of operatively-search actions.
Keywords: operatively-investigative activity, narcotic drugs, contactless sales, Internet, documentation..
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на протяжении последних десятилетий вопросы наркотизации населения становятся чуть ли не глобальным бедствием, угрожающим национальной безопасности государства. Анализ преступности (по видам преступлений) показывает, что за период 2015-2017 гг. преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ традиционно составляют 10,1 % от общего количества [1, с. 13].
FEATURES OF CARRYING OUT OPERATIVE-DETECTIVE ACTIONS ON REVEALING AND DISCLOSING OF CONTACTLESS SALE OF DRUGS
© 2019 Шакирьянов М. М.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Преступления, связанные с незаконным сбытом наркотических средств, являются наиболее сложными в области выявления и доказывания, что связано с их спецификой - они совершаются в условиях неочевидности, с согласия обеих сторон, отсутствует и заявление потерпевшего, так как по смыслу ст. 228.1 УК РФ потерпевшего в этом преступлении нет. В этой связи действенным средством выявления и раскрытия указанных преступлений является проведение проверочной закупки и других оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).
Организация и тактика проведения проверочной закупки наркотических средств и ее результативность зависят от целого ряда факторов, к числу которых относится распространенность практики сбыта наркотических средств преступниками бесконтактным способом.
В основе современного незаконного оборота наркотических средств, в первую очередь синтетических, с применением указанного способа лежит использование преступниками сети Интернет и информационно-телекоммуникационных средств связи для организации и сбыта наркотиков. Используя просторы Интернета в противоправной деятельности, связанной с незаконным распространением наркотических средств, ее организаторы сегодня избегают не только непосредственного контакта сбытчика и потребителя наркотиков, но и реальных встреч всех участников организованной группы. Данный фактор, с одной стороны, позволил покупателю максимально упростить процедуру приобретения наркотиков, а с другой - повысить уровень безопасности наркосбытчика. Этот способ распространения наркотиков получил название бесконтактный.
Необходимо также отметить повышенную опасность незаконных сбыта и приобретения наркотических средств и психотропных веществ, совершенных с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет) (п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ), которая обусловлена их способностью оказывать негативное воздействие на неопределенно широкий круг лиц, в том числе и несовершеннолетних.
При документировании бесконтактного способа сбыта наркотических средств посредством проверочной закупки соблюдаются общие правила проведения данного мероприятия. Особенность ее проведения заключается в том, что при оплате за приобретаемые наркотические средства используется система безналичных расчетов, отсутствует непосредственный контакт между покупателем и сбытчиком.
При проведении проверочной закупки для документирования бесконтактного способа сбыта наркотиков на первоначальном этапе можно только подтвердить наличие наркотического средства и факт его сбыта, но не удастся установить круг лиц, причастных к организации сбыта наркотиков, осуществляемого подобным способом. Поэтому на данном этапе нужно провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к сбыту наркотиков, применяемых ими технических средств (в первую очередь телекоммуникационных), адресов местонахождения участников организованной группы.
С целью установления лиц, бесконтактно сбывающих наркотические средства, проводятся мероприятия по мониторингу Интернета. Направляя запросы через различные поисковые программы (например, Yandex, Rambler, Google и т. п.), устанавливаются сайты и контактные данные (кодовые имена, номера мобильных телефонов) лиц, предлагающих наркотические средства в Интернете. Далее устанавливается контакт с лицом, который указан на сетевом ресурсе для дальнейшего проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление идентификационных данных сбытчиков наркотиков, используемых ими технических средств, в том числе сайтов и форумов, созданных для сбыта и приобретения наркотиков.
В последующем с целью документирования преступных действий проводятся мероприятия по получению и изучению информации об электронном счете (электронном кошельке), на который должны начисляться денежные средства для приобретения наркотиков.
Как показывает практика, наиболее часто преступниками используется счет (кошелек) в «Киви-Банке» (также используются WebMoney, «Яндекс. Деньги», E-port и др.), где регистрация проводится лишь посредством указания номера мобильного телефона. При этом необходимо учитывать случаи продажи сим-карт без соответствующей регистрации недобросовестными представителями операторов сотовой связи.
В последнее время все шире стали использовать не «серые» сим-карты, приобретенные сбытчиком самим и (или) родственником, а так называемые абонентские номера - «однодневки», которые предлагаются на различных сайтах в аренду, например, на 1 час. Данный вариант полностью исключает контроль абонентского номера, на который зарегистрирован кошелек.
Поэтому, используя электронный кошелек фактически без регистрации, наркосбытчикам удается скрыть данные о своей личности, а также анонимно переводить на указанные счета
денежные средства. Это обстоятельство сильно усложняет процесс установления и привлечения к ответственности лиц, причастных к сбыту наркотиков.
Далее с целью изучения сведений о перечислениях денежных средств, последующей идентификации владельца необходимо провести наведение справок, заключающееся в направлении запроса в «Киви-Банк». После проведения детального анализа информации, поступившей из «Киви-Банка», планируются и осуществляются следующие мероприятия.
С помощью установленных номеров мобильных телефонов, используемых преступниками, осуществляются оперативно-розыскные мероприятия, направленные: на контроль и запись переговоров, сообщений; установление IMEI-телефонов, установление их активности; прослушивание телефонных переговоров; выявление номеров банковских карт, на которые перечисляются денежные средства за наркотические средства. На данном этапе для того, чтобы увеличить эффективность работы по установлению лиц, причастных к сбыту наркотиков, и документированию их преступной деятельности оперативного работника, ведущего разработку, необходимо установить тесное взаимодействие с подразделениями специальных технических мероприятий по планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий.
В последующем в ходе документирования преступной деятельности наркосбытчиков устанавливаются банковские карты, счета, их владельцы и отслеживаются движения денежных средств, поступающих в качестве оплаты за наркотики.
Дальнейшее направление документирования заключается в анализе полученной ранее информации о количестве и структуре преступной группы, установленных участниках. После установления фигурантов и документирования преступной деятельности планируется проведение проверочной закупки.
При проведении проверочной закупки посредством бесконтактного способа сбыта наркотиков необходимо соблюдать ряд требований:
- после обнаружения в телекоммуникационных сетях (на сайтах, форумах) конкретных предложений с указанием наименования и стоимости наркотика производить документирование действий покупателя (оперативного работника) в процессе проведения проверочной закупки, необходимо начинать с момента отправки сообщения покупателем сбытчику о согласии приобрести предлагаемое наркотическое средство (фиксация при помощи скриншота на электронном носителе);
- при получении положительного ответа от сбытчика фиксируется факт перечисления денежных средств через платежный терминал, обязательно получается и приобщается квитанция о внесении денег с местом расположения данного терминала;
- после получения сообщения от сбытчика о наличии наркотического средства в определенном месте (закладке) факт обнаружения наркотика и конкретный адрес (закладки) фиксируются детально в акте проведения проверочной закупки;
- вся переписка между покупателем и сбытчиком в ходе проведения мероприятия в обязательном порядке сохраняется на электронном средстве связи (компьютере, смартфоне, ноутбуке);
- обеспечивается сохранность компьютера, с которого осуществлялась связь между покупателем и сбытчиком (в дальнейшем для использования в процессе доказывания в рамках расследования уголовного дела).
В последующем для успешного проведения проверочной закупки необходимо комплексно использовать силы подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений и проводить ее одновременно с отслеживанием движения финансовых средств, поступающих в качестве оплаты за реализуемые наркотические средства.
В ходе проведения наблюдения фиксируются в хронологическом порядке все действия, связанные с документированием факта сбыта наркотических средств. Для фиксации противоправной деятельности наркосбытчиков применяются специальные технические средства.
Результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий представляются следователю, органу дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и использовании в доказывании в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Данные материалы направляются на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [3].
Далее следователем по материалам оперативно-розыскной деятельности решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Как показывает практика, проведение следственных действий по
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
уголовным делам, возбужденным по фактам сбыта наркотиков, осуществляемых бесконтактным способом, имеет определенную специфику. Для получения доказательств преступной деятельности необходимо проведение следственных действий, направленных:
- на обнаружение и изъятие в ходе выемок, обысков у задержанных всех телекоммуникационных устройств (мобильных телефонов, смартфонов, планшетов, ноутбуков, стационарных компьютеров, сим-карт, флэш-карт, жестких дисков и других носителей информации), а также договоров на оказание услуг Интернета, паролей, пин-кодов к мобильным телефонам, квитанций об оплате мобильной связи и услуг Интернета;
- обнаружение и изъятие в ходе выемок, обысков у задержанных банковских карт, документов об открытии банковских счетов;
- изъятие в банковских учреждениях документов, содержащих сведения о движении денежных средств по счетам банковских карт;
- изъятие у сотрудников оперативных подразделений, осуществлявших оперативно-розыскные мероприятия, телефонов, компьютеров, с помощью которых производилась переписка и связь со сбытчиками наркотиков (на практике делаются скриншоты переписки со всех технических средств, использованных оперработниками в ходе ОРМ, которые записываются на электронный носитель, который в установленном законом порядке передается следователю);
- обнаружение и изъятие у задержанных биологических образцов для последующего проведения сравнительной экспертизы по образцам обнаруженных на упаковках наркотических средств («закладках»);
- получение и осмотр у операторов мобильной связи сведений о входящих и исходящих соединениях абонентских номеров, использовавшихся задержанными.
Примером реализации данной схемы противодействия бесконтактному сбыту наркотических средств служит уголовное дело, возбужденное в феврале 2017 г. по материалам управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России по Республике Татарстан по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ в отношении гражданина Б. и по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ в отношении гражданина П., которые занимались незаконным сбытом синтетических наркотических средств на территории г. Казани. Приговором Ново-Савинского районного суда за совершенные преступные действия гражданину Б. и П. было назначены наказания в виде лишения свободы на 11 и 9 лет соответственно с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима [4].
Следует подчеркнуть, что для признания лица виновным в сбыте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием вышеуказанных средств и сетей необходимо установить, что лицо выполняло действия, образующие объективную сторону данного преступления, через использование средств и сетей. Само по себе использование телефонной связи в переговорах, связанных со сбытом наркотического средства, не признается квалифицирующим признаком [5].
При хорошо спланированном и заранее подготовленном оперативно-розыскном мероприятии результаты проверочной закупки могут служить основанием для возбуждения уголовного дела по факту сбыта наркотических средств. Проверочную закупку наркотических средств в современных условиях необходимо проводить в процессе осуществления оперативной разработки, после получения конкретных и объективных данных, свидетельствующих о причастности лица к сбыту наркотиков.
Подводя итоги исследованию, можно сделать следующие выводы. Считаем необходимым внести изменения в ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, ограничив проведение проверочной закупки в целях проверки оперативной информации, при отсутствии объективных и конкретных данных, свидетельствующих о наличии умысла и подготовке к сбыту наркотиков.
Необходимо усилить ответственность мобильных операторов за реализацию сим-карт без соответствующей регистрации, так как действующее законодательство в данной области не соблюдается. Напомним, что с 1 июня 2018 г. вступил в силу закон о запрете на использование сим-карт без паспортных данных, однако указанные сим-карты до сих пор активно используются преступниками. Целью изменений является исключение анонимной регистрации абонентов сотовой сети для последующего использования электронных кошельков и анонимных переводов электронных денежных средств. Надо также уделить внимание вопросу блокировки сайтов, где предлагаются услуги по предоставлению абонентских номеров в аренду на определенный отрезок времени без подтверждения личных данных пользователя.
Перевод электронных денежных средств необходимо производить только после предварительной идентификации лица, направляющего деньги, путем запроса финансовой организацией данных у мобильного оператора. Указанные действия позволят подтвердить сведения о физлице (Ф.И.О., серия и номер паспорта, номер телефона), которые есть и у банка, и у оператора связи. Для такого взаимодействия необходимо будет создать информационную систему проверки сведений об абоненте.
Данные меры позволят осуществлять эффективный контроль за движениями финансовых средств, вовлеченных в оборот наркотических средств, осуществляемый бесконтактным способом; отслеживать переводы денежных средств от покупателя наркотиков к посредникам, устанавливать реквизиты банковских счетов, используемых для временного хранения денег, участниками преступных групп, выявлять всю цепочку прохождения денежных средств, полученных от наркобизнеса.
Завершая статью, следует упомянуть о том, что в настоящее время в зависимости от региона лица, занимающиеся сбытом наркотиков, постепенно отходят от использования электронных кошельков и переходят к расчетам в криптовалюте, а это уже другой вид оплаты, который требует иной методики и тактики проведения ОРМ.
Библиографический список
1. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2017 год: информационно-аналитическая записка / под общ. ред. ректора Университета прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О. С. Капинус. М.: Ун-т прокуратуры Российской Федерации, 2018. 148 с.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // Российская газета. 2013. № 282.
4. Приговор Ново-Савинского районного суда г. Казани от 27 сентября 2017 г. (дело № 1-401/2017).
5. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 15.12.2015 № 48-АПУ 15-45.
References
1. Sostoyanie zakonnosti i pravoporyadka v Rossiiskoi Federatsii i rabota organov prokuratury. 2017 god: informatsionno-analiticheskaya zapiska [The state of law and order in the Russian Federation and the work of agencies. 2017: information-analytical report]. In O. S. Kapinus (ed.). Moscow, 2018, 148 p. [in Russian].
2. Ob operativno-rozysknoi deyatel'nosti: Federal'nyi zakon ot 12.08.1995 g. no. 144-FZ [About operatively-search activity: Federal law of 12.08.1995 no. 144-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 1995, no. 33. st. 3349 [in Russian].
3. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke predstavleniya rezul'tatov ope-rativno-rozysknoi deyatel'nosti organu doznaniya, sledovatelyu ili v sud Prikaz MVD Rossii, Minoborony Rossii, FSB Rossii, FSO Rossii, FTS Rossii, SVR Rossii, FSIN Rossii, FSKN Rossii, SK Rossii ot 27 sentyabrya 2013 g., no. 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 [About approval of the Instruction about the order of representation of results operatively-search activity the body of inquiry, investigator or court Order, MIA of Russia, Ministry of defense of Russia, FSB of Russia, FSO of Russia, Federal customs service of Russia, SVR Russia, FPS of Russia, FDCS of Russia, the investigatory Committee of Russia of 27 September 2013 no. 776/703/509/507/1820/42/535/398/68]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2013, no. 282 [in Russian].
4. Prigovor Novo-Savinskogo raionnogo suda g. Kazani ot 27 sentyabrya 2017 goda (delo no. 1-401/2017) [Verdict of the Novo-Savinsky district court of Kazan of September 27, 2017 (case no. 1-401/2017)] [in Russian].
5. Apellyatsionnoe opredelenie Sudebnoi kollegii po ugolovnym delam Verkhovnogo Suda RF ot 15.12.2015 no. 48-APU15-45[Appellate determination of the Judicial Board in criminal cases of the Supreme court of the Russian Federation from 15.12.2015 № 48-APU 15-45]. [in Russian].