Научная статья на тему 'Особенности проведения математических диктантов при проверке знаний иностранных слушателей, обучающихся на русском языке'

Особенности проведения математических диктантов при проверке знаний иностранных слушателей, обучающихся на русском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова Е. В.

В статье рассматривается проблема использования математических диктантов как средства текущего контроля при обучении математике иностранных студентов, обучающихся на русском языке. Раскрываются положительные стороны использования математических диктантов и описываются некоторые особенности их проведения в аудитории иностранных слушателей на довузовском этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения математических диктантов при проверке знаний иностранных слушателей, обучающихся на русском языке»

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе.

Плюсы проектной деятельности:

- навыки самообразования и самоконтроля;

- моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

- навыки групповой деятельности;

- индивидуальный подход;

- интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Список литературы:

1. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. -№ 1. - С. 42.

4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

© Фетисова Е.В.*

Курский государственный медицинский университет, г. Курск

В статье рассматривается проблема использования математических диктантов как средства текущего контроля при обучении математике

* Преподаватель кафедры Физики, информатики и математики.

иностранных студентов, обучающихся на русском языке. Раскрываются положительные стороны использования математических диктантов и описываются некоторые особенности их проведения в аудитории иностранных слушателей на довузовском этапе обучения.

Важным звеном процесса обучения математике является контроль зна-ний, умений и навыков студентов, полученных на занятиях. От того, как он организован, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно по этому в практике преподавания математики иностранным студента уделяется серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию.

В общепринятом понимании контроль означает проверку, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки. Контроль успеваемости является составной частью процесса обучения, тесно связанной с другими его звеньями: изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением; он заключается в проверке знаний, умений и навыков учащихся, в систематических наблюдениях за их познавательной деятельностью. Итоги контроля служат основой оценки успеваемости студентов, которая характеризуется степенью овладения студентами знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебных программ.

Основными видами контроля успеваемости являются текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы во время занятий. Он заключается в систематическом наблюдении за работой группы студентов в целом и каждого студента в отдельности, проверка знаний, умений и навыков студентов, сочетаемой с изучением нового материала, его повторением, закреплением и практическим применением.

Рассмотрим более подробно методику проведения текущего контроля в форме математического диктанта.

Основное назначение математических диктантов на этапе довузовской подготовки студентов - помочь преподавателю эффективно тренировать устойчивость внимания, оперативную память, умение воспринимать речь на слух, умение выражать письменно свои мысли и знания по предмету. Исходя из этих целей, в диктантах можно выделить следующие группы заданий:

- операционные задания, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;

Например, на первых занятиях при изучении темы «Арифметические операции» преподаватель может провести следующий диктант, целью которого является проверка знаний лексического минимума предыдущего занятия (знание названия операций и чисел в записи той или иной операции), а так же проверка правильности восприятия чисел на слух.

1. Сумма чисел 17 и 13 равна ... .

2. Частное чисел 15 и 5 равно ... .

3. Разность чисел 105 и 25 равна ... .

4. Два слагаемых равны между собой. Известно, что их сумма равна 25. Запишите, чему равны слагаемые.

5. Делитель равен 4, делимое равно 12. Чему равно частное?

и так далее. Таких заданий можно придумать очень много.

- логические задания, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;

Например, при изучении темы «Числовые множества» можно составить следующие задания для диктанта:

Определите, верны ли следующие утверждения:

1. Множество натуральных чисел - конечное множество.

2. Множество рациональных чисел содержит в себе множество натуральных чисел

3. Ноль - натуральное число.

4. -6 - целое число.

5. Множество действительных чисел содержится во множестве целых чисел.

и так далее.

- задания, направленные на усвоение математической терминологии.

Например, при изучении темы «Функции. Свойства функций» можно

провести следующий диктант:

1. Функция - это зависимость переменной ... от переменной ... при которой каждой переменной ... ставится в соответствие единственное значение переменной ... .

2. Переменнаях называется ... переменной или ... .

3. Множество всех значений переменной х при которых функция имеет смысл называется ... .

4. Функция называется четной, если выполняются условия ... .

5. График нечетной функции симметричен относительно ... .

Комплекс таких заданий обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики. При этом развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений преподавателем.

Существуют два основных возражения против постоянного применения математических диктантов:

- не по всем темам можно и нужно проводить математический диктант;

- иностранным студентам только начинающим изучать русский язык и математику на русском языке трудно воспринимать зада -ние на слух.

Но на наш взгляд проводить математические диктанты целесообразно практически по всем темам повторительного курса математики. Да, под-

бор заданий и правильная их формулировка в корректной для диктанта форме, а также адаптация речи до уровня понимания иностранными студентами требует большого труда и затрат времени от преподавателя, но на наш взгляд, польза такой формы контроля превышает все ее неудобства. Конечной целью обучения студентов математике на довузовском этапе является их возможность обучения в вузе в одном потоке с российскими студентами, а, как известно, основной формой проведения занятий в вузах является лекция - то есть устное изложение материала с частичной записью на доске. Поэтому чем раньше иностранные студенты начнут учиться воспринимать речь преподавателя на слух, тем быстрее пройдет процесс адаптации и тем проще им, потом будет учиться в вузе.

Студентам, не привыкшим к математическим диктантам, воспринимать задания на слух действительно трудно. Но если диктанты проводятся часто, то студенты приучаются воспринимать задания на слух. Бывает, что слуховому восприятию нужно помочь. В этих случаях преподаватель одновременно с чтением задания диктанта делает надпись, чертеж, рисунки и т.п. на доске. Для успешного усвоения студентами математических терминов, целесообразно проводить диктанты не от случая к случаю, не для разнообразия форм и методов обучения, а систематически на каждом занятии.

Проведение диктанта требует от преподавателя весьма большого внимания: надо читать в оптимальном темпе тексты заданий; следить за аудиторией; реагировать на практически неизбежные сбои.

На первом занятии студентам необходимо объяснить правила проведения диктантов, так как такая форма проверки знаний не распространена в зарубежной практике преподавания математики. В конце первого занятия можно потренироваться в написании математического диктанта с использованием тех терминов, которые были изучены на занятии. Такая тренировка будет полезна и студентам, которые попробуют (без оценивания результата) свои силы и преподавателю, который сможет определить оптимальный темп диктовки в данной группе, интонацию и количество повторений текста необходимое для данной группы студентов. Обычно преподаватель читает текст медленно, выделяя интонацией смысловые выражения и делая паузы в тех местах, где необходимо вставить пропущенное слово. Количество повторов в разных группах варьируется: в группах с хорошим знанием русого языка (студенты из стран ближнего зарубежья или студенты, ранее изучавшие русский язык) достаточно прочитать текст два раза; в группах только начинающих изучение русского языка текст может быть прочитан от двух до четырех раз. Варьируется так же и время паузы для написания, пропущенного слова. Часто бывает, достаточна пауза, равная времени чтения текста с повтором. Нужно помнить, что математический диктант проверяет не сообразительность студентов, а их знания, поэтому если при ответе на вопрос диктанта студент надолго задумался,

то, следовательно, он просто не знает ответа и долгая пауза ему не поможет. Необходимо следовать определенной методике проведения математического диктанта. Текст сначала прочитывается в целом, чтобы студенты знали, что от них требуется. Необходимо следить за всей аудиторией, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы студентов типа «повторите, я не успел». Следует приучить студентов пользоваться черновиками, где они могут делать пометки, записи в ходе диктовки преподавателем. Обычно при проведении диктанта на занятиях по математике с российскими студентами преподаватель использует два варианта, диктуя сначала вопрос первого варианта, а затем вопрос второго. На занятиях с иностранными студентами на наш взгляд целесообразнее использовать только один вариант заданий, так как темп диктовки довольно невысокий и на то чтобы продиктовать два варианта будет затрачено много времени, особенно, если текст придется повторять не один, а два или даже три раза. Так как количество студентов в группе обычно не превышает 8-10 человек, то для проверки знаний их проще рассадить по одному за парты и диктовать всем один вариант. Такая форма проведения диктанта целесообразна ещё и потому, что исчезает лишняя слуховая нагрузка - студенту не приходится во время обдумывания ответа слушать речь преподавателя диктующего вопрос другого варианта.

Важно также правильно организовать проверку диктантов. Существуют разнообразные формы проверки диктантов:

- запись ответов на отдельных листочках с последующей сдачей их преподавателю на проверку;

- запись правильных ответов на доске, когда студенты сверяют ответы со своими;

- взаимопроверка с соседом по парте;

а так же многие другие варианты, подходящие тому или иному составу обучающихся. Главное правило такой проверки - оперативность, оценка должна быть выставлена на том же занятии, на котором проводился диктант. Если в диктанте содержалось много лексического материала и преподавателю требовалось проверить знание математических терминов и правильность их написания, то роль проверяющего выполняет сам преподаватель, а если диктант использовался для проверки вычислительных навыков или знания формул, проверяющими могут выступать сами студенты, осуществляя взаимопроверку. Для оперативности проверки диктантов необходимо составлять задания таким образом, чтобы ответ формулировался как можно более кратко и четко не допускал разночтений: если это термин, то одно или два слова, если формулы то только общеизвестные. Еще одним из требований к заданиям диктанта является скорость их выполнения. Нельзя включать в диктант вычислительные задания, требующие громоздких вычислений или вычислений в несколько действий в од-

ном задании. При этом отдельно необходимо обговорить со студентами вопрос об использовании калькуляторов, так как во многих зарубежных школах вполне допускается практика использования калькуляторов на занятиях по математике.

Математический диктант - одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учеников, хорошо известное средство обратной связи между преподавателем и студентами. Проведение математического диктанта на начальном этапе обучения иностранных студентов способствует повышению качества запоминания изучаемого лексического материала, активизации внимания, повышению математической культуры студентов, обогащению их математического языка.

Список литературы:

1. Адрова И.А. Требования к проектированию предметных диктантов для повышения прочности усвоения базовых знаний учащихся [Текст] / И.А. Адрова // Педагогические технологии. - 2007. - № 2. -С. 54-58.

2. Громов А.И. Математика для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России / А.И. Громов, В.К. Жаров., В.И. Кузь-минов, М.В. Суркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Янус-К», 2005. -348 с.

3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2002.

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ С УЧЕБНО-НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ: АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ

© Храмкова Е.Ю.*

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,

г. Нижний Тагил

Рассматривается актуальный вопрос обучения младших школьников работе с учебно-научным текстом. Предлагается анализ учебнометодических комплексов по русскому языку в аспекте интересую -щей нас проблемы: цели программ; содержание работы с учебнонаучными текстами; задания, направленные на изучение особенностей учебно-научного текста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что «к концу обучения в начальной школе

* Старший преподаватель кафедры Возрастной педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.