Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник полиции / массовые беспорядки / массовые мероприятие / подготовка / police officer / riots / mass events / training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Ю. Бордачев

В настоящей статье изложены некоторые вопросы при проведении массовых мероприятий на территории государство. Показаны некоторые сложности и особенности при подготовке сотрудников полиции, для обеспечение общественной безопасности при групповом нарушение общественного порядка и массовых беспорядков. Массовые беспорядки представляют значительную угрозу для безопасности граждан и общественного порядка. Такие беспорядки представляют собой протест политического характера, социального, а также личного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HOLDING MASS EVENTS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article outlines some issues when holding mass events on the territory of the state. Some difficulties and peculiarities in the training of police officers to ensure public safety in case of group violation of public order and mass riots are shown. Mass riots pose a significant threat to the safety of citizens and public order. Such riots represent a protest of a political, social, as well as personal nature.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Ю. Бордачев, преподаватель

Сибирский юридический институт МВД России

(Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-1-147-149

Аннотация. В настоящей статье изложены некоторые вопросы при проведении массовых мероприятий на территории государство. Показаны некоторые сложности и особенности при подготовке сотрудников полиции, для обеспечение общественной безопасности при групповом нарушение общественного порядка и массовых беспорядков. Массовые беспорядки представляют значительную угрозу для безопасности граждан и общественного порядка. Такие беспорядки представляют собой протест политического характера, социального, а также личного характера.

Ключевые слова: сотрудник полиции, массовые беспорядки, массовые мероприятие, подготовка.

В современном мире участия массовых мероприятиях, стало нормой общественной жизни граждан. Стало нередко, что массовые мероприятия перерастают в групповые нарушения общественного порядка или массовые беспорядки, что является нарушением законодательство государства.

Многие считали, что массовые беспорядки, далеки от нашей действительности, что это возможно только за границей. Но в реальности эта проблема уже в нашем государстве. Не секрет что, экономический ущерб данных событий очень огромный. Он может исчисляться как финансово, так и человеческими жертвами.

Главную роль в обеспечение общественной безопасности отведено сотрудникам полиции МВД России. Но при таких мероприятий возникают много сложностей, как в подготовленности личного состава сотрудников, так и в техническом оснащении.

Массовые беспорядки представляют значительную угрозу для безопасности граждан и общественного порядка. Такие беспорядки представляют собой протест политического характера, социального, а также личного характера.

В 2021 года в десятках крупнейших городов нашей страны прошли массовые публичные мероприятия протестного характера. Большинство из них с самого

начала организовывались с нарушением закона, на многих произошли столкновения протестующих с сотрудниками полиции и Росгвардии. По их итогам МВД России официально заявляло, что по фактам различных преступлений, совершенных организаторами и участниками несанкционированных акций, возбуждено 90 уголовных дел.

Массовые мероприятия как организованные собрания людей - это важнейший социальный механизм, представляющий собой средство общественной коммуникации, удовлетворения досуговых, культурных, религиозных и иных потребностей.

Основные характеристики массовых беспорядков.

Во-первых, совершаемые в ходе массовых беспорядков преступные действия представляют, помимо прямой угрозы жизни и здоровью, а также имуществу людей, находящихся поблизости от событий, еще и опосредованную, но, тем не менее, значительную угрозу для неограниченно большого круга лиц, проживающих в том населенном пункте, где они совершаются.

Во-вторых, большая разрушительная сила толпы, обусловленная высоким уровнем ее агрессии при массовых беспорядках, сводит на нет любые попытки правоохранительных органов к наведению общественного спокойствия стандартными методами [1].

Практика показывает, что пресечение массовых беспорядков возможно только посредством применения чрезвычайных мер, предусматривающих, в частности, задействование значительных сил и средств, большие материальные затраты, применение боевой техники и оружия, введение серьезных ограничений в общественной, экономической, культурной сферах жизнедеятельности населенного пункта.

Допущенные правонарушения в ходе организации и проведения массовых беспорядков, мероприятий, законодательством установлены нормы ответственности, однако сотрудникам полиции и лицам руководящего состава органов внутренних дел важно понимать, что такая ответственность является персональной и сама возможность ее применения к конкретным правонарушителям в большинстве случаев не означает прекращение проведения того или иного мероприятия.

Федеральным законодательством регулируются вопросы организации и проведения, обязанности, права и запреты для организаторов и участников только в отношении спортивных и публичных мероприятий.

А также вопросы организации и проведения культурно-развлекательных и прочих мероприятий регулируются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что не являющиеся сотрудниками полиции, могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию. В соответствии с данным положением, при конкретных ситуациях, курсанты и слушатели, являясь сотрудниками органов внутренних дел, находясь на службе в полиции, но, при этом, не являясь сотрудниками полиции, могут быть привлечены к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, исключительно в рамках данной нормы.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, определен приказом МВД России от 15.08.2011 № 942.

Согласно положениям данного приказа, решение о привлечении ранее незадей-ствованных сотрудников органов внутренних дел, а также лиц, проходящих практику к решению задач, относящихся к полномочиям полиции, допускается в отношении каждого определённого сотрудника (стажера) и утверждается правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя соответствующего органа (подразделения).

Для устранения вышеизложенных проблем предлагается пересмотреть

систему подготовки кадров в ОВД и внести соответствующие изменения в программу обучения. Образовательный процесс силовых ведомств должен включать в себя не только теоретическую подготовку сотрудников правоохранительных органов, но и практическую составляющую.

Таким образом, обучение и подготовка сотрудников ОВД является одним из важнейших условий повышения эффективности деятельности силовых структур по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в сложной оперативной обстановке. Необходимо постоянно совершенствовать тактические приёмы при коллективном взаимодействии в подразделении. Здесь, стоит отметить, что управление силами и средствами, при проведении таких мероприятий является одной из самых важных задач [2].

Исходя из изложенного, подчеркнём: сотрудники, выполняя служебные задачи, по охране общественного порядка должны не только знать алгоритмы безопасного поведения, но и довести их до автоматизма в целях минимизации неблагоприятных последствий.

По роду своей деятельности сотрудникам полиции приходится общаться с различными категориями граждан, в том числе с теми, которым характерны асоциальные установки и агрессивность. Данный факт обязывает сотрудников быть готовыми к нестандартным ситуациям, создающим, как правило, угрозу жизни и здоровью.

Поэтому уровень защищенности сотрудника зависит от профессионального опыта и профессиональной подготовки,

основу которых составляет базовое первоначальное профессиональное обучение.

Поэтому обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности, действиям в различных ситуациях является одним из важных направлений профессионального обучения, в целях применения навыков при несении службы по охране общественного порядка. Привить навыки, отработать тактические приемы и методы обеспечения личной безопасности, довести их до автоматизма проблематично.

Исходя из всего вышесказанного, достигнув цели и решив поставленные задачи данной работы, можно сделать следующие выводы:

По данным территориальных органов МВД России обстановка, связанная с про-тестными выступлениями граждан, постоянно является сложной и, в особенности,

это характерно для крупных регионов страны. При этом протестная активность возрастает в периоды ухудшения социально-экономической и политической ситуации.

Таким образом, групповое нарушение общественного порядка и массовые беспорядки представляют собой наиболее опасные из возможных проявлений массовых мероприятий. В связи с большой разрушительной силой массовых беспорядков органы внутренних дел должны быть заранее готовы к их пресечению.

Пресечение массовых беспорядков возможно только посредством применения чрезвычайных мер, требующих значительных затрат материальных и человеческих ресурсов. С другой стороны, недопущение беспорядков возможно в результате своевременного и тактически правильного пресечения этих действий.

Библиографический список

1. Бабин С.В. Подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков: учебно-практическое пособие / С.В. Бабин, А.Ю. Бордачев, Н.Н. Нагорный, Р.А. Шавнин. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. - 97 с.

2. Щербаков О.Н., Деянич В.Ю. Взаимодействие органов внутренних дел (полиции) с гражданами по вопросам охраны общественного порядка // Полицейская деятельность. -2019. - №5. - С. 6.

FEATURES OF HOLDING MASS EVENTS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

A.Yu. Bordachev, Lecturer

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. This article outlines some issues when holding mass events on the territory of the state. Some difficulties and peculiarities in the training ofpolice officers to ensure public safety in case of group violation of public order and mass riots are shown. Mass riots pose a significant threat to the safety of citizens and public order. Such riots represent a protest of a political, social, as well as personal nature.

Keywords: police officer, riots, mass events, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.