Научная статья на тему 'Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме'

Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодовникова Н. А.

Проведение маркетинговых исследований в туризме имеют свою специфику это связано, прежде всего, с тем, что туризм относится к сфере услуг. Следовательно, чтобы выявить особенности маркетинговых исследований туристических услуг необходимо определить что же такое услуга вообще и ее особенности в частности. Рынок туристских услуг является элементом более широкого понятия рынок услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме»

должников в наиболее значимых сферах деятельности субъектов естественных монополий и объединяемых понятием «естественная монополия в топливно-энергетическом комплексе»: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии.

Вместе с тем Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК выходит за рамки круга субъектов естественных монополий, определенные ст. 3, 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях», и распространяет свое действие на другие организации топливно-энергетического комплекса, при условии, что их основная деятельность связана с производством электрической, тепловой энергии и добычей природного газа, при осуществлении которой сумма выручки от реализации производимых товаров, работ, услуг превышает 70 процентов от общей суммы выручки. Другое обязательное условие - наличие у этих организаций имущества, обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. При этом применение каких-либо процедур банкротства в отношении атомных электростанций исключается.

Таким образом, в этот период развития законодательства о несостоятельности были под- ь вергнуты изменению практически все основные положения, регламентирующие как крите- (□ рии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства. Ш

г

ЛИТЕРАТУРА ш

1. Архипов И.В. Конкурсный процесс в системе торгового права России XIX века// Правове- ;>

дение 1999. № 1. С. 114. £

2. Бончковский Н. Способы разрешения несостоятельности и наше право//ЕСЮ. 1924. № 43.

С. 20. Я

СОЛОДОВНИКОВА Н.А.

ш

3. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Вест- □ ник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. Спец. прил. к № 2.

4. Горбунцов Ю. Вы банкрот, гражданин! // Российская газета. 10 марта 1998. О

5. Гражданский кодекс РСФСР, М., 1931. С. 1. о

6. Клейман А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву. ю Иркутск, 1929. С. 3. о

7. Прушицкий С.М. Проект торгового свода и гражданский процесс//ЕСЮ. 1924. № 1. С. 15. ф

8. Раевич С.И. О проекте декрета о несостоятельности // Советское право. 1924. № 3. С. 86. ^

9. Розенберг А.Е. Несколько слов о несостоятельности//ЕСЮ. 1926. № 7. С. 198. ^

10. Розенблюм Д.С. Доклад об обсуждении основных положений Декрета о несостоятельнос- о ти в секции хозяйственного права//ЕСЮ. 1927. № 20. С. 611. х

11. Титова Е. Банкротство станет выгодным и должникам, и кредиторам // Финансовые из- ^

вестия. 26 февраля 1998. а

о

о

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ¡2

В ТУРИЗМЕ о

Проведение маркетинговых исследований в туризме имеют свою специфику это связа- ф но, прежде всего, с тем, что туризм относится к сфере услуг. Следовательно, чтобы выявить особенности маркетинговых исследований туристических услуг необходимо определить что ^ же такое услуга вообще и ее особенности в частности. Рынок туристских услуг является эле- ^ ментом более широкого понятия - рынок услуг. Несмотря на быстрое развитие этой сферы и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение понятия «услуги».

0

1

о О

Услуги как вид экономической деятельности существуют давно. Однако дать определение услуге оказалось нелегкой задачей. К. Гренроос полагает, что только в 90-х экономисты неохотно остановились на одном из определений услуги [12]. До сих пор в экономической литературе можно найти различные определения услуги.

Интересно определение Р. Малери: «Услуги - нематериальные активы, производимые для целей сбыта» [5]. По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) - это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга - это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью. Если некие действия полезны только для того, кто их производит (например, зарядка по утрам), то вряд ли они могут считаться услугой.

По мнению К. Гренрооса, услуга - процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги [12]. Данное [] определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, ® парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми (это свойство будет описано ниже).

Другое определение услуги дает Ф. Котллер, «услуга - это любая деятельность, которую ф одна сторона может предложить другой, это неосязаемое действие, не приводящее к владе-^ нию чем-либо» [6].

Ш К. Маркс считал, что услуга представляет собой «ту потребительную стоимость, кото-]Е рую доставляет труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стои-° мость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд ока-^ зывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» И далее: «Услуги - это □ широкая экономическая категория, они обладают самостоятельной экономической формой, О обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю; способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением и, стало быть, могут обращаться в течение этого времени как пригодные для о продажи товары» [8, с. 413].

£ То положение, что труд, оказывающий услугу, как правило, не воплощается в материаль-о ном предмете и определяет понятие «услуга». Полезная деятельность является материаль-ш ным носителем услуги как определенной экономической категории, которая выражает отношения между людьми.

о Из всех определений вытекает, что услуги несохраняемые и клиенту предлагается нечто, о не имеющее материальной формы.

^ Таким образом, мы видим, что услуга по своей сущности кардинально отличается от об™ щего понятия товара в его материально-вещественной форме. Она может быть результатом £1 деятельности, мероприятием или выгодой, услуга в отличие от обычного товара (например, ^ бытовой техники) не имеет материально-вещественной формы, но в тоже время услуга - это о товар, который разрабатывается (предлагается) изготовителем (продавцом) покупателю по о определенной цене для удовлетворения потребностей.

о Большинство исследователей [4, 5, 7, 11] сходятся во мнении, что при всем разнообразии о услуг все они имеют четыре общие характерные черты: неосязаемость; неразрывность про-¡2 изводства и потребления; изменчивость качества; неспособность к хранению.

8 Таким образом, можно дать следующее авторское определение: услуга - это экономичес-^ кая категория, отражающая конкретное неосязаемое действие по удовлетворению потреб-£ ностей субъекта.

ф Проанализировав характеристики услуговой деятельности, мы можем сказать, что продукт туристского производства реализуется в форме услуги. § Во-первых, согласно классификации услуг по виду деятельности результатом функцио-ш нирования туризма является услуга.

| Во-вторых, результат туристской деятельности неосязаем, его невозможно накапливать ° и хранить, существует неразрывность производства и потребления, а также непостоянство

9 качества, то есть туристский продукт обладает всеми свойствами услуг. 0)

В то же время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров - 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.

Что такое турпродукт? Эта проблема требует глубокого анализа

По мнению А.П. Дурович, туристский продукт - «.. это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны» [4].

Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как « ... право на тур, предназначенное для реализации туристу» [10].

По мнению автора, туристский продукт в широком смысле - это комплекс услуг и товаров, в совокупности своей образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непосредственное отношение (например, туристическое снаряжение - это тоже турпродукт, хотя является товаром, а не услугой). В силу того, что спектр услуг туристской индустрии очень ^ разнообразен, имеет смысл, по-видимому, говорить еще и о турпродукте в узком смысле при- ь менительно к каждому конкретному сектору индустрии туризма (например, турпродукт гос- ш тиничного предприятия, туроператора, турагента, предприятия по производству туристского снаряжения и т.д.). Ш

Т.о. при всем многообразии определений туристического продукта и его составных эле- 2 ментов можно выделить рад его важных особенностей. По нашему мнению, основными осо- щ бенностями туристического продукта являются следующие: ;>

- это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), кото- ° рый имеет сложную систему взаимосвязей между различными видами или компонентами турпродукта; §

- туристские услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде то- О варных образцов. Для оценки турпродукта нет мерных величин таких как, например, размеры, вес, объем, мощность и др. Объективная оценка возможна лишь для отдельных ^ компонентов услуг; о

- потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства о туристской услуги; ф

- покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребле- ^ ния последнего, а не наоборот; ^

- турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение о имеет фактор сезонности. х

Таким образом, особенности рынка туристических услуг, специфические характеристики самих услуг и особенности восприятия их потребителями определяют специфику а маркетинга в этой сфере. Главная задача маркетинга услуг - помочь клиенту оценить пред- < приятие и его услуги. о

Для уменьшения степени неопределенности и риска туристское предприятие должно

располагать надежной, объемной и своевременной информацией. Получение же последней §

обеспечивается проведением маркетинговых исследований. о

Существуют различные определения маркетинговых исследований. о

Маркетинговое исследование - это систематический сбор, регистрация и анализ данных о по проблемам, относящимся к маркетинговому управлению производства продукции [6].

Маркетинговое исследование - это систематическая подготовка и проведение различных |

обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, со- ^ ответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией [5].

Маркетинговые исследования - это функция, связывающая через информацию предпри- I

ятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функциони- ф

рования [7]. Ц

Маркетинговые исследования - это сбор, обработка и анализ данных с целью уменьше- о

ния неопределённости, сопутствующей принятию маркетинговых решений [4]. 9

СО

Маркетинговые исследования - это деятельность, которая посредством информации связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентам. Маркетинговые исследования соотносятся с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды и снижают уровень неопределённости по тем её компонентам, которые оказывают влияние па маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.

Из всех определений следует одно общее свойство маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования относятся к аналитической функции маркетинга. Принципиальная особенность, отличающая их от простого сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации - целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем. Данное свойство и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Таким образом, по мнению автора, маркетинговые исследования - это процесс сбора и анализа данных по различным маркетинговым проблемам, с помощью основных методов и ^ приемов маркетинга.

ь В маркетинговых исследованиях сферы услуг используются более сложные методы по (□ сравнению с изучением товарного рынка, Это связано, во-первых, с субъективным отношением потребителя к услуге и ее качеству, что непременно сказывается на интерпретации Ш результатов, во-вторых, с необходимостью оценки и анализа деятельности персонала, так как от его квалификации и мастерства зависит восприятие услуги и степень удовлетворе-щ ния потребителя.

;> Вопросы теории и методологии маркетинговых исследований в сфере услуг достаточно освещены в работах российских и зарубежных авторов, но в тоже время лишь небольшое количество исследований посвящены туристическому маркетингу вообще и особенностям ® маркетинговых исследований в туризме в частности.

□ Основываясь на вышесказанном, можно выделить, следующие особенности туристичес-^ кого маркетинга.

О 1. Для маркетинга в туризме в меньшей степени важна задача стимулирования спроса. 0 Спрос на туруслуги постоянно растет, и индустрия туризма в меньшей, чем многие дру-

ш гие отрасли степени зависит от колебаний экономической конъюнктуры. Для туристи-

о ческого маркетинга более важной является задача «направить спрос» в нужное русло.

ф 2. Большое значение приобретает достоверная информационная политика в отноше-§ нии клиента, особенно на этапе продажи услуг, а также тщательность в разработке

> турпродукта.

0

1 I

3. Учитывая особую роль субъективного фактора в процессе покупки именно туруслуг, турфирмам следует большое внимание уделять защите прав клиента - потребителя | туруслуг.

££ 4. Влияние фактора сезонности обусловливает необходимость диверсификации туруслуг ^ или особого внимания к маркетинговым мероприятиям в межсезонный период, чтобы о сделать фирму менее зависимой от временного фактора.

2 5. В процессе управления маркетингом следует учитывать в большей чем в других отрас-2 лях мере не только материальные аспекты, но и психологию, духовно-эмоциональное

^ состояние и особенности потребителя.

о 6. В силу того, что турпродукт представляет собой, как правило, сложный комплекс мате-о риальных и идеальных компонентов, большое значение для достижения оптимального

^ конечного эффекта маркетинговых мероприятий имеет координация маркетинга всех

| участников производства туруслуг, турцентров, государственных органов по регули-

о рованию туризма, общественных объединений.

& Таким образом, из особенности туристического маркетинга следуют особенности проведения маркетинговых исследований в туризме: маркетинговое исследование должно й быть направлено прежде всего на управление спросом, а с этой целью необходимо особое внимание уделять анализу потребительских предпочтений; при проведении маркетинго-о вых исследований в туризме возникают трудности с получением достоверной информации о о турпродукте, т.к. нет единого реестра данных, а мнение экспертов субъективно; необ-00 ходимо учитывать сезонные колебания спроса в туризме при проведении маркетинговых

исследований; при проведении маркетинговых исследований в туризме центральная роль принадлежит психолого-поведенческим и социальным особенностям потребителя; необходимо уделять особое внимание не только туристическому продукту и его составляющим, но и, в первую очередь, инфраструктуре туристического рынка.

Ввиду того, что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, работающих в этой сфере. Концепция маркетинга имеет здесь больше чем где-либо целостный и всеобъемлющий характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азар В.И. Турфирмы смотрят в зеркало // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 7.

2. Дайан А., Букерель Ф., Ланкер Р. и др. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.

3. Велединский В. Туристский рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практи-

Ш

Ш

ки, проблемы, перспективы. 2002. № 4. ¡5

4. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Минск: Новое знание, 2001. щ

5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Юнити, 1993. qj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алексунина. М.: Дашков и К, z 2005.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1.

9. Менеджмент в туризме / Под ред. Новикова В.С. М.: Книгодел МАТГР, 2006. о

10. Федеральный закон РФ «0б основах туристской деятельности в Российской Федерации» от

24.11.1996 г. № 132-Ф3 // Российская газета. 03.12.1996. 00

П

11. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг q в России и за рубежом. 2004. № 2. Ш

12. Gronross C. Marketing services: the case of missing product // Journal of Business & Industrial ^ Marketing. 1998. Vol. 13. № 4/5.

13. Jeffries D.E. Defining the tourist and its importance in tourism marketing // Revue du Berne. ^ 1971. s

14. Krippendorf J. Marketing et tourisme. Berne: Herbert Lang, 1971. a

- i_

ГРИГОРЯН Э.М. I

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЭЗ КАК ФАКТОР о

ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА °

--о

Особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют в настоящее время весьма продвинутые по рыночным критериям экономико-территориальные образования, обладающие мощным

предпринимательским потенциалом, способствующим повышению тонуса хозяйственной § жизни регионов их базирования, рост занятости и доходов населения, решения приоритет- о ных экономических и социальных задач. ^

Проблематика формирования условий и хозяйственного режима, обеспечивающего ре- | альное развитие ОЭЗ на принципах предпринимательства, представляется весьма актуаль- о ной, ибо именно эти составляющие экономического механизма во многом предопределяют & эффективность функционирования свободных экономических зон.

В современных условиях хозяйственный режим предпринимательской деятельности ОЭЗ о должен отвечать следующим требованиям: ^

- геополитической стабильности; ^

- экономической устойчивости; о

- обеспечения конкурентных преимуществ; (Т)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.