№ 6 (48)
A UNI
MЖХ пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
июнь, 2018 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА
Белан Виктория Александровна
аспирант кафедры психологии Смоленского государственного университета
119121, Россия, г. Москва, Проезд Девичьего поля, 2 E-mail: Ichakova-Vika@rambler.ru
FEATURES OF INTERROGATION OF SUSPECTS IN CRIMES USING A POLYGRAPH
Victoria Belan
post-graduate student of the Department ofpsychology of Smolensk state University
119121, Russia, Moscow, Travel Maiden field, 2
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме использования полиграфа, как технического инструмента, функционально предназначенного для одновременной многоканальной регистрации физиологических процессов, которые происходят в организме человека под влиянием психологических раздражителей, стимулов, с целью дальнейшей интерпретации полученных результатов на предмет наличия скрываемой информации или диагностирования правдивости, или неправдивости показаний лица.
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of using a polygraph as a technical tool, functionally designed for simultaneous multichannel registration of physiological processes that occur in the human body under the influence of psychological stimuli, stimuli for the purpose of further interpreting the results obtained for the presence of hidden information or for diagnosing the veracity or untruthfulness of a person's testimony.
Ключевые слова: полиграф, полиграфолог, этапность, психологический контакт, индикаторы лжи.
Keywords: polygraph, polygraph examiner, phasing, psychological contact, lie indicators.
При расследовании уголовных правонарушений использование полиграфа, как научно-технического средства, заключается в том, что он позволяет объективно установить когда тот или другой критический раздражитель (вопрос, предъявленная фотография, имя сообщника, орудие преступления, действия во время обыска и т.д.) является причиной эмоциональной напряженности (даже кратковременной или скрытой) и фиксирует все возникающие изменения физиологических параметров организма опрашиваемого.
В странах, использующих полиграф, юридически закреплено, что отказ человека от проверки на полиграфе не квалифицируется как признак его вины и не влечет для него каких-либо неблагоприятных последствий. Вопросы, задаваемые при допросе с применением полиграфа, активизируют нервную си-
стему и вызывают физиологические изменения, которые могут быть зарегистрированы, измерены и проанализированы. Поскольку полиграф - это совокупность датчиков, которые позволяют зафиксировать определенные физиологические параметры, такие как амплитуда дыхания, пульс, давление крови, электрическая активность кожи, а также ритмы головного мозга и сердца, то чем больше ответов, тем достовернее результаты теста. Успех в большей мере зависит от опыта оператора, поскольку объективных показателей лжи не существует. Ему необходимо суметь связать физиологические параметры - неритмичное дыхание, учащение сердечного ритма, подъем кровяного давления, с психологическими и, что самое главное, правильно интерпретировать их [6, с. 121]. На сегодняшний день весь процесс опроса с использованием полиграфа делится на ряд этапов. К во-
Библиографическое описание: Белан В.А. Особенности проведения допроса подозреваемых в совершении преступлений с использованием полиграфа // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 6(48). URL: http://7universum. com/ru/psy/archive/item/6010
№ 6 (48)
просу этапизации психофизиологической диагностики полиграфом ученые подходят по-разному. В частности, П. Прукс выделяет три этапа [5, с. 167], такой же позиции придерживается В. А. Варламов [2, с. 230]. Белюшина А. В. более детально анализирует эту проблему, и разделяет обследования на полиграфе на семь этапов [1]. Согласно классификации Московской школы АРЕОПАГ под руководством известных полиграфологов Оглоблина С.И. и Молчанова А.Ю., процесс проверки на детекторе лжи состоит из 9 обязательных этапов, которые включают в себя подготовительный этап, в тестовую беседу, непосредственно опрос, с использованием полиграфа, после-тестовую беседу др. [4, с. 351]
Рассматривая этапность обследований на полиграфе, необходимо принимать во внимание два момента: во-первых, разделение на этапы должно полно отражать суть и специфику этой процедуры, во-вторых, такое разделение не должно быть излишне детализированным.
Можно отметить, что обследование на полиграфе наиболее целесообразно разделить на четыре этапа:
1) подготовительный этап, который предполагает предварительное исследование материалов дела, а также выбор методик тестирования, предварительное составление вопросов и т.д.;
2) в этап предтестовой беседы входит подготовка обследуемого к тестированию, обсуждение всех вопросов и их окончательная формулировка, решение вопроса о возможности проведения тестирования;
3) этап непосредственного тестирования;
4) заключительный этап предполагает оценку результатов, анализ полиграмм, составление заключения. Такое разделение является оптимальным балансом между полнотой анализа процедуры обследования и предотвращением излишней ее детализации.
I. Подготовительный этап обследования. Обследование на полиграфе начинается с момента получения полиграфологом необходимых документов, которыми назначено проведение обследования. На подготовительном этапе полиграфолог должен:
а) выяснить возможность обследования конкретного лица на полиграфе, поскольку существует ряд факторов исключающих полиграфное исследование, основными являются: острая сердечно-сосудистая недостаточность, шоковые и передшоковые состояния. К относительным противопоказания проведения полиграфного обследования можно отнести ситуации, возникающие в случаях, если лицо находится в определенном психическом или физическом состоянии, а именно: беременность во второй половине или в период резко выраженной интоксикации, выраженные болевые синдромы, пребывание в тяжелом состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под влиянием психотропных веществ, в состоянии абстиненции. Конечно, на подготовительном этапе нет возможности исключить все противопоказания (например, состояние алкогольного или наркотического опьянения), но полиграфолог все же должен выяснить физическое и психическое состояние лица, которое он будет обследовать;
июнь, 2018 г.
б) детально изучить материалы дела, исследовать все обстоятельства расследуемого преступления, ознакомиться с заключениями проведенных экспертиз, при необходимости, запросить у следователя дополнительные материалы. Исследование этой информации поможет правильно сформулировать значимые вопросы [2, с. 249].
в) Сформулировать тестовые вопросы. Прежде всего полиграфолог должен выбрать методику, которую он планирует использовать. После этого необходимо разработать и ввести в компьютерную программу вопросы, которые будут задаваться;
г) решить организационные вопросы, связанные с проведением обследования. Полиграфолог должен назначить дату и время, определить место проведения обследования, круг участников и т.д. Подготовительный этап является самым длинным по продолжительности этапом обследования. Он начинается в момент получения необходимых процессуальных документов о назначении обследования на полиграфе и завершается в момент встречи полиграфолога с обследуемым и переходом к предтестовой беседе.
II. Этап предтестовой беседы.
Передтестовую беседу можно считать важнейшим этапом обследования на полиграфе. Именно от того, насколько профессионально полиграфолог настроит обследуемого на прохождения тестов, зависит точность и объективность полученных результатов. Предтестовая беседа начинается в назначенный день и время обследования. На этом этапе полиграфолог должен последовательно выполнить ряд задач:
а) знакомство с обследуемым. Полиграфолог убеждается в том, что обследуемый добровольно согласился на проведение процедуры и объясняет ему его права;
б) полиграфолог должен убедиться в возможности провести обследование конкретного лица, не находится ли он в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в стрессовом или шоковом состоянии, не истощен.
в) установление психологического контакта с лицом. Для этого полиграфолог расспрашивает обследуемого о его биографии, семье, интересах, хобби и т.д.
г) После этого полиграфолог переходит к обсуждению причины проведения обследования. Обследуемому предлагается рассказать о преступлении, в совершении которого его подозревают. В необходимых случаях, полиграфолог должен задать уточняющие, конкретные вопросы. Это поможет лучше сформулировать тестовые вопросы.
д) После выяснения происшествия, в связи с которым проводится обследование, полиграфолог инструктирует лицо, что на все вопросы нужно отвечать однозначно «ДА» или «НЕТ». Если лицо не может четко ответить на какой-то из вопросов «ДА» или «НЕТ», или неуверен в ответе, нужно переформулировать вопрос.
III. Этап непосредственного тестирования.
Непосредственное тестирование начинается с
присоединения датчиков к обследуемому. Полигра-
А им
пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
№ 6 (48)
фолог комментирует каждое действие, которое он совершает и объясняет для чего предназначен каждый из датчиков. После присоединения датчиков надо убедиться, что лицу комфортно, нигде не давит и не болит.
Нами было проанализировано 48 уголовных дел, в которых близкие родственники обвиняемого подвергались допросу (экспериментальная группа), а также сформирована контрольная группа, которую составили респонденты, не связанные с уголовными процессами и искусственно помещенные в ситуацию лжи. В исследовании приняли участие 60 респондентов (28 женщин и 32 мужчины) в возрасте от 22 до 54 лет.
Анализ экспериментальной группы был косвенный, читались протоколы допросов, проводились беседы со следователями, направленные на выявление внешних проявлений ложных показаний.
В исследовании использовался следующий комплекс методов:
а) анализ протоколов допросов близких родственников подозреваемых;
б) психодиагностический метод, используемый для исследования когнитивных и эмоциональных особенностей лгущих в условиях искусственно созданной ситуации лжи.
в) методы математической статистики, направленные на статистическую обработку полученных результатов исследования.
Для психологической диагностики способности к управлению эмоциями использовался опросник Д.В. Люсина «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) [3, с. 10]. Нас интересовали две субшкалы:
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Мы вывели интегративную шкалу - контроль проявления эмоций, которая была представлена суммой субшкал ВУ+ВЭ. По результатам диагностики контроля проявлений эмоций, респонденты были разделены на три группы:
• низкий уровень контроля проявлений эмоций
- 0-19 баллов;
• средний уровень контроля проявлений эмоций
- 20 - 30 баллов;
• высокий уровень контроля проявлений эмоций - 31балл и выше.
Обработка полученных результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики. Выявлялись корреляционные взаимосвязи,
июнь, 2018 г.
определялась достоверность различий. Были реализованы следующие расчеты: вычисление выборочного среднего значения (х); расчет коэффициента корреляции Пирсона (г) для корреляционного анализа, расчет t-критерия Стьюдента (t) для определения достоверности различий между выделенными группами. Известно, что полиграфный метод в психологических исследованиях является наиболее валидным и позволяет диагностировать широкий круг показателей, которые могут прямо и косвенно характеризовать наличие или отсутствие обмана. Каждый из исследуемых, составляющих контрольную группу, был искусственно поставлен в ситуацию лжи. Для этого с каждым исследуемым проводилась предварительная беседа, в процессе которой, определялось событие, произошедшее не так давно в жизни испытуемого. Испытуемый в мельчайших деталях описывал произошедшее событие, экспериментатор при этом записывал происходящие события. Затем экспериментатор составлял вопросы с учетом всех необходимых правил и норм полиграфного тестирования, к которым относится:
• односложность понимания («Да/Нет»);
• ясность, четкость формулировки, максимальная краткость (простая грамматическая структура);
• удобство для произношения, корректность по смыслу;
• одно-единственное смысловое наполнение;
• избегание вопросов в будущем времени;
• избегание в формулировках вопросов частиц отрицания «не», а также долей двойного отрицания, то есть подтверждение «не, не».
В работе нами использовался компьютерный полиграф «Барьер-14» и программное обеспечение «Sheriff». Стадия непосредственного тестирования на полиграфе занимала не менее 50 % временных затрат всей работы с данным испытуемым. Осуществлялась качественная и количественная оценка полиграмм. Качественная оценка заключалась в анализе зарегистрированной на полиграмме динамики физиологических процессов визуально, по относительной выраженности психофизиологических реакций на основе имеющихся универсальных требований и критериев. Количественная (балльная) оценка заключалась в том, что реакции присваивалось соответствующее числовое значение (балл), после чего проводились расчеты и делались выводы на основе полученных результатов. Была выбрана трехбалльная оценка реакции, где 1 балл - слабо выраженная реакция, 2 балла - средне выраженная реакция, 3 балла -сильно выраженная реакция.
Auni
МЖХ пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
№ 6 (48)
А им!
пси:
UNIVERSUM:
психология и образование
июнь, 2018 г.
Таблица 1.
Результаты диагностики респондентов, помещенных в искусственно созданную ситуацию лжи
Группа реакций Уровень проявления индикаторов лжи Уровень контроля проявлений эмоций
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Реакции со стороны вегетативной нервной системы Высокий 36,2% 58,6% 63,4%
Средний 42,5% 28,9% 32,4%
Низкий 21,0% 12,5% 4,2%
Реакции со стороны речевого аппарата Высокий 20,4% 41,5% 69,5%
Средний 31,9% 38,7% 24,0%
Низкий 47,7% 19,8% 6,5%
Реакции со стороны лицевой мускулатуры Высокий 19,2% 38,6% 55,3%
Средний 26,9% 41,8% 36,2%
Низкий 53,9% 19,6% 8,5%
Реакции со стороны зрительной системы Высокий 41,3% 57,6% 67,9%
Средний 30,9% 24,2% 27,5%
Низкий 27,8% 18,2% 4,6%
Реакции, обусловленные непроизвольными движениями и действиями Высокий 26,2% 34,6% 42,3%
Средний 32,8% 29,4% 36,9%
Низкий 41,0% 36,0% 20,8%
Итак, уровень контроля проявлений эмоций в значительной степени влияет на проявление индикаторов лжи. Чем ниже уровень контроля, тем в большей степени проявляются признаки лжи. Наиболее сильно проявляются реакции со стороны вегетативной нервной системы, а также зрительной системы. Данные проявления наблюдались достаточно часто и у группы с высоким уровнем контроля эмоций. Итак, выявление ложных показаний, базируется в первую очередь на том, что показания являются, прежде
всего, субъективным отражением объективной действительности, и искажение объективной действительности требует когнитивного напряжения. Родственники подозреваемых, как правило, не являются опытными в аспекте участия в допросах, поэтому чаще всего не могут скрыть когнитивные и эмоциональные проявления лжи. Поэтому задача разоблачение ложных показаний, сообщаемых родственниками подозреваемого, является решаемой задачей для следователя.
Список литературы:
1. Белюшина О. В. Кому нужен закон о полиграфе / О. В. Белюшина // Российский полиграф. - 2009. - Вып. 3. [Электронный ресурс] // Режим доступа -http://www.poligraftest.ru/stati1/zhurnal_rossijskij_poligraf_vypusk_3/komu_nuzhen_ zakon_o_poligrafe/.
2. Варламов В. А. Детектор лжи. 2-е изд. / В. А. Варламов. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004. - 352 с.
3. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. - № 4. - С. 3 - 22.
4. Оглоблин С. И. Инструментальная «детекция лжи». Академический курс / С. И. Оглоблин, А. Ю. Молчанов. - Ярославль, 2004. - 464 с.
5. Прукс П. Уголовный процесс: Научная «детекция лжи». Инструментальная диагностика эмоциональной напряженности и возможности ее применения в уголовном процессе / П. Прукс. - Тарту, 1992. - 199 с.
6. Свободный Ф. К. Полиграф в деятельности правоохранительных органов: проблемы и перспективы применения / Ф. К. Свободный // Вестник Томского государственного университета. - 2008 - № 314. - С. 119 - 124.