Научная статья на тему 'Особенности процесса управления инновациями в сфере услуг'

Особенности процесса управления инновациями в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СФЕРА УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATION / SERVICES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Ольга Владимировна

В статье проанализированы основные детерминанты инновационного потенциала предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке предоставления услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE PROCESS OF INNOVATION MANAGEMENT IN THE SERVICE SECTOR

The article analyzes the main determinants of the innovative capacity of enterprises operating in the market providing services to the population.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса управления инновациями в сфере услуг»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

63

Кириллова О.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация. В статье проанализированы основные детерминанты инновационного потенциала предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке предоставления услуг населению.

Ключевые слова. Инновации, сфера услуг, управление.

Kirillova O.V.

THE FEATURES OF THE PROCESS OF INNOVATION MANAGEMENT

IN THE SERVICE SECTOR

Abstract. The article analyzes the main determinants of the innovative capacity of enterprises operating in the market providing services to the population.

Keywords. Innovation, services, management.

4 4 4

В последние десятилетия наблюдается процесс активной эволюции сектора услуг, существенно повышается роль этого вида деятельности для экономики страны. Актуальность исследования процесса управления инновациями в этой сфере обусловлена растущей конкуренцией на рынке услуг. Так, по оценкам специалистов Евросоюза, в 2004 году на сектор услуг, в среднем, приходилось 39,9% от общей численности занятых в экономике ЕС, а уже к 2011 году этот показатель составлял порядка 54%.

В последние годы в России (до наступления финансового кризиса) в самых разных сферах деятельности наблюдалось значительное усиление инновационной активности. Наиболее эффективные результаты этого процесса проявились в области продуктовых и технологических инноваций, чего нельзя сказать о сфере услуг, хотя и там эти процессы стали достаточно заметными. Сложившаяся ситуация сама по себе представляется достаточно позитивной, тем не менее, сегодня, в достаточно сложный с экономической точки зрения период, необходимо переосмысление всех результатов такой инновационной активности и расстановка несколько иных акцентов этой деятельности в современных экономических условиях [1].

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], важным элементом обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики является формирование принципиально иного, инновационного механизма социального развития, которое основывается на новых требованиях к человеческому потенциалу, потребляемым ресурсам и, что чрезвычайно важно - предоставляемым услугам. Необходимо отметить также, что активное внедрение инноваций в этом сегменте рынка обеспечивает достижение основной цели инновационной политики, заключающейся в повышении качества жизни населения. В связи с этим представляется особенно важным проанализировать основные детерминанты инновационного потенциала предприятий, осуществляющих свою деятельность на рынке предоставления услуг населению.

ГРНТИ 06.71.15 © Кириллова О.В., 2015

Ольга Владимировна Кириллова — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67 (Russia, St. Petersburg, Bolshaia Morskaia str., 67). Тел. (812) 494-70-38. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 28.05.2015 г.

Для ссылок: Кириллова О.В. Особенности процесса управления инновациями в сфере услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 63-65.

64

Кириллова О. В.

Сегодня достаточно большое количество стран, которые не располагают значительными научнотехнологическими ресурсами, необходимыми для глобальных индустриальных достижений, обеспечивают рост национальной экономики, в основном, посредством развития инновационного сектора услуг. Это направление, несомненно, должно приниматься на вооружение и в России, поскольку сегодня необходимо учитывать не слишком активное развитие отечественного производственного и научно-технического потенциала на фоне относительно высокой доли сферы услуг в ВВП, в то время как, по мнению целого ряда экономистов, сегодня недооцененной является ее значимость для государств, претендующих на ведущую роль в мировом экономическом пространстве.

В современной литературе достаточно много исследований, посвященных анализу детерминант, оказывающих определяющее влияние на инновационную деятельность промышленных предприятий. Вместе с тем, оценка факторов, стимулирующих инновационный потенциал предприятий сферы услуг, на сегодняшний день в литературе освещен недостаточно подробно. Важность инновационного процесса в сфере услуг широко признается современными исследователями, как теоретически, так и эмпирически, но неоднородность сектора услуг и отсутствие инновационной типологии не позволяет дать конкретное определение стратегических приоритетов в инновационном преобразовании данной сферы.

Исследования инновационных процессов в сфере услуг являются относительно новыми, в рамках этих исследований предлагается их классификация на группы в соответствии с определенными подходами, согласно которым инновации в сфере услуг значительным образом отличаются от продуктовых инноваций. Данный факт определяется собственно самими основными характеристиками услуг: неосязаемостью, неоднородностью, непостоянством качества, одновременностью производства и потребления и зависимостью от личного предпочтения, которые и отличают услуги от физических продуктов и являются причиной возникновения определенных сложностей в управлении инновациями в этой сфере и ограничений в импорте программ и моделей управления инновациями в промышленном секторе.

Особенности и специфические характеристики услуг определяют требования к конкретным инновационным моделям определенного сектора услуг, что до сих пор недостаточно освещено в современной научной литературе. Укрупненно можно выделить три основные модели управления инновационной деятельностью в сфере услуг:

1. Ассимиляционная - модель, использующаяся в компаниях, предоставляющих услуги в секторе, который недостаточно развит с инновационной точки зрения, здесь происходит заимствование инноваций из производственного сектора. К таким компаниям можно отнести туристические фирмы, гостиничный и ресторанный сервис и т.д.

2. Демаркационная модель управления инновационной деятельностью предполагает разработку собственных инноваций. К таким компаниям можно отнести фирмы, предоставляющие услуги в сфере информационных технологий, консалтинга и им подобные.

3. Синтезная модель, предполагающая конструктивное взаимодействие общепринятых подходов в управлении инновационными процессами, объединяющая в себе две предыдущие модели управления.

Следует отметить также, что любая деятельность, связанная со сферой услуг, определяется не только потребительско-стоимостными свойствами произведенных услуг, но и такими социально значимыми показателями, как уровень и качество жизни, состояние здоровья и экономическая инициативность населения, а также социальные взаимоотношения.

Инновационная деятельность в сфере услуг по своей направленности должна быть ориентирована не только на сферу производства и потребления, но в большей степени исследовать и анализировать особенности конечных потребителей, что, в итоге, предопределяет настоятельную необходимость в программном подходе, который предусматривает прогнозирование, избирательность и адресность, рациональность использования всех типов ресурсов [3].

Управление инновационной деятельностью в сфере услуг должно быть связано с определенными результатами, поддающимися прогнозированию, которые приводят к серьезной трансформации процесса управления, как внутри предприятия-производителя услуги, так и к значительным изменениям во внешней среде. Так, например, повышение требований к потребительской ценности услуги может быть вызвано ростом платежеспособного спроса. Такого рода изменения приводят к тому, что производители услуг вынуждены расширять и обновлять их ассортимент, вносить изменения в средства

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

65

коммуникации с потребителями, искать инновационные маркетинговые инструменты для освоения новых рынков. В свою очередь, расширение рынка производителей услуг и развитие конкурентной среды определяет совершенно новую потребность - в активном внедрении в эту деятельность информационных систем.

На современном рынке услуг уже отчетливо видна тенденция внедрения информационнотехнологических новшеств, облегчающих работу с клиентами и в целом весь процесс сервисного производства, при этом преобладают инновации, не сопряженные с технологиями. Технологические инновации носят здесь скорее инструментальный характер, а наиболее значимыми являются организационные инновации и поиск принципиально новых ниш на рынке [4].

Тем не менее, ситуация на современном рынке такова, что наиболее конкурентоспособными становятся только те компании, которые делают акцент на внедрении инноваций, связанных с расширением спектра услуг, основанном на использовании информационных технологий. Принципиальное значение здесь имеет реинжиниринг бизнеса, который должен быть направлен на усовершенствование собственно процесса оказания услуг, и который может позволить предприятию одновременно снизить издержки производства, повысить качество предоставляемых услуг и сократить время на их производство.

Необходимо подчеркнуть, что процесс внедрения инноваций в условиях современного рынка, характеризующегося агрессивной конкурентной средой, является в большой степени вопросом выживания для большинства предприятий сферы услуг. При этом необходимо учитывать и тот факт, что нововведения должны быть внедрены по мере необходимости и появления потребности в них на рынке. Тем не менее, менеджмент предприятия обязан предвидеть необходимость в тех или иных инновационных преобразованиях, оценивать их целесообразность и актуальность. В рамках этого необходимо выполнение следующих требований:

- постоянный мониторинг рынка и выявление инновационных видов услуг, которые в перспективе могут обеспечить необходимую (целевую) долю рынка;

- внедрение инновационных подходов в управлении другими сферами деятельности предприятия (маркетинговая деятельность, кадровое обеспечение и т.д.);

- обеспечение сбалансированности тактических и стратегических программ по внедрению инновационных программ (способы увеличения прибыли, принципы наиболее эффективного использования имеющихся средств и т.д.).

Таким образом, процесс управления инновациями в сфере услуг должен обеспечивать, во-первых, достижение основной цели инновационной политики, заключающейся в повышении качества жизни населения; во-вторых, глубокий анализ особенностей конечных потребителей услуг, на основании которого можно будет разработать стратегический план развития предприятия сферы услуг; в-третьих, реинжиниринг бизнес-процессов предприятия, направленный на усовершенствование собственно процесса оказания услуг; и, наконец, в-четвертых, актуальность и необходимость внедрения инноваций в производственную сферу и сферы, сопровождающие бизнес. Реализация предложенных направлений, по нашему мнению, может сформировать принципиально новые условия для реформирования рынка услуг, усилить конкурентную позицию компании на современном рынке услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головцова И.Г., Ястребов А.П. Функции управления инновационной деятельностью вуза в сфере управления качеством // РИСК. 2013. № 4.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity (дата обращения 30.04.2015 г.).

3. Носкова Н.А. Инновационная деятельность в сфере услуг // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6.

4. Тлехурай-Берзегова Л.Т. Особенности инновационных процессов в современной сфере услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.