Научная статья на тему 'Особенности процесса приобретения автотранспортных средств в лизинг'

Особенности процесса приобретения автотранспортных средств в лизинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAR / VEHICLE / MOTOR VEHICLE LEASING / ROLLING STOCK RENEWAL / IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE / MARKET / АВТОМОБИЛЬ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ЛИЗИНГ АВТОТРАНСПОРТА / ОБНОВЛЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева М.М., Аракелян Р.М., Копылов Ф.С., Крымский В.С.

В статье рассматриваются особенности лизинга автотранспортных средств. Формулируются достоинства и недостатки такой формы увеличения и обновления подвижного состава предприятия. Приводятся аналитические данные данного сегмента рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the process of acquiring vehicles in leasing

The article discusses the features of motor vehicle leasing. The advantages and disadvantages of this form of increasing and updating the rolling stock of the enterprise are formulated. The analytical data of this market segment are given.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса приобретения автотранспортных средств в лизинг»

Особенности процесса приобретения автотранспортных средств в лизинг

М.М. Зайцева, Р.М. Аракелян, Ф.С. Копылов, В.С. Крымский Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматриваются особенности лизинга автотранспортных средств. Формулируются достоинства и недостатки такой формы увеличения и обновления подвижного состава предприятия. Приводятся аналитические данные данного сегмента рынка.

Ключевые слова: автомобиль, автотранспортное средство, лизинг автотранспорта, обновление подвижного состава, повышение конкурентоспособности предприятия, рынок.

В современных условиях предприятию для повышения фондооборота, поддержания процесса продажи товара, выхода на новые рынки необходима процедура кредитования. Альтернативой данному варианту является лизинг, позволяющий приобрести дорогостоящую технику после долгосрочной финансовой аренды. В этом случае, с предприятия снимается обязанность по оплате налога на прибыль по данной операции, предоставляется экономия на налоге на имущество [1-3]. Также лизингополучатель освобождается от предоставления залога, как при получении кредита. Неоспоримым преимуществом является ускоренная амортизация приобретенных в лизинг автотранспортных средств. В данном случае учитывается фактический износ техники.

Лизинг автотранспорта условно можно разделить на три главных направления (рисунок 1)

Рисунок 1- Направления лизинга автотранспорта

Лизинг специализированного автотранспорта в России в последние несколько лет бурно развивается. Этому способствует появление специализированных лизинговых компаний, связанных с автосалонами (КАМАЗ, FUCO KAMAZ, SOLLERS-ISUZU и другие). Данные организации предлагают дополнительные услуги: постановка автотранспорта на учет в ГИБДД и военкомате, страхование, сдача старой техники в уплату части стоимости новой и другие. Спросом пользуется дорожно-строительная техника - погрузчики, экскаваторы, краны, сваебойные установки [4, 5].

Лизинг бюджетных и дорогостоящих автомобилей развивается менее интенсивно, так как сделка становится невыгодной при покупке двух и более автотранспортных средств.

За последние несколько лет лизинг автомобильного транспорта заметно вырос, особенно в сегменте грузовых автомобилей, и составил 57% всех новых договоров лизинга (рисунок 2).

■ Легковые автомобили ■ Грузовые автомобили

53

47

46

54

50

50

2014 2015 2016 2017

Рисунок 2 - Сравнение объема % лизинга легковых и грузовых

автомобилей

По исследованиям рейтинговых агентств, лизинг грузового автотранспорта объединил 12,3% объема всего нового бизнеса организаций. Эксперты связывают это с увеличением на рынке компаний, занимающихся

автотранспортными перевозками. Текущие показатели свидетельствуют о перспективах дальнейшего роста рассматриваемого рыночного сегмента.

Сравнивая с первым полугодием 2017 года, можно сделать вывод, что в этот же период 2018 года прирост заключенных сделок составил 36%. За первые три квартала 2018 года объемы продаж увеличились на 11% [6].

Сформулируем основные достоинства лизинга автотранспортных средств:

- предоставляет возможность организации закупить современную технику в том количестве, в котором она необходима, потратив при этом минимальную сумму;

- уменьшение облагаемой суммы налога на прибыль, так как оплата платежей по договору лизинга относится к себестоимости;

- возможность применения предприятием механизма ускоренной амортизации, что позволяет выкупить технику по минимальной остаточной стоимости или поставить ее на баланс, а потом списать;

- высокая вероятность заключения договора при минимальных временных затратах, что довольно простая и доступная процедура [7, 8 ].

В то же время лизинг автотранспортных средств обладает рядом недостатков:

- право собственности на технику переходит от лизингодателя к лизингополучателю только при выполнении обязанности по оплате, что при возникновении непредвиденных ситуаций увеличивает риск неполучения техники;

- дополнительные затраты по уплате аванса, страхования, оплаты гарантии банка, лизингового процента, по сравнению с покупкой за счет собственного капитала;

- применение ускоренной амортизации приводит к повышению себестоимости перевозок, что ведет либо к снижению

конкурентоспособности предприятия на рынке (увеличение цены за единицу товара), либо к уменьшению прибыли (сохранение текущей цены);

- недостаточная проработанность официальных документов (принимаемых правотворческим органом), которые регулируют рассматриваемый сегмент рынка в РФ [9, 10].

Основываясь на анализе вышеприведенных достоинств и недостатков лизинга автотранспортных средств, можно порекомендовать стабильно работающим предприятиям воспользоваться данным способом увеличения и обновления подвижного состава предприятия.

На данный момент лизинг является одним из доказавших свою эффективность решений задачи увеличения и обновления существующих фондов и покупки основных средств. Эксперты, опираясь на текущие показатели, считают, что объем сделок автотранспортного лизинга будет увеличиваться.

Литература

1. Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Small-sample evaluation of dipper stick service life//Engineering Studies. 2017. Issue 3 (2). vol. 9. pp. 522-529.

2. Касьянов В.Е., Зайцева М.М., Котесова А.А., Котесов А.А. Оценка параметров распределения Вейбулла для совокупности конечного объема // Депонированная рукопись . № 21-В2012 24.01.2012.

3. Зайцева М.М., Котесова А.А., Котесов А.А. Анализ вариантов изготовления стрелы одноковшового экскаватора // Депонированная рукопись . № 164-В2011 07.04.2011. C. 1-3.

4. Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Statistical modeling for risk assessment at sudden failures of construction equipment//MATEC Web of Conferences "International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment, ICMTMTE 2017" 2017. p. 05014.

5. Зайцева М.М. Обеспечение заданного усталостного ресурса деталей одноковшового экскаватора с использованием малых выборок исходных данных: дисс...канд. техн наук: 05.02.02. Ростов-на-Дону, 2010. С.55-60.

6. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Метод получения совокупности конечного объема средневзвешенных напряжений в деталях машин// Вестник Донского государственного технического университета. 2010, Т.10 №1(44). С. 91-94.

7. Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Анализ методов определения гамма-процентных значений прочностных характеристик // Депонированная рукопись. № 201-В2009 09.04.2009.

8. Чернова О.А. Лизинг как инструмент капитализации инновационного потенциала промышленности // Инженерный вестник Дона. 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2415.

9. Зайцева М.М., Зайцев А.В. Механизация строительных работ с помощью гусеничного самоходного транспортера // Научное обозрение. 2014. № 7-3. С. 998-1000.

10. Зайцева М.М. Обоснование и выбор схемы комплексной механизации работ при строительстве блочного щита управления №2 в г. Березовске Красноярского края // Инженерный вестник Дона. 2013. № 3 . URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1900.

References

1. Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Small-sample evaluation of dipper stick service life//Engineering Studies. 2017. Issue 3 (2). vol. 9. pp. 522-529.

2. Kas'yanov V.E., Zaitseva M.M., Kotesova A.A., Kotesov A.A. Deponirovannaja rukopis'. № 21-V2012 24.01.2012. pp. 1-3.

3. Zaitseva M.M., Kotesova A.A., Kotesov A.A. Deponirovannaja rukopis'. № 164-V2011 07.04.2011. pp.1-3.

4. Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. MATEC Web of Conferences "International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment, ICMTMTE 2017" 2017. p. 05014.

5. Zaitseva M.M. Obespechenie zadannogo ustalostnogo resursa detaley odnokovshovogo ekskavatora s ispol'zovaniem malykh vyborok iskhodnykh dannykh. [Providing a given fatigue life shovel parts with the use of small samples of input data] diss. ... kand. tekhn nauk: 05.02.02, 05.05.04. Rostov-na-Donu, 2010. рp. 55-60.

6. Kas'janov V.E., Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2010, T.10 №1(44). pp. 91-94.

7. Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Deponirovannaja rukopis'. № 201-V2009 09.04.2009. pp. 1-3.

8. Сhernova О.А. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2014. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2415.

9. Zaitseva M.M., Zaitsev A.V. Nauchnoe obozrenie. 2014. № 7-3. pp. 9981000.

10. Zaitseva M.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2013. № 3. URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n3y2013.1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.