ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Гончарова
В статье рассматривается формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами ИКТ. Раскрывается содержание ИКТ-компетентности, ее составляющих, предлагаются показатели уровня ее сформированности. Рассматривается содержание этапов формирования ИКТ-компетентности в вузе. Особое внимание уделяется использованию блочно-модульной структуры при формировании ИКТ-компетентности будущего учителя.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, структура компетентности, показатели, этапы формирования.
Современная система высшего профессионального образования характеризуется качественными преобразованиями, связанными с социально-экономическими, политическими и социокультурными процессами, происходящими в России и в мире. Протекающие в РФ процессы реформирования общественного устройства объективно требуют концептуальных и структурных изменений в системе образования. Сегодня образование, особенно профессиональное, должно быть ориентировано не только на всестороннее развитие обучаемого и его личностные запросы, но и учитывать потребности общества. Достижению этой цели в большей степени способствует использование компетент-ностного подхода в образовании. В «Страте -гии модернизации содержания общего образования» компетентностный подход прямо назван одним из оснований обновления образования. При этом авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятие компе-тентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»).
В современной педагогической науке уделяется серьезное внимание исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя, который является связующим «звеном» между поколениями. В большинстве исследований профессиональная компетентность учеными определяется по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим. Под профессиональной компетентностью автор понимает динамическую интегральную характеристику, форми-
рующуюся в ходе построения учебно-воспитательного процесса, системы свойств и состояний личности студента, выражающую единство его теоретической, практической и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (т. е. умения и возможности) производить необходимые для этого действия с учетом тенденций изменения временного и пространственного аспектов.
В педагогическом исследовании В.А. Адольфа была осуществлена попытка выделения компонентов профессиональной компетентности педагога, вследствие чего выделены следующие ее виды: методологическая, психолого-педагогическая, предметная и методическая [1]. Однако становление постиндустриального общества приводит к построению процесса информатизации образования как к одному из ключевых условий его развития. В связи с учетом данной тенденции нам представляется необходимым выделение еще одного вида профессиональной компетентности - ИКТ-компетентность. В современной педагогической и психологической литературе часто используются термины «информационная компетентность», «компьютерная компетентность», «информационно-технологическая компетентность» и др. Мы считаем, что корректнее было бы говорить о компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности), поскольку именно этот термин содержит те ключевые слова, которые наиболее полно раскрывают сущность самого понятия. М.В. Лебедева и
О.Н. Шилова определяют компетенцию будущего учителя в области информационных
и коммуникационных технологий как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий [2]. К.К. Колин отмечает, что информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо будущему учителю, можно отнести следующие: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах; владение навыками работы с различными видами компьютерной информации; умение представить информацию в Интернете; владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий; умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет (информационных)-технологий; владение навыками использования компьютерных Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики. Коммуникативную составляющую ИКТ-компе-тентности можно представить как передачу, хранение, воспроизведение учебной информации посредством глобальной сети Интернет, которая создает возможности становления нового качества теории и практики обучения. Средства коммуникационных технологий позволяют управлять процессом обучения, создавая оптимально гибкие программы изучения предметного курса, доступные во времени и пространстве, индивидуально подходящие к каждому обучаемому. При этом у обучаемого вырабатываются навыки общения с компьютером, появляется опыт использования НИТ, воспитываются качества коммуникативности и социальной интерактивности. Учебная деятельность становится более качественной, эффективной, предметно ориентированной, доступной и интересной [3; 4].
ИКТ-компетентность будущего учителя определяется нами как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности разного уровня, и позволяет определить уровень овладения и использова-
ния информационных, мультимедиа и Интернет-технологий в образовательном процессе.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет формирование ИКТ-компетентности будущего учителя гуманитарного профиля, поскольку данная предметная область является не профильной. Формированию такой вида компетентности не уделяется должного внимания, что является недопустимым на современном этапе информатизации общества. Поэтому процесс формирования ИКТ-ком-петентности предлагается осуществлять последовательно, в течение трех этапов: базовый, общий и профессиональный, что позволяет выделить соответственно базовую, общую и профессиональную ИКТ-компетент-ность. В контексте проводимого исследования особый интерес представляют этапы формирования общей и профессиональной ИКТ-компетентности (поскольку именно данные этапы осуществляются в процессе обучения в вузе), поэтому следует обозначить особенности подготовки на каждом их них.
К особенностям общего этапа формирования ИКТ-компетентности можно отнести: формирование определенной совокупности ЗУНов, обеспечивающей необходимый уровень знаний, умений и навыков, позволяющей будущему учителю грамотно и свободно организовать свою профессиональную деятельность в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества; формирование современного стиля профессиональной деятельности будущего учителя как члена информационного общества; развитие личностных качеств индивида в процессе осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия с другими членами информационного общества с привлечением локальных и глобальных информационных сетей, а также в области самостоятельного извлечения, представления и продуцирования информации.
Особенности подготовки профессиональной ИКТ-компетентности: изучение
применения средств ИКТ в дальнейшей профессиональной деятельности (учителя-предметника, директора учебного заведения, организатора образовательного процесса); изучение нормативно-правовых и инструктивно-методических проблем информатиза-
ции образования; разработка систем контроля и оценки формируемых компетентностей у обучаемых; формирование ИКТ-компе-тентности с учетом профилизации.
В качестве показателей сформированно-сти ИКТ-компетентности будущего учителя можно выделить:
- осознание включенности системы образования в глобальные информационные процессы;
- готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке информации;
- стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды;
- наличие высокого уровня коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога;
- готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;
- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области);
- готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий как важного аспекта профессионального роста в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе (телеконференции, дистанционное обучение);
- способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности.
При формировании ИКТ-компетентности в современной практике мы предлагаем использовать блочно-модульную структуру построения учебных дисциплин. На основании этого нам представляется необходимым выделить блок информационных дисциплин.
При этом цели блочно-модульной структуры следующие:
— отражение в программах подготовки основных компонентов деятельности современного учителя определенного профиля в области использования средств ИКТ;
— отражение в программах современного состояния процессов информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества;
— изучение теоретических основ информатизации образования с учетом потребностей профессиональной сферы деятельности: разработка тематических планов, рабочих программ и т. д.;
— предоставление доступа к техникотехнологической базе для самостоятельного повышения уровня ИКТ-компетентности будущих учителей различного профиля.
Нам представляется возможным реализовать предложенную блочно-модульную структуру с целью формирования профессиональной компетентности следующим образом:
— общее направление подготовки в области информатики и информационных технологий представлено в виде отдельного блока, инвариантного относительно профиля;
— каждый блок представлен в виде модулей, отражающих конкретные темы, подлежащие изучению; каждый из модулей в свою очередь может быть дифференцирован по уровням сложности;
— деление учебного материала на модули предопределяет дальнейшую структуру образовательной технологии;
— построенная из набора модулей программа формирования ИКТ-компетентности учитывает требования к подготовке будущего учителя на конкретном этапе его обучения с элементами опережающей подготовки и с учетом профильных предпочтений;
— содержание модулей может быть скорректировано в зависимости от конкретных условий (например, от уровня подготовки студентов на начальном этапе);
— различные комбинации модулей могут быть использованы для обучения будущих учителей на различных этапах обучения;
— обязательное обеспечение открытости программ общего и профессионального обучения в области информатизации образования с целью внесения новых направлений
подготовки (блоков) и корректировки содержания обучения (модулей) в связи с быстрыми темпами развития информационных технологий.
Одним из основных дидактических средств управления процессом обучения является учебный материал. Выбор структуры и ведущих элементов содержания этого материала во многом определяет не только эффективность формирования ИКТ-компетент-ности, но и протекания самого процесса обучения. Опираясь на проводимые психологопедагогические исследования сущности и структуры учебной деятельности, можно утверждать, что предлагаемое студенту содержание образования требует от него решения широкого круга теоретических проблем и конкретно-практических задач. В качестве инструментального средства проектирования инвариантности содержания образования нами используется радиально-концентрическая модель учебного предмета, создание которой предполагает прохождение следующих этапов:
- первоначально проектируется базовый модуль курса, образующий центр радиально-концентрической модели;
- следующий радиальный уровень курса - основной модуль - конструируется как равномерно расширяющийся от центра круг знаний, полностью отвечающий требованиям ГОС ВПО данной учебной дисциплины;
- заключительный этап - профильный модуль - представляет собой систему взаимно пересекающихся кругов, каждый из которых включает расширенный, по сравнению со вторым, уровень знаний, в максимально возможной мере отвечающих способностям, интересам и склонностям конкретного студента.
Базовый модуль включает основные понятия и положения дисциплины, ее ведущие научные методы и системы упражнений с целью выработки навыков решения соответствующих практических задач, позволяет студенту сформировать системную модель фундаментальных основ научной дисциплины. Содержание основного модуля полно -
стью отвечает требованиям ГОС ВПО к данной дисциплине.
В профильный модуль входят: дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; специально разработанные разделы курса с целью удовлетворения познавательных и творческих запросов студентов; упражнения и задачи, имеющие явно выраженный творческий характер.
Указанные модули предполагают включение набора упражнений и задач, позволяющие студентам выработать соответствующие практические умения и навыки, овладеть методами и средствами управления процессом обучения, оценить итоговый уровень усвоения учебного материала. Такое структурирование учебного материала учебной дисциплины позволяет естественным образом варьировать его по степени сложности, уровню проблемности, по соотношению общих и частных вопросов.
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск, 1998.
2. Лебедева М.В., Шилова О.Н. // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 96-100.
3. Информационные технологии в формировании профессиональной компетентности / под ред. А.И. Умана. Орел, 2007.
4. Зайцева О.Б. // Педагогика. 2004. № 7. С. 17-22.
Поступила в редакцию 7.11.2007 г.
Goncharova N.A. Peculiarities of ICT-competence formation process of a future teacher of humanities as an important condition of modern vocational training. In the article formation of professional competence of a future teacher by means of ICT is considered. The content of ICT-competence and its components is revealed, parameters of its organization level are offered. The content of stages of ICT-competence formation at a university is considered. The special attention is given to the use of block-modular structure at ICT-competence formation of a future teacher.
Key words: ICT-competence, structure of competence, parameters, stages of formation.