Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
Методология и технология профессионального образования
(педагогические науки)
Научная статья УДК 378.4
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Вероника Павловна Мамина10, Ирина Александровна Романовская2
Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия
1шашша.у@^егпе1гин, https://orcid.org/0000-0001-7007-101 2каГеёгарпро@ави.еёи.ги, https://orcid.org/0000-0002-2591-2730
Аннотация. Процесс адаптации иностранных студентов к обучению
в российских вузах имеет ряд особенностей, оказывающих влияние
на эффективность формирования профессиональных компетенций. Факторы,
влияющие на адаптацию, могут различаться в зависимости от региона России,
климатических, экономических условий, социокультурных различий,
специфики вуза, получаемой специальности и многого другого. Целью данной
научной работы является теоретический обзор подходов к изучению проблем
адаптации иностранных студентов, а также эмпирическое исследование
(анкетирование) особенностей адаптации иностранных студентов
в Астраханском государственном медицинском университете (Астраханском
ГМУ). Согласно полученным результатам анкетирования наиболее остро
респонденты ощущают недостаток производственной практики в лечебно-©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
профилактических учреждениях, нехватку научной литературы на английском языке, трудности коммуникации в связи с языковым барьером.
Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, проблемы адаптации, обучение, высшее образование, медицинские вузы, социокультурная адаптация
Для цитирования: Мамина В. П., Романовская И. А. Особенности процесса адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57.
Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)
Original article
PECULIARITIES OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO STUDYING AT RUSSIAN UNIVERSITIES
Veronika P. Mamina1H, Irina A. Romanovskaya2
1Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7007-101 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2591-2730
Abstract. The process of adaptation of foreign students to studying at Russian
universities has a number of peculiarities that influence the effectiveness of the
formation of their professional competencies. Factors influencing adaptation may
vary depending on the region of Russia, climatic and economic conditions,
sociocultural differences, the specifics of the university, the specialty received, and
many others. The research aims to theoretically review the approaches to studying the ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
problems of adaptation of foreign students, and to empirically study (by a questionnaire) the peculiarities of adaptation of foreign students at Astrakhan State Medical University. According to the results of the questionnaire, the respondents most acutely feel the shortage of practical training at medical institutions, the lack of scientific literature in English and communication difficulties due to the language barrier.
Keywords: adaptation, foreign students, problems of adaptation, training, higher education, medical universities, sociocultural adaptation
For citation: Mamina V. P., Romanovskaya I. A. Peculiarities of adaptation of foreign students to studying at Russian universities. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(2):38-57. (In Russ.).
Введение
Количество иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, увеличивается с каждым годом. Это связано с процессами интеграции и экспортом образования, набирающим популярность, что, в свою очередь, продиктовано закономерностями глобального мирового развития и экономическими факторами.
Россия является одним из крупнейших экспортеров образования и занимает пятое место в мире по численности иностранных студентов. Экспорт образования может помочь в решении таких важных задач, как:
повышение числа квалифицированных работников в тех областях, где имеет место дефицит отечественных кадров;
увеличение доходов бюджета за счет оплаты обучения иностранных граждан;
укрепление позиций России в мировом сообществе через популяризацию российского образования, культуры, науки, через взращивание специалистов, которые в будущем могут стать мировой элитой [1]. ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
Именно поэтому российская система образования должна стать более
привлекательной для талантливых иностранных студентов.
Иностранные граждане при выборе страны для получения образования, в том числе медицинского, руководствуются доступностью образования, наличием социальных связей в этой стране, а также особенностями системы образования. Совокупность социокультурных, бытовых, психофизиологических и учебно-познавательных факторов определяет успешность адаптации иностранных студентов в российском вузе [2; 3]. При этом большую трудность для иностранных студентов представляет социальная изоляция, связанная с языковыми и социокультурными барьерами. Среди факторов, способствующих адаптации к обучению в российском вузе, можно назвать доступ к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, а также социальную, культурную и религиозную поддержку [4].
Л. Е. Зеленина, К. А. Митрофанова, А. К. Абдырахманова, Е. П. Ашеева в качестве наиболее существенного фактора, препятствующего адаптации иностранных студентов, выделяют также языковой барьер [5].
Е. В. Клюшникова отмечает следующие проблемы, возникающие у иностранных студентов при получении высшего образования в России: адаптационные (наличие языкового барьера и коммуникативного барьера в целом; климатические и географические условия физической среды, которые приводят к необходимости изменения гардероба; бытовые трудности; трудности в планировании и организации свободного времени; проблемы, связанные с изменением пищевого рациона), психофизиологические (мультикультурализм России, региональные особенности среды; наличие социальных и этнических стереотипов), учебно-познавательные трудности (различие образовательных программ; проблема признания периода обучения за рубежом; различие форм учебного процесса; недостаток учебно -методического обеспечения, недостаток мотивации студентов), проблемы безопасности жизнедеятельности (расизм; проблема подтверждения статуса), ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
финансовые трудности, трудности самореализации, проблемы трудоустройства [6].
Н. М. Романенко к числу проблем адаптации иностранных студентов в отечественных вузах относит, в первую очередь, трудности в овладении русским языком, использовании его в повседневной жизни, а также на более высоком уровне, например, при посещении лекций. По мнению самих студентов, помочь им в адаптации могут землячества, где состоят иностранные студенты старших курсов, которые уже прошли этот процесс [7].
В. И. Зиновьева, Е. М. Покровская и М. Ю. Раитина выявили, что адаптация иностранных студентов происходит быстрее в образовательной сфере, нежели в социально-бытовой. Чем более прозрачен и ясен какой-либо процесс, тем он проще для осуществления иностранным студентом (например, зная алгоритм выполнения домашнего задания, студент выполняет его более успешно). Иностранные студенты более подготовлены к системе обучения, менее - к трудностям социально-бытового характера. Преодолевать проблемы адаптации студентам помогает эффективное сопровождение, базирующееся на специально разработанных программах адаптации [8]. В контексте социокультурной адаптации существенным положительным фактором является налаживание межкультурного взаимодействия через проведение специальных мероприятий, осуществляемого администрацией вуза, преподавателями и студентами с целью принятия иностранными студентами новой культуры, условий проживания и деятельности [9]. Кроме принятия иностранными студентами новой для них российской среды, значимым также является и бесконфликтное принятие этой средой самой личности [10].
Определить наличие дезадаптации позволяют некоторые признаки, такие как, например, нежелание и неспособность подстраиваться под новые требования образовательной среды, трудности в установлении коммуникации, в том числе в группе сверстников, учебной группе, эмоциональные проблемы, возникновение и развитие психосоматических симптомов и заболеваний и т. д. ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57. [11].
Согласно исследованию М. Н. Вишневской, больше половины иностранных студентов имеют трудности адаптации из-за низких показателей социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности, кроме того, значительная часть иностранных студентов обладает высокой тревожностью. Помочь в преодолении этих трудностей может создание условий для снижения тревожности студентов, например, привлечение их к различным формам внеучебной активности (научной, спортивной, творческой) [12].
Г. П. Иванова, О. К. Логвинова, Н. Н. Ширкова разработали программу адаптации, которая включает изучение иностранными студентами процесса адаптации, вовлечение их в социокультурную активность с российскими студентами через воспитательную и педагогическую деятельность вуза, а также индивидуальную регуляцию социокультурной адаптации. По результатам ее внедрения было установлено, что реализация этих этапов привела к снижению уровня тревожности и, соответственно, повышению уровня адаптации иностранных студентов [13].
Т. А. Ваулина и К. Н. Сахарова разработали практические рекомендации, которые могут помочь иностранным студентам в более успешном прохождении процесса адаптации к обучению в российском вузе. Прежде всего, авторами обосновывается необходимость создания информационного ресурса для подготовки иностранных студентов к проживанию и обучению в России. Помимо этого, отмечается значимость задействования российских студентов в организации учебных занятий вместе с иностранными студентами для снижения коммуникативных барьеров, а также организации совместной с российскими и иностранными студентами внеаудиторной, внеучебной активности с целью обмена культурным опытом и ускорения процесса интеграции иностранных обучающихся. И, наконец, рекомендуется проектирование и проведение с иностранными студентами психологических ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
тренингов для формирования навыков общения, позитивной самооценки, развития толерантности, установления доверительных отношений и т. д. [14].
Согласно исследованию Л. В. Ланиной, проведенному в 2018-2019 годах, иностранные студенты, обучающиеся в Астраханском ГМУ, сталкиваются с такими трудностями, как: необходимость изменения пищевых привычек, жизненного уклада, проблема адаптации к новому часовому поясу, языковой барьер, отсутствие прежнего уровня социального взаимодействия [15].
Необходимо также отметить, что иностранные студенты более склонны к стрессовым состояниям и дезадаптации по сравнению с российскими, о чем говорит наличие у них синдрома эмоционального выгорания при низком уровне стрессоустойчивости и использовании непродуктивных стратегий совладающего поведения [16].
По мнению И. Л. Беккера и С. А. Иванчина, существует противоречие между довольно большим количеством эмпирических данных об адаптации иностранных студентов к жизни и обучению в России и реальным потенциалом эффективного использования таких данных в процессе адаптации иностранных студентов в конкретном учебном заведении высшего образования [17].
Исходя из перечисленных выше обстоятельств, вытекает необходимость исследования ситуации адаптации иностранных студентов в Астраханском ГМУ, где они обучаются с 1992 года, причем их количество постоянно растет. На сегодняшний день в вузе проходят обучение 2315 иностранных граждан, из них 451 обучаются на русском языке, 1864 - на языке-посреднике (английском или французском).
Методы
В исследовании приняли участие 22 иностранных студента лечебного (21 человек) и фармацевтического (1 человек) факультетов, обучающихся на английском языке на 1, 4 и 5 курсах (1, 5 и 16 человек соответственно). В качестве метода исследования использовался письменный опрос. Авторами была составлена анкета на английском языке из 22 вопросов (открытые ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
и закрытые вопросы, вопросы с одними или несколькими вариантами ответа, вопросы, требующие ответа в виде оценки по пятибалльной шкале), направленных на диагностику сфер, которые связаны с учебной и внеучебной деятельностью, социального взаимодействия, бытовой сферы и т. д. Результаты
По результатам анкетирования были получены следующие данные. На рисунке 1 продемонстрированы ответы студентов, описывающие их уровень владения русским языком.
Рисунок 1 - Результаты ответа на вопрос «Как Вы оцениваете Ваш уровень владения русским языком?»
18 %
32 %
■ Знаю только несколько фраз
■ Знаю достаточно для нормальной учебы
■ Могу общаться, но тяжело понимать учебный материал на русском языке
41 % 7 %
55 % студентов сообщили, что не имеют трудностей при обучении в Астраханском ГМУ, 18 % сталкиваются с трудностями, 27 % затруднились дать точный ответ (рис. 2).
Рисунок 2 - Результаты ответа на вопрос «Сталкиваетесь ли Вы с трудностями при обучении в Астраханском ГМУ?»
■ Нет ■ Да ■ Затрудяюсь ответить
18 %
55 %
Трудности, с которыми наиболее часто сталкиваются иностранные ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
студенты, представлены на рисунке 3. Студенты также выделили недостаток времени для выполнения домашнего задания, отсутствие практик в лечебно -профилактических учреждениях, недостаточное знание языка-посредника преподавателями и т. д.
Рисунок 3 - Результаты ответа на вопрос «Какие трудности Вы
испытываете?»
о
При повседневном общении I При выполнении заданий I При устном выступлении I При чтении учебной дисциплины I При понимании и конспектировании лекций
Не испытываю трудностей I Другое
При возникновении трудностей студенты обращаются, в первую очередь, в деканат (54,5 %), к другим иностранным студентам (22,7 %), к старосте группы (9,1 %), к преподавателю (4,5 %). Примечательно, что никто из респондентов не обращается за помощью к российским студентам, а 9,1 % студентов не обращаются за помощью вовсе (рис. 4).
Рисунок 4 - Результаты ответа на вопрос «К кому Вы обращаетесь в первую очередь за помощью при возникновении трудностей, связанных
с университетом?»
■ в деканат ■ к другим иностранным студентам ■ к старосте группы
■ к преподавателю ■ к российским студентам ■ не обращаюсь за помощью
10
20
30
40
18,2 %
Н 13,6 2 % 7,3 %
13,6 % 36
6 % /о 22,8 % о
4 %
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
50 % респондентов оценили свое взаимодействие с преподавателями как
положительное («Преподаватели помогают мне»), 4,5 % - как негативное
(«Преподаватели не обращают на меня внимания»), а 45,5 % - как нейтральное
(рис. 5).
Рисунок 5 - Результаты ответа на вопрос «Как Вы оцениваете Ваши отношения с преподавателями?»
■ Преподаватели помогают мне
■ Преподаватели не обращают на меня внимания
■ Нейтральные отношения
44,5 % — - 50 %
4,5 %
Качество преподавания для иностранных студентов в Астраханском ГМУ респонденты оценили как среднее (50 %) и низкое (50 %). При этом 18,2 % удовлетворены тем, что являются студентами Астраханского ГМУ, еще столько же - не удовлетворены, и 63,6 % опрошенных иностранных студентов заявили о частичной удовлетворенности.
Респондентам также было предложено оценить по пятибалльной шкале, насколько комфортно им в университете. Результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Результаты ответа на вопрос «Насколько комфортно Вам..?»
12 -
10 8 6 4 2 0
1 п
— —
1
б - I—I 1 1
учиться в Астраханском взаимодействовать с ГМУ администрацией
университета
взаимодействовать с преподавателями
общаться с одногруппниками
■ 1 ■ 2 и3 ■ 4 ■ 5
63,6 % респондентов не принимают участия во внеучебной деятельности в университете, 4,5 % опрошенных участвуют в научных мероприятиях (студенческие научные кружки, конференции, олимпиады и т. д.), 4,5% - в творческих конкурсах, еще 4,5 % - в спортивных мероприятиях, 27,3 % ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
респондентов участвуют во внеучебной деятельности только в качестве зрителей.
63,6 % опрошенных студентов проживают в съемных квартирах, 27,3 % -хостелах, а 9,1 % - общежитиях университета.
Среди наиболее значимых бытовых проблем респонденты выделили финансовые трудности (54,5 %), проблемы с ремонтом (36,4 %), бытовыми условиями (18,2 %), соседями (13,6 %), регистрацией по месту жительства (13,5 %), владельцем квартиры / администрацией общежития (9,1 %).
На вопрос о том, где питаются студенты, 100 % респондентов заявили о том, что делают это дома, из них 54,5 % студентов также обедают в кафе, а 9,1 % - в университете.
У 18,2 % респондентов усилились их вредные привычки с тех пор, как они начали обучение в университете, у 9,1 % их стало меньше. Для 72,7 % респондентов ничего не изменилось.
Кроме того, относительно условий проживания и обучения респонденты предоставили следующие ответы о том, что им понравилось (рис. 7) и не понравилось (рис. 8), когда они прибыли в Россию.
Рисунок 7 - Результаты ответа на вопрос «Что понравилось, когда Вы
приехали в Россию?»
81,8 %
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
Рисунок 8 - Результаты ответа на вопрос «Что не понравилось, когда
Вы приехали в Россию?»
54,5 %
45,5 % 45,5 %
1
1: 3,60 с 1 1 3,6 % 1 О
I 1 1
с/ У
у у
В качестве того, что может помочь иностранным студентам успешнее справляться с учебной деятельностью, респонденты назвали увеличение удельного веса практических занятий и производственной практики в лечебно -профилактических учреждениях, увеличение часов изучения английского и русского языков, увеличение количества литературы на английском языке в научной библиотеке университета, поддержку со стороны администрации университета и преподавателей, информирование о различных научных, спортивных и творческих мероприятиях в университете.
Среди факторов, препятствующих успешному освоению учебной ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
программы, респонденты назвали недостаточное количество часов практики при большом объеме лекционных занятий, большую учебную нагрузку, нехватку времени на самостоятельную работу, отсутствие свободного времени, недостаток учебной литературы на английском языке, финансовые трудности и неакадемические проблемы (чрезмерные медицинские осмотры, проблемы с регистрацией по месту жительства, жаркая погода и т. д.).
По мнению респондентов, иностранным студентам, обучающимся в Астраханском ГМУ, в адаптации могут помочь:
увеличение часов практики в лечебно-профилактических учреждениях; оптимизация расписания занятий для наиболее продуктивного распределения учебной нагрузки в течение дня (с учетом необходимости перемещения между корпусами и клиническими базами);
развитие института наставничества для иностранных студентов, создание студенческих сообществ;
поддержка со стороны преподавателей и воспитательного отдела, психологическое сопровождение;
повышение коммуникативной компетентности преподавателей, ведущих обучение на языке-посреднике;
организация спортивных соревнований с привлечением международного отдела и т. д.
Таким образом, иностранные студенты, обучающиеся в Астраханском ГМУ, сталкиваются с коммуникативными и социально-бытовыми трудностями, а также с проблемами организационного характера. Выводы
Проведенный теоретический анализ особенностей адаптации иностранных студентов, а также эмпирическое исследование в форме анкетирования на базе Астраханского ГМУ позволяют сделать вывод о том, что процесс адаптации является сложным и многогранным, включает в себя психологические, педагогические, социальные, культурные и другие аспекты. ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
Адаптация иностранных студентов различна в разных регионах России. Существует ряд факторов, способствующих адаптации (информирование, сопровождение, повышение стрессоустойчивости) и снижающих ее. Именно поэтому очень важным является управление процессом адаптации иностранных студентов, разработка диагностических инструментов и программ всех уровней и направлений, ориентированных на повышение качества этого процесса и, соответственно, качества получаемого образования.
Список источников
1. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Сорокин П. С., Абанкина И. В. и др. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Под ред. Кузьминова Я. И., Фрумина И. Д., Сорокина П. С. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с.
2. Авакова О. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov.
3. Айбазова М. Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). URL: https ://cyberleninka.ru/ article/n/ sotsiokulturnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-usloviyam-obucheniya-v-rossiyskih-vuzah.
4. Литвинова Е. С., Горяинова Г. Н. Некоторые аспекты процесса адаптации иностранных обучающихся в отечественных вузах // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-aspekty-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-obuchayuschihsya-v-otechestvennyh-vuzah.
5. Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Абдырахманова А. К., Ашеева Е. П. Интеграция иностранных студентов в образовательную среду ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
медицинского университета: опрос студентов // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-inostrannyh-studentov-v-obrazovatelnuyu-sredu-meditsinskogo-universiteta-opros-studentov.
6. Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. Выпуск 1. С. 133-140.
7. Романенко Н. М. Проблемы аккультурации и адаптаций иностранных студентов в российском вузе // Человеческий капитал. 2015. № 9 (81). С. 110— 113.
8. Зиновьева В. И., Покровская Е. М., Раитина М. Ю. Международный обмен: особенности адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российской вузовской системе (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) // Русин. 2020. № 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-obmen-osobennosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-rossiyskoy-vuzovskoy-sisteme-na-primere.
9. Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-mnogonatsionalnom-vuze-regionalnye-aspekty.
10. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7akademicheskaya-i-sredovaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-meditsinskogo-vuza.
11. Гальдикас Л. Н. Адаптация студентов как необходимое условие их успеха в обучении // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-kak-neobhodimoe-uslovie-ih-©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57. uspeha-v-obuchenii.
12. Вишневская М. Н. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-protsessu-obucheniya-v-rossiyskom-vuze.
13. Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-opyt-realizatsii.
14. Ваулина Т. А., Сахарова К. Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskom-vuze.
15. Ланина Л. В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе (на примере Астраханского ГМУ) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze-na-primere-astrahanskogo-gmu.
16. Смахтина Т. А., Сергеева М. А., Шагина И. Р., Кубекова А. С. Эмпирическое исследование адаптации студентов -иностранцев к учебному процессу в медицинском вузе (на примере Астраханского ГМУ) // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie-adaptatsii-studentov-inostrantsev-k-uchebnomu-protsessu-v-meditsinskom-vuze-na-primere-astrahanskogo-gmu.
17. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия вузов. Поволжский ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-rossiyskogo-vuza-na-primere-penzenskogo-gosudarstvennogo.
References
1. Kuzminov Ya. I., Frumin I. D., Sorokin P. S., Abakina I. V., et al. How to make education an engine of social and economic development? / Under edition of Kuzminov Ya. I., Frumin I. D., Sorokin P. S. HSE University, Institute of Education. Moscow: Publishing house of Higher School of Economics; 2019. 284 p. (In Russ.).
2. Avakova O. B. On the issue of adaptation of foreign students. Pedagogika i prosveshchenie = Pedagogics and Education. 2021;(4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov. (In Russ.).
3. Aibazova M. Yu. Socio-cultural adaptation of foreign students to the conditions of studying at Russian universities. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnie issledovaniya = Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research. 2022;(1(34)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsiokulturnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-usloviyam-obucheniya-v-rossiyskih-vuzah. (In Russ.).
4. Litvinova E. S., Goryainova G. N. Some aspects of the process of adaptation of foreign students in domestic universities. ANI: Pedagogics and Psychology = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2021;(1(34)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-aspekty-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-obuchayuschihsya-v-otechestvennyh-vuzah. (In Russ.).
5. Zelenina L. E., Mitrofanova K. A., Abdyrahmanova A. K., Asheeva E. P.
Integration of international students into educational medium of the medical school:
student survey. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in
Russia. 2021;(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-inostrannyh-©мамина в. п., романовская и. а., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
studentov-v-obrazovatelnuyu-sredu-meditsinskogo-universiteta-opros-studentov. (In Russ.).
6. Klushnikova E. V. Issues of adaptation of foreign students in Russia. Vestnik TvGU = Herald of TvSU. Pedagogy and Psychology Series. 2018;(1):133-140. (In Russ.).
7. Romanenko N. M. Problems of acculturation and adaptation of foreign students in Russian Universities. Chelovecheskii kapital = Human Capital. 2015;(9(81)):110-113. (In Russ.).
8. Zinovieva V. I., Pokrovskaya E. M., Raitina M. Yu. International exchange: peculiarities of adaptation of foreign students in the process of studying at the Russian university system (on the example of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics). Rusin. 2020;(62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-obmen-osobennosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-rossiyskoy-vuzovskoy-sisteme-na-primere. (In Russ.).
9. Morozova Yu. V. On the issue of foreign student adaptation in multinational higher school: the regional aspects. ANI: Pedagogics and Psychology = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018;(1(22)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-mnogonatsionalnom-vuze-regionalnye-aspekty. (In Russ.).
10. Timchenko N. S., Kochetova Yu. Yu., Bendrikova A. Yu. Academic and environmental adaptation of foreign students at a medical university. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. 2020;(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-i-sredovaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-meditsinskogo-vuza. (In Russ.).
11. Galdikas L. N. Adaptation of students as a necessary condition for their success in studies. Nauchno-metodicheskii elektronnii zhurnal «Kalinigradskii vestnik obrazovaniya» = Scientific-methodical online journal Kaliningrad bulletin on
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
education. 2022;(1(13)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-kak-neobhodimoe-uslovie-ih-uspeha-v-obuchenii. (In Russ.).
12. Vishnevskaya M. N. Features of the adaptation of foreign students to the process studying at a Russian university. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020;(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-protsessu-obucheniya-v-rossiyskom-vuze. (In Russ.).
13. Ivanova G. P., Logvinova O. K., Shirkova N. N. Pedagogical support of foreign students' sociocultural adjustment: the experience of implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2018;(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-opyt-realizatsii. (In Russ.).
14. Vaulina T. A., Sakharova K. N. Organizational aspects of adaptation of foreign students studying at a Russian university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal. 2015;(400). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskom-vuze. (In Russ.).
15. Lanina L. V. Adaptation of foreign students in Russian universities (on the example of Astrakhan state medical university). World of Science. Pedagogy and Psychology. 2019;(5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze-na-primere-astrahanskogo-gmu. (In Russ.).
16. Smahina T. A., Sergeeva M. A., Shagina I. R., Kubekova A. S. Empirical studies of adaptation of foreign students to the educational process in medical high school (at example of Astrakhan State Medical University). Russian Journal of Education and Psychology. 2017;(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie-adaptatsii-studentov-inostrantsev-k-uchebnomu-protsessu-v-meditsinskom-vuze-na-primere-astrahanskogo-gmu. (In Russ.).
17. Bekker I. L., Ivanchin S. A. Problems of foreign students adaptation to the educational process at a Russian university (by the example of Penza State ©Мамина В. П., Романовская И. А., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38-57. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 38-57.
University). Izvestiya vuzov. Povolzhskii region. Gumanitarnie nauki = University proceedings. Volga Region. Humanities. 2015;(4(36)). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-rossiyskogo-vuza-na-primere-penzenskogo-gosudarstvennogo. (In Russ.).
Информация об авторах В. П. Мамина - ассистент кафедры наркологии, психотерапии и правоведения;
И. А. Романовская - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогики и непрерывного профессионального образования.
Information about the authors Veronika P. Mamina - Assistant of the Chair of Narcology, Psychotherapy and Jurisprudence;
Irina A. Romanovskaya - Candidate of Science in Pedagogics, Associate Professor; Head of Chair of Pedagogics and Continuing Professional Education.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 17.08.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 08.11.2022.
The article was published 17.08.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 08.11.2022.