Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ ГРАНИЦ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ ГРАНИЦ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ / ЗОУИТ / ОХРАННАЯ ЗОНА / ОБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / СОГЛАСОВАНИЕ ГРАНИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калиниченко Анастасия Олеговна, Калиниченко Екатерина Олеговна

Установление особых условий использования территорий в конкретных пределах имеет важное значение. Регламентация возможного использования земель в пределах особых зон позволяет как обезопасить граждан от потенциальных угроз объектов, требующих их установления, так и предотвратить нарушение функционирования таких объектов. Ввиду такой значимости процедура установления рассматриваемых зон должна представлять собой комплекс последовательных действий, включающих в себя согласование их границ с компетентными органами власти. В данной статье рассмотрена проблематика согласования границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калиниченко Анастасия Олеговна, Калиниченко Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PROCEDURE FOR AGREEMENT OF THE BOUNDARIES OF ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS OF USE OF THE TERRITORY

The establishment of special conditions for the use of territories within specific limits is important. Regulation of the possible use of land within special zones allows both to protect citizens from potential threats to facilities that require their establishment, and to prevent disruption of the functioning of such facilities. In view of this importance, the procedure for establishing the zones under consideration should be a set of sequential actions, including the coordination of their boundaries with the competent authorities. This article examines the problem of coordinating the boundaries of the protection zones of power grid facilities and protection zones of cultural heritage objects (OKN).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ ГРАНИЦ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ»

УДК 332.26

Калиниченко А.0.1 Калиниченко Е.О.2

особенности процедуры согласования границ зон с особыми условиями использования территории

Аннотация. Установление особых условий использования территорий в конкретных пределах имеет важное значение. Регламентация возможного использования земель в пределах особых зон позволяет как обезопасить граждан от потенциальных угроз объектов, требующих их установления, так и предотвратить нарушение функционирования таких объектов. Ввиду такой значимости процедура установления рассматриваемых зон должна представлять собой комплекс последовательных действий, включающих в себя согласование их границ с компетентными органами власти. В данной статье рассмотрена проблематика согласования границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территории, ЗОУИТ, охранная зона, объекты электросетевого хозяйства, объекты культурного наследия, согласование границ.

Kalinichenko A.

Kalinichenko E.

PECULIARITIES OF THE PROCEDURE FOR AGREEMENT OF THE BOUNDARIES OF ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS OF USE OF THE TERRITORY

Abstract. The establishment of special conditions for the use of territories within specific limits is important. Regulation of the possible use of land within special zones allows both to protect citizens from potential threats to facilities that require their establishment, and to prevent disruption of the functioning of such facilities. In view of this importance, the procedure for establishing the zones under consideration should be a set of sequential actions, including the coordination of their boundaries with the competent authorities. This article examines the problem of coordinating the boundaries of the protection zones of power grid facilities and protection zones of cultural heritage objects (OKN).

Keywords: zones with special conditions for the use of the territory, ZSCUT, security zone, power grid facilities, cultural heritage objects, border coordination.

На сегодняшний день согласно действующему законодательству фактом установления зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) служит внесение сведе-

ний о ней в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Данная процедура осуществляется на основании специальной документации - описания местоположения

2 Калиниченко Анастасия Олеговна, магистрант 1 курса Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected], т. 89081723915

Anastasia Kalinichenko, Graduate Student of the Don State Technical University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected], n.89081723915.

2 Калиниченко Екатерина Олеговна, магистрант 1 курса Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected], т. 89064206255

Ekaterina Kalinichenko, Graduate Student of the Don State Technical University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected], n. 89064206255.

границ, представляемой в текстовой и графической формах и утверждаемой уполномоченными органами власти. Однако прежде чем внести такие сведения в названный реестр необходимо удостовериться в соответствии устанавливаемой зоны требованиям законодательства. Такое действие, осуществляемое в отношении охранных зон объектов электросетевого хозяйства, именуется согласованием.

Согласование границ охранных зон названных выше объектов является прерогативой Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также её территориальных структурных подразделений (управлений). Осуществление данной процедуры призвано не только обеспечить соответствие положениям нормативной базы размеров устанавливаемой зоны (ширины) и устанавливаемого в её пределах особого режима, регулирующего использование территории. Также оно нацелено на качественную оценку правомерности размещения самих объектов электросетевого хозяйства на конкретных территориях, соответствия их параметров техническим нормам.

В процессе согласования рассматриваемой документации территориальные подразделения Ростехнадзора руководствуются рядом нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. К основным из них относят в первую очередь Постановление Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», а также Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №9 от 17 января 2013 года «Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства». Необходимо отметить, что действие названного Постановления будет продолжаться до 1 января 2022 года, так как в Правительстве планируется его замена новым Положением об охранных зонах объектов электроэнергетики, проект которого уже разработан и размещён

на официальном ресурсе. Утверждение нового акта повлечёт за собой замену понятия «согласование» на «установление» зоны, однако специфика процедуры в большей мере останется прежней [2].

С целью согласования границ охранных зон рассматриваемых объектов в Ростехнад-зор вправе обратиться как правообладатель соответствующих объектов, так и эксплуатирующая организация, а также их законные представители на основании нотариально удостоверенной доверенности. Как правило, в качестве такого представителя выступает организация, осуществляющая подготовку необходимой документации по договору подряда. Названные лица направляют в уполномоченный орган заявление о согласовании, к которому прикладывается определённый пакет документов. Форма и состав сведений такого заявления строго регламентированы ранее названным Приказом. Согласно установленным им требованиям, оно должно содержать следующее:

- общие сведения о заявителе (наименование, адрес, контактные данные и др.);

- наименование объекта, в отношении которого устанавливается ЗОУИТ, с указанием его определяющих параметров (напряжение, вид провода, адрес);

- правоустанавливающий документ.

Также к заявлению в обязательном порядке

приобщается опись предоставляемой с целью согласования границ документации. В первую очередь к заявлению должен быть приложен правоустанавливающий документ, представляющий собой инвентарную карточку учёта объектов основных средств. Данный документ содержит в себе наименование объекта, год его ввода в эксплуатацию и технические характеристики. Информация о дате ввода объекта в эксплуатацию является определяющей при выявлении необходимости направления описания местоположения границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства на согласование в Ростехнадзор. Так, зоны, устанавливаемые в отношении объектов, введённых в эксплуатацию до 24 февраля 2009 года, не требуют прохождения рассматриваемой процедуры, а сведения о них направляются

непосредственно в Росреестр с целью внесения сведений о них в ЕГРН [3].

Также в пакет прилагаемых документов входит акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, оформленный по типовой межотраслевой форме №КС-14. Если же такой документ не был составлен (обязательность его оформления была утрачена с вступлением в силу действующего Градостроительного кодекса РФ), то к заявлению о согласовании должен быть приложен акт приемки по форме №КС-11. Основное отличие данных форм состоит в том, что первая заверяется специально образуемой приёмочной комиссией, тогда как вторая подписывается исключительно заказчиком и исполнителем работ по возведению рассматриваемых объектов.

Кроме того, неотъемлемой составляющей передаваемой документации выступает акт приёмки в форме КС-2. Данный документ содержит в себе сведения о сметных затратах на возведение объекта, такие как расходы на строительство (разработка грунта, устройство фундаментных плит и т.п.), оборудование, автоперевозки и т.д. Он представляет собой отчётную документацию, которая в случае достоверного и грамотного оформления должна позволить избежать претензий со стороны контролирующих органов, в том числе Рос-технадзора.

Ещё одной структурной составляющей пакета документов выступает договор подряда со строительно-монтажной организацией, на основании которого были осуществлены работы по возведению объекта электросетевого хозяйства. Здесь необходимо учитывать тот факт, что если объект был построен собственными силами эксплуатирующей сетевой организацией, то такой договор не требуется ввиду его отсутствия, а в заявлении отмечается, что был применён так называемый хозяйственный способ. Также прикладывается доверенность, подтверждающая правомерность обращения с заявлением представителя сетевой организации в орган по согласованию [4].

Очевиден тот факт, что основным документом, подлежащим согласованию в Ростех-надзоре с целью установления охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, выступает

описание местоположения границ такой зоны. Представление такого документа осуществляется в текстовой и графической формах, чётко регламентированных Министерством экономического развития РФ (Приказ №650 от 23 ноября 2018 года) [1]. Кроме того, требованием Ростехнадзора является направление в данный орган документа как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Формат электронного образа также установлен указанным актом в виде ХМЬ-схемы. Практический опыт позволяет сделать вывод о том, что представление описания на электронном носителе имеет лишь формальный характер, так как орган согласования не оснащен достаточными техническими средствами. А рассмотрение дела осуществляется в бумажном виде. Так как именно сведения описания местоположения границ подлежат согласованию, данный документ должен быть оформлен с чётким соблюдением всех норм. Законодательно установлены лица, которые обязаны подготавливать сведения о местоположении границ ЗОУИТ при ее установлении или изменении. Данные обязательства согласно статье 106 ЗК РФ возложены на правообладателей объектов капитального строительства, предполагающих установление или изменение данной зоны, а также на застройщиков в случае установления ЗОУИТ в отношении строящегося или реконструируемого объекта и на органы государственной власти или муниципальные органы власти, которые принимают решение об установлении или изменении ЗОУИТ в случае отсутствия указанных ранее лиц.

Необходимо отметить, что графическая составляющая рассматриваемого документа представлена не только визуальным отображением конфигурации устанавливаемой зоны (план границ), но и сведениями об объекте в табличной форме. Сюда относят данные о наименовании зоны, её площади, вычисленной на основании координат поворотных точек её границ. Также имеется раздел «Иные сведения», который согласно Приказу заполняется по желанию и на усмотрение кадастрового инженера. Однако наиболее часто в данный раздел включаются сведения о специальном режиме, устанавливаемом в пределах конкретной зоны (ограничения), и её параметри-

ческие показатели (ширина). Данный параметр выбирается не произвольно, а из чётко структурированного перечня по напряжению электричества в объекте. Так, при установлении охранных зон рассматриваемых объектов по обе стороны от крайних проводов или кабелей откладывают расстояния:

- вдоль воздушных ЛЭП - в зависимости от класса напряжения от 2 до 55 м;

- подземных кабельных ЛЭП - 1 м;

- подводных кабельных ЛЭП - 100 м;

- вдоль переходов воздушных ЛЭП через судоходные водоемы - 100 м;

- вдоль переходов воздушных ЛЭП через несудоходные водоемы - аналогично воздушным ЛЭП;

- вокруг подстанций - расстояние от ограждений в зависимости от высшего класса напряжения.

Перечень возможных ограничений также установлен законодательством, а именно ранее упомянутым Постановлением №160. В пределах охранных зон запрещена деятельность, которая может дезорганизовать безопасную эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, нанести повреждения или уничтожить их, стать причиной нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, экологического урона, а также вызвать пожары. К примеру, запрещено размещение объектов и предметов в границах проходов

(подъездов), обеспечивающих доступ к данным объектам, а также производство работ и строительство сооружений, препятствующих такому доступу.

В табличной форме также предоставляются данные о местоположении границ в виде координат характерных точек с указанием метода их определения. Также в случае, если такие точки были закреплены на местности, то в отдельной графе таблицы приводится описание такого закрепления. Кроме того, указывается погрешность осуществлённых измерений. Именно координатные данные позволяют установить местоположение границ охранной зоны на местности.

Как уже ранее упоминалось, графически конфигурация устанавливаемой зоны отображается на плане границ, его масштаб не установлен, он должен обеспечить читаемость графики. В зависимости от специфики объекта электросетевого хозяйства будет варьироваться конфигурация зоны. Так, если объект будет представлять собой линейное сооружение (ЛЭП и кабельные линии (КЛ)), то границы зоны на плоскости приобретут вытянутые очертания, образующие линейный площадный объект. Если же охранная зона устанавливается, например, в отношении трансформаторной подстанции, то она уже будет иметь округлые формы. Пример визуализации такой зоны на плане границ представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. План границ охранной зоны трансформаторной подстанции

Заполнение текстовой формы документации имеет свою специфику. Она представляется в виде связного описания прохождения границ от точки к точке. В указанном ранее Приказе №650 не регламентированы случаи, когда данный раздел должен заполняться кадастровым инженером. Однако если провести аналогию с требованиями к подготовке карта (плана) объекта землеустройства, к числу которых ранее относились ЗОУИТ, то данный раздел заполняется в случае наложения частей границ устанавливаемых охранных зон на внешние контуры каких-либо природных или искусственных объектов, включая линейные. Как правило, такие случаи встречаются редко, а рассматриваемый раздел описания не содержит в себе данных (проставляются прочерки) [5].

Таким образом, рассмотренное описание позволяет однозначно определить местоположение охранной зоны объекта и внести соответствующие сведения в ЕГРН.

Ещё одной составляющей документации, представляемой заявителем в орган согласования, выступает информация о технических характеристиках объекта электросетевого хозяйства, на котором устанавливается охранная зона. Она включает в себя сведения о протяжённости объекта, его составе, типе линии (воздушная, кабельная, подводная, воздушно-кабельная и т.д.), классе напряжения и т.п. Эти сведения составляются на основании инвентарных карточек, схем и иной технической документации.

Подготовленный пакет документов направляется в территориальное подразделение Ростехнадзора и рассматривается им в течение 15 рабочих дней, по истечении которых выносится положительное или отрицательное решение. Решение об отказе со стороны дан-

ного органа может быть принято по различным причинам. К основным и наиболее часто встречающимся можно отнести следующие:

- состав сведений заявления и пакета прилагаемой документации не соответствует требованиям нормативной правовой базы или содержит недостоверные данные;

- в описании местоположения границ зоны не указаны её параметры (ширина);

- копии предоставляемых документов не заверены в установленном порядке;

- несоответствие параметров объекта, указанных в технической документации, подготовленному описанию;

- и др.

Результатом процедуры согласования границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства должно быть направление утверждённой документации в Росреестр в течение 5 дней в порядке межведомственного взаимодействия с целью внесения сведений о её границах в ЕГРН, то есть подтверждения факта установления такой зоны. Однако на практике и это обязательство нарушается, а указанная документация предоставляется в кадастровую палату самим заявителем после получения решения о согласовании. В таком решении на основании предоставленного заявления и документации постанавливается согласовать границы согласуемой зоны.

Подводя итоги изложенному, следует отметить, что процедура согласования границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства на сегодняшний день является неотъемлемой частью её установления. Однако как показывает практика, регламент её проведения является достаточно неактуальным, бюрократичным и затратным по времени. В связи с этим требуются коренные преобразования в данной области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Тихомирова Л. А. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования: учеб. пособие. Казань: «АТ и СО», 2018. 76 с.

2. Степанова Л.И. Новое в регулирование статуса зон с особыми условиями использования территории // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 4(211). С. 97-110.

3. Непоклонов В.Б., Хабарова И.А., Хабаров Д.А., Дручинин С.С. Об эффективности госу-

дарственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГУГиТ. 2018. № 2. С. 200-210.

4. Тихонова К.В., Колесников Н.В. Комплекс земельно-кадастровых работ при строительстве и реконструкции линейных объектов // Экономика и экология территориальных образований: научно-практический журнал. 2016. № 1(26). С. 134-139.

5. Козинченко Я.А., Тихонова К.В. Анализ проблем, возникающих при разработке землеустроительной документации в процессе установления охранных зон линейных объектов. // Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 1(21). С. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.