ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ РАЗВОДА В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН
И РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Абедини М. Х.
Таджикский национальный университет
Развод как в Иране, так и в Таджикистане в общественном сознании рассматривается как негативное и неблагоприятное явление. Государственные судебные и третейские органы в этих странах вмешиваются процесс разводов и прилагают усилия по их предотвращению.
Расторжение брака с точки зрения семейного права - прежде всего процедура [1, с. 99], которая достаточно подробно регламентируется Семейным кодексом Республики Таджикистан и Гражданским кодексом Исламской Республики Иран.
К сожалению, в Иране и в Таджикистане наблюдается рост разводов. Чаще всего разводы совершаются в молодых семьях в первый год проживания супругов.
Исходя из того, что развод представляет собой социальное явление, причины развода в Иране и Таджикистане различаются.
Фактические мотивы (причины) расторжения брака в Республике Таджикистан могут быть самыми разнообразными и в Семейном кодексе не указываются [2, с. 109]. На практике чаще всего один из супругов возбуждает дело о разводе при установлении факта супружеской неверности, злоупотреблении другого супруга спиртными напитками, сексуальной неудовлетворенности, в связи с несовпадением жизненных интересов, финансовыми и иными разногласиями и т.д. [3, с. 124].
Несмотря на отсутствие правовой регламентации причин развода в Таджикистане, имеющаяся судебная практика свидетельствует о наличии следующих основных причин разводов - алкоголизм, жестокость мужчины, измена, многоженство и другие.
Проведенные социологические опросы в Таджикистане показывают, что респонденты указывают в качестве причин расторжения брака: психологическую несовместимость - 25,4 %, отсутствие любви - 8,7 %, изменение поведения супруга (супруги) -8,7 %, ревность - 4,9%, отсутствие детей - 8,3 %, плохое поведение жены (мужа) - 4, 2 %, неудовлетворенность финансовым состоянием - 5,7 %.*
А.И. Субхонов, Ф.С. Исламов считают, что вышеуказанные причины разводимости населения относятся к обоим полам населения в возрасте 15 лет свидетельствуют об отсутствии знакомства лиц, вступающих в брак друг с другом [4, с. 83]. Безусловно, психологическая несовместимость показывает о незнании характера, привычек, темперамента брачующихся. Обычно выбор сделанный родителями зачастую приводит к несовместимости супругов, а в дальнейшем приводит к распаду семьи.
Следует отметить, что развод иногда можно посчитать позитивным явлением. Так, развод по причине отсутствия детей (примерно 8,3 %) позволяет бывшим супругам создать новые семьи и получить возможность стать родителем, тем саамы выполнить репродуктивную функцию семьи. В реализации этой потребности заинтересовано и общество.
В свою очередь, объективные причины развода, связанные с безвестным отсутствием, наличием психического заболевания, тюремным заключением также нельзя категорично отнести к негативным явлениям. Для общества развод по такой причине оправдан, иногда необходим.
В Иране основными причинами развода являются отсутствие взаимопонимания, культурные различия, несовместимость характеров, заболевание наркоманием супруга грубое обращение и другие.
Можно заметить, что основные причины разводов в Иране и Таджикистане совпадают. Так, психологическая несовместимость в Таджикистане представлена отсутствием взаимопонимания, несовместимостью характеров в Иране. Отсутствие любви в Таджикистане - культурными различиями, изменение поведения супруга (супруги) в Таджикистане может выражаться в грубом обращении и т.д.
* Данные социологического опроса по изучению мотивов расторжения брака, проведенного сотрудниками Академии наук Республики Таджикистан
321
С начала 90-х годов 20 века в Иране наметилась тенденция отступления от ряда установлений хомейнистского режима в сфере семейного права. Согласно поправке, внесенной в Гражданский кодекс в 1992 г., была изменена процедура развода. Мужчина уже не мог ограничиваться талоком в присутствии двух свидетелей-мужчин, поскольку для официальной регистрации развода требовалось соответствующее судебное решение. Замужней женщине предоставлялась возможность расторгнуть брак не только по принципу «хулъ», но также по причине отсутствия материальной поддержки со стороны супруга независимо от повода: «плохого поведения и пребывания мужа в дурной компании»; сумасшествия супруга; его шестимесячного безвестного отсутствия в доме без законных на то оснований; вступления мужа в новый брак без предварительного согласия жены (жен). Разведенная женщина получила право на половину собственности супруга в том случае, если суд удостоверялся в том, что инициатор развода - муж, но поведение жены не давало какого бы то ни было повода к расторжению брака. При всех прочих обстоятельствах муж обязан материально поддерживать бывшую жену по крайней мере в течение трех месяцев, а кроме того, оплатить ее труд по ведению семейного домашнего хозяйства.
В сегодняшних условиях Иран все шире втягивается в общемировой процесс нормативного регулирования прав человека во всех его аспектах, включая права мужчин, женщин, детей. А это открывает новые перспективы не только для качественного совершенствования семейного законодательства отдельных стран. Следует отметить, что джафаритский толк шиитского направления допускает изменение брачного законодательства в частности, семейного в общем. По нашему мнению, любая реформа проводимая в области брачно-семейного законодательства должна быть проведена целиком в рамках исламской системы ценностей, и значимость и необходимость всех вносимых изменений подкреплена ссылками на Коран и сунну, что безусловно, будет являться соглашением, позволяющим соблюсти баланс интересов общества и личности.
Мужчина, желающий получить развод, должен быть в здравом уме и свободно высказать свою волю, без принуждения и давления. В свою очередь, женщина при произнесении формулы развода должна быть очищена от менструации, мужчина не должен вступать с ней половую близость. Мужчине предоставлено право на развод в период наличия у нее менструации при соблюдении определенных условий. Во-первых, между мужем и женой не было вообще половых отношений; во-вторых, известно, что она беременна; в-третьих, муж находится в другом месте и не знает, очищена ли она от месячных.
Процедура развода в Иране и в Таджикистане отличается. В Таджикистане предусмотрены два порядка расторжения брака: в органах Загса и в судебных органах.
В судебных органах брака расторгается, если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети (кроме случаев, когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет), отсутствует согласие одного из супругов на расторжение брака, один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе загса (например, отказывается подать совместное заявление) (ст.21 СК РТ).
Общим для процесса развода в Иране и в Таджикистане является то обстоятельство, что претензии и разбирательства, которые являются для мужа и жены интимными, проводятся в виде закрытых судебных заседаниях.
Сертификат об отсутствии согласия в Иране и судебное решение в Таджикистане выдается судом и на его основе, супруги должны обратиться в органы развода или ЗАГС, для его исполнения.
Существующий в Иране институт прошения о выдаче сертификата об отсутствии согласия со стороны мужа или жены в Иране, основывающийся на статье 8 Закона о поддержке семьи от 1974 года, не известен семейному законодательству Таджикистана. Семейный кодекс Республики Таджикистан возлагает на суд обязательства по принятию мер по примирению супругов в случае отсутствия согласия одного из супругов на расторжение брака, назначив срок до 6 месяцев для их примирения (ст.22).
Срок действия сертификата об отсутствии согласия в Иране, на основе статьи закона подписанного в 1996 году Парламентом Ирана, составляет три месяца. Очевидно, что если в течение трех месяцев, он не будет передан в органы регистрации
развода, его срок истекает. Но если сертификат был передан в соответствующие органы, для исполнения бракоразводного процесса и его регистрации, присутствие обоих супругов является обязательным. В случае отсутствия одного из сторон в условленное время, в течение одного месяца назначается повторное собрание.
В Республике Таджикистан в случае дачи судом срока для примирения супругов, никакой документ не выдается, а начинается отчет времени.
Законодательство Ирана в целях защиты прав женщин, в Приложении №3, внес новые поправки к Закону о разводах, подписанного Парламентом Ирана в 1992 году, на основе которого, исполнение развода и его регистрация возможно только в случае исполнения шариатских и законных прав жены (махр, нафака (алименты), приданное и пр.) которые выплачиваются наличными. Кроме случаев развода по причине взаимной антипатии, или при довольстве и согласии жены, или при точном доказательстве бедности мужа, вышеуказанный пункт может не предусматриваться в разводе.
В Иране, суд до решения о разводе выясняет вопросы, связанные с содержанием детей и суммой затрат (алиментов), учитывая материальное положение сторон и желания детей. В Таджикистане, при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на утверждение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты и размере средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств, либо о разделе общего имущества супругов (ст.24 СК РТ).
Семейное законодательство Республики Таджикистан связывает момент прекращения брака путем развода с моментом регистрации данного действия в органах записи актов гражданского состояния, если брак расторгается в органах загса. В случае развода в судебных органах, к которым относится наличие несовершеннолетних детей, отсутствие согласия одного из супругов на развод, моментом прекращения брака считается день вступления в силу решения суда. Безусловно, данное решение подлежит государственной регистрации в органах загса. Для совершения данного действия законодательство Таджикистана установило годичный срок.
Исполнение содержания сертификата об отсутствии согласия в Иране, исполняется через главный орган разводов, на основании статьи 10 Закона о поддержке семьи. Законодательство Ирана в целях предотвращения необоснованных и самовольных разводов и сохранения основ семьи, основываясь на упомянутой статье, установило ответственность в виде ареста на срок от шести месяцев до одного года для каждого из супругов, не изучивших текст сертификата об отсутствии согласия и подавших на развод.
В списке требований для выдачи сертификата об отсутствии согласия, по прошению мужа или жены, содержится 14 пунктов, а в Таджикистане этот показатель доходит до одной трети. Суд, после получения заявления, рассматривает вопрос и в случае положительного решения, по исполнению соответствующих процедур, выдает сертификат.
Бракоразводные процедуры в Иране очень продолжительны и по времени занимают от одного до трех лет, в то время как в Таджикистане этот вопрос рассматривается максимум один год.
Относительно разделения имущества, нужно упомянуть что при случае смерти одного из супругов, права наследства автоматически переходят другому супругу, а при разводе, имущество нажитое мужем за время брака поровну делится между обоими супругами. Является очевидным, что жена сохраняет за собой право получения своего махра и приданного.
В Таджикистане же, во время развода, совместное имущество мужа и жены делится по их личной просьбе, с учетом числа несовершеннолетних детей.
Законодательство Ирана в соблюдении шариата, обязало разведенных женщин и вдов, некоторое время воздержаться от замужества после развода или смерти мужа. Время воздержания после развода составляет три месяца и десять дней, и время воздержания после смерти - четыре месяца (статья 1154 Гражданского кодекса). В Республике Таджикистан отсутствует такой срок, что позволяет женщине брак с другим мужчиной даже в день расторжения брака.
Действующий закон о разводе иранцев за пределами страны, закон регулирующий семейные споры, основанный на статье 6 Гражданского кодекса; Законы касающиеся личного статуса, таких как брак и развод и компетенции наследников относятся ко всем
иранским гражданам, проживающим за рубежом. По этому поводу, в статье 7 Закона о поддержке семьи подписанного в 1974 году, подчеркнуто, что если один из супругов находится в Иране, а второй за пределами страны, более компетентным является суд по месту проживания супруга в Иране, и если оба из супругов находятся за пределами страны, то суд Тегерана имеет юрисдикцию разрешить супругам обратиться в судебные органы по месту проживания.
Расторжение брака с иностранцами на территории республики регулируются ч.1 ст. 171 Семейного Кодекса Республики Таджикистан, которая гласит, что, расторжение брака граждан Республики Таджикистан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брак иностранных граждан между собой в Республике Таджикистан производится по законодательству Республики Таджикистан. Как видно, в данном вопросе законодатель применил одностороннюю однозначную коллизионную привязку, которая указывает на право Республики Таджикистан, нормы которого подлежат применению к рассматриваемому правоотношению [5].
Таджикистан также является участником Конвенции Содружества независимых государств «О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам» от 2002 г. Согласно данному договору по делам о расторжении брака применению подлежит законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачу заявления; если супруги имеют гражданство разных государств, применяться должно законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака.
Согласно, ч. 3 ст. 171 Семейного Кодекса Республики Таджикистан, расторжение брака между гражданами Республики Таджикистан и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории Республики Таджикистан с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительными в Республике Таджикистан.
В свою очередь, законодательство Исламской Республики Иран вопросы признания развода, совершенного за пределами страны ставятся в зависимость от исполнения требований шариата: произнесение формулы развода, наличие свидетелей и регистрация развода в мусульманских центрах. Более подробные требования были изложены выше в параграфе 2.4.
В Иране и в Таджикистане развод представляет процедуру. Однако в Иране он более формализован, неисполнение одного из условий не позволяет супругам развестись. В Таджикистане развод может быть совершен через представителя, требований к присутствию свидетелей, необходимости произнесения формулы развода не предусмотрено. Однако судебная практика учитывает религиозную принадлежность населения и при произнесении троекратного развода процесс расторжения брака ускоряется.
В целом проведенное исследование расторжение брака в Исламской Республике Иран в историческом, сравнительно-правовом аспекте показазывает, что на сегодняшний день в Иране назрела необходимость разработки юридически обоснованной системы мероприятий направленных на преодоление разводов и укреплении семьи.
Распад семьи легче предотвратить, чем бороться с ним на более поздних стадиях. Для этого необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее вопросы, связанные с расторжением брака и провести ряд крупных мероприятий государственного масштаба.
Стабилизация семейных отношений и укрепление семьи невозможны без комплексных мер. Лишь совершенствование законодательства без создания определенных условий и предпосылок не позволить достичь необходимого результата.
Поэтому предлагается определенный комплекс мероприятий направленных на предотвращение разводов, который мы классифицировали на два направления: государственная программа и внутрисемейные частные методы, которые разделены нами на группы:
Государственные мероприятия включают в себя организационные (профилактические) и идеологические механизмы.
Организационные (профилактические) пути преодоления расторжения брака, с целью формирования прочности и долговечности брачного союза:
-создание образовательных курсов для лиц, вступающих в брака по направлениям: основы права, религиоведение, психологии, медицине.
-организация курсов для обучения супругов основам права, психологии с целью их подготовки принятию ответственности за свою роль в семье;
-организация бесплатных социальных консультативных центров для семей (консультантами выступят религиозные лица, психологи, юристы и социальные работники);
- улучшение условий жизни семьи и совершенствование системы социального обеспечения;
- предоставление доступных услуг уязвимым семьям в обществе;
- реформирование системы регистрации брака и развода, особенно в депрессивных районах;
- создать механизм контроля нерегулируемой миграции из сельских районов и малых городов в крупные города;
- развитие проектов по предотвращению насилия в семье в сотрудничестве с неправительственными организациями;
- создание возможностей трудоустройства и расширение страховой защиты женщин.
Создание государственных семейных образовательных программ по медицинским и психологическим вопросам, различию между мужчинами и женщинами, этическим проблемам и правилам брака и развода. Потому что многие пары сталкиваются после брака с новыми вопросам, чтобы решить эти проблемы они должны быть осведомлены об их существовании.
Организационные мероприятия тесно связаны с формирование идеологии укрепления семьи, которая включает в себя:
-Продвижение культуры и сознания необходимости быть подготовленным к семейной жизни, уважения прав другого супруга, ответственность перед семьей; -создание стратегии совершенствования функционирования семьи;
- разрешение споров путем посредников (медиаторов) в консультативных центрах; -укрепление основ религии и религиозных и этических ценностей в обществе; -создание идеи о необходимости знакомство перед браком, с целью выявления
соответствия по характеру, моральным и поведенческим особенностям;
-отрицания патриархальной семьи посредством образования правильного полового воспитания;
-предостережения и осуждение многоженства, вмешательства родителей в жизнь детей, принудительных браков детей; -поощрение традиционного брака;
-исправление и улучшение правового, нравственного и образовательного идеалов семьи на основе принципов исламской культуры.
Кроме государственных механизмов важное значение имеют внутрисемейные механизмы укрепления семьи, которые должны получить популяризацию через средства массовой информации.
Взаимоуважение супругов формируется в результате бесед, выделения времени (преподнесения друг другу подарков), отнесение супруга к лучшему другу, обсуждение семейных проблем только с супругом, недопущение третьих лиц в обсуждение семейных дел, контроль за своим характером и вспыльчивостью, необходимость взвешивания своих поступков в семье и обществе с критериями божией справедливости, взаимные уступки и прощения. Данные ценности должны постоянно учитываться при создании передачи, художественных фильмов и другое.
Если развод будет зависеть от женщины, будет больше возможностей использовать ее и семейный очаг находится в состоянии роспуска.
Наоборот, если развод будет зависеть от мужа, он сравнительно меньше злоупотребляет со своими правами, ибо после расторжения брака по шариату на мужа ложатся тяжелые последствия, как уплата калыма, опекунство над детьми и т.д. Поэтому муж меньше решается на развод. Но в тех обществах, где разгул, разврат, половая свобода на высоте деградации и удовлетворение полового инстинкта становится легким делом, развод со стороны мужа преобладает. Ислам для ограничения
прав мужчин использует два влиятельных фактора. Один из них моральное воспитание, укрепление основ веры в Аллаха и другим предписаниям всевышних, другое - создание препятствий и сложных чрезвычайных условий. Они вместе обладают такой силой, что в состоянии тормозить развод, подвергать ее критике для предотвращения развода. По нашему мнению следует учитывать следующее:
1. Возрастная разница между мужем и женой не должна быть большой;
2. Молодые не должны быть обманутыми богатством и положением старых женщин;
3. Родители жениха от невесты и родители невесты от жениха не должны ожидать ничего плохого, потому что именно это явление наталкивает родителей вмешаться в жизнь молодых и это приводит к ссорам и разногласиям;
4. Невежество и малограмотность супругов, потому что развод между такими супругами происходит больше чем среди городских. Потому что образованные родители знают, все опасные последствия происходят от развода;
5. Нельзя отдаваться семейному фанатизму. Например, пока старшие дочери не выходят замуж, младшим нельзя думать о замужестве;
6. Супруги с самого начала должны быть хорошо взаимно знакомы, чтобы избежать будущих трудностей;
7. Юношам и девушкам не надо рано вступать в брачный союз;
8. Классовых разногласий среди супругов не должно быть много;
9. Супруги должны пользоваться общепринятыми и известными условиями для того, чтобы брачный акт послужил укреплению супружества.
Литература:
1. Нечаева А.М. Семейное право. - М.: Юрист, 2002.
2. Тагаева С.Н. Брак и развод в отношениях международного характера. - Душанбе, 2007.
3. Павлодский А. Судебная защита прав и интересов граждан. - М., 1986.
4. Субхонов А.И., Исламов Ф.С. Демографические аспекты брачности и разводимости
населения Таджикистана. - Душанбе, 2012.
5. Тагаева С.Н. Брак и развод международного характера. Душанбе: Ирфон, 2007.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ РАЗВОДА В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН И
РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Статья посвящена сравнительному анализу развода, в Исламской Республике Иран и Республики Таджикистан. Процедура развода, как негативное и неблагоприятное явление, выступает в качестве основания прекращения брака и имеет различные отличительные особенности в Исламской Республике Иран и Республике Таджикистан.
Ключевые слова: развод, семья, законодательства, причины развода, Семейный кодекс, несовместимость характеров, заболевание супруга, бракоразводные процедуры.
SPECIAL PROCEDURES OF DIVORCE IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN AND REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Paragraph is devoted to comparative analysis of divorce in the Islamic Republic of Iran and in the Republic of Tajikistan. The procedure of divorce as a negative and unfavorable act is a ground for family ties to be disrupted and has a wide variety of distinctive differences in the Islamic Republic of Iran and in the Republic of Tajikistan.
Keywords: divorce, family, legislatures, reasons for divorce, Family Code, mismatch in characters, illness of spouse, divorce procedure.
Сведения об авторе: Абедини Мохаммад Хоссейн соискатель Таджикского национального университета, e-mail: abedini1339@yahoo.com
About author: Abedini Mohammad Hossein, researcher of the Tajik National University