Научная статья на тему 'Особенности процедуры ареста морских судов в Норвегии'

Особенности процедуры ареста морских судов в Норвегии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРВЕГИЯ / НОРВЕЖСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОРСКОЕ СУДНО / МОРСКОЕ ПРАВО / МОРСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / АРЕСТ СУДОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / РЕГИСТР СУДОХОДСТВА / РАЙОННЫЕ СУДЫ / АДВОКАТ / NORWAY / NORWEGIAN LEGISLATION / SHIP / LAW OF THE SEA / MARITIME CLAIMS / ARREST OF SHIPS / INTERNATIONAL CONVENTIONS / REGISTER / DISTRICT COURTS / LAWYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буев С.А.

Королевство Норвегия является приграничным по отношению к территории России. Морские судна, в особенности рыболовные, часто заходят в морские порты нашего соседа. Поэтому случаи задержания и ареста судов по различным основаниям не единичны, что позволяет говорить об актуальности рассмотрения и изучения вопроса, поставленного в заголовке статьи. При этом, учитывая, что государственным языком Норвегии является норвежский язык, все законы представлены на этом языке. Силами правового факультета Университета Осло законы частично переведены на английский язык, что позволяет проводить исследования и, в том числе, написать данную статью. Норвегия, хоть и является участником международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г., но, тем не менее, в силу особенности национальной системы права, суды при принятии решений опираются исключительно на нормы внутреннего права. Ещё одной особенностью процедуры ареста судов в Норвегии является обязанность заявителя доказать на балансе вероятностей, что в случае не инициирования процедуры ареста удовлетворение требований кредитора окажется невозможным или значительно более проблематичным. Также в дальнейшем при появлении у должника нескольких взыскателей, то именно тот, по чьей инициативе было арестовано судно, будет в первую очередь претендовать на удовлетворение своих требований. Настоящая работа написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по гранту 16-33-01147 «Изучение правовых аспектов ареста морских судов в Арктическом регионе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SHIP ARREST PROCEDURE IN NORWAY

The Kingdom of Norway is borderline with respect to the territory of Russia. Marine vessels, especially fishing vessels, often enter our neighbor's sea ports. Therefore, the cases of detention and arrest of ships on various grounds are not single, which allows us to talk about the urgency of considering and studying the issue posed in the heading of the article. At the same time, considering that the official language of Norway is the Norwegian language, all laws are presented in this language. The faculty of law of the University of Oslo has partially translated the laws into English, which makes it possible to conduct research and, in particular, to write this article. Norway, although it is a party to the international convention for the unification of certain rules relating to the arrest of sea-going ships 1952, nevertheless, due to the peculiarity of the national system of law, the courts rely solely on domestic law when making decisions. Another feature of the Norwegian arrest procedure is the applicant's obligation to prove on the balance of the probabilities that, in the event that the arrest procedure is not initiated, the satisfaction of the creditor's claims will be impossible or significantly more problematic. Also later, when a few debtees appear at the debtor, it is the one whose initiative was to arrest the vessel will be first of all to obtain the satisfaction of claims. This work was written with the support of the Russian foundation for basic research under grant 16-33-01147 "Studying the legal aspects of arrest of ships in the Arctic region".

Текст научной работы на тему «Особенности процедуры ареста морских судов в Норвегии»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК: 341

ББК: 67.99

Буев С.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ АРЕСТА МОРСКИХ СУДОВ В НОРВЕГИИ

Buev S.A.

FEATURES OF THE SHIP ARREST PROCEDURE IN NORWAY

Ключевые слова: Норвегия, норвежское законодательство, морское судно, морское право, морские требования, арест судов, международные конвенции, регистр судоходства, районные суды, адвокат.

Keywords: Norway, norwegian legislation, ship, the law of the sea, maritime claims, arrest of ships, international conventions, register, district courts, lawyer.

Аннотация: Королевство Норвегия является приграничным по отношению к территории России. Морские судна, в особенности рыболовные, часто заходят в морские порты нашего соседа. Поэтому случаи задержания и ареста судов по различным основаниям не единичны, что позволяет говорить об актуальности рассмотрения и изучения вопроса, поставленного в заголовке статьи. При этом, учитывая, что государственным языком Норвегии является норвежский язык, все законы представлены на этом языке. Силами правового факультета Университета Осло законы частично переведены на английский язык, что позволяет проводить исследования и, в том числе, написать данную статью.

Норвегия, хоть и является участником международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 г., но, тем не менее, в силу особенности национальной системы права, суды при принятии решений опираются исключительно на нормы внутреннего права. Ещё одной особенностью процедуры ареста судов в Норвегии является обязанность заявителя доказать на балансе вероятностей, что в случае не инициирования процедуры ареста - удовлетворение требований кредитора окажется невозможным или значительно более проблематичным. Также в дальнейшем при появлении у должника нескольких взыскателей, именно тот, по чьей инициативе было арестовано судно, будет в первую очередь претендовать на удовлетворение своих требований.

Настоящая работа написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по гранту 16-33-01147 «Изучение правовых аспектов ареста морских судов в Арктическом регионе».

Abstract: the Kingdom of Norway is borderline with respect to the territory of Russia. Marine vessels, especially fishing vessels, often enter our neighbor's sea ports. Therefore, the cases of detention and arrest of ships on various grounds are not single, which allows us to talk about the urgency of considering and studying the issue posed in the heading of the article. At the same time, considering that the official language of Norway is the Norwegian language, all laws are presented in this language. The faculty of law of the University of Oslo has partially translated the laws into English, which makes it possible to conduct research and, in particular, to write this article.

Norway, although it is a party to the international convention for the unification of certain rules relating to the arrest of sea-going ships 1952, nevertheless, due to the peculiarity of the national system of law, the courts rely solely on domestic law when making decisions. Another feature of the Norwegian arrest procedure is the applicant's obligation to prove on the balance of the probabilities that, in the event that the arrest procedure is not initiated, the satisfaction of the creditor's claims will be impossible or significantly more problematic. Also later, when a few debtees appear at the debtor, it is the one whose initiative was to arrest the vessel will be first of all to obtain the satisfaction of claims.

This work was written with the support of the Russian foundation for basic research under grant 16-33-01147 "Studying the legal aspects of arrest of ships in the Arctic region".

Арест морских судов - это такое правовое явление, от которого судовладельца «бросает в дрожь», так как в случае ареста возникают большие финансовые потери. Многие морские компании даже отказываются от своих арестованных судов, так как не могут покрыть накопившиеся большие долги по зарплате экипажу, портовым сборам, плате за топливо и т.д. Так в норвежском порту Киркенес десять лет назад скопилось такое количество брошенных российских рыболовных судов, что властям города пришлось обращаться в МИД России за разрешением сложившейся ситуации1.

Арест судов является средством обеспечения чьих-либо претензий и потенциально подготовкой для продажи судна по решению суда, если должник не решает проблему другим способом. Арест является удобным средством судебной защиты для целого ряда кредиторов, которые могут быть2:

- собственниками, желающими восстановиться во владении судном, переданным во фрахт;

- компаниями, предоставляющими услуги по бункеровке судов, которым не заплатили за свои услуги;

- банками, которые расторгают кредитное соглашение с намерением получить назад выданные деньги.

Процедура ареста судов в Норвегии

По мнению местных юристов, предоставляющих услуги в области морского права, в Норвегии арест судна не является дорогостоящей и сложной процедурой3. Королевство Норвегия является участником нескольких международных конвенций в области морского права, включая Международную конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских

1 Брошенные в Норвегии суда пойдут с молотка // газета Мурманский вестник [электронный ресурс]. URL: http://old.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200909081901

2 Simonsen Vogt Wiig. Арест судов в Норвегии [электронный ресурс]. URL: https://svw.no/ contentassets/

3 Kyrre W. Kielland. Арест судов в Норвегии [электронный ресурс]. URL: http://shiparrested.com/wp-content/uploads/2016/04/NorwaySAP.pdf

судов (Брюссель, 10 мая 1952 года)4. Норвегия была в числе стран, подписавших Конвенцию об аресте морских судов 1999 г., но Стортинг её до сих пор не ратифицировал5.

Норвегия принадлежит романо-германской правовой семье, как и другие европейские страны, за исключением Великобритании. Некоторые учёные считают, что страны Северной Европы образуют автономную систему скандинавского права, в которой международные договоры обычно

не применяются сами по себе, а инкорпори-

6

руются во внутреннее законодательство . Например, положения конвенции об аресте судов 1952 года вошли в главу 4 Норвеж-

7

ского морского кодекса .

Норвегия также ввела дополнительные условия для ареста судов (которые также применяются для ареста любого другого имущества), которые не содержатся в Конвенции об аресте судов 1952 года. Важное требование состоит в том, что заявитель не получит разрешение на арест судна, пока не докажет причину, дающую основание для ареста, при этом наличие морского требования не является безусловным основанием для ареста в Норвегии.

Разрешается также применить арест только как обеспечительную меру и не приступать к разбору существа спора на территории Норвегии, а рассмотреть дело, например, в Стокгольмском арбитраже. Норвежский суд, тем не менее, может потребовать от заявителя начать судебную процедуру в Норвегии или за её пределами в определенный срок. Если судом не обозначен определенный срок, то считается, что он равен одному году. И если в течение

4 Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов [электронный ресурс]. URL: https://treaties.un.orgdoc/ Publication/ UNTS/Volume%20439/volume-439-I-6330-English.pdf

5 Россия также не ратифицировала конвенцию об аресте судов 1999 года, хотя многие её положения, вошли в Кодекс торгового мореплавания.

6 Саидов, Акмаль Холматович. Сравнительное правоведение [Текст] / А.Х. Саидов; Ин-т государства и права РАН, Академический правовой ун-т. -Москва: Норма: ИНФРА-М, 2011. - XII, с. 185.

7 Далее - Морской кодекс.

одного года судебная процедура не начата, то арест снимается.

Судебный порядок ареста

Заявитель должен подать заявление в Норвежский районный суд (District Court)1, в подсудности которого находится порт стоянки искомого морского судна или порт предполагаемого захода судна. В случае если владелец судна является гражданином Норвегии или компания-должник зарегистрирована в Норвегии, то заявление об аресте подаётся в районный суд по месту регистрации должника. При рассмотрении заявления об аресте судна норвежские районные суды редко назначают судебное заседание с вызовом сторон. Обычно уже в суде апелляционной инстанции у сторон есть возможность предъявить свои аргументы. В случае подачи апелляции судебное заседание может быть назначено спустя длительный период времени после ареста судна, то есть к моменту рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции судно уже может быть освобождено, и спор между должником и кредитором решён.

Заявление об аресте может быть подано в суд до захода судна в порт, если заявитель представит доказательства, что судно в скором времени должно зайти в указанный порт. Заявитель должен обосновать требования к должнику, причину ареста и предоставить краткое изложение своих претензий. При этом документы в подтверждение требований заявителя на данном этапе не обязательны, но желательны для получения успешного результата. Предоставление дополнительных сведений увеличивает вероятность получения разрешения на арест судна. По общему правилу все бумаги должны быть представлены на одном из скандинавских языков, но обычно суды принимают документацию и на английском языке.

Если суд принимает решение об аресте судна, то заявителю выдается ордер на арест. Обычно решение выносится в течение 24 часов после регистрации заявления в судебной канцелярии. Затем судебный пристав (обычно это местная полиция) предъявляет ордер капитану соответствующего

1 Официальный сайт судебной системы Норвегии URL: https://www.domstol.no/en/

судна, который обязан выдать приставу документацию на судно. С этого момента судно обязано находиться в порту.

Заявителю не обязательно выдавать доверенность норвежскому юристу (power of attorney), который будет представлять его интересы и готовить заявление об аресте. Госпошлина по таким делам уплачивается в размере 2000 - 3000 норвежских крон (примерно 220-320 евро).

Морские требования, по которым можно предъявлять заявление об аресте

Все морские требования, которые перечислены в ст. 92 Морского кодекса , представлены в таблице 1 в переводе на английский и русский языки.

В Норвегии ходят споры о том, является ли этот перечень закрытым или его следует расширить, например, требованиями о компенсации за загрязнение окружающей среды. В случае ратификации Конвенции об аресте судов 1999 года в перечень требований могут быть добавлены: расходы на спасательные операции судна или груза в случае экологических угроз, страховые премии, расходы брокеров или агентов, споры при продаже корабля.

Для того чтобы арестовать судно в Норвегии, требование, для которого заявитель просит обеспечение, должно попадать в перечень, указанный в ст. 92 Морского кодекса. Но если требование не входит в указанный перечень, то всё ещё есть возможность обратиться в суд, но с заявлением об аресте других объектов, например топлива на борту. С практической точки зрения, арест топлива на судне - это такая же эффективная мера, как и арест самого судна. Топливо должно принадлежать должнику. Необходимо помнить, что согласно договору чартера топливо обычно принадлежит арендатору, но не собственнику судна.

Если судно, которое необходимо арестовать, ходит под норвежским флагом, можно также организовать так называемый регистровый арест (register arrest). Юристы этим пользуются по «неморским» требованиям.

2 Норвежский морской кодекс/ пер. с англ. Университетом Осло. URL: http://folk.uio.no/erikro/ WWW/NMC.pdf

Таблица 1 - Морские требования, которые перечислены в ст. 92 Морского кодекса

a) damage caused by a ship in a collision or otherwise; а) ущерб, вызванный столкновением, или другим;

b) loss of life or personal injury caused by a ship or occurring in connection with the operation of a ship; б) смерь человека или причинение вреда здоровью человека, вызванное судном, или связанное с эксплуатацией судна;

c) salvage and the removal of wrecks; в) спасание людей или сбор остатков от кораблекрушения;

d) a charterparty or other agreement for the use or hire of a ship; г) договор чартера или другой договор, связанный с наёмом судна;

e) a charterparty or other agreement for the carriage of goods by ship; д) договор чартера или другой договор, связанный с перевозкой грузов;

f) loss of or damage to goods, including luggage, carried by ship; е) утрата или повреждение груза, включая багаж, перевозимого судном;

g) general average; ж) общая авария1;

h) bottomry; з) бодмерея2;

i) towage; и) буксировка

j) pilotage; к) лоцманские услуги;

k) goods or materials delivered anywhere to a ship for use in its operation and maintenance; л) товары или материалы, доставленные на судно для использования в эксплуатации или обслуживании;

l) the building, repair or fitting out of a ship and costs and fees payable for docking; м) постройка, ремонт или снабжение судна, затраты и платы за докировку;

m) wages and other remuneration due to the master and other employees on board in respect of their service on the ship; н) заработная плата и вознаграждение капитана и плавсостава в связи с их работой на борту судна;

n) a master's disbursements, including disbursements by shippers, charterers or agents on behalf of the ship or its owner; о) расходы судна, произведенные во время его пребывания в порту (дисбурсментские расходы), включая расходы поставщиков, фрахтователей, агентов по отношению к судну или к судовладельцу;

o) a dispute as to the ownership of a ship; п) споры о праве собственности на судно;

p) a dispute between co-owners of a ship concerning its ownership, possession or use or the revenues from it; р) споры между совладельцами судна о праве собственности на судно, распределения доходов от деятельности судна;

q) any mortgage on or security in a ship, except for a maritime lien. с) ипотека или обременение судна, исключая морской залог.

1 Общей аварией (англ. general average) признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза. ч. 1 ст. 284 КТМ РФ URL: http://base.garant.ru/12115482/17/#ixzz4ot3fnWBu

2 Бодмерея (англ. bottomry or bottomage) - денежный заем под залог судна и груза, получаемый за счет их владельцев капитаном судна в случае крайней необходимости в денежных средствах для завершения рейса.

Регистровый арест означает, что вместо физического ареста судна налагается определенный запрет в Норвежский международный регистр судов через Норвежскую морскую администрацию1. Если кредитор опасается, что судно может быть продано, и он потеряет единственный объект, на который может быть обращено взыскание по долгам, то регистровый арест может стать альтернативой реального ареста судна, так как продажа судна станет невозможной.

Дополнительным требованием для ареста судна является обязанность заявителя доказать на балансе вероятностей, что он имеет достаточно вескую причину для наложения ареста на судно2. Данное требование не содержится в международной конвенции по аресту судов и является требованием национального законодательства Норвегии. Положения о балансе вероятностей находится в Норвежском процессуальном законе3 (Norwegian Dispute Act). В ст. 32-1 имеется положение: арест актива, имеющего экономическую ценность, может быть разрешен, если поведение должника даёт основание полагать, что в противном случае исполнение требования будет невозможным или значительно более трудным либо вынудит заявителя обращаться в суды за пределами Королевства Норвегии.

Также если будет доказано, что должник пытается перевести свои активы в другие компании, то ордер на арест будет выдан. Аналогично, если должник не ответил на внесудебные претензии, однако само по себе «плохое» финансовое положение должника не является основанием для ареста судна.

Учитывая особенности норвежского законодательства, в частности, требования о балансе вероятностей, достаточно трудно уверенно гарантировать, что суд выдаст ордер на арест.

Следует отметить, что Германия длительное время имела схожие положения в своем праве. Однако в недавнее время она изменила морское законодательство, убрав это требование для ареста судна.

Также существует исключение, связанное с ипотекой или залогом на судно. Так в ст.

Norwegian maritime authority URL: https://www.sjofartsdir.no/en/

2 Баланс вероятностей норв. Sikringsgrunn.

3 Далее Процессуальный закон.

32-2(3) Процессуального закона установлено, что предмет залога или ипотеки может быть арестован в качестве меры обеспечения гражданского иска. На практике существует две разные категории требований, которые могут быть обеспечены этим путем.

Первое - это заявители с займами под залог судна. Заявителями по таким делам обычно являются банки. Второе: залоги и ипотеки на морские суда. Положения по данному типу находятся в ст. 51 Морского кодекса, которые согласуются с п. 1 ст. 4 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся морских ипотек и морского закладного права 1993 года4.

Следующие требования могут быть обеспечены морским залогом в Норвегии:

- зарплаты и другие суммы, причитающиеся капитану и экипажу судна;

- портовые сборы, сборы за проход каналов и лоцманские сборы;

- ущерб, связанный со смертью или утратой здоровья, возникшие в связи с эксплуатацией судна;

- ущерб, связанный с потерей собственности или её повреждением, вызванные эксплуатацией судна, не основанные на договоре;

- плата за проведение спасательных операций, компенсация за сбор обломков кораблекрушения и общая авария.

В Норвежском законодательстве строго оговорено, что должник должен быть владельцем судна, которое подвергается аресту. Требования против фрахтователя по тайм- или бербоут-чартеру не дают право на арест судна.

В абзаце 4 ст. 93 Морского кодекса указано, что арест может налагаться только на то судно, которое является объектом исполнения по требованию, как это понимается в норвежском законе об исполнении требований (The Enforcement Act)5. В соответствии с названным законом в ст. 7-1, 11-4 указано, что должник должен быть законным владельцем актива, на который налагается арест.

Если компания-должник имеет два корабля, то кредитор может арестовать любое из этих судов, несмотря на то, что морское требо-

4 Международная конвенция о морских залогах и ипотеках. URL: http://www.un.org/ru/ docu-ments/ded_conv/conventions/pdf/maritime_liens.pdf

5 Далее - Исполнительный закон.

вание возникло только в отношении одного из них. Данное положение не относится к случаю, когда компания-должник входит в холдинг, у которого имеются другие суда. В этом случае кредитор может арестовать лишь то судно, которое принадлежит компании-должнику.

В соответствии со ст. 93 Морского кодекса арест может быть применен в отношении:

а) судна, в связи с которым возникло морское требование;

б) других судов, принадлежащих на момент возникновения морского требования лицу, с судном которого связано морское требование;

в) если лицо, не является собственником судна, в связи с которым возникло морское требование, то другие судна, которые принадлежат лицу, ответствены за морское требование.

Гарантии

В соответствии со ст. 96 Морского кодекса, если районным судом Норвегии принимаются гарантии, предоставленные ответчиком, то нужно понимать, что эти гарантии имеют силу при решении любого суда по данному спору. То есть, если вынесено решение по существу судом Королевства Норвегии или судом иностранного государства, не зависимо от того, является ли Норвегия и это государство участниками двухсторонних соглашений в области судопроизводства и судоисполне-ния. Суд в то же время должен установить временной лимит, в течение которого истец должен инициировать судебное разбирательство в отношении морского требования. Когда судебная процедура запущена, то этот лимит приостанавливается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 97 Морского кодекса обязывает заявителя оплатить портовые сборы за стоянку арестованного судна в течение недели. Далее он обязан оплачивать стоянку судна на 14 дней вперед.

Суд также может обязать заявителя предоставить денежные гарантии на случай ошибочного ареста судна. Это может быть как депозит в банке, так и гарантийное письмо от Норвежского банка.

Так, в случае неправомерного ареста владелец судна может понести огромные потери, связанные с задержкой доставки

грузов, нарушением сроков вылова рыбы. Для примера, законодательство Дании предусматривает, что заявитель обязать предоставить депозит в размере стоимости 5 суток аренды соответствующего судна.

Освобождение судна

Если судом выдан ордер на арест судна, то должник может освободить его путем внесения соответствующих гарантий. Если стороны не пришли к договоренности по существу спора, то собственник судна может попросить клуб взаимного страхования, чтобы гарантировать заявителю оплату претензии. Клуб взаимного страхования направляет гарантийное письмо заявителю. Однако согласно Исполнительному закону гарантийное письмо не является основанием для освобождения судна. Поэтому только банковский депозит или гарантия Норвежского банка являются безусловным основанием для освобождения судна.

Ответственность за неправомерный

арест

Статья 32-11 Процессуального закона предусматривает ответственность заявителя за экономические потери ответчика, если требование не существовало, когда был выдан ордер на арест. Это означает, что если судом позже будет установлено, что заявитель не имел морского требования, то он будет отвечать за все убытки, которые возникли в связи с арестом, независимо от того, специально ли заявитель ввел суд в заблуждение или случайно.

Арест судна не даёт право заявителю инициировать продажу судна, которая возможна только по решению суда относительно существа спора, которое может быть вынесено также и за рубежом. Так как Норвегия, являясь членом Европейской экономической зоны, ратифицировала Луганскую конвенцию1 (идентичную Брюссельской конвенции для членов Европейского Союза), касающуюся признания и приведения в исполнение решений иностранных судов.

Заключение

В Норвегии порядок и процедура ареста морских судов в большей степени соот-

1 Луганская конвенция1988 года о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам. URL: http://court-inter.us/sites/default/files/users/user8/lugano_convention.pdf.

ветствует международной практике ареста исключительно по морским требованиям. Хоть Норвегия ещё не ратифицировала Международную конвенцию об аресте морских судов 1999 года, но большинство положений названной конвенции содержится в национальном законодательстве Норвегии, в частности, в Морском кодексе. Решение об аресте судна может быть получено в течение 24 часов с момента обращения в районный суд Норвегии по месту нахождения морского порта, в котором уже пришвартовался искомый корабль, либо намеревается зайти. Заявитель должен предоста-

вить гарантии в виде банковского депозита или гарантийного письма норвежского банка на случай ошибочного ареста для покрытия финансовых убытков судовладельца, связанных с простоем судна, а также покрыть портовые расходы на стоянку судна на 14 дней вперёд. В дальнейшем заявитель обязан инициировать рассмотрение спора по существу в суде Норвегии или другом государстве на основании Луганской конвенции о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1988 года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Международное право / пер. c англ.; под ред. Г.И. Тункина. - М., 1977. - 208 с.

2. Буев, С.А. Некоторые аспекты ареста морских судов: сборник трудов конференции Мурманского государственного технического университета. - 2015. - С. 38-40. - URL http://www. mstu.edu.ru/science/actions/conferences/files/soc2015-9.pdf (дата обращения 13.07.2017).

3. Буев, С.А. Риски мореплавания и морское страхование // Мир транспорта. - 2012. -Т. 10. - № 4 (42). - С. 154-157.

4. Введение в норвежскую правовую систему: лекции Норвежского университета Осло [электронный ресурс]. - URL: http://www.uio.no/studier/emner/ jus/jus/JUR1020/ pdf (дата обращения 01.07.2017).

5. Власов, А.Б., Буев, С.А. Некоторые вопросы контроля судна в морском порту // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2016. - № 3. - С. 107-112.

6. Вылегжанин, А.Н. Международное право: учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжанин. - М.: Издательство Юрайт, 2009. - 1012 с.

7. Вылегжанин, А.Н., Каламкарян, Р.А. Международный обычай как основной источник международного права // Государство и право. - 2012. - № 6. - С. 78-89.

8. Вылегжанин, А.Н. Чурилина, Н.А. Международно-правовые основания юрисдикци-онного иммунитета государств // Московский журнал международного права. - 2015. - № 2. -С. 35-51.

9. Вылегжанин, А.Н., Соколова, Е.Л. Приобретательская давность в международном праве // Московский журнал международного права. - 2014. - № 2. - С 37-58.

10. Давид, Рене. Основные правовые системы современности: [пер. с фр.] / Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. - М.: Междунар. отношения, 1996. - 398 с.

11. Луганская конвенция1988 года о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам [Электронный ресурс]. - URL: http://court-inter.us/sites/default/files/users/user8/lugano_convention.pdf (дата обращения 01.08.2017).

12. Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов [электронный ресурс]. - URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/ UNTS/Volume%20439/volume-439-I-6330-English.pdf (дата обращения 01.08.2017).

13. Международная конвенция об аресте судов 1999 года [Электронный ресурс]. - URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume%202797/v2797.pdf (дата обращения 01.08.2017).

14. Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/maritime_liens.pdf (дата обращения 01.08.2017).

15. Норвежский морской кодекс / пер. с англ. Университетом Осло. - URL:

http://folk.uio. no/erikro/WWW/NMC.pdf (дата обращения 13.05.2017).

16. Процессуальный закон Норвегии / пер. с англ. Университетом Осло [электронный ресурс]. - URL: http://app.uio.no/ub/ujur/oversatte-lover/data/lov-20050617-090-eng.pdf (дата обращения 13.07.2017).

17. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение [Текст] / А. Х. Саидов; Ин-т государства и права РАН, Академический правовой ун-т. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - XII. - 355 с.

18. Судебная система Норвегии: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.domstol.no/en/ (дата обращения 01.08.2017).

19. Kyrre W. Kielland. Арест судов в Норвегии [Электронный ресурс]. - URL: http://shiparrested.com/wp-content/uploads/2016/04/NorwaySAP.pdf (дата обращения 08.07.2017).

20. Simonsen Vogt Wiig. Арест судов в Норвегии [Электронный ресурс]. - URL: https://svw.no/contentassets/ pdf (дата обращения 07.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.