ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10207
ББК 67 © В.Н. Кужиков, 2020
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ С УЧЕТОМ НОВЫХ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПОДХОДОВ
Валерий Николаевич Кужиков, доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуются новые уголовно-правовые подходы и реализации уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности: декриминализация общественно опасных деяний, вывоз капитала, направления противодействия экономической преступности.
Ключевые слова: экономическая преступность, новые уголовно-правовые подходы, декриминализация, направления противодействия.
FEATURES OF COUNTERING ECONOMIC CRIME, TAKING INTO ACCOUNT NEW CRIMINAL AND LEGAL APPROACHES
Valeriy N. Kuzhikov, Associate Professor of Department of Criminal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. Explored new criminal legal approaches to implement criminal policies in the field of combating economic crime, decriminalizing socially dangerous acts, exporting capital, and combating economic crime.
Keywords: economic crime, new criminal law approaches, decriminalization, areas of counteraction.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кужиков В.Н. Особенности противодействия экономической преступности с учетом новых уголовно-правовых подходов. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4): 106-8.
Противодействие экономической преступности представляет собой масштабный и квалифицированный подход с учетом меняющихся подходов к противодействию сотрудников правоохранительных органов к выявлению и расследованию преступлений в данной сфере. Особенностью является то, что уголовно-правовые нормы привязаны с учетом бланкетности диспозиций этих норм к другим отраслям права. Например: гражданскому, налоговому, банковскому, финансовому и т.д. Кроме этого, необходимо учитывать и нормы международного права, особенно с учетом юрисдикций по оффшорным или свободным экономическим зонам. Также важную роль играют Указы Президента, Постановления Правительства и решения других государственных структур по регулированию
валютных операций, торговли, сотрудничества государствами и т.д.
При определении стратегии борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности необходимо опираться на нормы Конституции РФ, где говориться о свободе экономического пространства. Далее на подписанные и ратифицированные международные конвенции, в области экономических отношений в связи со вступлением России во всемирно-торговую организацию (ВТО); требований международных конвенций по противодействию, легализации доходов добытых преступным путем и т.д. В более узком варианте необходимо согласовывать Российское законодательство со странами входящими в союзы БРИКС, ШОС, ЕАЭС (Евразийский экономический союз), сотрудничество
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
на межгосударственном уровне, в частности с союзным государством Республикой Беларусь1.
Реализуемая государством уголовная экономическая политика не приводит к улучшению защищенности экономики страны. Так же продолжается вывоз капиталов из России, в том числе преступным путем в огромных масштабах, снижается качество реализуемых продуктов питания в магазинах, в том числе с использованием преступных схем реализации. Поддерживается высокая цена на различные виды реализуемой продукции и иных услуг в сговоре между субъектами экономической деятельности, разворовываются бюджетные средства при проведении различных тендеров по государственным заказам, при выделении средств на строительные объекты и т.д.
Новые вызовы для экономики страны заставляет государство проводить иную уголовную политику по противодействию преступности в рассматриваемой сфере. Такой подход подразумевает, обеспечение неприкосновенности предпринимателей от уголовного преследования, ограничение правовых оснований для вмешательства правоохранительных органов в их деятельность, закрепление приоритета гражданско-правовых (экономических) средств, в разрешении правовых конфликтов предпринимателей с государством. Основными методами новой уголовной политики стали декриминализация общественно опасных деяний в сфере экономической деятельности, а также преимущественное использование штрафных санкций и экономических мер правового воздействия на нарушителя уголовного закона.
Уголовная политика, направленная на создание и поддержание благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата, привела к созданию особого подхода привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.
Государство считает, созданное им правовое устройство позволит существенно снизить возможность использования уголовного преследования в качестве средства давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов и оградить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обычными предпринима-
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // Российская газета от 24 ноября 2016 г. №7134
№ 4 / 2020 - Вестник Московского у]
2
тельскими рисками2.
Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ на 2020 год, предложил внести изменений в УК РФ, которые внесли бы ясность норм уголовного законодательства в части, так называемых экономических составов. Предприниматели неоднократно обращали внимание на статью 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)». По данной статье в последнее время начали привлекать к уголовной ответственности руководителей компаний, нарушивших закон, в частности, заместителей директоров предприятия, главных бухгалтеров, менеджеров, инженеров и т.д. Потеряв таких лиц принимающих решения, компания функционировать, не может. Сотрудники теряют рабочие места, скапливается задолженность по налогам, то есть страдает экономика.
С учетом новых подходов сотрудники правоохранительных органов в дальнейшем будут обязаны доказывать, что организация, компания изначально умышленно создавалась под незаконные цели.
Политическая власть и другие структуры, защищающие интересы предпринимателей считают, что сотрудники правоохранительных органов зачастую стали выбирать формальный и более легкий путь: обвинять в создании преступных сообществ и организаций бизнесменов.
Данные Генеральной прокуратуры РФ показывают, что, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в 2019 году на 4,1% снизилось число выявленных преступлений экономической направленности. Всего поставлено на учет 104 927 указанных деяний, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 5,2%3.
В то же время, по мнению Министра Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева за последние 30 лет отток капитала из России составил порядка $1 трлн. Такую оценку Глазьев дал, выступая на экономическом форуме «Россия-Африка». Он также отметил, что в целом с постсоветского пространства за это время выведено $2 трлн. По мнению Глазьева, причиной этого стала макроэкономическая политика, продиктованная Международным валютным фондом и реализуемая в нашей стране4.
Представляется, что такие объемы вывода капита-
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // Российская газета от 24 ноября 2016 г. №7134
3 http://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
4 http://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2020).
верситета МВД России- 107
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
лов из России, конечно же, не обходиться без активного участия различных преступных сообществ. Поэтому возникает вопрос, где эта грань между законной экономической деятельностью и деятельностью преступной в составе преступного сообщества. Новые подходы по доказыванию преступных организаций или сообществ вызывают определенную тревогу.
По мнению защитников предпринимателей, признаки преступного сообщества, описанные в УК РФ, и основные признаки коммерческой организации совпадают. В частности структурированность, и подчиненность руководству, и объединение усилий членов сообщества или сотрудников в целях извлечения финансовой выгоды. Формально практически любую коммерческую организацию, руководителя или собственника которой заподозрили в экономическом преступлении, можно отнести к преступному сообществу. Прокуратура и суды разбираются в ситуации и во многих случаях в ходе судебного разбирательства обвинение в создании преступной группы не подтверждается. Однако к тому моменту предприниматель может провести несколько лет в следственном изоляторе.
Министерство экономического развития РФ предлагает декриминализировать восемь статей УК РФ. Новые подходы затрагивают: фиктивное банкротство, ведение бизнеса без лицензии, коммерческий подкуп с суммой до 10 тысяч рублей, причинение имущественного ущерба на сумму от 250 тысяч до 1 миллиона рублей при помощи обмана или злоупотребления
доверием, нарушение авторских прав, принуждение к соавторству и замалчивание или искажение информации о ценных бумагах1.
Предлагается отменить уголовное наказание за выше названные составы преступлений, но такие деяния отражать в Кодексе об административных правонарушениях. Некоторые из них, например, фиктивное банкротство и ведение бизнеса без лицензии, уже есть в КоАП РФ, но предлагается в разы увеличивать штрафы.
Государственный совет Российской Федерации рекомендует вести уголовную ответственность для следователей за необоснованные возбуждение уголовных дел за экономические преступления, а для судей — за аресты по ним2.
Предусмотрено в числе инициатив и расширение полномочий прокуратуры по отношению к следствию и оперативно-разыскным органам, а также увеличение для прокуроров сроков рассмотрения и возможной отмены постановления о возбуждении дела.
Таким образом, государство должно активизировать противодействие по незаконному использованию государственных средств, инвестиций, операций на финансовом и валютном рынках, во внешнеэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами. Также эффективно бороться с мошенническими схемами и осуществлением предпринимательской деятельности не на законном основании.
1 https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).
2 https://pravo.ru/ (дата обращения 18.03.2020).