Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КИТАЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КИТАЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
идея «Просвещение» в Китае / религии Китая / китайская философия начала ХХ века

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжан Си

В статье рассмотрена проблема просвещения в Китае в начале XX века на примере изучения религии, проанализированы характерные черты исследований религии, предпринятые представителями различных общественных кругов в период бурных китайских социальных реформ, синьхайской революции и провозглашения республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КИТАЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ»



SCIENCE TIME

I

ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КИТАЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ

Чжан Си,

Институт философии, Китайская академия общественных наук, Китай, Пекин

E-mail: zhxzhangxi@hotmail. com

Аннотация. В статье рассмотрена проблема просвещения в Китае в начале XX века на примере изучения религии, проанализированы характерные черты исследований религии, предпринятые представителями различных общественных кругов в период бурных китайских социальных реформ, синьхайской революции и провозглашения республики.

Ключевые слова: идея «Просвещение» в Китае, религии Китая, китайская философия начала ХХ века.

Идея «Просвещение», также научное изучение религии сформировалось в Китае в конце XIX - начале ХХ века под влиянием западной науки. А что касается изучения религии, еще в 1893 году в Чикаго китайский протестантский миссионер принял участие в международной конференции, посвященной религии. В 1897 г. американский миссионер Гилберт Рид создал в Пекине общество «Шансюань», занимавшееся сравнительным исследованием разных религий. В 1903 г. в общество «Шансюань» в Шанхае вошли известные ученые и религиозные деятели, среди которых были Панчен-лама, Tайсюй, Ван Янюн, Чжан Тэйянь, Ха Дэчэн. Целью общества было изучение буддизма, даосизма, конфуцианства, ислама, а также чтение публичных лекций. Это открыло путь к многоконфессиональному сотрудничеству в изучении религии. Христианские миссионеры способствовали созданию теологических учебных заведений и научных центров, где проводились исследования в области истории религии и сравнительного религиоведения на основе христианского богословия. Некоторые религиозные группы отдельно или совместно создавали теологические институты для подготовки священнослужителей, где изучалась не только

1 SCIENCE TIME 1

теология, но и история религии.

1898 - 1913 гг. в Китае - бурный период реформ, синьхайской революции и провозглашения республики. В это время многие представители китайской интеллигенции, вдохновленные идеями и идеалами европейского Просвещения, обратились к современной им западной науке. В том периоде китайская интеллектуальная элита выступила с критикой традиционных китайских религиозных концепций и христианства, особенно эти идеи были распространены среди сторонников движения «за новую культуру».

После революции передовые китайские мыслители стали критиковать суеверия традиционных религий и представление о божественности императорской власти, а некоторые из них указывали на необходимость уничтожения деспотизма как социальной основы «религиозного мракобесия». В пропаганде «уничтожения архаического культа» и «уничтожении поклонения императору как божеству» реформисты Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун, Янь Фу, революционеры Сунь Ятсен, Чэнь Тяньхуа, Цзоу Жун, Чжан Бинлинь, представители движения «за новую культуру» Цай Юаньпэй, Ху Ши и марксисты Чэнь Дусю, Ли Дачжао были единодушны. Усвоив свободный дух западной философии и рационализм естественных наук, они, вдохновленные идеалами освобождения и просвещения, обратились к критике религии.

До начала ХХ века в Китае вообще не существовало представления о понятии «религия». Это происходило не только потому, что в китайском языке не было аналогичного термина (китайские исследователи заимствовали кальку слова «религия» из японского языка), но и потому, что традиционно китайские ученые занимались только конфуцианством, даосизмом и буддизмом, не рассматривая другие религиозные традиции и направления. Таким образом, введение в оборот термина «религия», пришедшего из японского языка, обозначает возникновение нового сравнительного подхода к истории религий.

В 1925 году теологический институт Пекинского университета был переименован в «институт религии». Тогдашний ректор Джон Лейтон Стюарт (John Leighton Stuart, 1876 -1962) собрал в нем таких известных ученых, как Лу Тинфан, Чжао Цичень, У Лэй чуань, которые занимались историей религии вне рамок христианской теологии. Начиная с 1920-х гг., согласно постановлению министерства образования Китайской Республики, на всех факультетах философии должны были преподаваться общие курсы о религии. Философия вытеснила теологию в светских учебных заведениях. Однако преподавание курсов по истории религии на философских факультетах привело к тому, что религиоведение стало считаться, особенно после 1950-х гг., философской дисциплиной. Однако влияние сравнительного изучения христианства и традиционных китайских религий, а также западной философии на формирование и развитие религиоведения в Китае трудно переоценить.

1 SCIENCE TIME 1

Литература:

1. Люй Тайцзи. Обзор столетней истории китайского религиоведения и перспективы его развития // Религиоведческие исследования. - 2008. - № 1. - С.

7-16. вх^: ф и т ft т ш ^ ж ш % - и ^ од 0 т ^ ш

Ш. // 2008. шш. ш7-16ж. Lv Daji. Review of a century of

Chinese religious studies and perspectives of its development // Religious Studies. -2008. - № 1. - P. 7-16.

2. Моу Чжунцзянь. Китайское религиоведение на протяжении последние 30

лет. // Религия и нация. - 2009. - № 6. - С. 8. : // т

ш^^ш. 2009. Ш6Щ. ш 8^. Mou Zhongjian. Chinese religious studies over the past 30 years. // Religion and nation. 2009. № 6. P.8

3. Хэ Гуанху. Столетняя история изучения религии в Китае. // Круг научных

исследований. 2003. № 3. С.234. itt^r фджш^и^. // ^ж^. 2003.

Ш3Щ. ш234ж. He Guanghu. Centennial History of the Study of Religion in China. // The Field of Scientific Research. 2003. № 3. P. 234

4. Ши Чжунвэнь, Ху Сяовэнь. Всеобщая история Китая в 100 тт. Т. 95. История религии в годы Китайской республики. Изд-во: Чжунгошуди. 2011. вд

фд^и^ф. ш095#. ^дтш^. фд^иж»±.2011. Shi Zhongwen, Hu Xiaowen. General History of China in 100 min. T. 95. The History of Religion during the Republic of China. Publishing house: Zhongguoshuji, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.