Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ОСЕВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. АПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ОСЕВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. АПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПЕРСПЕКТИВНОСТЬ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСИ / АСИММЕТРИЯ / ОСЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ГАНС ШАРУН

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Митина Екатерина Юрьевна, Окунькова Анна Александровна

Оси играли важнейшую роль в формировании пространств на протяжении всей истории архитектуры. Долгое время они были исключительно линейными, однако в эпоху модерна пересмотр ценностей повлиял на понимание роли осей в пространстве. Так, появилось множество видов осевых изменений. Статья предлагает рассмотреть особенности приемов пространственной организации с осевыми изменениями. Основной задачей является выявление характерных черт для каждого вида осевых изменений. Важной темой выступает анализ аперспективных пространств Ганса Шаруна как результата осевых изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ОСЕВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. АПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

УДК 69.036 DOI 10.53115/19975996_2023_01_139-142

ББК 85.113

Е.Ю. Митина, А.А. Окунькова

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ОСЕВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. АПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Оси играли важнейшую роль в формировании пространств на протяжении всей истории архитектуры. Долгое время они были исключительно линейными, однако в эпоху модерна пересмотр ценностей повлиял на понимание роли осей в пространстве. Так, появилось множество видов осевых изменений. Статья предлагает рассмотреть особенности приемов пространственной организации с осевыми изменениями. Основной задачей является выявление характерных черт для каждого вида осевых изменений. Важной темой выступает анализ аперспективных пространств Ганса Шаруна как результата осевых изменений.

Ключевые слова:

аперспективность, архитектурные оси, асимметрия, осевые изменения, Ганс Шарун.

Митина Е.Ю., Окунькова А.А. Особенности пространственной организации с осевыми изменениями. Аперспективные пространства как результат осевых изменений // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 1. - С. 139-142. - DOI 10.53115/19975996_2023_01_139-142 © Митина Екатерина Юрьевна - магистрант, Московский архитектурный институт (МАРХИ), Москва; e-mail: ekatamit@gmail.ru © Окунькова Анна Александровна - магистрант, Московский архитектурный институт (МАРХИ), Москва; e-mail: a_e.v@mail.ru

Архитектурные оси играют важную роль в раскрытии концепций, которые закладывают архитекторы в свои постройки. Оси, как и другие составляющие элементы здания, преобразуют абстрактный посыл в определенную существенную форму [1]. К примеру, в Древнем Египте главной целью культуры было сохранение целостности, единства и всеобъемлемости происхо -дящего, в связи с чем египетская аксиаль-ность носит замкнутый характер, отражая постоянство и незыблемость. В греческой архитектуре исчезает доминирующая ось, что обусловлено демократическим устройством общества. Для римской архитектуры характерно множество четких осевых ортогональных пространственных ор-

ганизаций, а аксиальные симметричные здания теряют свою актуальность. Исходя из этого, стоит отметить важную связь между отношениями архитектурных осей и общественными ценностями, в особенности религиозными. Так, в постройках религиозного назначения в подавляющем большинстве случаев есть доминирующая ось, ведущая прихожан от входа к абсиде или алтарю. Благодаря этому формировалась связь между человеком и Богом.

В конце XIX - начале XX в. архитектура и другие сферы общественной жизни начали стремительно меняться из-за промышленной революции. В это время зарождается модернизм, происходит пересмотр ценностей. Результатом этого ста-

ДрЕвняя Греция. Парфенон

iBPf^^pM i

Рис. 1 . Виды пространственной организации.

новится изменение расположения осей и их функций - теперь они генерируют архитектурные формы [5]. Рассмотрим виды пространственной организации с осевыми изменениями и их особенности.

Одним из примеров осевых изменений является сломанная ось. Ориентируясь на лексическое значение слова «сломанный», можно ошибочно предположить негативную коннотацию, однако в данном случае речь идет о деформации с точки зрения геометрии. Из-за подобной деформации формируются «топоры» - вид осевого изменения, где главная ось здания перпендикулярна побочной так, что при пересечении образуется угол. «Топоры» ломаются с целью повышения качества осевых характеристик, что разнообразит пространство. По сравнению с линейной осью, у сломанной оси имеется ряд преимуществ. Из-за непрерывных линейных осей возникает пространственное сходство, обусловленное их характеристикой, а также визуальной и перцептивной однородностью. Разрыв оси предотвращает монотонность восприятия пространства у пользователей. Кроме того, разрыв в конкретных точках открывает ряд возможностей. Во-первых, создается пространственное разнообразие. Во-вторых, достигается объединение отдельных частей на оси. Такие точки разрыва важны не только с учетом геометрических требований, но и пространственных. Существуют различные формы точек «излома», которые имеют прямую зависимость от формы сломанных частей первоначальной оси. Примером точки разрыва в городском пространстве можно считать площади.

Наиболее логичным вариантом соединения двух разделенных точек считается прямая линия. Несмотря на это, архитекторы намеренно используют прием сломанной оси, чтобы сделать акцент на значимости данных точек. Так, восприятие конечной точки меняется, она перестает восприниматься «напрямую», за счет чего повышается сакральность ее значения.

Другим примером результата осевых изменений является наклонная ось. Важную роль здесь играет геометрия Декарта, поскольку она являлась одной из образующих составляющей схемы архитектурного плана. Согласно ей, доминантную позицию над геометрическими объемами двухмерных планировок занимают перпендикулярные оси. Такая тенденция наиболее ярко прослеживается в римской архитектуре. Раньше перпендикулярные оси носили названия «Кардо» и «Декума-

нус», что означало направления север - юг и восток - запад. Примеры пересечения этих осей встречаются в объектах религиозного назначения - церквях.

За счет своих особенностей перпендикулярные оси по Декарту формируют четыре зоны, а поскольку в классической архитектуре они также должны были существовать, появление сетевой схемы стало неизбежным результатом развития архитектуры. Востребованность сетевой схемы обусловлена однородностью и высокими функциональными возможностями.

Наиболее простым объяснением сетевой схемы является умножение двух перпендикулярных путей на две перпендикулярные оси. Таким образом, наклонную ось необходимо рассматривать в совокупности с ее окружением, поскольку в таком случае восприятию открыта ее наклонная форма. Известным способом применения наклонной оси в организации городского пространства является наклонение функционально отличных друг от друга осей в одинаковом образце.

Наклонная ось ограничена в количестве пересекаемых осей (две перпендикулярные оси пересекаются лишь в одной точке), поэтому не имеет значительного пространственного разнообразия. В эпоху модерна под влиянием идей плюрализма формируются схемы, которые состоят из нескольких осей. Увеличение количества образующих осей приводит к повышению вариативности и большему количеству точек пересечения, которые характеризуют пространство. Такая ось получает название «пересекаемая».

Пересекаемая ось берет начало из живописи. Именно эксперименты с организациями картин сформировали новые концептуальные особенности, а также характеристики схем пространства. Основой подобных пространственных планировок стали группы Баухауза и Де Стиля. В то же время в России появляется конструктивизм, который также имеет связь со школой Баухауза. Эти движения развивались параллельно друг другу, но их объединял интерес к геометрии форм. Несмотря на это, их интерпретация модерна отличалась: конструктивизм искал способы организации современной планировки. Эти поиски привели конструктивизм к использованию «топоров» под различными углами. Таким образом, главной характерной чертой конструктивизма стал синтез геометрических форм из осевых сетчатых схем, что оказало значительное влияние на развитие современной архитектуры.

Помимо этого, новым композиционным приемом становится разделение форм на части, при этом доминирование геометрических форм в композиционном ключе является стабильным.

Взаимодействие множества архитектурных осей приводит к появлению новых способов организации пространства. В контексте этого следует обратить внимание на асимметрию.

Асимметрия является противоположностью симметрии. Каждая симметричная форма строится вокруг центра или же оси. Композицию, которую можно разделить на равные части плоскостью, проведенной под любым углом через центральную точку, принято относить к радиальной симметрии. Двусторонняя симметрия, в свою очередь, относится к равномерному расположению частей от срединной оси. Палладио в одном из своих трудов обозначил симметрию как «абсолютное правило в создании гармонии». Так, симметрия предоставляет нерушимый порядок и иерархию, поэтому зачастую используется в зданиях культового назначения или в организации правительственных зданий [2]. Несмотря на гармоничность симметрии, она полностью лишает пользователей простора восприятия, ограничивая его рамками. Находясь в таких зданиях, люди могут представлять только формы, исключая вариации.

В отличие от симметричного способа организации пространств, асимметрия более свободна, она присуща современной архитектуре. Важно отметить, что «диссонанс» можно выделить как отдельный способ создания асимметрии. Несмотря на свою демократичность, организация пространств с помощью принципов асимметрии также должна соответствовать базовым принципам архитектуры.

Помимо новых идей и концепций, модернизм повлек за собой и создание инновационных технологий и материалов строительства. Новые методы оказали влияние на геометрию форм, в частности, изменили их физические характеристики. В совокупности все факторы, в том числе увеличение количества осей, привели к пересечению архитектурных форм, что также классифицируется как вариация осевых изменений.

Существует два способа организации форм на осевых планах: сопоставление и взаимопроникновение. При сопоставлении минимум два архитектурных пространства объединены, в отдельные части, а элементы пространств связаны между

собой «переходными» пространствами. Это является отражением современных ценностей общества и социальных отношений, которые базируются на совместном использовании мира. В результате этой тенденции в городах появились пространства общего пользования, основанные на новых пространственных схемах. Пересекающиеся архитектурные оси, в свою очередь, создали принципиально новую концепцию с нетрадиционными перцептивными характеристиками, которые в корне отличаются от статичных и симметричных пространств классической архитектуры.

Подобные нововведения послужили мотивацией к появлению нового вида пространственной организации, который отличается и физической, и визуальной, и перцептивной непрерывностью. Такие «текучие» (от англ. fluid) взаимно проникающие пространства заменили автономные самостоятельные пространства в пространственной схеме. В данном случае оси выполняют функцию направляющей линии в композиции. Благодаря этому способу организации пространства у пользователей открывается возможность восприятия помещения, в котором они находятся, без преград или помех, перемещаясь по проходным зонам между пространствами.

Ключевая особенность флюидных пространств - это их непрерывность. Для достижения этого эффекта необходимы переходные элементы, которые объединяют пространства различного функционального назначения. Стены или другие поверхности выступают этими элементами в пространственном сопоставлении, но в текучих пространствах для этой цели существуют «подпространства», которые и обеспечивают функциональный переход вместо ограничивающих восприятие стен.

При организации флюидных пространств оси задают направление пространству, обеспечивая непрерывность пространства в соответствии с необходимостью геометрии. Наиболее успешным примером флюидной организации пространств являются проекты Фрэнка Ллойд Райта. Разработка текучих пространств движется по ключевым осям главной схемы плана, которая учитывает запросы и потребности пользователя, а также ландшафт и расположение сооружения.

Результатом развития взаимопроникающих и флюидных пространств стала современная концепция пространства

XX в., которая несла в себе демократический посыл и плюралистическую структуру того времени, получившая название «аперспективное пространство» [4]. Этот термин в области архитектуры был введен немецким архитектором Гансом Шаруном, который использовал его в контексте своего конкурсного проекта театра для города Мангейм, однако черты аперспективности прослеживаются преимущественно только в его работах [7].

В послевоенное время одноосевая линейно-пространственная схема утратила актуальность, поскольку ассоциировалась у людей с сильной тоталитарной властью. До этого момента в некоторых случаях четкие оси были настолько сильными, что порождали симметрию. Во второй половине XX в. сила оси уменьшилась, так как архитекторы стали использовать иные способы создания пространства в процессе проектирования. В этих постройках прослеживается отказ от однородных пространств при современном демократическом устройстве общества.

Ганс Шарун в своих работах отвергал идеальную геометрию, противопоставляя геометрии созидания и бытия. Так, аперспективный асимметричный план пространства, который, так же как и флюидные пространства, не ограничивался рамками, осями и модульными сетками, отождествлял пространство свободы [3].

Подводя итоги, стоит отметить, что эволюция осевых изменений в пространственной организации внесла значительный вклад в развитие архитектуры, результатом чего стало появление аперспек-тивных пространств [6]. Концепция апер-спективного пространства - это процесс трансформации осевой геометрической организации в визуальные и перцептивные аспекты архитектурного пространства. При этом и перспективные, и апер-спективные пространства формируются на основе перцептивных, интеллектуальных и деятельностных особенностей человека, который является первопричиной создания архитектурных пространств, их индивидуальным пользователем.

Список литературы:

[1] Белаш Е.А. Язык функционально мотивированной геометрии в архитектуре XXI века. ВКР / Науч. рук. проф. О.И. Явейн, доц. П.П. Зуева. - М.: МАРХИ, 2016. - 150 с.

[2] Девятова Ю.А. Комплексный подход к архитектурному проектированию в исторической городской среде // Архитектон: известия вузов. - 2016, № 53. - С. 48-52.

[3] Ермакова Е.В. Концепция «срединного пространства» в творчестве архитектора Ганса Шаруна // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы научно-практической конференции. - М.: МАРХИ, 2020. - С. 167-169.

[4] Ермакова Е.В., Сухин Д.Б. Концепция аперспективного пространства в творчестве архитектора Ганса Шаруна // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020, № 4 (53). - С. 109-120.

[5] Немова Ю.А. От функционализма XX века к алгоритмическому проектированию XXI века. Взаимосвязь концепций проектирования ВКР / Науч. рук. проф. О.И. Явейн, доц. П.П. Зуева. - М.: МАРХИ, 2015. - 95 с.

[6] Юдинкова Д.И. Творчество Ганса Шаруна. Органический порядок и структура пространства: ВКР / Науч. рук. проф. О.И. Явейн, проф. И.В. Шишкина. - М.: МАРХИ, 2007. - 120 с.

[7] Hensel T. Aperspektive als symbolische Form. Eine Annäherung. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gib.unituebingen.de/image/ausgaben?function=fnArticle&showArticle=51 (27.10.2022).

О

3

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.