Научная статья на тему 'Особенности пространственной архитектуры дома Наджафа (Ирак)'

Особенности пространственной архитектуры дома Наджафа (Ирак) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЖИЛОЙ КОМФОРТ / ДОМ НАДЖАФИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ / ARCHITECTURAL FEATURES / HOUSING SATISFACTION / NAJAF / HOME / QUALITY OF LIFE / RESIDENTIAL BUILDINGS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аль-Шайбани Алаа Абдали Ханун, Шило А.В., Халаби С.М., Жукова Т.Е.

В статье осмысливаются устойчивые архитектурные характеристики Дома Наджафи, анализируются основные особенности традиционного дома в Ираке, изучаются условия проживания иракских семей в Наджафе. Улучшение качества жизни в конкретном обществе связано с качеством жилья. Определяется совместимость между функциональными пространствами жилища и повседневным образом жизни его обитателей, возможность достижения устойчивых архитектурных характеристик жилища, что способствует обеспечению достойного качества жилья в современных архитектурных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SPATIAL ARCHITECTURE OF THE HOUSE OF NAJAF (IRAQ)

An attempt was made to comprehend the sustainable architectural characteristics of the House of Najafi. WHERE to analyze the main features of the traditional house and to study the living conditions of Iraqi families in Najaf. That Improving the quality of life in a particular society is mainly related to the quality of housing, through an understanding of the compatibility between the everyday lifestyle of the inhabitants and the functional spaces in the chosen living environment that depend on this lifestyle.

Текст научной работы на тему «Особенности пространственной архитектуры дома Наджафа (Ирак)»

УДК 728

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ДОМА НАДЖАФА (ИРАК)

Аль-Шайбани Алаа Абдали Ханун, Шило А.В., Халаби С.М., Жукова Т.Е. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Российский университет дружбы народов, Москва

его обитателей, возможность достижения устойчивых архитектурных характеристик жилища, что способствует обеспечению достойного качества жилья в современных архитектурных проектах.

В исследовании сделан вывод, что иракские семьи в Наджафе предпочитают полагаться на пространственную и организационную специфику традиционной жилой среды. Целесообразно применять этот принцип и в современных проектах, которые на данный момент не отвечают соответствующим требованиям. Отсутствие адаптированных проектных решений приводит к противоречию между потребностями населения и пространственными функциями.

Городская среда представляет собой совокупность множества факторов, которые составляют пространство и отношения людей в нем. Городская среда влияет не только на повседневное поведение и отношения граждан, но и на основные процессы формирования гражданского общества [1]. Отношения с природой улучшают отношения между членами семьи и помогают им лучше удовлетворять их потребности. Отношения между людьми и природой являются показателем баланса между условиями существования и законами, управляющими природой. В исламе основная мысль заключается в том, что между людьми и природой существует тесная связь [2]. То, что определяет окончательную форму жилой единицы и связывает ее пространственные отношения — это образ жизни ее жителей, которые всегда стремятся создать среду, отражающую этот образ, и воплощают его во всех его проявлениях, всех его ценностях, убеждениях, стремлениях, традициях и понятиях. Жилая среда является символом самих жителей, их культурного, духовного и социального потенциала. Жилая единица представляет собой микросреду, в которой искусственно создается место для проживания членов семьи [3]. Планировочные элементы жилого дома во многом зависят от его функционального назначения и от социального статуса домовладельца. Наиболее простые традиционные жилые постройки включали небольшой двор, обеденный зал и спальную комнату [4].

Важно соблюдать условия, установленные для конкретной территории. Недавние исследования утверждают, что качество современной жилой среды зависит от социокультурных и функциональных качеств пространств, от традиций конкретного региона и климатических особенностей окружающей среды [2]. Местная архитектура должна изучаться с точки зрения использования местных материалов, популярных архитектурных мотивов, учета природных условий, приемлемых для населения форм зданий. [5]

Аннотация.

Ключевые слова:

архитектурные особенности, жилой комфорт, Дом Наджафи, качество жизни, жилые здания. История статьи:

Дата поступления в редакцию 03.09.19 Дата принятия к печати 07.09.19

В статье осмысливаются устойчивые архитектурные характеристики Дома Наджафи, анализируются основные особенности традиционного дома в Ираке, изучаются условия проживания иракских семей в Наджафе. Улучшение качества жизни в конкретном обществе связано с качеством жилья. Определяется совместимость между функциональными пространствами жилища и повседневным образом жизни

Современный дом в городе Наджаф в Ираке (Дом Наджафи) подвергся многим изменениям. В нем удалось достичь тех качеств, которые традиционно обеспечивали жилой комфорт с учетом определенных религиозных символов и национального дизайна. В Ираке, как и в большинстве развивающихся стран, не были полностью изучены соответствующие факторы в развитии жилищного строительства. Их необходимо учитывать при разработке жилищной политики для обеспечения надлежащего качества жилья [6].Жилищная политика, проводимая в Ираке, была направлена на то, чтобы дать возможность гражданину получить адекватное жилье [7]. Необходимо определить те особенности, которые могут быть эффективными в создании комфортной жилой среды средствами современной архитектуры и дизайна.

Дом в Наджафе имеет ряд архитектурных и пространственных особенностей, связанных с участием жителей в формировании собственного места обитания. Понимание особенностей повседневного поведения местных жителей определяет уровень корреляции между социальным и пространственным контекстами в жилой архитектурной среде[2] .

Информация и данные, необходимые для проектирования домов в Наджафе, были собраны путем обзора и анализа предыдущих исследований, имевших дело с жилой средой Ирака и стран, условия жизни в которых похожи на иракские [1,2,8,9,10,11,12,13,14]. Конкретные условия социального, культурного и экономического контекста окружающей среды изучались в них в соответствии с принятыми жилищными стандартами и схемами на основе устойчивых систем, законов и программ с учетом требований современного человека. Таким образом была сформулирована концепция адекватного доступного и социально приемлемого жилья, обеспечивающего определенную степень комфорта.

Теоретические рамки этих исследований будут использоваться для анализа и сравнения конкретных характеристик функционального жилого пространства с точки зрения его совместимости с местной моделью повседневной жизни. Целью исследования является выявление устойчивых архитектурных особенностей в традиционном доме Наджафа. Поскольку эти особенности являются результатом длительной практики организации функциональных пространств в доме в соответствии с образом жизни его обитателей их необходимо учитывать в дизайне помещений современного дома Наджаф. Предполагается, что с помощью этих факторов может достигаться удовлетворенность в социально приемлемом жилье, что должно найти отражение в соответствующих программах, реализующих государственную политику в области обеспечения населения жильем.

Методология исследования.

В исследовании изучается роль участия жителей в формировании жилой среды путем анализа повседневного поведения местного населения. Анализируется соответствие условий жизни традиционной семьи, ее влияние на распределение пространств Дома Наджафи и архитектурных особенностей планировки и использования каждого пространства. Информация и данные, необходимые для анализа особенностей строительства в Наджафе, были собраны путем обзора литературы по избранной теме. Были изучены материалы о жилой среде Ирака, в том числе выполненные исследователями, непосредственно проживающими в странах со схожими культурными и социальными особенностями. Изучение социального и культурного факторов, а также конкретных условий окружающей среды позволяют проанализировать и сравнить конкретные характеристики функционального пространства жилья с точки зрения уровня его совместимости с местной моделью повседневной жизни (ежедневные рабочие места) (рис.1). Поставлена цель выявить устойчивые пространственные архитектурные особенности традиционного и современного дома в городе Наджаф.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

« £

0 ш

Р * |

т £ < &

хс Ё *

8 °

1 «

Ш О

2 2 I §

< ш

< 5

Рис. 1. Теоретические основы исследования

Окружающая среда и география города Наджаф

Географическое положение Ирака и его климатические условия определяют основные требования к архитектуре и дизайну жилого дома. Крупные городские образования сосредоточены на севере, в центре и на юге. Большая часть территории Ирака находится в зоне континентального климата. В центральном Ираке лето — долгое и жаркое, а зима — непродолжительная и прохладная. В самом южном районе климат влажный, тропический и температура часто превышает +50°С. Поскольку город Наджаф расположен в засушливом климатическом регионе с недостаточным количеством осадков, проектирование и выбор материалов для жилых зданий должны выполняться таким образом, чтобы использовать особенности внутренней планировки для естественного перемещения воздуха внутри жилых зданий. Рекомендуется использовать колодцы внутри домов, где осадки собираются в фонтаны и искусственные водоемы [14].

Наличие святыни Имама Али в городе имеет религиозное значение и отражает исламский характер городской среды.

Город Наджаф географически расположен в северной части иракской осадочной равнины, на южном краю Западной Сахары, в 10 км от реки Евфрат, с видом на нижнее море Наджаф [15]. Город Наджаф является частью Осадочной равнины и Западного плато (42 метра над уровнем моря) и распространяется на северо-восток и достигает 20 метров над уровнем моря [10]. Геологическая структура почвы позволяет обеспечить города сырьем для строительства, таким, как гравий, песок, глина, гипс и горные породы [10].

Для дома в Наджафи характерны некоторые уникальные особенности по сравнению с домами в других городах с точки зрения их строительства и дизайна. Главной особенностью является наличие бассейнов и колодцев. Это придает городу Наджафу архитектурное и планировочное своеобразие. Ставни окон и дверей украшены как сверху, так и с обеих сторон резными геометрическими орнаментами, красивые лепные рисунки в традиционном стиле украшают фасады зданий. Дома, как правило, часто имеют деревянные двери, а в некоторых есть железные двери и окна, в зависимости от пожеланий владельца [9] (рис.2а,б,в) [14].

д— - ш

< 1Ш 1 шШ

т 1 шШяШЯ

ПР Ш'ш* 1 т Я 1

д

ж

ш

се э н и ш

н

Рис. 2. А) Вход в старый дом Наджаф, б) главная дверь дома, в) Аль-Шанашил наверху дома и смежные дома и темные улицы, г,д) Украшения в комнатах, е) Схема сломанного входа, ж) крипта. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [а,б-alwelayh.com; в,г,д-13; г-www.aaciaegypt.com; ж-12]

и

се <

г

е

Рис. 3. а) Типичное устройство традиционного дома в Наджафе. б) Схема движения воздуха. в) Крипта входа . Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [а-13; б-alwelayh.com; в-www.alnajafalashraf.net]

2?

" £

0 8

¡1

3 2.

со (3

< °

^ а

х с

Ё *

< 8

X х

| £

Ш О

5

1

< ш

£ ^

<

■д с;

с; <

< х

Дома построены из кирпича, обожженного в глиняной печи, извести, других традиционных материалов. При изготовлении дверей, проемов и украшений используется дерево [9]. Эти материалы имеют низкую теплоемкость и хорошо сохраняют температуру в помещениях [2].

Подвалы варьируются в зависимости от размера дома и вместимости. Домовладение имеет до пяти последовательных вариантов размещения по вертикали. Летом в середине дня жители спят в подвале, где температура приемлема, а ночью они спят на плоской крыше, когда климат пустыни становится холодным. В зимний период используются внутренние помещения на этажах. Подвалы домов вентилируются воздушными ловушками- бадгиром. Они похожи на дымоходы, которые улавливают горячий воздух с крыши и перемещают его через кирпичные стены вниз в подвал. При этом влажный воздух в подвале осушается, и температура становится комфортной. (рис.2ж, 3)[16] [9]. Воздушный поток распространяется также на такие элементы дома, как изогнутый вход (рис.2е) или коридор при входе, который разделяет внешнюю дверь и средний двор дома.

В доме есть мужская зона, которая используется для приема гостей мужского пола, называемая Аль-Баррани, и женская зона, называемая дахланы (рис. 5) [11,8].

Пространственные характеристики здания, связанные с повседневными функциями в домах иракских семей:

Несмотря на различные географические и климатические условия жизни между южным, центральным и северным Ираком, существуют общие факторы, которые определяют формирование жилой архитектурной среды и показывают, что она зависит от социального контекста, обычаев семьи и окружающей среды в конкретной области [4]. Необходимо их понимание с целью создания модели идеальной жилой среды в Ираке, а затем ее интеграции в современные проекты жилых единиц и жилой среды в целом.

1 — Социальное поведение иракской семьи:

Характеристики основных компонентов повседневной жизни иракской семьи обусловлены ее определенным социальным и культурным поведением в целом и индивидуальным поведением человека в семье.

А — Пространственные характеристики семейного социального поведения.

Иракские семьи характеризуются особыми чертами поведения и культурой, которые в разных формах отражаются в формировании или организации архитектурных пространств как на частном, так и на государственном уровнях [17]. В иракском обществе должны обеспечиваться возможность отдыха, проповеди, проведения традиционных ритуалов в периоды между полноценной работой.

В образе дома находят воплощение религиозные ценности, такие, как идея соединения души, тела, внешности, одиночества, вознаграждения и наказания [10]. В городе социальное поведение осуществляется на общем уровне в центральных патио, где люди собираются для осуществления ритуалов и прямых отношений с небесами. Внутри дома создается средний двор, который открывает большую часть пространства дома над ним. Кроме того, внутренний двор в традиционном доме является единственным открытым пространством, где мусульманские женщины могут снимать свои хиджабы [9] (рис. 4 а, б, в).

Улица превращается в пространство встреч и общения жителей ближайших домов. Это обстоятельство отражается и на поведении внутри дома. Большинство иракских семей выделяют не менее 20 % площади своих домов для публичных библиотек, предназначенных для встреч и периодических посещений.

Изменение технологий и развитие современного мира оказывает большое влияние на жизнь граждан страны, изменяя области интересов и внося новые компоненты в общественную жизнь города, формируя новые ценности его жителей. Это ведет к появлению новых социальных пространств для жизни людей, появление в жилище таких пространств, как открытая и горячая кухни, в общественных местах — ресторанов и кафе, площадей и площадок для занятий спортом, что значительно меняет внешний вид города

Рис. 4. А) Центральный двор, где люди встречаются, б) Средние дворы прилегающих домов на уровне города, в) Средний двор внутри дома. Источники информации в соответствии с порядком обозначений: [а,б-15; в-13 ]

В — Пространственные характеристики индивидуального поведения в доме.

Исследования показали, что концепция изоляции частного дома от общественных пространств крайне важна для человека из традиционной иракской семьи. Традиционный дом имеет специальные пространства внутри дома, предназначенные отдельно для мужчин и женщин, особенно в домах, где проживает несколько семей [2]. Основываясь на разделении дома на две части (Барани и Дахлани), любые общие и особые функциональные зоны определяются в соответствии с этим делением и связывают их с другими переходными зонами [14][18]. Также отмечается, что этажи дома находятся на разных уровнях, где каждая функциональная деятельность определяется конкретным пространством. Пол центрального двора находится на расстоянии менее одного шага от остального пространства, обращенного к нему. Это показывает важность пространственных границ для выполнения определенной функции в указанном пространстве. Лестница около входа, длиной в метр или два, обычно определяет движение гостей от входа на верхний этаж. Там есть гостиные и спальные комнаты, в то время как внутренняя лестница дома, которой пользуются члены семьи, часто расположена сзади, рядом с кухней, что распределяет вертикальное движение между этажами [18]. Расположение подвала, среднего двора и верхних этажей зависит от функции каждого пространства и определяет расположение осей вертикального и горизонтального движения (рис. 5).

Современные технологии также сыграли важную роль в повышении конфиденциальности иракского человека, поместив его в контекст виртуального мира с помощью средств социальной коммуникации, которые сегодня широко распространены. Эта конфиденциальность повлияла на современный образ жизни и появление его индивидуальных особенностей посредством использования новых моделей движения между пространствами внутри и снаружи дома, а также путем использования цвета и освещения в интерьере [19].

Индивидуальное поведение иракской семьи зависит от традиционных моделей образа жизни даже с учетом того, что некоторые семьи отходят от части традиций, в которых быт семьи определяется пространственной иерархией, связанной с иерархией возрастной: дети, затем отец и мать, а затем дедушка и бабушка. Например, дедушка и бабушка сидят, а затем отец и сыновья (мальчики) справа, а слева — мать и дочери.

Ш Ё Э Н

и

ш

н

ы X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и <

2 о

0 8

И

3 &

ео {3

< о. X =

Ё н

< 8 X х

[5 5 ш о

1 *

< ш ш н

="3

■о с;

В исследованиях Уджда отмечено, что на планировку домов значительно влияет то, в каких родственных отношениях состоят члены большой семьи. Личное поведение в семье отражаются на родственниках и других людях. Например, старший брат мужа не может войти в спальню двух человек, состоящих в браке в определенной семье, в то время, как брат жены может войти в эту комнату более свободно. Это частный случай особенностей взаимоотношений в семье, основанный на традициях и религии. Учет этих особенностей должен быть как в малом частном строительстве, так и в массовой застройке жилого сектора. 2 — Функциональный (пространственный) контекст жизни иракской семьи в доме: Одной из наиболее важных практик, которая очевидна в традиционной и современной иракской семье, является график ежедневных функций, выполняемых ее членами. Он вытекает из местного функционального контекста, который варьируется от одного города к другому [11]. Его можно разделить следующим образом: А — Функциональные характеристики резидентов.

Отношение между пространствами является важной характеристикой, которая сформировала Дом Наджафи на основе принципа функциональной конфиденциальности и характера использования пространства в указанных зонах, а также времени использования пространства в зависимости от пола пользователей. Все это связано с тем, что основным фактором, определяющим отношения между людьми и обществом, является исламская традиция [18], где отношения между мужчиной и женщиной создают специфическую пространственную структуру внутри Дома Наджафи.

Дом разделен на общественные, частные и полуприватные пространства. Общественная часть расположена в передней части дома, где находится вход и приемная для гостей. В то же время женщины выполняют большую часть своей работы, например, готовят пищу, разговаривают и выполняют домашние дела, в центральной и в задней части дома в комнатах с видом на центральный внутренний двор и пространство перед кухней.

Эта концепция не изменилась с момента создания и подготовки различных жилищных программ для иракцев. Она отражает степень учета социальной конфиденциальности (рис. 5, 6) [15, 12]. Как показано на чертежах, конфиденциальное пространство полностью изолировано от передней части. Выполнение ежедневных функций отражается в функциональных пространствах и на соответствующем уровне конфиденциальности и обычного права. Традиционно иракский дом предоставляет маломобильным людям (в том числе беременным женщинам) и пожилым членам семьи помещения на первом этаже (I) (рис. 5).

Ahmed Hdued's house

Рис. 5. Традиционный дом в Наджафе. Источники информации в соответствии

с порядком обозначений: [12]

Концепция использования функциональных пространств повторяется на разных уровнях организации жилой среды в соответствии с возрастной иерархией и кристаллизуется на уровне жилого района в характере использования коммунальных услуг или отношений с соседними семьями [19]. Например, большинство иракцев используют мечети для ежедневной молитвы, часть — только по пятницам. В большинстве парков иракские семьи могут принимать пищу, там могут происходить детские игры, особенно в выходные дни. Это требует создания специальной инфраструктуры для обеспечения сервиса и защиты от отрицательных кли-магических факторов. Иракцы, как правило, используют улицу для шумных массовых мероприятий.

Пока все эти идеи отсутствуют в дизайне современных домов, которые призваны создавать функциональную приватность, соответствующую ожиданиям жильцов, и отражаться на эффективности повседневных функций или экономии времени на них.

B — Характеристики пространственных отношений в доме. В иракской семье происходит распределение работы по дому в зависимости от пола исполнителя и типа работы. Тяжелая работа, необходимая семье, выполняется мужчинами — отцом или старшим сыном, если таковые имеются. Работа по дому, в частности такая, как уборка, приготовление пищи, стирка одежды и т. д., выполняется женщинами. Стремление к использованию светлых тонов в окраске стен, освещение помещений, украшения в комнатах и другие эстетические моменты также продиктованы религией и традициями (рис. 6) (рис.2г,д) [2].

Иракский дом строится так, чтобы быть открытым небу [16]. Его планировка зависит и от климата. Назначение внутреннего двора продиктовано не только климатом, но и его социальными и религиозными функциями (рис. 5).

Определенные размеры пространства в доме связаны с характером его использования и функциональной эффективностью. В домах необходимо наличие таких помещений, как спальни, кухня и приемная для встречи с гостями. Нужны большие площади перед домами.

Средний двор, который находится в середине дома, часто является самым большим по размерам среди оставшихся пространств. Он не разделяется по высоте, в нем непосредственно осуществляется естественная вентиляция, он непосредственно подвергается воздействию солнечного света (рис. 5) [9],что улучшает освещение и вентиляцию в остальных помещениях. Он является единственным внутренним пространством, открытым небу. Подвальные помещения имеют меньшие размеры, стены их слишком толстые, что уменьшает размеры комнат [18]

Человеческий масштаб — это общая особенность при проектировании домов в городе Наджаф, основанная на религиозном и социальном принципе, который отражает приемлемые для жителей пространственные ценности. Размер пространства, его компоненты проявились в традиционных домах старого Наджафа. Эти достижения должны учитываться в современном проектировании.

3 — Качество среды проживания:

Преимущество жизни в городе Наджаф состоит в том, что она проста. Ее качество зависит от главы семьи. Тип главы семьи, уровень ее дохода может быть известен по размеру и площади жилого дома, а также по уровню удобств и характеру декораций (украшений), использованных при создании дома. Требования для обслуживания конкретной категории жителей и характера района определяют возможные изменения образа жизни [20].

Дом Наджафи характеризует высокий уровень использования украшений в различных формах. На рисунке 6 показано широкое использование дерева в панелях, стенах и проемах, а также колонн с деревянными капителями, украшенными очень точными и замысловатыми декоративными формами, в которые вплетены надписи и украшения исламского характера, а также растительные мотивы (рис. 6) [9].

Семья характеризуется образом жизни, к примеру, многочисленные традиционные социальные семьи живут на окраинах городов, а семьи с профессиональным образом жизни живут в домах в городских центрах. Для жителей Наджафа важно владеть своими домами, что отражается на характере формирования и использования пространства внутри дома.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

и £

Л ш

0 ш р

3 I

т £ < &

хс Ё *

8 °

1 «

Ш О

2 2 I §

< ш

< 5

Рис. 6. Традиционный дом в Наджафе. Источники информации:[12].

Результаты.

Архитектурные особенности, которыми обладает иракский дом, особенно в регионе города Наджаф («Дом Наджафи»), связаны с общественной жизнью населения и являются результатом взаимодействия природного окружения, общества и семьи [9]. Они отражаются в различных образах внутреннего и внешнего пространства.

Социальные концепции устойчивого развития архитектуры предусматривают использование местных материалов, современных технологий и достижений технического прогресса, обеспечивающих повышение качества жизни. Несмотря на то, что современная архитектура значительно отличается от традиционной, мы стремимся сохранить традиции «старого дома» в Наджафе, узнать и использовать в интересах современного архитектурного проектирования пространственные черты старого дома и сложившиеся планировки, связанные с традициями семьи, ее поведенческими характеристиками. Поддержание преемственности между традиционным и новым образами жизни, особенности частной жизни и открытости общественных взаимоотношений — задачи создания современного дома в городе Наджаф.

Пространственные характеристики Дома Наджафи, такие, как конфиденциальность, пространственная организация, концепция использования, традиционные пространства, пространственное оформление, отношения с природой и т. д., в пределах определенных функциональных зон представлены в таблице 1. Их совместимость рассматривается в рамках традиционного плана Дома Наджафи (рис. 7).

В таблице 2 представлены архитектурные ценности и особенности Дома Наджафи, связанные с повседневными функциями и социальным поведением семьи, а именно с комфортом, гостеприимством, встречей, уборкой, готовкой, едой, развлечениями, сном, хранением и работой. Среди выявленных пространств — приемная и кухня, спальня, средний двор, кладовая и гостиная.

То, что мы видим сегодня в старом и современном доме в Наджафе, — это устойчивые архитектурные особенности, показывающие, что семьи в городе Наджаф поддерживают целый ряд характеристик образа жизни. Это, в частности, концепция уединения и открытости интерьера и изоляции общественных пространств от частных пространств, встречающаяся в схемах старого дома в городе Наджаф.

Таблица 1

Пространственные характеристики дома, вытекающие из социального, географического и экологического факторов и повседневных поведенческих функций

В зависимости от .[1][2][3][7][8][9][10][11][13][16][17] [19][20][18][4]

В зависимости от социального поведения

В зависимости от индивидуального поведения

Функциональные характеристики

Пространственные характеристики

Качество жилой среды

Ориентация и экология

Традиционные пространства, закрытые пространства, открытые пространства, оптимальное использование пространств, улица как место встречи

Открытость интерьеру, изолированность, интимность, стиль движения, цвета и освещение

Обеспечение достаточного пространства, пол пользова-теля,адекват-ные спальни, многоцелевое пространство

Разделение по гендерно-му признаку, иерархия пространств и размеров, декор и цвет, стиль.

Образ жизни и размер семьи, жилищная политика, семейные приоритеты

Естественное освещение и вентиляция, доступ из всех помещений во внутренний двор

Устойчивость архитектурных особенностей традиционного дома в Наджафе, а также экологич-ность местных материалов обеспечивают множество архитектурных решений, которые могут быть интегрированы в современный дизайн дома, что ведет к созданию лучшей среды обитания с соответствующим уровнем совместимости с потребностями пользователя. Обобщенные результаты проведенного обзора представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Совместимость между функциональными особенностями помещений и локальными ежедневными функциями

№ Функциональные пространства Функциональные особенности архитектуры (-/ X) X = совместимости - = нет совместимости

Конфи-денциаль-ность Иполь-зования (полу) Пространственная Взаимосвязь с природой Циркуляция (Встреча) (Интимная) Дизайн помещений

регуляция гибкость

1 Входная зона Х - Х - - - Х

2 Внутренний двор Х - Х Х Х Х Х

3 Холл Х Х Х Х Х Х Х

4 Спальня Х - Х - - - Х

5 Туалет Х - Х - - Х -

6 Кухня Х Х Х Х Х - -

7 Гостиная - Х Х - - Х Х

8 Подвал - Х Х - - - Х

Х — совместимость, — несовместимость. Системные технологии 3 (№32) 2019

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

I

5 ;

I К

X

и I

н га

, со

и о

а

I

а н

> X

ш

X о

и а

н 1=

X

а н

< и о

со I I

О и

го *о

о о

а и

О о

со ¡е и

X а и

г >5

X га

т

X

Ч

с;

< (и

*

¡е

и и

и

X т

Рис. 7. А) Пространственные характеристики функциональных пространств в Доме Наджафи:

[ по Афром]

Обсуждение результатов.

Изучение традиционного жилья в Наджафе позволило выделить несколько устойчивых архитектурных особенностей в Доме Наджафи, которые должны быть обеспечены и в современном жилье для достижения его достойного уровня и комфорта. К ним относится концепция социальной конфиденциальности и функциональные особенности как мест общего использования, так и использования отдельно женщинами или мужчинами [13]. В современном доме функциональное поведение жильцов разворачивается не в центральном внутреннем дворе, характерном для традиционного жилища, а в пространстве внутри дома, где изолируются собственное пространство, такое, как места для сна, и общественные пространства, такие, как кухня и гостиная. В этом проявляется пространственная гибкость и пространственное регулирование Дома Наджафи.

Вместе с тем, в последнее время происходят изменения по сравнению с традиционной пространственной организацией дома. Так, в современных конструкциях исчезло пространство подвала, на кухне было выделено место для отдыха, изолировано пространство для приготовления пищи, которое генерирует нежелательные запахи или высокую температуру.

Экономические условия жизни иракской семьи строятся с учетом стремления большинства семей владеть своими домами. Создание таких условий является наиболее важной задачей для всех специалистов и, в частности, архитекторов. Необходимо находить пути сокращения расходов при поддержании качества жилья на должном уровне [17]. Взаимосвязь человека и природы сегодня выглядит иначе,

чем прежде. Для достижения этого необходимо учитывать особенности окружающей среды и географических условий. При архитектурной организации пространства Дома Наджафи необходимо использовать солнцезащитные устройства жарким летом, вентиляцию и естественное освещение. Реализация пространственного комфорта, необходимого для жизни семьи, в современных условиях осуществляется в зависимости от различных методов использования пространства.

Выводы.

Исследования показывают, что общество города Наджафа достигло устойчивости на уровне социальных, культурных, экономических и функциональных контекстов. В некоторых случаях необходимо создавать модель жилья и множество альтернатив организации пространства, соотносимых с образом жизни конкретной семьи.

1. В исследовании предполагалось, что местные особенности функциональных пространств следует рассматривать как основное влияние на качество жизни. Важно отметить, что, сохраняя социальные взаимодействия жильцов, фактические функции во внутренних пространствах дома, с течением времени изменяются и все еще существуют традиционные помещения, отражающие реальные социально-культурные потребности пользователей, как внутренние экологические особенности, соответствующие природной среде, которые могут быть учтены при проектировании современных жилых помещений.

Эта теория подтверждается недавними исследованиями, показывающими, что есть категория жителей, которые предпочитают жить в домах, спроектированных с учетом их реальных потребностей и экологических условий региона.

2. Особенности традиционной архитектуры тесно связаны с функциональными помещениями, которые образуют Дом Наджафи. Изменения в планировке жилого дома, появление новых планировочных решений, исчезновение привычных пространств существенно повлияло на восприятие архитектуры. Исследования показали, что традиционный дом вполне может соответствовать требованиям сегодняшнего времени если провести в нем небольшие доработки.

3. Необходимо учитывать потребности населения при планировке нового типа жилища, чтобы не возникало конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Manaf Mohammed Nabil. Identity in Housing: A Comparative Study between Identity in Horizontal Housing and Vertical Housing in Baghdad City. University of Technology, Department of Architecture, 2006. 36 p.

2. Ghaffarianhoseibi A., Berardi U., Dahland N.D. the Essence of Malay Vernacular Houses : Analysis of the Socio-Cultural // Sustain. Cities Soc. 2014. № January. P. 156-170.

3. Suhad Kazem Al Moussawi. Urban Housing Planning and Social Consensus: A Field Study of the Neighborhood of the Warriors in Baghdad City. University of Baghdad, Institute of Urban and Regional Planning, 2011. 55 p.

4. НИКОЛАЕВИЧ, П. Е. КРАСОВСКИЙ А.. . ЖИЛОЙ ДОМ ГОМЕРОВСКОГО ПЕРИОДА (XII-VIII ВВ. ДО Н. Э.) В «ИЛИАДЕ» И «ОДИССЕЕ» Выполнен // Архитектура и градостроительство. 2016. № 1. P. 10-15.

5. Духанов С.С. Развитие архитектурно-градостроительной мысли в западной сибири в период великой отечественной войны // Архитектон. 1946. Vol. 113, № 2. P. 125-141.

6. Jiboye A.D. Significance of house-type as a determinant of residential quality in Osogbo, Southwest Nigeria // Front. Archit. Res. Elsevier, 2014. Vol. 3, № 1. P. 20-27.

7. Fouad Abdullah Mohammad. A Geographic Analysis of the Functional Changes within the Constructional Structure of Al- Najaf Al -Ashraf City after 1990. University of Kufa,College of Arts Department of geography, 2011. 33-117 p.

8. Falah S.M. et al. The Shrine that Consumed Its Town : The Role of Religion and Politics in Reshaping the Iraqi City of Najaf. A dissertation submitted to the Graduate School of the University of Cincinnati in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Architecture, 2018. 75-77 p.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

и £

0 ш

Р

* а

со £ < &

£ s

8 S | S

Ш О 2 2

1 §

í *

< ш

SI

< S

Р

< X

9. Shiite Endowment in Iraq. AL NAJAF SCIENCE CITY Conceptual Master Plan Report. najaf, 2009. 8 p.

10. Abdul Salam Abdul Hussein Najm. Effect of Urban Planning on Social Behavior Programming, Najaf City. University of Baghdad, Institute of Urban and Regional Planning, 1990. 55 p.

11. Chalabi F.M. Effect of structural density change in the housing unit environment, Baghdad, Kadhimiya. University of Baghdad, Institute of Urban and Regional Planning, 2011. 9-143 p.

12. Michal L. Le vasseur and Others. Word Geography — Prentice Hall. u.s.a, 1998. 35 p.

13. Mohammed Hayder A. Al-Sakini. The Changes in Social Structures and Their Impact in Urban Housing Policies. University of Baghdad College of Engineering Architecture Department, 2012. 14-72 p.

14. Al-khateeb M. Planning Ideology and its Effect on Designing that Traditional House in the Islamic Arab City // Al — Mamoun Coll. J. 2010. Vol. 16. P. 49-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Karimi M.S. THE DEVELOPMENT OF MODERN ARCHITECTURAL PRINCIPLES OF SUSTAINABILITY IN ORDER TO COMPARE IRAN TRADITIONAL ARCHITECTURE WITH FIVE MODERN SUSTAINABLE CITY IN THE WORLD ( CASE STUDY : VANCOUVER , COPENHAGEN , OSLO , CURITIBA AND MASDAR ). 2016. № November. P. 3141-3157.

16. Учинина Т.В., Гущина М.С. Управление использованием объектов жилой недвижимости на эксплуатационной стадии // Экономические науки. Консалтинговая компания Юком, 2017. № 1-1. P. 199-201.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Аль-Шайбани Алаа Абдали Ханун, Шило А.В., Халаби С.М., Жукова Т.Е. Особенности пространственной архитектуры дома Наджафа (Ирак). — Системные технологии. — 2019. — № 32. — С. 56—68.

FEATURES OF THE SPATIAL ARCHITECTURE OF THE HOUSE OF NAJAF (IRAQ)

Al-Shaibani Alaa, Shiloh A. V., Halabi S.M , Zhukova T.E. Belgorod State Technological University. V.G. Shukhov Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Abstract

An attempt was made to comprehend the sustainable architectural characteristics of the House of Najafi. WHERE to analyze the main features of the traditional house and to study the living conditions of Iraqi families in Najaf. That Improving the quality of life in a particular society is mainly related to the quality of housing, through an understanding of the compatibility between the everyday lifestyle of the inhabitants and the functional spaces in the chosen living environment that depend on this lifestyle. The ability to achieve sustainable architectural characteristics of the home helps to ensure decent housing in modern architectural projects. The study concluded that Iraqi families in Najaf prefer to rely on the spatial and organizational specificity of the traditional living environment and apply this principle in modern projects, the absence of which leads to a contradiction between the needs of the population and spatial functions.

Key words:

Architectural features, housing satisfaction, Najaf, home, quality of life, residential buildings

Date of receipt in edition: 03.09.19 Date of acceptance for printing: 07.09.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.