УДК 81 ББК 81.432.1
ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКУРСИВНЫХ МАРКЕРОВ РЕЧЕВОГО ОТГОРАЖИВАНИЯ HEDGES В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Д Н.А. Катина
Аннотация. В статье представлены некоторые результаты экспериментально-фонетического исследования особенностей просодической реализации маркеров речевого отгораживания в академической публичной речи. Дискурсивные маркеры речевого отгораживания понимаются как единицы, «смягчающие» высказывания, снижающие его категоричность. В данной статье указываются реализуемые маркерами речевого отгораживания коммуникативные стратегии, которые были выявлены в ходе анализа корпуса исследования. Описаны типичные модели интонационного оформления наиболее частотных маркеров речевого отгораживания в зависимости от их местоположения во фразе. С учетом синтаксической позиции были выявлены три модели реализации дискурсивных маркеров речевого отгораживания в академической публичной речи: в начале, в середине и в конце фразы. Указываются некоторые закономерности просодического оформления наиболее частотных маркеров речевого отгораживания. В некоторых случаях предпринята попытка объяснить из- 289 бранный оратором тип интонационного оформления маркера отгораживания. Делается вывод о том, что коммуникативная интенция говорящего играет значительную роль как в выборе самого маркера отгораживания, так и в выборе его интонационного оформления.
Ключевые слова: дискурсивные маркеры, речевое отгораживание, некатегоричность, просодичесое оформление.
FEATURES OF PROSODIC REALIZATION OF DISCOURSE MARKERS OF SPEECH HEDGES IN ACADEMIC PUBLIC SPEECH
J N I it in i
Abstract. The article reports some results in prosodic realisation of hedging devices in academic discourse relative to their position in the utterance. Hedging is viewed as a strategy by which speakers mitigate and soften the force of their utterances. Preferred prosodic patterns for each position have been detected and described. With regard to their syntactic position three patterns of prosodic realization have been identified - the initial position, the middle position and the final position. General tendencies in prosody of the most frequent hedges have been described. An attempt has been made to outline the factors determining the choice of hedging devices as well as their intonation. On the whole, hedging proves to be an important interactional strategy in spoken communication.
Keywords: discourse markers, hedges, tentativeness, prosodic patterns.
В современной речи дискурсивные маркеры обладают особым прагматическим потенциалом и реализуют целый ряд коммуникативных стратегий. Под дискурсивными маркерами понимаются лингвистические единицы, которые функциони-ЧПП руют как средства организации из-290 ложения (например, first, all in all и т.д.) и как средства выражения позиции и оценки автора (luckily, undoubtedly и т.д.).
В фокусе нашего исследования находится один из видов дискурсивных маркеров, выражающий оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность) — дискурсивные маркеры речевого отгораживания "hedges" (термин Дж. Лакоффа). В русле коммуникативно-прагматического подхода маркеры речевого отгораживания рассматриваются как «средства смягчения, препятствующие прямо-
Преподаватель XX
ЕК
линейности и категоричности высказывания» [1, с. 173].
Дискурсивные маркеры речевого отгораживания реализуют такие коммуникативные стратегии, как снижение категоричности и прямолинейности высказывания, достижение неопределенности с целью ограничить ответственность за сказанное, снижение конфликтности и им-позитивности высказывания.
Исследования, посвященные проблеме определения просодических характеристик дискурсивных маркеров и маркеров речевого отгораживания в частности, в большей степени носят узконаправленный характер. Как правило, для анализа и описания избирается определенная группа единиц (например, единицы с элементом say - let's say, shall we say, so to say, what you might say), либо вовсе один маркер I think (см.: Katlen-boeck 2007) или sort of (см.: Aijmer 1984, 1986).
-2 / 2014
В данной статье будут представлены некоторые результаты исследования просодической реализации дискурсивных маркеров речевого отгораживания hedges. Корпус исследования составили образцы британской академической речи — лекции, записанные в момент исполнения (общее время звучания — 10 часов).
На первом этапе нами были выявлены наиболее частотные маркеры речевого отгораживания, которыми оказались следующие единицы: I think; sort of/kind of; probably/ possibly/perhaps/maybe и what you might call. Маркеры, производные от I think — I don't think, I thought — и маркеры синонимичные ему — I suppose, I imagine - рассматривались нами как идентичные.
Диктемы, содержащие данные единицы, были подвергнуты ауди-торскомуиэлектронно-акустическому анализу, при этом учитывалась позиция дискурсивных маркеров речевого отгораживания в высказывании. По местоположению во фразе были выявлены три модели реализации данных маркеров: в начале, в середине и в конце высказывания.
В ходе исследования были установлены особенности интонационного оформлении каждого из перечисленных маркеров речевого отгораживания.
Отметим, что, несмотря на значительную вариативность просодического оформления маркера I think, проведенный нами анализ позволил выявить некоторые закономерности просодической реализации данного маркера.
В силу своего комментирующего характера маркер I think характеризуется просодической сглаженно-
стью, непроминантностью. Так, например, частотны случаи, при которых в начале и в середине интонационной группы I think не только не выделяется в отдельную синтагму, но и не маркирован интонационно.
Представляется, что отсутствие акцентного выделения дискурсивного маркера I think подчеркивает его «избыточность» по отношению к собственно информативному компоненту текста» [2, c. 165-166]. Данные, полученные в ходе акустического анализа, подкрепляют результаты аудиторского анализа: на участке I think тональный диапазон сужен, громкость и средний тональный уровень понижены, что является характерным способом оформления так называемой Low Key Information - информации, которую оратор считает несущественной, информации второстепенного характера (см. B. Bradford, D. Brazil и др.):
But \/also 11 thinkj in language teaching at the moment I there is ^not enough л emphasis I ^placed on л memorising ||
В связи с тем, что подобное «сглаженное» просодическое оформление маркера I think оказалось превалирующим, особый интерес представляют те фрагменты из корпуса исследования, в которых данная единица не следует этой закономерности, а именно высказываний, в которых маркер I think просодически выделен и образует отдельную интонационную группу, как, например, в:
The ^stress placement in modern /Greek is | I 4hink | ^more x difficult to learn | than ^stress in xEnglish words I
Отметим, что в подобных примерах было выявлено увеличение гром-
кости, замедление темпа, повышение тонального уровня, причем предикативный элемент (think) реали-зовывался высоким нисходящим терминальным тоном (High Fall). Видится, что подобный выбор просодических средств может свидетельствовать о высокой «вовлеченности» говорящего "being more involved' [3, с. 51]. В данном случае просодические средства способствуют установлению и поддержанию контакта с аудиторией.
Особый интерес представили единичные случаи, в которых расположение терминального тона переходит с предикативного (think) на субстантивный (I) элемент, при этом акцентируемый элемент I реализуется восходяще-нисходящим терминальным тоном (Rise-Fall):
The ^lower the level you xplay it / with | 'I think | the better ||
Представляется, что маркер речевого отгораживания I think при определенном наборе просодических характеристик, а именно в случае расположения ядерного тона на суб-292 стантивной части, может приобретать значение, противоположное базовому значению смягчения высказывания, и выступать в роли маркера усиления высказывания — интен-сификатора. Таким образом, просодия меняет прагматическую направленность высказывания.
Маркеры речевого отгораживания kind of / sort of обнаруживают меньшее разнообразие вариантов просодической реализации. В большинстве случаев данные элементы безударны, произносятся с ускоренным темпом, на сегментном уровне характеризуются фонетической редукцией. Интересно, что в интонаци-
онном оформлении данных элементов в лекциях и в текстах разговорного стиля не отмечается существенных различий. Представляется, что подобное просодическое оформление свидетельствует об открытом, дружелюбном характере взаимодействия между говорящим и аудиторией, неформальной тональности общения.
Следует отметить, что в ряде случаев kind of/ sort of реализуются на высоком уровне, с повышенной громкостью и составляют первый элемент шкалы:
This ^idea of 'memorising things | xlearning things by heart | is become a ^kind of 'dirty xconcept | in English language teaching ||
Представляется, что подобное просодическое оформление частично обусловлено стремлением говорящего придать большую выделенность слову, следующему за маркером речевого, с одной стороны, и в то же время выразить «отчужденность» от слова, создающего отрицательное впечатление (dirty concept), снизив потенциальную конфликтность и сохраняя контакт, с другой стороны.
Для таких маркеров речевого отгораживания, как perhaps/probably/ possibly/maybe, свойственна ударная или полуударная позиция во фразе: It is „ maybe the \dominant genre of our time I
Примечательно, что, подобно маркеру отгораживания I think, единицы perhaps/maybe также могут предшествовать информации второстепенного характера (Low Key information), что проявляется в первую очередь в значительном снижении тонального уровня:
The current methodology in the world as far as I can see I in vmany /countries I
Преподаватель ^
2 / 2014
j^not \you of course I perhaps some of the vother teachers who didn't come to„ days I is the following I
Маркер речевого отгораживания what you might call в силу своего лексического состава имеет меньший спектр значений и характеризуется относительно фиксированной синтаксической позицией и схожей просодической реализацией. Так, в большинстве случаев данная единица выделена в отдельную интонационную группу, элемент called реализован средним терминальным тоном Mid Level Tone:
And the debate | had been between those who su>pported | ¿what was >called | liberal education | and those who su>pported | scientific educationI
Итак, дискурсивные маркеры речевого отгораживания hedges широко используются в академической публичной речи и реализуют стратегии дистанцирования и неимпози-тивности. Значительная вариативность в просодическом оформлении
маркеров отгораживания отвечает интенциям говорящего и имеет целью оптимизировать контакт с аудиторией для достижения наиболее эффективной коммуникации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ларина, Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации [Текст] / Т.В. Ларина. - М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. - 173 с.
2. Фрейдина, Е.Л. Публичная речь и ее просодия [Текст] / Е.Л. Фрейдина. - М. : «Прометей» МПГУ, 2005. - 166 с.
3. Cruttenden. Intonation. - Cambridge University Press, 1997. - 51 c.
REFERENCES
1. Larina T.V. Kategorija vezhlivosti i stil' kommunikacii [Category of politeness and style of communication], M.: Rukopisnye pamjatniki Drevnej Rusi, 2009, 173 p.
2. Frejdina E.L. Publichnaja rech' i ee prosodi-ja [Public speech and its prosody], M.: «Pro-metej» MPGU, 2005, 166 p.
3. Cruttenden. Intonation, Cambridge University Press, 1997, 51 c. ■
293
Катина Наталья Александровна, аспирантка кафедры фонетики английского языка Московского педагогического государственного университета, [email protected]
Katina N.A., Post-Graduate Student, English Phonetics Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
!ЕК