Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕКСТА НОРМАТИВНОГО АКТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕКСТА НОРМАТИВНОГО АКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
идеологическое воздействие / интерпретация / нормативно-правовой акт / пропаганда / пропагандистское воздействие / propaganda / propaganda impact / legal act / interpretation / ideological impact

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Николаевна Тогузаева

Проведен анализ пропагандистского потенциала нормативных актов. Коммуникационное воздействие правового акта усиливается при использовании специальных приемов и техник, которыми пользуется законодатель. Подчеркнуто, что заложенное коммуникационное воздействие текста нормативно-правового акта может оказывать и пропагандистский эффект (например, пропагандировать патриотизм, значимость правового просвещения, здоровья нации, сплоченность и единство народа и др.). Выделены факторы, сопровождающие свойство пропагандистского воздействия текста нормативных правовых актов, среди них социально-политические цели, идеологическая направленность, мотивационное обеспечение, соответствие идеи закона и ее воплощения, осуществляемость в интересах государства (государственной власти) в контексте реализации идеологический функции государства и др. Приведены примеры таких правовых актов, как концепции, стратегии и доктрины, имеющих наибольшую концентрацию политико-идеологического воздействия посредством включенности пропаганды в тексты правовых актов, а также выделены характерные черты пропагандистского воздействия текста нормативного акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Propaganda Impact of the Normative Act Text

An analysis of the propaganda potential of normative acts has been carried out. The communication impact of a legal act is enhanced by the use of special techniques and techniques used by the legislator. The author emphasizes that the inherent communication impact of the text of a normative legal act can also have a propaganda effect (for example, to promote patriotism, the importance of legal education, the health of the nation, the cohesion and unity of the people, etc.). The paper outlines the factors of the propaganda impact of the normative legal act text, such as socio-political goals, ideological orientation, motivational support, compliance with the idea of the law and its implementation, implementation in the interests of the state (state power) through of the implementation of the ideological function of the state, etc. The article provides examples of such legal acts as concepts, strategies and doctrines, which have the highest concentration of political and ideological impact through the inclusion of propaganda in the texts of legal acts, and also highlights the characteristic features of the propaganda impact of the text of a normative act.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕКСТА НОРМАТИВНОГО АКТА»

УДК 340

РО!: 10.17277/ргауо.2023.03.рр.288-295

Проведен анализ пропагандистского потенциала нормативных актов. Коммуникационное воздействие правового акта усиливается при использовании специальных приемов и техник, которыми пользуется законодатель. Подчеркнуто, что заложенное коммуникационное воздействие текста нормативно-правового акта может оказывать и пропагандистский эффект (например, пропагандировать патриотизм, значимость правового просвещения, здоровья нации, сплоченность и единство народа и др.). Выделены факторы, сопровождающие свойство пропагандистского воздействия текста нормативных правовых актов, среди них социально-политические цели, идеологическая направленность, мотивационное обеспечение, соответствие идеи закона и ее воплощения, осуществляемость в интересах государства (государственной власти) в контексте реализации идеологический функции государства и др. Приведены примеры таких правовых актов, как концепции, стратегии и доктрины, имеющих наибольшую концентрацию политико-идеологического воздействия посредством включенности пропаганды в тексты правовых актов, а также выделены характерные черты пропагандистского воздействия текста нормативного акта.

Ключевые слова: идеологическое воздействие; интерпретация; нормативно-правовой акт; пропаганда; пропагандистское воздействие.

Екатерина Николаевна Тогузаева, канд. юрид. наук, доцент, кафедра гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»,

Саратов, Россия; belana1@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕКСТА НОРМАТИВНОГО АКТА

Введение

Являясь результатом деятельности правотворческих органов государства, нормативно-правовой акт остается главным источником права. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018 года, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Несмотря на то что нормативные правовые акты регулируют важные общественные отношения и принимаются специально уполномоченными органами, это не всегда является гарантией их «идеальности» с точки зре-

ния юридической техники и текста как образца использования языковых средств.

В таком случае приходит на помощь интерпретационная техника, однако обращение к толкованию не исключает риск: процесс толкования не всегда происходит по той идеальной модели и с тем эффективным результатом, который планируется. Толкование юридических документов может происходить и с игнорированием буквального текста документа и истинной цели документа, при этом цель искажается, и субъект толкования приходит к совершенно иному результату, чем тот, который был задуман авторами документа. Причиной таких ошибок интерпретационного характера может стать отступление от общих правил толкования норм права, это приведет к несоответствию результата истинному содержанию интерпретируемой нормы. Искажение может быть неумышленное, ввиду недостаточного профессионализма интерпретатора, а может наоборот иметь преднамеренный характер, как один из вариантов, иметь цель - сформировать необходимый уровень пропагандистского воздействия с намерением оказать определенное влияние на адресат.

Законодатель вкладывает особый смысл в каждую норму, руководствуясь идеологическими приоритетами. На наш взгляд, это связано с тем, что правовая идеология объективизируется в нормативно-правовых актах, прежде всего, в Конституции РФ и далее раскрывается в отраслевом законодательстве, поэтому нормативно-правовые акты - как результат деятельности человека сами по себе тоже не могут быть нейтральны относительно включенности в определенное пропагандистское идеологическое воздействие. Исследователи правовой идеологии подчеркивают, что идеология насыщает юридическую форму гуманистическим содержанием, облагораживая правовую догматику [7, с. 51].

Результаты и обсуждения

Следует учитывать различный уровень правосознания в обществе идифференцированность относительно владения основами правовой грамотности (от обыденных навыков до профессиональных). В связи с чем различны и технологии пропаганды, закладываемые в источник информации. Совершенно справедливым считаем, что качество нормативно-правового акта, отмеченное высоким уровнем юридической техники уже само по себе может оказывать пропагандистское воздействие (однако результат будет зависеть как от уровня правосознания, правовой грамотности адресата, так и от его способности оценить юридико-техническое качество нормативно-правового акта) [10, с. 82]. Значительно усилят это пропагандистское воздействие стилистические приемы, речевые обороты и языковые средства, используемые в тексте нормативно-правового акта.

Учитывая, что такие средства, как пропаганда, работают на правовую идеологию, в работе с текстами нормативно-правовых актов можно выделить как пассивный способ правовой пропаганды, так и активный в зависимости от используемых приемов. А. С. Бондарев подчеркивает существенное значение письменных средств при реализации правовой пропаганды, к числу письменных средств он как раз и относит тексты правовых

актов (нормативных, применения и толкования норм права), комментарии ученых-юристов к важным законам страны (комментированная Конституция РФ, кодексы РФ - гражданский, семейный, уголовный и др.), статьи на правовые темы в газетах, журналах, монографии ученых на правовые темы и др., отмечая свойство неоднократного использования в процессе доведения установок до адресата их неоспоримым преимуществом [3].

Обращаясь к анализу языка правотворчества, исследователи права отмечают особенный потенциал текста нормативных правовых актов. Так, к примеру, профессор Т. М. Пряхина, анализируя ценность текста Конституции РФ, подчеркивает, что там, где нужно акцентировать внимание на личных, религиозных, семейных, общественных ценностях, законодатель опирается на чувственно-экспрессивные единицы, в связи с чем текст Конституции получает нужную эмоциональную окраску [9, с. 40]. Автор здесь подчеркивает, что правовой науке жизненно необходимо развивать такое направление, как юридическая текстология, а текст Конституции РФ обеспечивает преемственность как исторического развития нации и государства, так и единство ее социокультурного и политического бытия, пра-вопонимания и ценностных ориентаций.

Филологи и лингвисты замечают, что стиль языка законов имеет множество специфических отличий, но он не изолирован от других языковых стилей и, как и любая другая разновидность языкового стиля, является формой социального общения, при помощи которого законодатель влияет на общество [8, с. 75]. Коммуникационное воздействие усиливается при использовании специальных приемов и техник, которыми пользуется законодатель. При этом согласимся с теми авторами, которые подчеркивая идеологическую нейтральность, «стерильность» самой юридической техники, отмечают значимость мотивов, целей и политической воли. Так, например, по мнению профессора В. М. Баранова, именно идеологический фактор, политическая воля государства должна определять и фактически определяет содержание и форму того или иного технико-юридического приема в конкретных сферах жизнедеятельности [1, с. 57].

Таким образом, заложенное коммуникационное воздействие текста нормативно-правового акта может оказывать и пропагандистский эффект, в том числе, например, пропагандировать патриотизм, значимость правового просвещения, здоровья нации, сплоченность и единство народа и др.

Оценивание текста нормативного акта по правовым критериям с точки зрения соответствия правовым требованиям не лишает субъекта возможности оценивать и анализировать текст акта с учетом отражения окружающей действительности, геополитической обстановки, проблем и рисков современного общества. Считаем возможным выделить следующие факторы, так или иначе сопровождающие свойство пропагандистского воздействия текста нормативных правовых актов:

- социально-политические цели;

- идеологическая направленность;

- мотивационное обеспечение;

- соответствие идее закона и ее воплощения;

- осуществляемость в интересах государства (государственной власти) в контексте реализации идеологической функции государства;

- непременное преломление через риски современного общества, что, в свою очередь, может дать и неожиданно противоположный эффект в противовес задуманному изначально законодателем, например, в связи с изменением геополитической обстановки в стране;

- уровень мотивированности адресата на уяснение текста закона, осознание значимости понимания текста нормативно-правового акта для него (еще в конце XIX века немецкий филолог Ф. Бласс писал о понимании: «"Понимать" значит: сознавать и чувствовать то, что сознавал и чувствовал пишущий..., или, другими словами: уподобить свое душевное состояние состоянию пишущего и, так сказать, отождествить себя с автором, имея в виду именно то время, когда он писал свое произведение» [2, с. 24]).

Для верного понимания и осознания пропагандистского эффекта, заложенного законодателем, важно не только правильное толкование терминов, лексическое понимание и знание основных правил синтаксиса, но и осознание места нормативного акта в системе законодательства, исторических этапов его создания, понимание смысловой связи акта с явлениями социальной действительности. Некий «ритм», значимый для понимания заложенного законодателем пропагандистского эффекта, создает словесная архитектура, примером тому может служить преамбула Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которой закрепляется: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Несмотря на «экономное» использование языковых средств в текстах нормативно-правовых актов, законодатель все же вкладывает посредством таких акцентов особое звучание.

При этом, если в политической пропаганде важно «столкнуться» с информацией несколько раз, что создаст в итоге впечатление большей достоверности и авторитетности мнений, то в пропаганде, заложенной в тексте нормативно-правового акта, законодателем авторитетность самого источника уже презюмируется. И несмотря на то что в данном случае развлекательные и ярко креативные форматы и возможности, которые применимы в первом примере, и допускают быстрое проникновение информации, отрицать наличие пропагандистского эффекта, на наш взгляд, нельзя.

Считаем, что наибольшую концентрацию политико-идеологического воздействия посредством включенности пропаганды в тексты правовых актов можно обнаружить в преамбулах нормативных актов и в таких документах, как стратегии, концепции и доктрины. Пожалуй, это те правовые акты, в которых максимально преобладает воздействующий эффект пропагандистского характера. Не будем рассуждать о статусе этих документов, согласимся с тем, что они обладают нормативно-правовыми свойствами и поэтому входят в структуру законодательства РФ [6, с. 195]. Такие документы изобилуют декларативными нормами, определяют основные направления законодательного развития, поэтому неудивителен

заложенный в них потенциал пропаганды, вот лишь некоторые из многочисленных примеров:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: «Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России» (О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400);

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: «Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру» (О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666);

- Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом: «Духовно-культурный фундамент Российской Федерации будет способствовать упрочению позиций нашей страны на международной арене и достижению долгосрочных целей ее устойчивого развития» (Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом: Указ Президента РФ от 05.09.2022 № 611).

Усиливающие пропагандистский эффект выражения можно обнаружить в преамбулах нормативных актов, поскольку преамбулы, как правило, отражают цели, мотивы принятия нормативного акта, а также преамбула может быть наполнена идеологическими установками:

- преамбула к закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ);

- преамбула к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральное собрание Российской Федерации <...> считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания... (О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ).

В настоящее время позитивный просветительско-пропагандистский эффект заложен законодателем и усматривается в актах, посвященных пропаганде здорового образа жизни, молодежной политике, укреплению института семьи, охране окружающей среды, развитию туристско-рекреа-ционных кластеров, охране историко-культурного наследия, развитию добровольчества, поддержке молодой семьи и др.

Заключение

Проведенный анализ позволяет выделить следующие характерные черты пропагандистского воздействия текста нормативного акта:

- текст нормативного акта имеет скрытый «посыл» коммуникативного намерения;

- выделяется адресат пропаганды (при этом в правовой коммуникации отмечается главенство народа как источника власти, такое мнение в научной литературе уже высказывалось учеными) [5];

- многократная реализация нормативного акта усиливает пропагандистский эффект;

- всегда присутствует информационная составляющая с воздействием на широкий круг людей;

- можно обобщенно сформулировать цель всей исследуемой в настоящей работе пропаганды - развитие социального согласия;

- учитывая, что в литературе выделяют различные виды пропаганды [4], считаем возможным говорить, что через текст нормативного акта чаще других видов реализуется аксиологическая (направленная на формирование соответствующих ценностей у населения) и образовательно-воспитательная пропаганда.

Те, кто занимается написанием норм права, юридико-лингвистичес-кой экспертизой документов, должны обращать внимание на дух закона, понимая потенциальную необходимость или ее отсутствие в усилении пропагандистского эффекта, тщательно подбирая языковые средства. В таком случае следует повышать компетентность нормотворца, вплоть до его этно-культурной компетентности, осознания поликультурного пространства и преломления через него всех тех средств, которые используются законодателем. Если использование в литературном тексте средств художественной выразительности - привычно, то в тексте нормативного акта они могут сработать, реализовывая эффект пропаганды нужных ценностей и ценностных ориентиров. Поставленные (обозначенные) в правовой сфере проблемы и предложенные в нормативном акте пути их решения через юридическое познание будут преломляться в выстроенных законодателем ценностных ориентирах. Несмотря на унифицированность юридического языка, отсутствие декларативности и всяческой эмоциональности, продвижение гуманитарных ценностей в жизнь - остается одной из главных задач, отвечающих идее правового государства.

Список литературы

1. Баранов В. М. Политико-идеологические пределы преемственности юридической техники // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 55 - 57.

2. Бласс Ф. Герменевтика и критика: соч.: пер. с нем. = Hermeneutik und Kritik / пер. с нем. Л. Ф. Воеводский. Одесса: Тип. Штаба Одесского Военного окр., 1891. 194 с. Цифровая копия печатной публикации. Текст: электронный. URL: https://library.utmn.ru/dl/Rare_book/Blass.pdf (дата обращения: 02.09.2023).

3. Бондарев А. С. Правовая пропаганда и обучение - формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2008. № 1. С. 4 - 16.

4. Бредихин А. Л., Удальцов А. А. Пропаганда как средство осуществления идеологической функции государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3(87). С. 10 - 14. doi: 10.35750/2071-8284-2020-3-10-14

5. Голев Н. Д. Язык закона и лингвистическая экспертиза законопроекта в свете правовой коммуникации // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 132 - 136.

6. Мадаев Е. О. Место и роль правовой доктрины в правовой системе Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2(2). С. 193 - 197.

7. Михайлов А. М. Правовая идеология и правовая догматика // Genesis: исторические исследования. 2017. № 1. С. 31 - 52.

8. Прадид О. Ю. Язык закона: вопросы стилистической квалификации // Litera. 2019. № 2. С. 68 - 77.

9. Пряхина Т. М. Ценность текста Конституции // В сб.: Конституционные ценности и ценность Конституции: материалы круглого стола с Международным участием, проводимого в рамках XV Фестиваля науки города Москвы. М., 2020. С. 38 - 44.

10. Тогузаева Е. Н. Роль правовой пропаганды в укреплении идеологических основ общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, № 1. С. 79 - 84. doi: 10.18500/1994-25402023-23-1-79-84

References

1. Baranov V.M. [Political and ideological limits of the continuity of legal technique], Yuridicheskaya tekhnika [Legal technique], 2011, no. 5, pp. 55-57. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Blass F. Hermeneutik und Kritik, Odessa, 1891, 194 p. available at: https:// library.utmn.ru/dl/Rare_book/Blass.pdf (accessed 02 September 2023). (In Germ.)

3. Bondarev A.S. [Legal propaganda and education - forms of legal education: the concept and means of influence], Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki [Bulletin of Perm University. Legal sciences], 2008, no. 1, pp. 4-16. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Bredikhin A.L., Udaltsov A.A. [Propaganda as a means of implementing the ideological function of the state], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2020, no. 3(87), pp. 10-14. doi: 10.35750/2071-8284-2020-3-10-14 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Golev N.D. [Language of law and linguistic expertise of the bill in the light of legal communication], Dinamika yazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoy Rossii [Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia], 2016, no. 5, pp. 132-136. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Madaev E.O. [Place and role of legal doctrine in the legal system of the Russian Federation], Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2015, no. 2(2), pp. 193-197. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Mikhailov A.M. [Legal ideology and legal dogmatics], Genesis: istoricheskiye issledovaniya [Genesis: historical research], 2017, no. 1, pp. 31-52. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Pradid O.Yu. [Language of law: questions of stylistic qualification], Litera, 2019, no. 2, pp. 68-77. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Pryakhina T. M. [The value of the text of the Constitution], Konstitutsionnyye tsennosti i tsennost' Konstitutsii: materialy kruglogo stola s Mezhdunarodnym uchastiyem, provodimogo v ramkakh XV Festivalya nauki goroda Moskvy [In the

collection: Constitutional values and the value of the Constitution. Materials of the round table with international participation, held as part of the XV Science Festival of the city of Moscow], 2020, pp. 38-44. (In Russ.)

10. Toguzaeva E.N. [The role of legal propaganda in strengthening the ideological foundations of society], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravleniye. Pravo [News of Saratov University. New episode. Series: Economy. Control. Right], 2023, vol. 23, issuer 1, pp. 79-84. doi: 10.18500/1994-2540-2023-23-1-79-84 (In Russ., abstract in Eng.)

Features of the Propaganda Impact of the Normative Act Text

E. N. Toguzaeva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law and Procedure, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, Saratov, Russia;

belana1@yandex.ru

An analysis of the propaganda potential of normative acts has been carried out. The communication impact of a legal act is enhanced by the use of special techniques and techniques used by the legislator. The author emphasizes that the inherent communication impact of the text of a normative legal act can also have a propaganda effect (for example, to promote patriotism, the importance of legal education, the health of the nation, the cohesion and unity of the people, etc.). The paper outlines the factors of the propaganda impact of the normative legal act text, such as socio-political goals, ideological orientation, motivational support, compliance with the idea of the law and its implementation, implementation in the interests of the state (state power) through of the implementation of the ideological function of the state, etc. The article provides examples of such legal acts as concepts, strategies and doctrines, which have the highest concentration of political and ideological impact through the inclusion of propaganda in the texts of legal acts, and also highlights the characteristic features of the propaganda impact of the text of a normative act.

Keywords: propaganda; propaganda impact; legal act; interpretation; ideological impact.

© Е. Н. Тогузаева, 2023 Статья поступила в редакцию 01.07.2023

При цитировании использовать:

Тогузаева Е. Н. Особенности пропагандистского воздействия текста нормативного акта // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 3. С. 288 - 295. doi: 10.17277/pravo.2023.03.pp.288-295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.